Распределение пайщиков по сегментам

  Пайщики пенсионеры Пайщики предприниматели «Средний пайщик»
Возрастная группа люди пенсионного возраста 25-45 лет 25-45 лет
Целевые установки сбережение на старость займы на дело Удовлетворение потребностей
Уровень риска для СКПК отсутствует высокий Средний
Акцент СКПК по привлечению гарантия возврата вкладов доступность займов надежность и постоянство
Рост группы пайщиков положительный положительный положительный

Стратегия увязки сильных сторон и возможностей

Сильная сторона Возможности Цель
  § Быстрое инвестирование § Разнообразие займов § Сбер.взнос до востребования под большие % ставки     § Высокий потенциал для удовлетворения потребностей населения и бизнеса в займах и сбережениях средств     § Привлечение большего числа пайщиков
  § Безопасность § Доверие § Формирующиеся фонды     § Создание сети отделений или удаленных офисов, филиалов в радиусе 100 км от города. § Создание отдельных СКПК по регионам.     § Открытие дополнительного офиса в в удаленном районе города, филиалов в радиусе 100 км. от города. § Создание и развитие сети кооперативов по районам.  
  § Рентабельность § Ликвидность       § Сотрудничество с новыми торгующими фирмами, ЧП, организациями по предоставлению новых услуг   § Поиск партнеров для совместной деятельности

В настоящее время при содействии Предпринимателя Горелова Е.В открыты и работают 6 СКПК в Республике Хакасия, Таштыпский район - СКПК "РАДУЖНОЕ"; Красноярский край, Курагинский, Уярский районы СКПК "ДАР", Емельяновский район – СКПК «УСПЕХ»; Минусинский район СКПК "Ветерок"; Новосибирская область, Искитимский район СКПК "ДАР"; Алтайский край СКПК "Сотворение"; Томская область СКПК "Томич", Республика Алтай - в с.Чемал Чемальского района СКПК «Ирбис», в с.Чоя, Чойского района СКПК «НАДЕЖДА», в с.Усть-Кан, Усть-Канского района СКПК «Агросервис».

Недостаточная поддержка Правительства РФ, Министерства Сельского хозяйства РФ, администрации районов, и других органов власти, отсутствие залоговой базы при оформлении кредитов банка, значительно затрудняют развитие кооперативного движения по селам и деревням России. Зарегистрировано много Сельскохозяйственных Кредитных кооперативов, однако, все они находятся в стадии становления.

Стратегия нейтрализации слабых сторон

(или их конверсия в сильные)

Слабая сторона Действия
  § Высокая % ставка по займам     § Проанализировать экономическую ситуацию в СКПК. § Обратить внимание на разнообразие займов
  § Срок выдачи займов не больше года       § Разработать механизмы выдачи и возврата долгосрочных займов
  § Не ведется работа с жителями района     § Исследовать потребности селян в целевых займах и разработать механизмы работы с ними
  § Недостаточно отработан механизм прямого перевода средств пайщиков (пенсий, пособий, з/п) на их счета в СКПК       § Найти пути достижения положительного результата работы с административными органами по поводу перевода пенсий, пособий. § Довести до пайщиков информацию о возможности перевода з/п на их счета в СКПК.

Стратегия нейтрализации угроз

(или их конверсия в возможности)

Угрозы Действия
  § Кризисное состояние аграрного сектора экономики     § Создать страховые механизмы для СКПК. § Разработать систему обеспечения займов для селян.
  § Население не доверяет финансовому сектору и рублю       § Следует акцентировать внимание на выгодных для пайщиков отличиях СКПК от других финансовых институтов
  § Конкуренция со стороны Сбербанка (низкая % ставка по займам)     § Акцентировать рекламную кампанию на возможностях облегченного доступа к средствам СКПК. § Рассмотреть возможности снижения % ставок. § Обратить внимание на разнообразие займов. § Использовать как приоритетную ситуацию отсутствие в удалённых районах коммерческих банков и других институтов финансирования
  § Конкуренция со стороны других СКПК, не объединённых брендом "СКПК"     § Разработать виды услуг, систему обеспечения надежности их предоставления группам населения, интересным для СПКП.


Приоритетные цели

Под приоритетными целямиподразумеваются направления деятельности СКПК (существующие или потенциальные), в которые кооперативы должны направить максимум усилий.

Приоритетные цели возникают как результат диагностики внутренней и внешней среды и определения возможностей и опасностей, а также сильных и слабых сторон кооператива.

Кредитным кооперативам достаточно наметить 3-6 целей, реализация которых приведет к

желаемому результату.

Одной из приоритетных целей является количественный рост. Кредитный кооператив самостоятельно делает прогноз своего развития. Прогноз развития делается на основе динамики статистических показателей предыдущих периодов.

Важной целью для всех кооперативов улучшение управления рисками.

В качестве примера можно привести следующую ситуацию:

В ходе диагностики выяснено, что кооператив проводит недостаточную работу с удаленными территориями и районами с целью привлечения дополнительных ресурсов.

Учитывая, что у жителей районов постоянно возникает потребность приобретения товаров первой необходимости, кормов, поддержания домашнего хозяйства, приоритетной целью для кооператива в данной ситуации является открытие дополнительных офисов (отделений), кооперативов в благополучных районах, используя при этом ситуацию отсутствия в районах коммерческих банков и других институтов финансирования.

Приоритетными целями является: - привлечение большего числа пайщиков; разнообразие займов и видов услуг при полной надежности их предоставления группам населения, интересным для СКПК; необходимо создание страхового поля, систему управления рисками – возврата займов и сбережения личных денежных средств членов-пайщиков.

Примечание: При составлении бизнес-плана кооператива приоритетные цели, определенные исполнительным органом СКПК «РАДУЖНОЕ» утверждены Правлением кооператива.

Задачи

Задачи –это те результаты, которые СКПК «РАДУЖНОЕ» желают достичь в установленном бизнес – планом периоде. Задачи соответствуют выбранным приоритетным целям, но более точные и измеримые, то есть такие, выполнение которых можно оценить в следующих показателях.

Для приоритетной цели, определенной в предыдущем разделе определяются следующие задачи:

- открыть дополнительные офисы в удаленном районе;

- создать сеть кооперативов в регионах Сибирского Федерального Округа;

- отработать страховой механизм для системы управления рисками;

Примечание: Задачи, соответствующие приоритетным целям, утверждены Правлением СКПК «РАДУЖНОЕ».

План мероприятий

План мероприятий включает в себя следующие элементы:

1. Для открытия дополнительных офисов в регионах СФО необходимы дополнительные ресурсы, привлеченные путем большего числа пайщиков и поиском партнеров для совместной деятельности.

Срок проведения мероприятия с 01 января 2010 до 31 декабря 2010 года.

Ответственным лицом за проведение мероприятия Правлением кооператива назначен ИП Горелов Евгений Владимирович.

Контроль за исполнением проведения мероприятия по открытию дополнительных офисов в регионах СФО осуществляет Фонд Развития "Родовые Имения Сибири" и Правление СКПК. Исполнительные директора СКПК письменно докладной запиской отчитываются перед Правлением СКПК не реже одного раза в десять дней со дня вынесения Правлением СКПК решений.

2. Для создания сети кооперативов в СФО необходимо провести индивидуальную работу и подбор кадров в каждом районе. Оказать помощь в создании и открытии кооперативов на местах. Оказать финансовую помощь и поддержку при начальной стадии развития кооперативов.

Срок проведения мероприятия с с 01 января 2010 до 31 декабря 2010 года.

Ответственным лицом за проведение данного мероприятия по созданию сети кооперативов в СФО назначен Председатель.

Контроль за исполнением данного мероприятия осуществляет правление кооператива не реже одного раза в десять дней со дня вынесения правлением кооператива решения. 30 числа каждого месяца правление кооператива заслушивает отчет исполнительного директора о проделанной работе с занесением отчета в протокол заседания правления.

3. Для создания и отработки страхового механизма управления рисками страхования личных сбережений членов пайщиков, в так же возврата займа необходимо создать резервный фонд в СКПК не менее 2 000 000 000 рублей (Два миллиарда рублей).

Срок проведения мероприятия с 01 января 2010 до 31 декабря 2010 года.

Ответственным лицом за проведение данного мероприятия по созданию и подготовки страхового пакета и заключения договора страхования рисков, невозврата кооперативом личных сбережений членов пайщиков кооператива и страхования займа с НП ОВС «Союз» - 109156 г.Москва, ул.Тарханская, дом 3, корпус 2

Прогноз динамики развития проекта "СКПК"

  01.01.08 01.01.09 01.01.10
Количество пайщиков, человек 1 600 2 000 000 5 000 000
Активы, рублей 16 000 000 20 000 000 000 50 000 000 000
Займы, рублей 4 800 000 6 000 000 000 15 000 000 000
Доля займов в активах, %
Количество заемщиков, человек 600 000 2 000 000
Доля заемщиков, %
Размер займа на 1-го заемщика 15 000 10 000 7 500
Сбережения, рублей 10 080 000 11 900 000 000 28 000 000 000
Доля сбережений в активах, %
Количество сбережений 1 280 1 400 000 3 000 000
Доля сберегателей, %
Размер сбережений на 1-го сберегателя 7 875 8 500 9 333
Собственные средства 1 120 000 2 100 000 000 7 000 000 000
Капитализация, %
Резервы, рублей 1 584 000 1 584 000 000 3 168 000 000
Доля резервов в займах, %
Проблемные займы, рублей 792 000 792 000 000 1 584 000 000
Уровень невозврата займов, %

Контроль над выполнением бизнес-плана

Определение целей и задач не будет иметь смысла, если их выполнение не будет регулярно контролироваться.

Контроль необходим для того, чтобы:

- правление имело всю необходимую информацию о состоянии дел в СКПК, связанных с реализацией поставленных задач;

- правление было уверено, что текущая деятельность кооператива осуществляется в заданном направлении и достигаются намеченные результаты;

- правление при необходимости могло изменить план мероприятий и распределение ресурсов (при этом цели и задачи остаются неизменными).

Контроль осуществляется исполнительным директором (управляющим). Директор должен регулярно информировать Правление и Ревизионную комиссию о ходе выполнения бизнес-плана.

Целесообразно также регулярно информировать работников кооператива с тем, чтобы они имели возможность вносить свои предложения.

При составлении бизнес-плана необходимо разработать формы отчетов, позволяющие оценить степень выполнения поставленных задач. Можно предложить следующие формы для оценки реализации задач количественного роста и управления рисками.

III. МАРКЕТИНГ В СКПК

Разработка новых услуг

Маркетинг – вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей путем обмена.

Филипп Котлер, профессор маркетинга Северо-Западного университета США.

Основная цель кредитного кооператива – удовлетворение потребностей своих пайщиков в финансовых услугах.

Потребность - это состояние, когда Вы понимаете, что вам чего-то не хватает, и это побуждает Вас к действию удовлетворить желание.

Потребности пайщиков постоянно меняются и для достижения поставленной перед кооперативом цели необходимо наладить систему разработки и внедрения новых услуг.

Процесс разработки конкретной услуги, ориентированной на удовлетворение потребностей пайщиков – это непрерывный, последовательный процесс при непосредственном участии пайщиков и членов органов управления кооперативом.

Для этого необходимо осуществить следующие взаимосвязанные действия:

1. Ориентировать свою организационную структуру на удовлетворение потребностей пайщиков и сегментировать их;

2. Разработать и внедрить ряд организационно - технических процедур предоставления услуг пайщикам(составить перечень услуг, описать процедуры по их предоставлению, разработать формы первичных документов, кроме того, представляется необходимым, внедрить систему учета и контроля за качеством предоставления услуг, а также систему мер реагирования на возникновение проблем в связи с оказанием данной услуги, например, невозврат займа в срок);

3. Наладить информационно-аналитическое обеспечение базы данных о пайщиках и операций по их счетам.

Проводя мероприятия по ориентации в СКПК на потребности пайщиков, необходимо помнить о важнейшем элементе маркетинга, который применительно к нашему случаю можно перефразировать так «Разработайтакую услугу, которую сможешь продать своим пайщикам, а не продавай те услуги, которые смог разработать».

Другими словами, невозможно продать услугу, которая не удовлетворяет потребности пайщика, несмотря на то, что она с вашей точки зрения кажется выгодной и для кооператива и для пайщика, проста и удобна в плане предоставления.

1. Ориентация СКПК на потребности пайщиковможет быть осуществлена внесколько этапов:

§ сегментирование пайщиков по их потребностям в услугах;

§ определение экономической целесообразности для СКПК организации предоставления таких услуг;

§ достижение баланса интересов между пайщиками и кооперативом.

Наши рекомендации