Понятие, виды издержек производства и себестоимости продукции, работ, услуг

Издержки производства – это стоимость ресурсов, которые использует фирма для производства и реализации продукции.

Понесенные расходы, распределяемые по целевым затратам, можно разделить на две категории: прямые и косвенные издержки.

Прямые издержки – это те расходы, которые могут быть точно и единственным способом отнесены к конкретной целевой затрате.

Косвенные издержки – к какой–то целевой затрате точно и единственным способом отнесены быть не могут.

Различные виды ресурсов по–разному переносят свою стоимость на готовую продукцию. В соответствии с этим различают постоянные и переменные издержки.

К постоянным издержкам производства относят затраты, величина которых не меняется с изменением объемов производства. Они должны быть оплачены, даже если предприятие не производит продукцию (отчисления на амортизацию, аренда зданий и оборудования, страховые взносы, оплата высшего управленческого персонала и т.д.).

Под переменными понимают издержки, общая величина которых находится в непосредственной зависимости от объемов производства и реализации, а также отих структуры при производстве и реализации нескольких видов продукции. Это затраты на сырье и материалы, топливо, энергию, транспортные услуги, большую часть трудовых ресурсов и т.д.

Являясь экономической категорией, себестоимость выполняет ряд важнейших функций: учётную, стимулирующую, формирование отпускной цены и финансовых результатов предприятия, экономическое обоснование управленческих решений.

Себестоимость продукции (работ, услуг) – это стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов и других затрат.

По последовательности и объёму включения затрат различают технологическую, производственную и полную себестоимость.

К технологической себестоимости относят только прямые затраты на производство по таким статьям, как: сырьё и материалы, возвратные отходы (вычитаются), топливо и энергия на технологичные цели, основная заработная плата производственных рабочих.

Производственная себестоимость – это затраты предприятия на производство продукции. Производственная себестоимость отличается от технологической себестоимости на величину общехозяйственных и прочих производственных расходов, а также потерь от брака.

Полная себестоимость включает в себя производственную себестоимость и коммерческие (внепроизводственные расходы).

На предприятиях планируют и учитывают следующие показатели себестоимости: затраты на один рубль продукции, себестоимость единицы продукции, себестоимость произведённой и реализованной продукции, себестоимость сравнимой продукции (сравнимой продукцией считают ту, которая производилась в базисном периоде).

И далее все, что сможете написать об издержках и себестоимости…

31. Классификация затрат на производство продукции (работ, услуг)

Затраты– это денежная оценка стоимости материальных, трудовых, финансовых и других видов ресурсов на производство и реализацию продукции за определенный период времени.

Расходы – это затраты определенного периода времени, документально подтвержденные, экономически оправданные (обоснованные), полностью перенесшие свою стоимость на реализованную за этот период продукцию.

Издержки– это совокупность различных видов затрат на производство и продажу продукции.

По отношению к технологическому процессу (по экономической роли) По экономическим элементам По способу включения в себестоимость По статьям калькуляции
1. Основные(условно–переменные) а) материалы б) заработная плата рабочих в) начисления на заработную плату г) расходы по освоению д) резерв на гарантийный ремонт е) потери от брака 1 . Одноэлементные (простые, элементарные) а) материалы б) заработная плата рабочих в) начисления на заработную плату г) амортизация основных средств и нематериальных активов д) прочие расходы 1. Прямыеа) материалы б) заработная плата рабочих в) начисления на заработную плату г) расходы по освоению д) резерв на гарантийный ремонт е) потери от брака 1. Материалы2.Покупные полуфабрикаты 3. Возвратные отходы (–) 4. Транспортно–заготовительные расходы Итого: Материалы 5. Заработная плата рабочих 6. Начисление на заработную плату 7. Расходы по освоению 8. Резерв на гарантийный ремонт 9. Потери от брака 10. Общепроизводственные расходы Итого: Производственная себестоимость 11. Общехозяйственные расходы 12. Реализационные расходы Итого: Полная себестоимость
Накладные(условно–переменные) а) общепроизводственные расходы б) общехозяйственные расходы Комплексныеа) расходы будущих периодов б) резервы предстоящих расходов в) общепроизводственные расходы г) общехозяйственные расходы д) потери от брака 2. Косвенныеа) общепроизводственные расходы б) общехозяйственные расходы


Группировка затрат по экономическим элементам производится исходя из однородности их экономического содержания независимо от места возникновения и целевого назначения. Различают следующие экономические элементы затрат:

– материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);

– расходы на оплату труда;

– отчисления на социальные нужды;

– амортизация основных средств и нематериальных активов;

– прочие затраты.

И далее все, что сможете написать о затратах, издержках, расходах и т.д…
32. Калькулирование себестоимости продукции и цены

Себестоимость продукции –выраженные в денежной форме текущие затраты предприятия на производство и реализацию продукции, выполнение работ или оказание услуг.

Как экономическая категория себестоимость выполняет ряд важнейших функций:

1. Учет и контроль всех затрат на выпуск и реализацию продукции.

2. База для формирования оптовой цены на продукцию предприятия и определения прибыли и рентабельности.

3. Экономическое обоснование целесообразности вложения реальных инвестиций на реконструкцию, техническое перевооружение и расширение действий предприятия.

4. Определение оптимальных размеров предприятия.

5. Обоснование принятия любых управленческих решений.

Значение снижения себестоимости продукции для предприятия заключается в:

– увеличении прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, а следовательно, появление возможности не только простого, но и расширенного воспроизводства.

– появлении большой возможности для материального стимулирования работников;

– улучшении финансового состояния предприятия и снижения риска банкротства;

– возможности снижения цены (↑ конкурентоспособности и ↑ объема продаж).

В туризме цена обычно указы­вается из расчета на одного человека за один туродень. Коли­чество туродней считается по ночевкам. Общая тенденция в туризме – формировать стандартный пакет исходя из минимальной стоимости, а затем предлагать дополнительно оплачиваемые услуги.

Цены формируются на основе пла­новой себестоимости всех видов установленных налогов и нена­логовых платежей в соответствии с налоговым и бюджетным законодательством, прибыли, необходимой для воспроизвод­ства, определяемой с учетом качества продукции (товаров, работ, услуг) и конъюнктуры рынка.

Структура цены турист­ского продукта

1. Цена туристского пакета партнера. Определяется исходя из договора с поставщиками
2. Материальные затраты. Стоимость переезда, затраты по .оформ. док–ов, стоимость питания…
3. Расходы на оплату труда. Суммы заработной платы работников производственного персонала
4. Отчисления на социальные нужды. Обязательные отчисления, производимые от суммы затрат по статье 3
5. Амортизационные исчисления. Амортизация ОС и НМА в соответствии с законодательством
6. Аренда офиса. Расчет конкретного тура включа­ется часть суммы по договору.
7. Административно–управленческие расходы. Расчетная сумма по туристской фирме включает в том числе затраты, про­изводящиеся по нормам или утвержденным ставкам.
8. Прочие расходы. Затраты по командировкам, расходы на рекламу, по услугам банков…
Итого, себестоимость
9. Прибыль. Определяется на основе принципа достаточности
10. Обязательные налоговые платежи. НДС, акцизы
Всего, отпускная базовая цена

И далее все, что сможете сказать о калькулировании (= способ опеределения) себестоимости и цены…
33. Экономическое содержание цены. Виды и классификация цен

Цена – это количество денег, в обмен на которые продавец готов передать (продать), а покупатель готов приобрести (купить) единицу продукции (товара, работы, услуги).

Цена товара состоит из следующих элементов:

Себестоимость – это расходы предприятия на производство и реализацию;

Прибыль – это часть дохода предприятия принадлежащая ему;

Акцизный сбор – это косвенный налог, входящий в цену подакцизных товаров;

НДС – это косвенный налог, входящий в цену почти всех категорий товаров.

Цены классифицируют:

– по сферам товарного обслуживания (оптовые, розничные, закупочные (закупает государство), цены и тарифы на услуги);

– по формам продаж (контрактные (договорные) цены, биржевые котировки, льготные (цены выставок и ярмарок), аукционные цены);

– по стадиям продажи (цены предложения (цены продавца, или стартовые), цены спроса, цены реализации);

– по степени регулирования (жестко фиксированные (административно–командная экономика), регулируемые, свободные);

– по степени устойчивости во времени (твердые (на весь срок действия договора), подвижные (изменяется при изменении ситуации на рынке), скользящие (в договорах оговаривается порядок (формула) внесения поправок в случае изменения стоимости ценообразующих факторов), с последующей фиксацией (в договоре определяются условия фиксации и принцип определения уровня цены: периодичность фиксации, база фиксации, сроки согласования и осуществления фиксации)

Кроме перечисленных выделяют и другие виды цен, например:

– трансфертные (внутрифирменные – для обмена между цехами предприятия);

– мировые (выступают в качестве условной средней стоимости товаров);

Базовый, или установленный, уровень цены может быть скорректирован различными видами скидок (наценок):

– скидки за оплату наличными;

– сезонные скидки за покупку вне сезона;

– скидка за количество или серийность;

– скидка за оборот (бонусная) по определенной шкале в зависимости от оборота;

– дистрибьюторские и дилерские скидки постоянным посредникам по сбыту;

– постоянным клиентам за «верность»;

– сконто – за предварительную оплату;

– специальные скидки на пробные партии и заказы;

– экспортные скидки иностранным покупателям сверх скидок;

– надбавка за индивидуальность заказа;

– надбавка за повышенное качество;

– надбавка за рассрочку платежа;

– надбавка за дополнительные услуги;

– наценки за упаковку, тару.

В условиях развитого рынка основным видом цен являются свободные с учетом ситуации на рынке.

И далее все, что сможете сказать о ценах (из экономики, бух. учета, маркетинга)…

Наши рекомендации