Анализ отчетности по сегментам

В соответствии с ПБУ 12/2010 необходимо раскрывать информацию по сегментам деятельности организации.

Раскрытие информации по сегментам должно обеспечивать заинтересованных пользователей бухгалтерской отчетности организации информацией, позволяющей оценить отраслевую специфику деятельности организации, ее хозяйственную структуру, распределение финансовых показателей по отдельным направлениям деятельности.

При выделении сегментов обособленно отражают информацию:

а) которая способна приносить экономические выгоды и предполагающая соответствующие расходы

б) результаты которой систематически анализируются лицами, наделенными в организации полномочиями по принятию решений в распределении ресурсов внутри организации и оценке этих результатов;

в) по которой могут быть сформированы финансовые показатели отдельно от показателей других частей деятельности организации.

Основой выделения сегментов, в зависимости от организационной и управленческой структуры организации, а также ее системы внутренней отчетности, могут быть, в частности:

а) производимая продукция, закупаемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги;

б) основные покупатели (заказчики) продукции, товаров, работ, услуг;

в) географические регионы, в которых осуществляется деятельность;

г) структурные подразделения организации.

Знание особенностей содержания и формирования сегментарной отчетности обеспечивает построение методики ее анализа, в составе которой целесообразно выделить две крупные части:

- анализ отчетной информации в разрезе операционных сегментов деятельности организации;

- анализ отчетной информации в разрезе географических сегментов деятельности организации.

Анализ отчетной информации в разрезе операционных сегментов деятельности организации проводится на основе учетных данных о выручке от продаж, расходах, финансовом результате, балансовой стоимости активов, начисленной амортизации по основным средствам и нематериальным активам, обязательствам отдельных сегментов.

Его следует начинать с оценки обоснованности выделения отчетных сегментов. Для этого необходимо проверить полученную информацию по сегментам на соответствие всем требованиям, предъявляемым к ним.

Например, исходя из различий типов продукции в производственном и технологическом процессах в компании “Молочный комбинат” выделены следующие операционные сегменты: сливочное масло; кисло-молочная продукция; сухое молоко; заменитель цельного молока. Можно рассчитать какую долю занимает выручка и финансовый результат каждого сегмента в общей выручке и финансовом результате. В соответствии с ПБУ, этот показатель должен быть более 10%. Кроме того ПБУ требует, чтобы на выделенные сегменты приходилось не менее 75% выручки.

Исходной информацией для анализа является информация:

- о выручке от продаж внешним покупателям каждого сегмента;

- о финансовым результате каждого сегмента;

- о активах каждого сегмента;

- амортизации внеоборотных активов сегмента;

- о величине капитальных вложений.

Можно оценить следующие основные показатели деятельности сегмента:

- динамика выручки от продаж сегмента;

- удельный вес выручки сегмента в общей величине выручки от продаж организации в целом;

- динамика финансового результата сегмента;

- удельный вес финансового результата сегмента в общей величине финансового результата деятельности организации в целом;

- рентабельность сегмента (отношение финансового результата сегмента к его выручке) и ее динамика;

- расходы сегмента на один рубль выручки сегмента и их изменение.

- удельный вес активов сегмента в общей сумме активов организации;

- аналогичные показатели по обязательствам, капитальным вложениям, амортизационным отчислениям по основным средствам и нематериальным активам;

- оборачиваемость активов сегмента (отношение выручки сегмента к среднегодовой стоимости его активов);

- рентабельность активов сегмента (отношение прибыли сегмента к среднегодовой стоимости его активов) и т.д.

В целом такой анализ позволяет оценить вклад каждого сегмента в общие результаты работы организации, определить эффективность отдельных видов ее деятельности и уровень рисков, что важно и для внутреннего управления, и для внешних пользователей бухгалтерской отчетности (собственников, потенциальных инвесторов и др.).

Анализ отчетности по географическим сегментам производят аналогично.

Такой анализ позволяет оценить тенденции изменения в объемах продаж на различных рынках сбыта, вклад каждого сегмента в общие результаты деятельности организации.

Наши рекомендации