Экономические основы функционирования предприятия в условиях рынка

ЭКОНОМИКА

ПРЕДПРИЯТИЯ

ИЗДАНИЕ ВТОРОЕ, ДОПОЛНЕННОЕ

Рекомендовано

Министерством образования

Российской федерации

в качестве учебного пособия

для студентов высших учебных заведений

экономические основы функционирования предприятия в условиях рынка - student2.ru

МОСКВА

"ФИНАНСЫ И СТАТИСТИКА"

УДК 658(075.8)

ББК 65.29я73

Г90

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

А.К. Павлюченков -доктор экономических наук, профессор;

А.А. Степанов - доктор экономических наук, профессор, академик Академии социальных наук

Грузинов В.П., Грибов В.Д.

Г90 Экономика предприятия: Учеб. пособие. - 2-е изд., перераб и доп. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 208 с.: ил.

ISBN 5-279-0233 8-8

Раскрываются экономические основы функционирования предприятий в условиях рынка, ресурсы предприятий и показатели их использования, анализируются экономические показателиих детальности (издержки предприятия, финансовые результаты, ценовая политика), рассматриваются вопросы управления предприятиями. Второе издание книги дополнено материалом об инновационной н инвестиционной деятельности предприятия, внутрифирменном планировании (1-е изд. - 1997 г.).

Г 0605010204-149 без обьявл. УДК 658(075.8)

ББК 65.29я73

ISBN 5-279-02338-8

© В.П. Грузинов, В.Д. Грибов, 1997

© В.П. Грузинов, В.Д. Грибов, 2000

ВВЕДЕНИЕ

Складывающаяся в России рыночная система хозяйствования обусловливает необходимость переосмысления форм и методов ведения экономики предприятия. Очевидно, что они должны быть иными, чем ранее: многообразными по форме, быстро адаптирующимися к меняющейся обстановке и предполагающими предпринимательское поведение во взаимодействии одновременно со многими субъектами рыночной экономики.

У предприятий постоянно возникают вопросы, требующие решения: как должна работать экономика предприятия; от чего зависит эффективность ее ведения; как работать с поставщиками и потребителями; в каких случаях необходима ориентация на оптовую торговлю и в каких - на розничную; как стимулировать высокопроизводительный труд; какие факторы определяют успех в конкурентной борьбе и т.д.

Поиск ответов на эти вопросы нередко происходит на основе так называемого метода проб и ошибок, что в нынешних условиях дорого обходится не только предприятию, но и обществу в целом. Основной причиной этого является не простое умение, а скорее, незнание руководителями форм и методов работы в условиях рыночной системы хозяйствования.

В то же время нельзя механически переносить на российскую почву опыт работы фирм развитых стран. Необходима его адаптация с учетом традиций и менталитета российских хозяйственников.

Предлагаемое вниманию читателей учебное пособие состоит из четырех разделов. Первый раздел посвящен раскрытию основ функционирования предприятия в современных условиях. Исходным стало рассмотрение содержания основной экономической проблемы. Дана характеристика организационно-правовых форм предприятий, показано влияние рыночной и централизованно-плановой систем хозяйствования на деятельность предприятия.

Успешное ведение экономики предприятия во многом зависит от форм его ресурсного обеспечения и характера использования основного и оборотного капитала, рабочей силы. Этим вопросам посвящен второй раздел пособия.

Рациональность использования ресурсов сказывается на результатах деятельности предприятия. Поэтому в третьем разделе книги рассматриваются такие экономические категории, как издержки, доход, прибыль, рентабельность, цены, анализируются показатели оценки хозяйственной деятельности предприятия.

Успешное ведение экономики предприятия в условиях рыночных отношений предполагает использование предпринимательских подходов, в основе которых лежит поиск и реализация инноваций, нетривиальных решений поставленных задач. В этой связи в четвертом разделе учебного пособия рассмотрены сущность и виды предпринимательства, инновационная и инвестиционная деятельность предприятия, содержание и порядок составления бизнес-плана, основные аспекты коммерческого расчета, вопросы отношений предприятия и его работников.

При написании работы использованы материалы из книги "Финансы предприятий" под редакцией кандидата экономических наук Е.И. Бородиной (М.: ЮНИТИ, 1995).

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ

Экономика предприятия - это совокупность факторов производства (собственных и заемных), непроизводственных факторов (детские сады, профилактории и т.д.), фондов обращения, готовой продукции, денежных средств, находящихся на счетах предприятия в банке, ценных бумаг, нематериальных фондов собственности (патенты, лицензии и другое), доходов или прибыли, полученных в результате реализации продукции и оказания различных услуг.

Их стоимостная оценка характеризует уровень и масштабы развития экономики предприятия. Последнее зависит от многих факторов: от умения найти оптимальные пропорции между ресурсным обеспечением, количеством и качеством выпускаемой продукции, с одной стороны, и объемом продаж, доходов от ее реализации и прибылью, с другой стороны.

Характер и степень эффективности реализации этих факторов зависят от воздействия и учета внешних и внутренних условий развития предприятия. К внешним условиям относится рыночная система хозяйствования.

В конечном итоге, функционирование предприятий в условиях рынка предполагает поиск и разработку каждым из них собственного пути развития. Иными словами, чтобы не только удержаться, но и развиваться в рынке, предприятие должно улучшать состояние своей экономики: иметь всегда оптимальное соотношение между затратами и результатами производства; изыскивать новые формы приложения капитала, находить новые, более эффективные способы, доведения продукции до покупателя, проводить соответствующую товарную политику и т.д.

Это должно сочетаться с полным использованием внутренних факторов развития производства, которые по своему содержанию и назначению довольно многочисленны.

Условно их можно разделить на три группы:

1. Факторы ресурсного обеспечения производства. К ним относятся производственные факторы (здания, сооружения, оборудование, инструменты, земля, сырье и материалы, топливо, рабочая сила, информация и т.п.), т.е. все то, без чего немыслимо производство продукции и оказание услуг в количестве и качестве, требуемом рынком.

2. Факторы, обеспечивающие желаемый уровень экономического и технического развития предприятия (НТП, организация труда и производства, повышение квалификации, инновации и инвестиции и т.д.).

3. Факторы, обеспечивающие коммерческую эффективность производственно-хозяйственной деятельности предприятия (умение вести высокоэффективную коммерческую и снабженческую деятельность).

Какой-либо строго очерченной грани между этими группами нет. К примеру, большая часть средств производства является не только необходимым условием производства товаров и оказания услуг, но и определяет его технический уровень.

Вместе с тем по степени воздействия на производство они различны. Так, первая группа факторов определяет ресурсы предприятия, его возможности, а степень реализации этих возможностей зависит от использования второй группы.

Несколько в стороне стоит третья группа факторов. Ее возникновение непосредственно связано с рыночными отношениями. Их реализация направлена на:

• обеспечение ритмичности производства путем определенной организации его обеспечения всеми необходимыми ресурсами для производства товаров в качестве и количестве, позволяющем удовлетворять требования рынка;

• снижение издержек производства или их удержание на определенном уровне посредством проведения эффективной коммерческой работы;

• получение прибыли в объеме, обеспечивающем техническое и экономическое развитие предприятия.

Это достигается путем проведения маркетинга товара. Их различная роль в производстве товаров и его развитии определяет специфику использования каждой группы факторов.

Особенность ресурсного обеспечения состоит в том, что оно по своей стоимости составляет более 90% имущества и денежных средств предприятия, а также переносит свою стоимость на готовый продукт либо по частям (основные фонды), либо полностью (предметы труда, рабочая сила). Отсюда и различные требования к их обеспечению. Например, основные фонды в силу их большой стоимости и продолжительности использования должны обладать высокой производительностью, экономичностью в использовании, универсальностью, надежностью в работе, а предметы труда по своему количественному и качественному составу - достаточными для производства необходимой продукции и в то же время минимальными, не ведущими к увеличению издержек производства за счет образования сверхнормативных запасов.

Но это только одна сторона вопроса, другая состоит в необходимости рационального использования наличных производственных ресурсов, что потребует прежде всего рассмотрения содержания таких экономических категорий, как себестоимость, прибыль, рентабельность, ценообразование в условиях рыночных отношений. Без них невозможно решение проблемы: что, сколько, как, в каком виде производить. Необходим постоянный контроль за складывающимся соотношением между доходами и затратами, связанными с изготовлением продукции и оказанием услуг. В частности, в принятии решения "что и сколько производить?" большое значение имеет знание средних издержек производства на единицу продукции.

Но этого недостаточно. Чтобы решить, до каких пределов следует увеличивать масштабы производства, необходимо знание предельных издержек (себестоимости). Дело в том, что с ростом масштабов производства, вызванного дополнительным приобретением средств производства, себестоимость единицы продукции снижается. Но это снижение не может быть беспредельным, наступает момент, когда она начинает расти. Это и есть предельная себестоимость. Иными словами, надо формировать такие издержки, которые дают наилучший результат. На практике это означает получение как можно большей прибыли.

В условиях рыночных отношений, как свидетельствует мировая практика, имеются три основных источника получения прибыли:

первый - за счет монопольного положения предприятия по выпуску продукции;

второй - связан непосредственно с производственной и коммерческой деятельностью (подавляющее число предприятий). Величина прибыли в данном случае зависит от правильной производственной направленности (выбор продуктов, пользующихся высоким и стабильным спросом); от степени конкурентоспособности продукции (цена, сроки поставки, обслуживание и т.д.); объемов выпускаемой продукции и, наконец, от структуры снижения издержек производства;

третий - от инновационной деятельности.

Стремление предприятий к получению прибыли напрямую связано с системой налогов, которыми облагается прибыль предприятия, и их размером. Французский философ М.Монтескье по этому вопросу сказал: "Ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которая у них остается". Иными словами, размер налога должен стимулировать предприятия к расширению производственной деятельности. На величину прибыли влияет и характер формирования цен и их регулирование со стороны государства.

Эффективность функционирования предприятия и его экономический рост во многом зависят от совершенства управления и организации всех сторон его деятельности. Само по себе использование того или иного фактора вне связи с другими еще не означает, что будет обеспечено должное экономическое и техническое развитие предприятия. Нужна интеграция всех факторов. Эта функция принадлежит управлению производством в условиях рыночных отношений. Требования к управлению условно можно выразить так: знает - может -хочет - успевает. Достаточно отсутствия одного из элементов, и система рушится.

Но чтобы выполнить эти требования, управление должно иметь свою собственную внутреннюю содержательную организацию.

Характерными чертами рыночных отношений является вовлечение в сферуих интересов не только крупного бизнеса, но и огромного количества предпринимателей, частных собственников, с одной стороны, и динамичность протекания хозяйственных процессов - с другой. Это и предопределило необходимость изучения коммерческой и предпринимательской деятельности, особенностей ее проявления в различных видах бизнеса, организации малых предприятий. Конечно, нет и нельзя найти единого рецепта на все случаи жизни и ответа на вопрос: как правильно хозяйствовать? Но вместе с тем мировая практика работы процветающих фирм и компаний выработала некоторые общие подходы по реализации эффективной хозяйственной деятельности. В пособии указывается, что в деятельности фирм ответ на эти вопросы начинается с установления сильных и слабых сторон работы предприятия, исходящихиз установленных целей и задач его развития.

Содержание основной экономической проблемы и её реализация

Не все проблемы, встречающиеся в нашей жизни, экономического характера. Политические, биологические, социальные, культурные и философские задачи зачастую являются господствующими. Но в то же время они всегда будут иметь экономическое измерение, экономические последствия. Если говорить о 80-90-х гг. XX в., то это проблемы, связанные с экологией и прогрессом, урбанизацией, инфляцией, безработицей, с ролью правительства и другие. Общество должно решать их для того, чтобы нормально функционировать, и вместе с тем определяющим для общества, для каждого из нас является удовлетворение постоянно растущих и расширяющихся потребностей. Примеров этому предостаточно... Еще К.Маркс отмечал: "...человек отличается от остальных животных безграничностью своих потребностей и их свойством к расширению..."*. Достаточно сказать, что за первые три четверти нынешнего столетия потребление энергии увеличилось в 11 раз, нефти - более чем в 100 раз, стали - в 25 раз, алюминия - почти в 2000 раз и т.д.

*Маркс К„ Энгельс Ф. Соч.- Т. 11.- 4.2.- С. 133.

Но, стремясь к удовлетворению своих потребностей, общество все больше и больше сталкивается с нехваткой ресурсов, необходимых для производства материальных благ и услуг. Совокупные потребности общества всегда обгоняют возможности их удовлетворения, действует закон, как его назвал В.И. Ленин, "возвышения потребности" *. Это объясняется рядом обстоятельств: с одной стороны, невосполнимостью многих используемых ресурсов (нефть, уголь, руда), а с другой стороны, ограниченностью запасов или производства. К концу XX в., согласно прогнозам, мировое промышленное производство может возрасти в 1,5-2 раза, а это требует новых ресурсов. Это ограничение, или, как иногда называют, дефицит ресурсов и рост потребностей, ставит перед человечеством вечно неизменную экономическую проблему: "как удовлетворить эти неограниченные потребности в условиях ограниченных ресурсов".

*Ленин В.И. Полн. собр. соч.-Т. 1.-С. 101.

О каких ресурсах мы говорим? Прежде всего о факторах производства, таких, как земля, рабочая сила, средства производства и предпринимательство. Остановимся на них более подробно.

1. Земля - это природные ресурсы и сама земля, которая очень ограничена как по своим размерам, так и возможностям ее использования. В экономической науке это понятие имеет более широкое значение, чем в повседневном использовании. Под ним чаще всего понимается щедрость природы, т.е. все ресурсы: от минералов, леса и до воздуха. Во многих случаях эти ресурсы не находятся в свободном состоянии и могут быть получены в форме экстрактов.

Природные ресурсы подразделяются на восполнимые и невосполнимые. Для них характерны неравномерное размещение по территории и не всегда имеющаяся доступность их использования.

2. Рабочая сила включает в себя умственный и физический труд, который в результате прогресса человечества развивается в направлении замены физического труда умственным. Этот фактор, несмотря на безработицу, ограничен по своему профессиональному и интеллектуальному составу.

3. Орудия труда - это все то, с помощью чего производятся товары и услуги: производственные возможности, созданные людьми в форме оборудования, инструмента, зданий и т.д. Их особенность состоит в том, что они должны воспроизводиться в расширенном объеме, с тем, чтобы иметь возможность постоянно увеличивать производство товаров и услуг. Но это расширение нельзя понимать как просто количественное увеличение, скорее речь идет об увеличении производительности, степень которого зависит от богатства нации.

4. Предпринимательство - это особое внутреннее свойство, которым наделены не все люди. Оно связано с риском, умением вести хозяйство на основе постоянного поиска нового.

5. Капитал - это вложенный в дело, функционирующий источник в виде средств производства.

Дефицитность факторов производства трансформирует эту основную экономическую проблему в проблему осуществления серии выборов: что и сколько товаров и услуг производить? Как их распределять?

В данном случае цель выбора состоит в том, чтобы установить оптимальное соотношение между максимально возможным ассортиментом продукции и услуг, с одной стороны, и максимально возможным количеством, обеспечивающим требуемый стандарт жизни, с другой стороны.

В какой манере производить? Необходимость такого подхода обусловливается тем, что максимально возможное получение продукции и услуг зависит при прочих равных условиях (количество ресурсов, уровень их развития) от выбранной манеры и прогрессивности технологии, уровня организации производства (специализация, кооперация и комбинирование). Например, одни и те же потребности в одежде, обуви можно удовлетворять за счет естественных и искусственных материалов, электроэнергию получать, используя уголь, нефть и газ и т.д.

Как распределять произведенные товары и услуги? В данном случае выбор направлен на отыскание оптимальных пропорций между производственным накоплением и потреблением, которые вели бы к расширению производства и на их основе происходило бы дальнейшее повышение уровня жизни.

Из изложенного следует, что проблема выбора одинаково относится как к тому, "что будет произведено?", так и "как это будет сделано и распределено?" Причем цена этого выбора есть то, что должно быть пожертвовано для его осуществления. Величина этой жертвы -не что иное, как стоимость возможности его осуществления.

Иными словами, перед нами всегда стоит проблема выбора: чему отдать предпочтение, а от чего отказаться. Процесс выбора - решение производить, приобрести или отказаться от того или иного продукта -есть то, что в конечном итоге управляет экономической системой.

Хозяйственные товарищества

Предпринимательская деятельность в своей индивидуальной форме обладает весьма ограниченными возможностями, распространяясь в основном на малый бизнес. Для более крупного предпринимательства приходится соединять усилия нескольких лиц, переходить к коллективному предпринимательству. Объединение участников предпринимательской деятельности, партнеров для совместного бизнеса называюттовариществом. Участие партнеров в товариществе принято скреплять письменным соглашением, или договором. В целях более тесного и прочного союза товарищество оформляется как предприятие. Товарищество позволяет соединить не только усилия, но и капиталы его участников.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) рассматривает хозяйственные товарищества как одну из основных форм создания юридических лиц, являющихсякоммерческими организациями. К коммерческим Кодекс относит организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.

Лица, которые создают хозяйственное товарищество, именуются егоучредителями. Каждый из них вносит определенный вклад в товарищество и становится его участником. Первоначальный вклад называют уставным, или складочным капиталом.

Участники хозяйственных товариществ вправе участвовать в управлении делами, получать информацию о деятельности товарищества, знакомиться с его документацией, принимать участие в распределении прибыли, получать при ликвидации товарищества часть имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, или денежный эквивалент стоимости.

В то же время участники хозяйственных товариществ несут ряд обязательств перед организациями, членами которых они являются. Участники обязаны выполнять требования учредительных документов, своевременно и полностью вносить предусмотренные взносы, вклады, сохранять коммерческую тайну, не разглашать конфиденциальные сведения. В состав имущества товариществ входят находящиеся во владении, пользовании и распоряжении товарищества основные средства (здания, сооружения, оборудование) и оборотные средства (запасы сырья, материалов, готовой продукции, незавершенное производство, другие товарно-материальные ценности), денежные средства, а также прочие ценности.

Товарищества, не обладающие статусом юридического лица, не являются самостоятельными субъектами в том смысле, что они не оформлены юридически как единая фирма со своим названием и уставом, обособленным имуществом. Это основанный на соглашении, договоре союз равных лиц. Каждое из этих лиц выступает не как работник фирмы, а как участник общего дела, отвечающий за его судьбу своей личной собственностью.

В зависимости от вида имущественной ответственности своих участников товарищества делятся на два основных типа: полное товарищество и товарищество на вере (коммандитное).

Полные товарищества

Полное товарищество создается для ведения его участниками (полными товарищами) предпринимательской деятельности на совместной основе в соответствии с заключенным между ними договором. Это добровольное объединение участников общего бизнеса на договорных началах.

Одной из характерных черт полного товарищества является высокая степень и мераимущественной ответственности его участников за выполнение принятых обязательств. В случае аварийной финансовой ситуации, когда у партнеров, объединившихся для ведения совместной предпринимательской деятельности, возникают долги, они отвечают по обязательствам не только имуществом, которое они внесли и объединили для предпринимательства, но и всем своим личным имуществом (и даже имуществом членов семьи, если оно не разделено в правовом отношении). Члены полного товарищества несут неограниченную солидарную ответственность по обязательствам товарищества, отвечая всем своим имуществом.

Что же касается объединенного имущества, предназначенного для ведения предпринимательской деятельности, то оно представляетобщую долевую собственность, принадлежит всем участникам на паевой основе. То есть каждый участник полного товарищества имеет свою долю, свой пай, соответствующие его имущественному и денежному вкладам в товарищество. Доля отражает ту часть денежной стоимости имущества товарищества, которая принадлежит данному участнику.

Полное товарищество являетсяюридическим лицом, самостоятельной фирмой, обладает набором прав, позволяющим ему выступать в качестве субъекта хозяйственной деятельности.

Так, оно может выступать в суде истцом и ответчиком. Под фирменным наименованием полное товарищество заносится в реестр собственников, оно вступает в договорные отношения с другими субъектами хозяйственной деятельности, взаимодействует при необходимости с органами государственной власти, берет на себя и выполняет определенные обязательства. Члены полных товариществ обязаны участвовать в управленииих делами и деятельностью.

Коммандитные товарищества

Промежуточная форма между полным товариществом, участники которого несут полную имущественную ответственность, и товариществом с ограниченной ответственностью получила название товарищества на вере. Такие товарищества называют такжекоммандитными.

Коммандитное товарищество, подобно полному товариществу, представляет собой объединение нескольких граждан и (или) юридических лиц на основании договора между ними в целях ведения совместной хозяйственной деятельности. Но принципиальное отличие коммандитного товарищества от полного состоит в том, что только часть его членов, именуемыхполными товарищами (комплементариями), несет полную солидарную ответственность по обязательствам товарищества всем своим имуществом. Другая же часть в видечленов-вкладчиков (коммандитистов) несет ограниченную ответственность и отвечает по обязательствам только своим паевым вкладом в общество. Деятельность коммандитных товариществ определяется в основном условиями учредительного договора. Участник товарищества обязан внести свой вклад в складочный капитал товарищества.

Как правило, в смешанном товариществе его полные товарищи несут всю полноту власти и представительства интересов общества, тогда как роль членов-вкладчиков ограничена финансовым участием в форме вклада, дающегоим право на доходы.

Акционерные общества

Акционерным называется хозяйственное общество, уставный капитал которого делится на определенное число акций.

Участникиоткрытого акционерного общества могут продавать или передавать свои акции без согласия других акционеров этого общества. Взакрытом акционерном обществе акции распределяются только среди учредителей или иного заранее определенного круга лиц.

Главная особенность открытого акционерного общества состоит в том, что его имущественный и денежный капитал формируется путем открытой, свободной продажи своих акций. Однако при учреждении АО все его акции должны быть распределены среди учредителей.

Акции продаются либо на первичном рынке по нарицательной стоимости после их выпуска, либо на вторичном рынке посредством перепродажи по рыночным ценам. Акционерные общества открытого типа представляют одну из наиболее распространенных и цивилизованных современных форм организации коллективного бизнеса. Эта форма дает реальную возможность приобщиться к собственности предприятий миллионам рядовых граждан.

Акция удостоверяет тот факт, что ее владелец, акционер, внес определенный вклад в капитал акционерной компании. Она может быть предметом купли-продажи, дарения, залога. Кроме того, акция может приносить доход в виде доли прибыли, получаемой акционерным обществом, и дает право на участие в управлении.

В форме акционерных обществ могут существовать и крупные, и средние, и малые предприятия. Создание акционерных обществ обычно предполагает привлечение значительного числа участников. Открытое акционерное общество можно создать посредством преобразования общества с ограниченной ответственностью.

Как закрытые акционерные общества, так и акционерные общества открытого типа отвечают по его обязательствам, несут возможные убытки, рискуют в ограниченных пределах, не превышающих стоимости принадлежащегоим пакета акций. В то же время само общество не отвечает по имущественным обязательствам отдельных акционеров, принятыхими частным образом.

Именно акционерное общество является единственным полновластным собственником принадлежащего ему имущественного комплекса, т.е. материально-вещественных, информационных и интеллектуальных ценностей. Акционеры являются собственниками только ценных бумаг, которые дают им право получения определенной доли дохода общества в виде процентов, именуемыхдивидендами. В случае прекращения деятельности общества они вправе рассчитывать также на ликвидационную квоту - часть стоимости продаваемого имущества. Прямого вещного права на собственную часть имущества акционерного предприятия акционер не имеет.

Таким образом, объекты права собственности акционеров и акционерного общества не совпадают. Для акционеров в качестве таких объектов выступает стоимость капитала акционерного общества в виде денежной стоимости своей доли, тогда как все общество обладает правом собственности на физическую, вещную сущность всех ценностей, принадлежащих ему. Акционер вправе распоряжаться сам своей акцией как ценной бумагой. Имуществом же распоряжается только общество в лице его представительских органов управления.

Конечно, акционер способен влиять на использование имущественного комплекса и его деятельности в целом, участвуя в управлении. Такое право реализуется прежде всего благодаря тому, что обыкновенная акция (в отличие отпривилегированной, дающей право на твердый процент дивидендов) предоставляет возможность голосовать на собраниях акционеров, избирать правление. При этом реализуется принцип "одна акция - один голос". Оказать существенное влияние на ход событий возможно, только имея солидный пакет акций, лучше всего -контрольный.

Вопросы для повторения

1. Что понимается под экономикой предприятия?

2. Назовите основные факторы развития производства.

3. В чем состоит основная экономическая проблема?

4. Какова роль предприятия в решении основной экономической проблемы?

5. Каковы движущие мотивы развития экономики предприятия?

6. Назовите организационные формы предприятия, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации.

7. В чем состоит принципиальное различие функционирования предприятия в условиях рыночной и централизованно-плановой систем?

8. Назовите особенности перехода к рынку в России.

9. Чем обусловлена необходимость государственного регулирования рыночной экономики?

РАЗДЕЛ ВТОРОЙ

ТЕМА 6. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА РЕСУРСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

Ресурсы - это факторы, используемые для производства экономических благ. Под экономическими ресурсами понимаются все природные, людские и произведенные человеком ресурсы, которые используются для производства товаров и услуг.

Все разнообразие ресурсов можно классифицировать в соответствии с различными подходами: 1) материальные ресурсы - земля, или сырьевые материалы, и капитал; 2) людские ресурсы - труд и предпринимательская деятельность.

К понятию "земля" относят все естественные ресурсы: пахотные земли, леса, месторождения полезных ископаемых, водные ресурсы (ресурсы рек, морей и океанов).

Понятие "капитал или инвестиционные ресурсы" охватывает все произведенные средства производства, используемые в производстве товаров и услуг и доставке их конечному потребителю (здания, сооружения, оборудование и т.п.). Процесс производства и накопления средств производства называется инвестированием.

Понятие "труд" обозначает все физические и умственные способности людей, применяемые в производстве товаров и услуг.

Под предпринимательской деятельностью, или предприимчивостью, понимается особый вид человеческих ресурсов, заключающийся в способности наиболее эффективно использовать все другие факторы производства.

Все экономические ресурсы, или факторы производства, обладают одним общим свойством: они редки или имеются в ограниченном количестве. Это означает, что ресурсов, как правило, меньше, чем необходимо для удовлетворения всех потребностей при данном уровне экономического развития; имеют определенный предел и пахотные земли, и полезные ископаемые, и средства производства, и рабочая сила (рабочее время). Вследствие редкости ресурсов объем производства ограничен. Общественное производство не способно произвести, а следовательно, и потребить весь объем товаров и услуг, который общество хотело бы получить.

Производственно-экономическая деятельность любого предприятия начинается с формирования производственных ресурсов - в натуральной и денежной формах (табл. 5). Приведенные ресурсы различаются между собой как по назначению, так и по времениихиспользования.

Таблица 5

Амортизационные отчисления

Особенностью основных фондов является перенесение части их стоимости на стоимость готовой продукции. Это перенесение происходит таким образом, чтобы за период эксплуатации основных фондов произошло их возмещение. Возмещение основных фондов путем включения части их стоимости в затраты на выпуск продукции (себестоимость) или на выполненную работу называетсяамортизацией. Она осуществляется с целью накопления денежных средств для последующего полного или частичного воспроизводства основных фондов.

В условиях рыночных отношений величина амортизационных отчислений оказывает существенное влияние на экономику предприятия. С одной стороны, слишком высокая доля отчислений увеличивает величину издержек производства, а следовательно, снижает конкурентоспособность продукции, уменьшает объем получаемой прибыли и поэтому сокращает диапазон возможностей предприятия по его экономическому уровню развития.

С другой стороны, заниженная доля отчислений удлиняет срок оборачиваемости средств, вложенных в приобретение основных фондов, а это ведет к их старению и, как следствие этого, снижению конкурентоспособности, потере своих позиций на рынке.

Таким образом, величина амортизационных отчислений является функцией многих переменных.

В амортизационной политике государства произошли существенные изменения, отвечающие требованиям сегодняшнего дня. Согласно Положению по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" (ПБУ 6/97), утвержденному приказом Министерства финансов РФ от 03.09.97 г., предприятие получило право самостоятельно определять срок полезного использования приобретаемых основных фондов.

ПБУ 6/97 вводит следующие способы начисления амортизации:

• линейный;

• уменьшаемого остатка;

• списание стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;

• начисление амортизации пропорционально объему продукции (работ, услуг).

При линейном способе годовая сумма амортизации определяется по первоначальной стоимости объекта основных средств и норме амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта.

При способе уменьшаемого остатка годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из остаточной стоимости основных средств на начало отчетного года и нормы амортизационных отчислений, исчисленной на основе срока полезного использования объекта.

Таким образом, в первый год эксплуатации списывается относительно большая часть стоимости, далее темп списания замедляется.

При способе списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из первоначальной стоимости объекта и годового соотношения, где в числителе - число лет, остающихся до конца срока службы объекта, а в знаменателе - сумма чисел лет срока службы объекта (сумма чисел лет срока службы, например, для пятилетнего срока = 1+2+3+4+5=15 лет).

При начислении амортизации пропорционально объему продукции исходят из натурального показателя объема продукции в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости объекта и предполагаемого объема продукции за весь срок использования объекта.

ПБУ 6/97 определило право предприятий выбирать один из способов начисления амортизации и применять его по группе однородных объектов. Выбранные способы и соста<

Наши рекомендации