Понятие, виды издержек производства и себестоимости продукции, работ, услуг
Издержки производства – это стоимость ресурсов, которые использует фирма для производства и реализации продукции.
Понесенные расходы, распределяемые по целевым затратам, можно разделить на две категории: прямые и косвенные издержки.
Прямые издержки – это те расходы, которые могут быть точно и единственным способом отнесены к конкретной целевой затрате.
Косвенные издержки – к какой–то целевой затрате точно и единственным способом отнесены быть не могут.
Различные виды ресурсов по–разному переносят свою стоимость на готовую продукцию. В соответствии с этим различают постоянные и переменные издержки.
К постоянным издержкам производства относят затраты, величина которых не меняется с изменением объемов производства. Они должны быть оплачены, даже если предприятие не производит продукцию (отчисления на амортизацию, аренда зданий и оборудования, страховые взносы, оплата высшего управленческого персонала и т.д.).
Под переменными понимают издержки, общая величина которых находится в непосредственной зависимости от объемов производства и реализации, а также отих структуры при производстве и реализации нескольких видов продукции. Это затраты на сырье и материалы, топливо, энергию, транспортные услуги, большую часть трудовых ресурсов и т.д.
Являясь экономической категорией, себестоимость выполняет ряд важнейших функций: учётную, стимулирующую, формирование отпускной цены и финансовых результатов предприятия, экономическое обоснование управленческих решений.
Себестоимость продукции (работ, услуг) – это стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов и других затрат.
По последовательности и объёму включения затрат различают технологическую, производственную и полную себестоимость.
К технологической себестоимости относят только прямые затраты на производство по таким статьям, как: сырьё и материалы, возвратные отходы (вычитаются), топливо и энергия на технологичные цели, основная заработная плата производственных рабочих.
Производственная себестоимость – это затраты предприятия на производство продукции. Производственная себестоимость отличается от технологической себестоимости на величину общехозяйственных и прочих производственных расходов, а также потерь от брака.
Полная себестоимость включает в себя производственную себестоимость и коммерческие (внепроизводственные расходы).
На предприятиях планируют и учитывают следующие показатели себестоимости: затраты на один рубль продукции, себестоимость единицы продукции, себестоимость произведённой и реализованной продукции, себестоимость сравнимой продукции (сравнимой продукцией считают ту, которая производилась в базисном периоде).
И далее все, что сможете написать об издержках и себестоимости…
31. Классификация затрат на производство продукции (работ, услуг)
Затраты– это денежная оценка стоимости материальных, трудовых, финансовых и других видов ресурсов на производство и реализацию продукции за определенный период времени.
Расходы – это затраты определенного периода времени, документально подтвержденные, экономически оправданные (обоснованные), полностью перенесшие свою стоимость на реализованную за этот период продукцию.
Издержки– это совокупность различных видов затрат на производство и продажу продукции.
По отношению к технологическому процессу (по экономической роли) | По экономическим элементам | По способу включения в себестоимость | По статьям калькуляции |
1. Основные(условно–переменные) а) материалы б) заработная плата рабочих в) начисления на заработную плату г) расходы по освоению д) резерв на гарантийный ремонт е) потери от брака | 1 . Одноэлементные (простые, элементарные) а) материалы б) заработная плата рабочих в) начисления на заработную плату г) амортизация основных средств и нематериальных активов д) прочие расходы | 1. Прямыеа) материалы б) заработная плата рабочих в) начисления на заработную плату г) расходы по освоению д) резерв на гарантийный ремонт е) потери от брака | 1. Материалы2.Покупные полуфабрикаты 3. Возвратные отходы (–) 4. Транспортно–заготовительные расходы Итого: Материалы 5. Заработная плата рабочих 6. Начисление на заработную плату 7. Расходы по освоению 8. Резерв на гарантийный ремонт 9. Потери от брака 10. Общепроизводственные расходы Итого: Производственная себестоимость 11. Общехозяйственные расходы 12. Реализационные расходы Итого: Полная себестоимость |
Накладные(условно–переменные) а) общепроизводственные расходы б) общехозяйственные расходы | Комплексныеа) расходы будущих периодов б) резервы предстоящих расходов в) общепроизводственные расходы г) общехозяйственные расходы д) потери от брака | 2. Косвенныеа) общепроизводственные расходы б) общехозяйственные расходы |
Группировка затрат по экономическим элементам производится исходя из однородности их экономического содержания независимо от места возникновения и целевого назначения. Различают следующие экономические элементы затрат:
– материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);
– расходы на оплату труда;
– отчисления на социальные нужды;
– амортизация основных средств и нематериальных активов;
– прочие затраты.
И далее все, что сможете написать о затратах, издержках, расходах и т.д…
32. Калькулирование себестоимости продукции и цены
Себестоимость продукции –выраженные в денежной форме текущие затраты предприятия на производство и реализацию продукции, выполнение работ или оказание услуг.
Как экономическая категория себестоимость выполняет ряд важнейших функций:
1. Учет и контроль всех затрат на выпуск и реализацию продукции.
2. База для формирования оптовой цены на продукцию предприятия и определения прибыли и рентабельности.
3. Экономическое обоснование целесообразности вложения реальных инвестиций на реконструкцию, техническое перевооружение и расширение действий предприятия.
4. Определение оптимальных размеров предприятия.
5. Обоснование принятия любых управленческих решений.
Значение снижения себестоимости продукции для предприятия заключается в:
– увеличении прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, а следовательно, появление возможности не только простого, но и расширенного воспроизводства.
– появлении большой возможности для материального стимулирования работников;
– улучшении финансового состояния предприятия и снижения риска банкротства;
– возможности снижения цены (↑ конкурентоспособности и ↑ объема продаж).
В туризме цена обычно указывается из расчета на одного человека за один туродень. Количество туродней считается по ночевкам. Общая тенденция в туризме – формировать стандартный пакет исходя из минимальной стоимости, а затем предлагать дополнительно оплачиваемые услуги.
Цены формируются на основе плановой себестоимости всех видов установленных налогов и неналоговых платежей в соответствии с налоговым и бюджетным законодательством, прибыли, необходимой для воспроизводства, определяемой с учетом качества продукции (товаров, работ, услуг) и конъюнктуры рынка.
Структура цены туристского продукта
1. Цена туристского пакета партнера. | Определяется исходя из договора с поставщиками |
2. Материальные затраты. | Стоимость переезда, затраты по .оформ. док–ов, стоимость питания… |
3. Расходы на оплату труда. | Суммы заработной платы работников производственного персонала |
4. Отчисления на социальные нужды. | Обязательные отчисления, производимые от суммы затрат по статье 3 |
5. Амортизационные исчисления. | Амортизация ОС и НМА в соответствии с законодательством |
6. Аренда офиса. | Расчет конкретного тура включается часть суммы по договору. |
7. Административно–управленческие расходы. | Расчетная сумма по туристской фирме включает в том числе затраты, производящиеся по нормам или утвержденным ставкам. |
8. Прочие расходы. | Затраты по командировкам, расходы на рекламу, по услугам банков… |
Итого, себестоимость | |
9. Прибыль. | Определяется на основе принципа достаточности |
10. Обязательные налоговые платежи. | НДС, акцизы |
Всего, отпускная базовая цена |
И далее все, что сможете сказать о калькулировании (= способ опеределения) себестоимости и цены…
33. Экономическое содержание цены. Виды и классификация цен
Цена – это количество денег, в обмен на которые продавец готов передать (продать), а покупатель готов приобрести (купить) единицу продукции (товара, работы, услуги).
Цена товара состоит из следующих элементов:
Себестоимость – это расходы предприятия на производство и реализацию;
Прибыль – это часть дохода предприятия принадлежащая ему;
Акцизный сбор – это косвенный налог, входящий в цену подакцизных товаров;
НДС – это косвенный налог, входящий в цену почти всех категорий товаров.
Цены классифицируют:
– по сферам товарного обслуживания (оптовые, розничные, закупочные (закупает государство), цены и тарифы на услуги);
– по формам продаж (контрактные (договорные) цены, биржевые котировки, льготные (цены выставок и ярмарок), аукционные цены);
– по стадиям продажи (цены предложения (цены продавца, или стартовые), цены спроса, цены реализации);
– по степени регулирования (жестко фиксированные (административно–командная экономика), регулируемые, свободные);
– по степени устойчивости во времени (твердые (на весь срок действия договора), подвижные (изменяется при изменении ситуации на рынке), скользящие (в договорах оговаривается порядок (формула) внесения поправок в случае изменения стоимости ценообразующих факторов), с последующей фиксацией (в договоре определяются условия фиксации и принцип определения уровня цены: периодичность фиксации, база фиксации, сроки согласования и осуществления фиксации)
Кроме перечисленных выделяют и другие виды цен, например:
– трансфертные (внутрифирменные – для обмена между цехами предприятия);
– мировые (выступают в качестве условной средней стоимости товаров);
Базовый, или установленный, уровень цены может быть скорректирован различными видами скидок (наценок):
– скидки за оплату наличными;
– сезонные скидки за покупку вне сезона;
– скидка за количество или серийность;
– скидка за оборот (бонусная) по определенной шкале в зависимости от оборота;
– дистрибьюторские и дилерские скидки постоянным посредникам по сбыту;
– постоянным клиентам за «верность»;
– сконто – за предварительную оплату;
– специальные скидки на пробные партии и заказы;
– экспортные скидки иностранным покупателям сверх скидок;
– надбавка за индивидуальность заказа;
– надбавка за повышенное качество;
– надбавка за рассрочку платежа;
– надбавка за дополнительные услуги;
– наценки за упаковку, тару.
В условиях развитого рынка основным видом цен являются свободные с учетом ситуации на рынке.
И далее все, что сможете сказать о ценах (из экономики, бух. учета, маркетинга)…