Реальные значения показателей деятельности аптеки
Отчетный период | Год А | Год Б | Год В | Год Г | |||
Объем реализации, млн руб. | 100,0 | 120,0 | 156,0 | 218,4 | |||
Темп роста | 1,2 (120/100) | 1,3 (156/120) | 1,4 (218,4/156) | ||||
Издержки обращения, млн руб. | 40,0 | 42,4 | 44,52 | 46,30 | |||
Темп роста | 1,06 (42,4/40) | 1,05 (44,52/42,4) | 1,04 (46,3/44,52) | ||||
Товарные запасы, дни | |||||||
Темп роста | 0,94 (33/35) | 1,09 (36/33) | 0,94 (34/36) | ||||
Средний темп роста | 0,99 (0,94+1,09+0,94)/3 | ||||||
1. Темп роста реального объема реализации ежегодно увеличивается на 0,1, следовательно, на прогнозируемый год темп роста будет равен 1,5.
2. Темп роста издержек обращения ежегодно снижается на 0,01, следовательно, на прогнозируемый год темп роста составит 1,03.
3. Прогнозируемое значение реального объема реализации в году Д увеличится в 1,5 раза, издержек обращения — в 1,03 раза, а размер товарного запаса снизится в 0,99 раза.
Используя реальные данные показателя базисного года, темп роста (прироста) с учетом сложившейся тенденции или среднегодовой темп роста (прироста), рассчитывается прогнозируемый показатель Ппл в сопоставимых ценах по формуле:
Ппл= ПфТгод
Ппл= ПфТср
где Пф— значение показателя за текущий период; Тгод — прогнозируемый темп роста (прироста) с учетом сложившейся тенденции; Тср — среднегодовой темп роста (прироста).
Затем рассчитывается вероятный показатель в ценах прогнозируемого года, т.е. с учетом вероятной инфляции.
Объем реализации аптеки
Отчетный период | Год А | Год Б | Год В | Год Г | ГодД (план) |
Номинальный объем реализации, млн руб. | 100,0 | 180,0 | 343,2 | 546,0 | 982,8 (327,6 х3) |
Индекс цен | 1,0 | 1,5 | 2,2 | 2,5 | 3,0 |
Реальный объем реализации, млн руб. | 100,0 | 120,0 | 156,0 | 218,4 | 327,6 (218,4 х 1,5) |
Темп роста | — | 1,2 | 1,3 | 1,4 | 1,5 |
Прогнозирование объема реализации аптеки
Прогноз объема реализации (товарооборота) — это оценка будущих продаж в денежном выражении за определенный период времени.
Экономическая деятельность аптечной организации является отражением таких элементов товарного обращения, как поступление и продажа. В аптечных организациях процесс обращения товаров характеризуется товарооборотом.
Товарооборот состоит из трех разделов, между которыми существует балансовая связь (рис. 1).
Товарооборот можно рассматривать и как финансово-экономический показатель торговой деятельности аптеки, характеризующий расход товаров.
Рис.1. Основные экономические показатели деятельности аптеки
Товарооборот — объем продаж товаров и оказания услуг в денежном выражении за определенный период времени.
Расход (в том числе, реализация ЛС и ИМН) является одним из основных экономических показателей деятельности аптечной организации, поскольку от него зависят объемы валовой и чистой прибыли, издержек. Поэтому прогнозирование основных экономических показателей деятельности аптеки (объема реализации, валовой и чистой прибыли, товарных запасов, издержек) начинается с прогноза годового объема реализации.
Объем реализации Л С и ИМН измеряется в абсолютных показателях (сумма в рублях). Качественными показателями являются: реализация на одного жителя; реализация на одного работника (производительность труда); реализация но группам товаров.
На величину товарооборота аптечной организации влияют следующие факторы:
– товарная номенклатура;
– объем товарных запасов;
– численность населения;
– количество аптечных и лечебно-профилактических учреждений;
– число врачей и фармацевтических работников;
– характер потребителей товаров аптечного ассортимента;
– способ продажи;
– интенсивность и эластичность спроса;
– уровень цен;
– качество информационной работы и т.д.
Под влиянием одних факторов объем реализации может увеличиваться. Другие факторы, наоборот, сдерживают реализацию ЛП и ИМИ.
Повышают объем продаж следующие факторы: рост числа врачей и провизоров, старение населения, рост доли высокоэффективных ЛП, увеличение бюджетных ассигнований на здравоохранение и др.
Сдерживают рост объема продаж ЛП и ИМИ: отпуск более половины лекарств по рецептам, запрещение рекламы ЛП и информации населения о новых ЛП, отпускаемых по рецептам, необходимость промежуточного потребителя (врача).
Общей положительной тенденцией является ежегодное увеличение объема реализации аптеки, которое связано с расширением ассортимента, совершенствованием работы товаропроводящей сети, увеличением доходов населения и т.д.
При прогнозировании возможных изменений товарооборота, особенно от реализации безрецептурных ЛС и парафармацевтических товаров, необходимо учитывать ценовую эластичность спроса (табл. 2).
Таблица 2