Анализ предпринимательских и финансовых рисков
Предпринимательские риски можно классифицировать:
• по сфере возникновения;
• по длительности во времени;
• по степени риска;
• по характеру последствий.
По сфере возникновенияпредпринимательские риски можно подразделить на внешние и внутренние. Источником возникновения внешних рисков является внешняя по отношению к предпринимателю среда. Предприниматель не может оказывать на них влияние, он может только предвидеть и учитывать их в своей деятельности.
Источником внутренних рисков является сама предпринимательская деятельность. Эти риски возникают в случае неэффективного менеджмента, ошибочной маркетинговой политики, а также в результате внутренних злоупотреблений.
Основными среди внутренних рисков можно считать кадровые риски, связанные с профессиональным уровнем и чертами характера сотрудников предприятия.
С точки зрения длительности во временипредпринимательские риски можно разделить на кратковременные и постоянные. К группе кратковременных относятся те риски, которые угрожают предпринимателю в течение известного отрезка времени, например транспортный риск, когда убытки могут возникнуть во время перевозки груза, или риск неплатежа по конкретной сделке.
К постоянным рискам относятся те, которые непрерывно угрожают предпринимательской деятельности в данном географическом районе или в определенной отрасли экономики, например риск неплатежа в стране с несовершенной правовой системой или риск разрушений зданий в районе с повышенной сейсмической опасностью.
Степень рискаможно охарактеризовать вероятностью наступления случая потерь и ожидаемым ущербом. Уровень риска зависит от отношения масштаба ожидаемых потерь к объему имущества предпринимателя, а также от вероятности наступления этих потерь.
В зависимости от уровня риск может быть:
• допустимым, когда имеется угроза полной потери прибыли от реализации планируемого проекта;
• критическим, когда возможны потери не только ожидаемой прибыли, но и дохода и возникновение убытков;
• катастрофическим, когда возможны потери капитала, имущества и банкротство предпринимателя.
В зависимости от характера последствийвыделяют две большие группы рисков: статистические (чистые) и спекулятивные. Особенность статистических рисков заключается в том, что они практически всегда несут в себе потери для предпринимательской деятельности. При этом потери для предприятия, как правило, означают и потери для общества в целом. Спекулятивные риски, как мы помним, могут приводить как к выигрышу, так и к проигрышу.
Следует более подробно рассмотреть некоторые риски, с которыми предприниматель сталкивается в своей деятельности.
Политический риск – это возможность возникновения убытков или сокращения прибыли вследствие изменений государственной политики. Политический риск с неизбежностью присущ предпринимательской деятельности, от него нельзя уйти, его можно лишь верно оценить и учесть.
Политические рискиможно условно подразделить на четыре группы:
• риск национализации и экспроприации;
• риск перевода (трансферта) средств;
• риск разрыва контракта из-за действия властей;
• риск военных действий и гражданских беспорядков.
Эффективная предпринимательская деятельность, как правило, сопряжена с освоением новой техники и технологии, поиском резервов, повышением интенсивности производства. Однако внедрение новой техники и технологии ведет к опасности техногенных катастроф, причиняющих значительный ущерб природе, людям, производству. В данном случае речь идет о техническом риске, который определяется степенью организации производства, проведением превентивных мероприятий (регулярной профилактики оборудования, мер безопасности), возможностью проведения ремонта оборудования собственными силами предпринимательской фирмы.
Производственный рисксвязан с производством продукции, товаров и услуг. К основным причинам производственного риска относятся:
• потеря основных средств, сырья, комплектующих в результате стихийных бедствий или кражи;
снижение намеченных объемов производства и реализации продукции вследствие снижения производительности труда, простоя оборудования, потерь рабочего времени, отсутствия необходимого количества исходных материалов, повышенного процента брака производимой продукции;
• снижение цен, по которым планировалось реализовывать продукцию или услугу в связи с ее недостаточным качеством, неблагоприятным изменением рыночной конъюнктуры, падением спроса;
• увеличение расхода материальных затрат в результате перерасхода материалов, сырья, топлива, энергии, а также за счет увеличения транспортных расходов, торговых издержек, накладных и других побочных расходов;
• рост фонда оплаты труда за счет превышения намеченной численности либо за счет выплат более высокого, чем запланировано, уровня заработной платы отдельным сотрудникам;
• увеличение налоговых платежей и других отчислений в результате изменения ставки налогов в неблагоприятную для предпринимательской фирмы сторону и их отчислений в процессе деятельности;
• низкая дисциплина поставок, перебои с топливом и электроэнергией;
• физический и моральный износ оборудования, характерный для отечественных предприятий.
Коммерческий риск– это риск, возникающий в процессе реализации товаров и услуг, произведенных или купленных предпринимателем. Основные причины коммерческого риска:
• снижение объемов реализации в результате падения спроса или потребности на товар, реализуемый предпринимательской фирмой, вытеснение его конкурирующими товарами, введение ограничений на продажу;
• повышение закупочной цены товара в процессе осуществления предпринимательского проекта;
• непредвиденное снижение объемов закупок в сравнении с намеченными, что уменьшает масштаб всей операции и увеличивает расходы на единицу объема реализуемого товара (за счет условно постоянных расходов);
• потери товара;
• потери качества товара в процессе обращения (транспортировки, хранения), что приводит к снижению его цены;
• повышение издержек обращения в сравнении с намеченными в результате выплаты штрафов, непредвиденных пошлин и отчислений, что приводит к снижению прибыли предпринимательской фирмы.
Коммерческий риск включает в себя риски, связанные с реализацией товаров и услуг на рынке, с транспортировкой товара (транспортный), с приемкой товаров покупателем, с платежеспособностью покупателя, и риск форсмажорных обстоятельств.
Следует отметить, что в отечественной экономической литературе предпринимательский риск рассматривается только как коммерческий. Это неправильно, поскольку, как мы убедились, коммерческий риск – это лишь один из видов риска предпринимательского, так как он связан только с торговлей.
Под финансовымобычно понимается риск, возникающий при финансовых сделках (вложениях средств в банки, акции, игра на бирже и т. п.).
К финансовому риску относятся: валютный, кредитный, инвестиционный риски.
Валютный риск – это вероятность финансовых потерь в результате изменения курса валют, которое может произойти в период между заключением контракта и фактическим производством расчетов по нему.
Одним из важнейших видов рисков деятельности предпринимателя в условиях рыночной экономики является кредитный риск. Кредитный риск связан с возможностью невыполнения заемщиком кредитных средств своих финансовых обязательств перед кредитором. Кредитный риск возникает в процессе делового общения предприятия с его кредиторами, а также с акционерами, пайщиками.
Другой вид финансового риска – инвестиционный риск. Он связан со спецификой вложения (инвестирования) денежных средств в различные проекты, которые могут не осуществиться и не дать ожидаемого дохода.
Предприниматель, желающий добиться успеха, должен постоянно помнить о необходимости минимизировать возможные потери.
Путей решения подобной задачи несколько:
Первый – самострахование. Предприниматель создает страховой фонд из собственных средств. При этом он экономит на затратах капитала по страхованию. Основная задача самострахования заключается в оперативном преодолении временных затруднений за счет ранее накопленных резервов. Однако создание таких резервов требует отвлечения денег от других планов, что не всегда возможно.
Второй – заключение специальных форвардных сделок, например хеджирование, предусматривающее предварительное договорное фиксирование курса валют на момент совершения сделки.
Третий – страхование, которое позволит обеспечить непрерывность процесса производства и реализации продукции (работ, услуг), возмещая убытки, возникающие вследствие стихийных бедствий, аварий, пожаров и других непредвиденных событий, за счет средств страховых резервов страховых организаций без отвлечения значительных собственных средств и экстренного выделения значительных ресурсов из бюджета для преодоления последствий наступления рисков.
Под страхованием предпринимательских рисков обычно понимается страхование рисков убытков, дополнительных расходов и неполучения ожидаемых доходов от предпринимательской деятельности из-за нарушения обязательств контрагентами или изменений условий этой деятельности по не зависящим от предпринимателя обстоятельствам. Объектом страхования являются материальные интересы страхователя, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности для получения прибыли. Страховую сумму по договорам страхования предпринимательских рисков обычно устанавливают в пределах финансовых вложений в предпринимательскую деятельность, а тарифы зависят от вида этой деятельности и могут достигать 15-20% страховой суммы. Страхователь предъявляет свидетельства о своей регистрации, лицензии, патенты и подробные сведения об ожидаемых условиях предпринимательской деятельности, доходах и расходах, контрагентах, заключенных контрактах и других существенных обстоятельствах.
Разновидности страхования предпринимательских рисков включают страхование различного имущества и личное страхование персонала, страхование гражданской ответственности, страхование убытков от перерывов в производстве, страхование ответственности по договорам, в том числе и за некачественную продукцию, рисков неплатежа по экспортным, или товарным, кредитам. Помимо перечисленных рисков страхуются риски ответственности руководства предприятия перед его владельцами, связанные с возможными ошибками в принятии решений, нанесших ущерб владельцам. По договору страхования предпринимательского риска может быть застрахован предпринимательский риск только самого страхователя и только в его пользу.
В последнее время получила развитие комплексная страховая защита предприятия, включающая страховую защиту социальной сферы (личное страхование), страховую защиту имущества и финансовых рисков (имущественное страхование), страховую защиту ответственности. Комплексный подход позволяет минимизировать страховые взносы по каждому виду страхования. Страховщик предлагает системную страховую защиту от разных рисков одного предприятия, благодаря чему снижаются расходы по проведению страхования.
ПОЛЕЗНЫЕ КОНТАКТЫ:
Страховые компании на Чукотке:
«Спасские ворота» Тел. +7 (42722) 2-82-96, 2-17-84
Росгосстрах Тел. +7 (42722) 2-84-00
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Региональная целевая программа
"Поддержка малого предпринимательства в Чукотском автономном округе на 2007 - 2010 годы" (с изменениями от 20 апреля, 16 октября 2007 г., 18 февраля, 23 апреля 2008 г.)
г. Анадырь 2006 г.
См. постановление Правительства Чукотского автономного округа от 9 ноября 2005 г. N 205 "Об утверждении региональной целевой программы "Поддержка малого предпринимательства в Чукотском автономном округе на 2006-2008 годы"
Паспорт
региональной целевой программы
"Поддержка малого предпринимательства в Чукотском автономном округе
на 2007 - 2010 годы"
Наименование- Региональная целевая программа "Поддержка малого
предпринимательства в Чукотском автономном округе
Программына 2007 - 2010 годы" (далее - Программа)
Основание для Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О
разработки "О развитии малого и среднего предпринимательства
Программы в Российской Федерации", протокол заседания
Правительства Чукотского автономного округа от 27
июля 2006 года N 5";
Государственный- Департамент финансов, экономики и имущественных
заказчикотношений Чукотского автономного округа
Программы
Основной- Департамент финансов, экономики и имущественных
разработчикотношений Чукотского автономного округа
Программы
Исполнители- Департамент финансов, экономики и имущественных
Программыотношений Чукотского автономного округа
Департамент промышленной и сельскохозяйственной
политики Чукотского автономного округа
Департамент социальной политики Чукотского
автономного округа
Департамент культуры, спорта, туризма и
информационной политики Чукотского автономного
округа
Департамент образования и молодежной политики
Чукотского автономного округа
Цель Программы - обеспечение благоприятных условий для развития
малого предпринимательства в приоритетных
направлениях на основе повышения качества и
эффективности мер государственной поддержки
Задачи Программы- стимулирование развития и поддержка малого
предпринимательства в приоритетных отраслях
экономики;
продвижение на региональном потребительском рынке
товаров и услуг на основе использования местных
ресурсов;
создание новых рабочих мест;
формирование механизма финансово-кредитной
поддержки малых предприятий в Чукотском
автономном округе;
формирование системного подхода к поддержке
малого предпринимательства в Чукотском автономном
округе;
создание условий для развития инфраструктуры
поддержки и развития малого предпринимательства
в Чукотском автономном округе
Сроки реализации - 2007 - 2010 годы
Программы
Перечень - совершенствование нормативно-правовой базы
основных мероприятий развития и поддержки малого предпринимательства;
Программыфинансовая и имущественная поддержка приоритетных
направлений развития малого предпринимательства;
содействие развитию аналитического и
информационного обеспечения малого
предпринимательства;
развитие инфраструктуры поддержки малого
предпринимательства, методическое обеспечение
развития малого предпринимательства
Объемы- общий объем финансирования: - 14 850,0 тыс.
и источникируб.,
финансированияв том числе средства окружного бюджета:
Программы2007 год - 3 500,0 тыс. руб.,
2008 год - 4 350,0 тыс. руб.,
2009 год - 3 500,0 тыс. руб.,
2010 год - 3 500,0 тыс. руб.
Ожидаемые- укрепление положения действующих и появление
конечные результаты новых субъектов малого предпринимательства в
реализацииприоритетных отраслях;
Программырост объемов производимых субъектами малого
предпринимательства товаров, работ и услуг в
приоритетных отраслях;
увеличение численности занятых работников в
приоритетных отраслях;
обеспечение финансовой поддержкой не менее
двенадцати проектов малого предпринимательства,
вследствие реализации которых ожидается
привлечение в приоритетные для развития малого
бизнеса отрасли экономики не менее двадцати
человек;
обеспечение участия в организационных мероприятиях
не менее 250 слушателей, в том числе не менее 140
представителей районных центров и национальных
сел;
сохранение положительной динамики развития
малого предпринимательства в Чукотском автономном
округе в целом
Система- осуществляется Департаментом финансов, экономики
организации контроляи имущественных отношений Чукотского
за исполнением автономного округа
Программы
Законом Чукотского автономного округа от 23 апреля 2008 г. N 32-ОЗ в раздел I настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Закона
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и определяет очередной этап работы по развитию и поддержке малого предпринимательства на территории Чукотского автономного округа, последовательно реализуемой в предыдущие годы в рамках региональных целевых программ.
Актуальность разработки настоящей Программы обусловлена тем, что малое предпринимательство, являясь неотъемлемым субъектом рынка Чукотского автономного округа, в определенной степени решающим проблемы занятости населения, повышения уровня жизни, появления самостоятельных источников дохода за счет предпринимательской инициативы у экономически активной части населения, снижения социальных нагрузок на расходы бюджетов всех уровней, пока в недостаточной мере реализует имеющийся экономический потенциал и характеризуется диспропорциями развития, обусловленными влиянием макроэкономических факторов и спецификой местных условий.
Основными сдерживающими факторами, влияющими на процессы создания и функционирования малого предпринимательства и препятствующими его разностороннему развитию в разрезе отраслей экономики Чукотского автономного округа, являются:
- сложные климатические условия и территориальное положение Чукотки;
- неравномерность экономического развития населенных пунктов Чукотского автономного округа, их транспортной, коммуникационной и иной обеспеченности, труднодоступность и малочисленность национальных сел;
- зависимость от поставок топлива, сырья, материалов, комплектующих из центральных регионов России или других стран, осуществляемых морским путем или авиатранспортом, что влечет за собой значительное удорожание производимой продукции, работ и услуг;
- дефицит у предпринимателей собственных средств, необходимых для воспроизводства;
- неразвитость механизмов финансово-кредитной поддержки, самофинансирования и страхования рисков субъектов малого предпринимательства, отсутствие льготного кредитования малого бизнеса кредитными учреждениями Чукотского автономного округа;
- отсутствие единой скоординированной системы поддержки субъектов малого предпринимательства на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления.
Положительные тенденции развития региона в течение пяти последних лет и реализация программных мер поддержки малого предпринимательства позволили качественно улучшить условия предпринимательской деятельности в целом по Чукотскому автономному округу.
Отраслевая структура малого предпринимательства за прошедший период характеризуется расширением видов деятельности, увеличением количества субъектов малого предпринимательства в строительстве, сфере транспортных услуг, бытовых и иных услуг населению, что стимулируется ростом уровня жизни населения, мерами налогового стимулирования и финансовой поддержки малого предпринимательства.
По данным выборочного статистического наблюдения за 2005 год в Чукотском автономном округе действует 263 малых предприятия, на которых занято три тысячи человек. Более четверти малых предприятий занимается предоставлением различных услуг, 19 % осуществляют строительство, 14 % - добычу полезных ископаемых, 13 % ведут деятельность в сфере торговли, 13 % - в сфере транспортных услуг, 11 % - в сельском хозяйстве.
Наряду с юридическими лицами в сектор малого предпринимательства Чукотского автономного округа входит 980 индивидуальных предпринимателей, основная доля которых занята в сфере торговли и услуг. В соответствии с федеральным законодательством налоговыми органами на территории Чукотского автономного округа реализована система "одного окна" при регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
В рамках региональных целевых программ с 2003 года приняты решения о финансовой поддержке 18 проектов малого предпринимательства на сумму 5,2 млн. рублей за счет средств окружного бюджета, проведены обучающие семинары для начинающих предпринимателей.
Осуществляются меры налогового стимулирования для налогоплательщиков, применяющих систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в сфере услуг. Индивидуальным предпринимателям предоставлено право осуществлять ряд видов деятельности по упрощенной системе налогообложения на основе патента.
За последние три года отмечается расширение использования специальных налоговых режимов, рост налоговых поступлений и увеличение количества налогоплательщиков. Так, сумма поступлений единого налога на вмененный доход в 2005 году превысила объем поступлений 2003 года в два раза, по упрощенной системе налогообложения - в 3,4 раза.
Несмотря на положительную динамику показателей развития малого предпринимательства, предпринимаемые меры по его поддержке нельзя признать достаточными, на их эффективность влияет отсутствие необходимой финансовой и методической поддержки на федеральном и муниципальном уровне, наличие ряда нерешенных проблем.
Сохраняется территориальная и отраслевая дифференциация малого бизнеса. Преимущественное его развитие, по-прежнему, сосредоточено в городах Чукотского автономного округа. В селах, где большая часть населения представлена коренными малочисленными народами Севера, малое предпринимательство развито слабо. В большинстве муниципальных образований не созданы координационные органы по поддержке малого предпринимательства, не предусмотрены мероприятия в данном направлении.
Более высокими темпами развивается непроизводственная сфера, в основном за счет отраслей, имеющих более высокую оборачиваемость средств. Развитие производственных отраслей сдерживается их высокой капиталоемкостью, в связи с чем себестоимость произведенных на территории региона товаров зачастую выше стоимости аналогичных товаров, поставляемых из центральных регионов страны. Поэтому малое предпринимательство в промышленности представлено в основном малыми предприятиями, традиционно осуществляющими разработку золотоносных месторождений.
В ходе разработки мер по поддержке предпринимательства на территории Чукотского автономного округа возникает ряд проблем, связанных с отсутствием единой системы учета субъектов малого предпринимательства, определяемой на федеральном уровне. В Чукотском автономном округе не ведется сплошной статистический учет малых предприятий, а данные выборочных статистических обследований не позволяют провести достоверный экономический анализ. Кроме того, статистическим учетом не охвачены индивидуальные предприниматели, также являющиеся в соответствии с законодательством субъектами малого предпринимательства. Сведения налоговых органов не в полной мере характеризуют малый бизнес региона и позволяют проследить лишь динамику отдельных показателей, в основном связанных с применением специальных налоговых режимов.
Начинающие представители малого бизнеса недостаточно владеют навыками учета, бизнес-планирования, маркетинга, финансового анализа, правовой культуры, остро нуждаются не только в финансовой, но и в информационной поддержке.
Качественно изменить ситуацию возможно только при комплексном подходе к реализации государственной поддержки малого предпринимательства на всех уровнях. Необходимо сохранить и продолжить координированное взаимодействие федеральных и региональных органов власти, местного самоуправления, некоммерческих организаций, целью деятельности которых является содействие развитию и поддержка малого предпринимательства.
Законом Чукотского автономного округа от 23 апреля 2008 г. N 32-ОЗ в раздел II настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Закона