Школа молодежного предпринимательства «Businessteen»
Школа молодежного предпринимательства «Businessteen»
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ
в общеобразовательных организациях Российской Федерации
Единого урока по вовлечению школьников в предпринимательскую деятельность «Ты - предприниматель»
Москва, 2016
Содержание
- Аннотация………………………………………………………………...…4
2. Материалы по проведению учебного занятия среди учащихся начальной школы (1-4 класс)………………………………………………...……....…5
3. Материалы по проведению учебного занятия среди учащихся средней и старшей школы (5-11 класс)………………………………………..…..6-12
4. Деловая игра по созданию бизнес-проектов среди учащихся старшей школы (10-11 класс)……………………………………………………12-13
5. Рекомендованные программы, мероприятия и проекты по молодежному предпринимательству для вовлечения учащихся образовательных учреждений…………………………..………………………………….14-18
Аннотация
В соответствии с планом работы по развитию сотрудничества в рамках СНГ в сфере образования, науки и молодежной политики на 2016 год, Министерство образования и науки Российской Федерации в мае 2016 года проводит Единый урок по вовлечению школьников в предпринимательскую деятельность «Ты-предприниматель» (далее – Единый урок).
Организаторами Единого урока являются Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по делам молодежи, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российский центр содействия молодежному предпринимательству» и школа молодежного предпринимательства «Businessteen».
Материалы для проведения в общеобразовательных организация Единого урока разработаны Федеральным государственным бюджетным учреждением «Российский центр содействия молодежному предпринимательству», подведомственным Росмолодежи и школой молодежного предпринимательства «Businessteen».
Урок проводится в рамках развития и реализации мероприятий по профессиональному ориентированию школьников, формирования предпринимательского мышления и популяризации предпринимательской деятельности среди подрастающего поколения.
Материалы включают в себя сценарии урока для учащихся 1-4 и 5-11 классов, тесты для определения отношения к предпринимательской деятельности, презентационные материалы, описание деловых игр.
Для учащихся младших классов предлагается провести урок в форме выполнения творческого задания – подготовки рисунков по теме «Мой бизнес». Для учащихся средней и старшей школы предлагается провести тематический урок, направленный на знакомство с основными понятиями предпринимательства, популяризацию предпринимательской деятельности, развитие предпринимательской культуры у всех учащихся, а также деловую игру.
Учащихся образовательных учреждений необходимо проинформировать и при наличии организационно-технических возможностей помочь в участии в проектах, программах и мероприятиях, проводимых организаторами и партнерами Единого урока.
В современных условиях развития экономики России остается актуальной проблема увеличения доли малого и среднего бизнеса. Данному сектору экономики принадлежит важная роль в развитии общества, повышении уровня благосостояния населения, улучшении качества предоставляемых услуг, стимулировании для формирования новых отечественных товаров.
В «Основах государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403-р, дается следующее определение понятию «молодежное предпринимательство» - предпринимательская деятельность граждан в возрасте до 30 лет, а также юридических лиц (субъектов малого и среднего предпринимательства), средний возраст штатных работников которых, а также возраст руководителя не превышает 30 лет в уставном (складочном) капитале которых доля вкладов лиц не старше 30 лет превышает 75 процентов. Одной из целей в рамках реализации основ государственной молодежной политики является создание базовых условий для формирования и раскрытия предпринимательского потенциала молодежи.
Стратегическим ресурсом для развития малого и среднего предпринимательства является популяризация и вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность.
Одним из механизмов использования данного ресурса на начальном этапе является необходимость познакомить школьников с основами предпринимательской деятельности, рассказать о преимуществах и возможностях предпринимателя в нашей стране, представить истории успеха молодых предпринимателей.
Раскрытие предпринимательского потенциала молодежи, качественная образовательная база (которая реализуется в рамках мероприятий подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» программы «Экономическое развитие и инновационная экономика»), станет толчком для динамичного развития и увеличения числа субъектов малого и среднего бизнеса в ближайшие несколько лет.
Вводная часть
Единый урок по предпринимательству мы начнём с того, что вспомним забавного персонажа книги Марка Твена - Тома Сойера. Казалось бы, причём здесь Том… Но если вспомнить историю покраски забора (задание, которое получил Том Сойер от своей тётушки) все станет понятнее.
В солнечный субботний день, когда все отдыхали и наслаждались играми на улице, Том Сойер стоял перед длинным забором с ведром извести и кисточками в страхе быть осмеянным мальчиками. Однако отличие Тома от сверстников было в том, что даже в сложные минуты его не покидало вдохновение, и он приступал к разрешению проблемы задорно и уверенно. Первым, кто решил подразнить Тома, оказался Бен, но он услышал в ответ, что Тому на самом деле нравилось белить забор.
Белить забор мальчикам удавалось не каждый день, потому что Бен и все остальные мальчишки попросили Тома присоединиться к этому делу в обмен на свои "ценности" в виде стекляшек, шариков, игрушек, палок и прочего. Забор красился с весельем и радостью, мальчики вырывали у друг друга кисть, чтобы красить вне очереди. А Том Сойер из неудачника превратился в лидера и богача «… двенадцать шариков, сломанная губная гармоника, осколок синего бутылочного стекла, чтобы глядеть сквозь него, пустая катушка, ключ, который ничего не отпирал, кусок мыла, хрустальная пробка от графина, оловянный солдатик, пара головастиков, шесть хлопушек, одноглазый котенок, медная дверная ручка, собачий ошейник без собаки, чертёнок от ножа, четыре куска апельсиновой корки и старая оконная рама» - это все Том заработал в обмен на услугу, которую оказал мальчикам – «возможность поучаствовать в покраске забора».
Характер Тома Сойера очень похож на характер предпринимателя. Он смог получить «прибыль» в виде многочисленных безделушек, сделать доброе дело – позволив мальчикам поучаствовать в покраске забора, и поучаствовал в облагораживании территории своего города.
Тест
Цель теста: определение отношения школьника к предпринимательской деятельности и получению дохода. Этот тест позволяет персонифицировать оценку предпринимательства применительно к самому себе.
Давайте определимся с чертами характера каждого из вас, посмотрим, сколько в вас от Тома Сойера и потом решим, как сделать себя более похожим на него.
Ты получил миллионы рублей. Как распорядишься этими деньгами:
Сложно представить такое (1 балл)
Потрачу в свое удовольствие (2 балла)
Копить дальше (0 баллов)
Какое высказывание ближе тебе:
Деньги - это бумага (3 балла)
Не имей сто рублей, а имей сто друзей (2 балла)
Деньги - это цель (0 баллов)
Какой курс ты вероятнее отслеживал (а) бы
Курс круизного лайнера (2 балла)
Курс валюты (0 баллов)
Курс лекции (3 балла)
Знакомый не может вернуть тебе долг, твое мнение о нем
Безответственный человек (0 баллов)
Придется забыть долг (3 балла)
У человека трудности, надо подождать (2 балла)
В каком издании ты бы хотел увидеть новость о себе?
Развлекательном (2 балла)
Деловом (0 баллов)
В любом (3 балла)
Итого
13-15 баллов Деньги не твоё кредо, вероятно именно по причине, что ты не чувствуешь умеешь ли зарабатывать. Не расстраивайся, это можно изменить.
8-12 баллов Тебе характерно зарабатывать деньги и тратить с умом.
5-7 баллов Тебе свойственно жить ради денег, но стоит ли такое зацикливание лишения себя радостей жизни?
Можно ли изменить себя и стать больше похожим на предпринимателя? Есть такая пословица "Где родился, там и пригодился" или "Кем родился, тем и остался". Народная мудрость. Но многие психологи утверждают, что можно развить в себе предпринимательские качества.
Инновационный подход
Цель раздела: на примере литературного героя объяснить технологию создание новых товаров и услуг.
Давайте вернёмся к нашему другу Тому Сойеру. Том нам раскрыл секрет особой предпринимательской технологии. Как предложить людям, которые уже покупают товары у других или у них устоявшееся представление о той или иной услуге, свой продукт? Том - прирождённый лидер, он убедил мальчиков изменить отношение к работе. Как он это сделал?
Какое представление о работе было у мальчишек до встречи с Томом у забора - любая работа скучна. Том нашел способ превратить просто «работу» в «художественную работу» и она стала увлекательной и интересной.
Надо неинтересную работу наполнить иным смыслом. Создать новый образ работы. Когда к Тому подошёл Бен, первый проводил кисточкой и отходил в сторону для оценки своей работы. Это был художественный процесс, а не просто покраска забора. Марк Твен не рассказывает нам о взрослении Тома Сойераи о его будущей специальности, но он точно стал инноватором и предпринимателем, который использовал главный закон инновации:
«Сформулируй противоречие и реши его»
Так поступали все великие изобретатели и творческие люди.
Стив Джобс первым сформулировал противоречие «новые функции на телефоне нельзя внедрить из-за большой площади кнопок» (противоречие). Решение «убрать кнопки и использовать тачпад игровых устройств» увеличивало свободное пространство на телефоне и позволяло создать огромное количество новых функций. Эта инновация сделала компанию Apple мировым лидером на рынке мобильных устройств.
Итак, подведём итог, сформулируйте тремя глаголами, что такое предпринимательство (например):
изменять , творить, созидать.
Школа молодежного предпринимательства «Businessteen»
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ
в общеобразовательных организациях Российской Федерации