Экономика тур.операторской и тур.агентской деятельности

Экономика тур.операторской и тур.агентской деятельности

Список литературы:

1. Фролова,Т.А. Экономика и управление в сфере социально-культурного сервиса и туризма

Конспект лекций. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2011г.http://www.aup.ru/books/m19/

2. Боголюбов В.С., Орловская В.П. Экономика туризма. – 2-е изд. – М.: Академия, 2008. – 192 с.,http://tourlib.net/books_tourism/bogolubov5.htm

3. Сайт «всё о туризме туристическая библиотека» http://tourlib.net/

4. Соболева Е.А., Соболев И.И. Финансово-экономический анализ деятельности турфирмыhttp://tourlib.net/books_tourism/soboleva.htm

5. Грибов В.Д., Леонов А.Л. Экономика предприятия сервиса – М.: КНОРУС, 2010г. – 276 с.ISBN 5-85971-263-4

6. Черевичко Т.В. Экономика туризма. – М.: Дашков и Ко, 2010. – 364 с.

Темы работ

1. Туризм – глобальное социально-экономическое явление современного мира
Экономические показатели мировой индустрии туризма.

2. Перспективы туризма

3. Туристская и гостиничная деятельность.

4. Туризм как система статистических понятий и определений.

5. Туристские маршруты. Путешествие – комплексная туристская услуга

6. Гостиничная индустрия. Услуги средств размещения. Стандартная международная классификация средств размещения.

7. Основные показатели гостиничной деятельности и модели ее организации.

8. Услуги питания

9. Услуги перевозчиков. Международная классификация средств транспорта. Скидки и льготы. Трансфер

10. Туристская деятельность. Организаторы путешествий. Турагенты. Продавцы, покупатели и исполнители туристских услуг. Договорные отношения между ними

11. Рынок туристских услуг.Субъекты рынка. Оптовая и розничная продажа турпродукта. Сегменты рынка.

12. Продажа продажи турпродукта. Договор, путевка, ваучер

13. Туристские формальности: паспорта, визы, таможенные правила
Валютный контроль. Безопасность путешествия.

14. Страхование при поездках

15. Государственное регулирование туристской деятельности в России и за рубежом

16. Экономические и административные механизмы поддержки развития туризма

17. Стандарты туристского обслуживания. Лицензирование туристской деятельности. Сертификация, безопасность и качество туристских услуг

18. Туризм и экология. Экотуризм. Экологический менеджмент в туризме

19. Социальный туризм

20. Организация туризма в сфере клубного отдыха

21. Религиозный и паломнический туризм

22. Походы и путешествия по спортивно-оздоровительным (самодеятельным) туристским маршрутам

23. Квалификационные требования к некоторым профессиям и должностям работников туристской индустрии




План лекционных занятий

Тема 1. Предприятие - субъект рыночной экономики

Тема 2. Туризм как экономическая система

Тема 3. Производственная и организационная структура предприятия

Тема 4. Основной капитал и его роль в производстве тур.услуг

Тема 5. Оборотный капитал турфирмы

Тема 6. Кадры предприятия. Организация и производительность труда

Тема 7. Маркетинг туризма

Тема 8. Воздействие государства на туризм

Тема 9. Анализ эффективности деятельности турфирмы

Вопросы для подготовки к рубежному контролю

Раздел I

1. Основные отличия туриста от экскурсанта:
а) в организации посещения другой местности;
б) в целях путешествия;
в) в длительности путешествия.

2. Выездной туризм - это выезд с постоянного места жительства:
а) за пределы города;
б) за пределы страны на заработки;
в) на экскурсию в соседний город.

3. Внутренний туризм - это путешествия:
а) иностранных граждан по России;
б) граждан России по странам СНГ;
в) российских граждан по России.

4. Национальный туризм - это путешествия:
а) по России иностранных граждан;
б) по России иностранных граждан и иностранных туристов;
в) по России российских граждан и выезд российских граждан за пределы страны.

5. Из каких источников финансируется инcентив-тур?
а) из бюджета семьи;
б) из бюджета государства;
в) из бюджета коммерческих структур.

6. Что считается началом туристского маршрута?
а) выезд за пределы места постоянного пребывания;
б) первая услуга, оказываемая на маршруте в соответствии с приобретенным у турфирмы пакетом услуг;
в) дата полностью оплаченной покупки турпродукта.

7. Что считается окончанием туристского маршрута?
а) возвращение на постоянное место пребывания;
б) время пересечения государственной границы;
в) последняя услуга, оказываемая на туристском маршруте турфирмой.

8. Международный туризм - это путешествия:
а) иностранных граждан по России;
б) граждан России по иностранным государствам;
в) иностранных граждан по России и российских граждан за рубежом.

9. Социальный туризм - это путешествия:
а) членов многодетных семей и инвалидов;
б) лиц третьего возраста (пенсионеров);
в) субсидируемые из средств, выделяемых государством на социальные нужды.

10. Самодеятельный туризм - это путешествия:
а) организованные по экстремальным маршрутам;
б) субсидируемые из средств, выделяемых государством на социальные нужды;
в) самостоятельно организуемые туристами с использованием активных способов передвижения.

11. Из каких источников может финансироваться эксклюзив-тур?
а) из бюджета семьи;
б) из бюджета коммерческих фирм;
в) из бюджета государства.

12. Что относится к туроператорской деятельности в России?
а) продвижение турпродукта;
б) формирование турпродукта;
в) реализация турпродукта;
г) иная деятельность.

13. Что относится к турагентской деятельности?
а) разработка нового турпродукта;
б) деятельность по продвижению и реализации турпродукта, полученного от оператора.

14. Туристская путевка является документом:
а) установленного образца;
б) подтверждающим факт передачи туристского продукта;
в) подтверждающим факт оказания туристских услуг.

15. Туристский ваучер - это документ установленного образца:
а) подтверждающий факт передачи турпродукта;
б) устанавливающий право туриста на услуги, входящие в состав тура;
в) подтверждающий факт оказания услуг, входящих в состав тура.

16. Что входит в актив платежного баланса по статье «Туристские услуги/поездки»?
а) поступления от продажи товаров и туристских услуг въездным туристам;
б) суммы от приобретения туристских услуг и товаров выездными туристами в стране пребывания.

17. Какие из нижеперечисленных стран мира относятся к странам с положительным сальдо туристского баланса?
а) Германия;
б) Испания;
в) Россия.

18. Какие из нижеперечисленных стран мира относятся к странам с отрицательным сальдо туристского баланса:
а) Япония;
б) США;
в) Россия.

19. Назовите цели путешествия, применяемые в международной туристской практике:
а)
б)
в)
г)
д)

20. Назовите цели путешествия, используемые в отечественной туристской практике:
а)
б)
в)
г)
д)

21. Гостиница-это:
а) специализированное средство размещения туристов;
б) коллективное средство размещения туристов, имеющее не менее 10 номеров;
в) индивидуальное средство размещения туристов.

22. Категоризация гостиниц в России определяется:
а) разрядами проживания;
б) количеством звезд в сертификате качества;
в) иными показателями.

23. В каком каталоге средств размещения вниманию клиентов и работников туриндустрии предлагается две классификации гостиниц:
а) BestWestern;
б) BestEastern;
в) UTS.

24. В каталогах каких российских туристских фирм дается собственная классификации гостиниц:
а) маршрутов компании «Роза ветров»;
б) корпорации «Академсервис»;
в) компании «Инна-тур».

25. Какой из каталогов средств размещения имеет специальное «Ценовое приложение»:
а) BestWestern;
б) BestEastern;
в) UniverseTravelService.

26. В каком из каталогов гостиниц категория отеля приводится в «звездах», а классификация отеля в знаках (Т, ST, F, SF, D):
а) BestEastern;
б) UTS;
в) BestWestern.

27. В какой валюте указывается стоимость гостиничных услуг в каталоге туристской компании «Роза ветров»:
а) долл. США;
б) рублях;
в) валюте страны пребывания.

28. Что является минимальным и предельным элементом бронирования гостиничных услуг:
а) место (койко-место) в гостинице;
б) номер в гостинице;
в) другое.

29. В каком из известных каталогов средств размещения указывается тип завтрака, включенного в стоимость проживания:
а) в каталоге UTS;
б) в каталоге BestEastern;
в) других каталогах.

30. Учитывается ли при определении стоимости гостиничного номера его определенное расположение, при котором из его окна или с балкона открывается определенный вид (на горы, на море и т.д.):
а) да;
б) нет;
в) не знаю.

31. В каком из известных каталогов указывается официальная цена гостиничного номера отдельно для граждан России и СНГ и иностранных граждан:
а) в каталоге BestEastern;
б) в каталоге BestWestern.

32. Цена (тариф) розничной продажи услуг размещения - это:
а) опубликованный гостиничный тариф;
б) агентский тариф;
в) корпоративный тариф.

33. Предоставление туристу гостиничного номера с повышением категории без взимания дополнительной платы - это:
а) rack-rate;
б) апгрейд;
в) другое.

34. Занятие и освобождение номера туристом производится:
а) в один расчетный час;
б) в разное время;
в) другое.

35. Какой расчетный час установлен в гостиницах «Правилами предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации»:
а) 12 ч дня текущих суток по местному времени;
б) 14 ч дня;
в) иное.

36. В соответствии с Международным «Кодексом отношений между гостиницами и турагенствами», когда номер в гостинице должен быть предоставлен клиенту-туристу:
а) в 12 ч дня;
б) в 14 ч дня;
в) не позднее 15 ч дня.

37. В соответствии с Международным «Кодексом отношений между гостиницами и турагенствами», когда номер в гостинице должен быть освобожден клиентом-туристом:
а) в 10 ч утра;
б) в 12 ч дня;
в) в 14 ч дня.

38. Условия расчетов за основные и дополнительные услуги в гостинице:
а) наличными (cash) или чеком (cheque);
б) кредитной картой;
в) дисконтной картой.

39. Формированием туристского продукта (организацией тура, поездки) занимаются в РФ:
а) турагенты;
б) туроператоры;
в) туристы.

40. В оптовой продаже турпродукта участвуют в РФ:
а) турагенты;
б) туроператоры;
в) туристы.

41. В розничной продаже турпродукта участвуют в РФ:
а) турагенты;
б) туроператоры;
в) туристы.

42. Розничная реализация турпродукта осуществляется:
а) по договору-поручению;
б) по договору комиссии;
в) по договору о туристском обслуживании.

43. Полное и конкретное описание турпродукта приводится:
а) в договоре о туристском обслуживании;
б) в путевке по форме «ТУР-1»;
в) в каталоге турфирмы.

44. Что из приводимого ниже относится к существенным условиям договора о туристском обслуживании:
а) информация о туроператоре и турагенте (продавце), включая данные о лицензии на осуществление туристской деятельности, его юридический адрес и банковские реквизиты;
б) максимальное количество туристов в группе;
в) розничная цена туристского продукта и порядок его оплаты.

45. В каком нормативном документе приведен полный перечень существенных условий договора натуристское обслуживание:
а) в Гражданском кодексе РФ;
б) в Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»;
в) в Законе РФ «О защите прав потребителей».

46. Какие категории (виды транспорта) приводятся в «Стандартной международной классификации транспортных средств»:
а) авиационный, водный и железнодорожный транспорт;
б) воздушный, водный и сухопутный транспорт;
в) воздушный, морской и автомобильный транспорт.

47. Какой вид транспорта в структуре выездного туристского потока граждан РФ (по данным 2001 г.) занимает первое место:
а) воздушный;
б) водный;
в) сухопутный.

48. С помощью какого разряда транспортных средств осуществляется трансфер туристов:
а) автобусы;
б) автомобили;
в) иные транспортные средства.

49. Что отличает автомобиль от автобуса:
а) качество транспортного средства;
б) вместимость;
в) стоимость транспортировки.

50. Кто устанавливает базовые тарифы на перевозку пассажиров и багажа авиатранспортом:
а) национальная туристская администрация (государство);
б) компании-перевозчики;
в) крупные туристские фирмы.

51. Кто устанавливает базовые тарифы на перевозку пассажиров и багажа железнодорожным транспортом:
а) государство;
б) компании-перевозчики;
в) крупные туроператоры.

52. Перевозка авиапассажиров, условия покупки и возврата авиабилетов, ответственность компании регламентируется в России:
а) Гражданским и Воздушным кодексами РФ;
б) Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в РФ»;
в) международными документами и правилами.

53. Заключается ли договор воздушной перевозки при покупке туристом авиабилета:
а) да;
б) нет.

54. Что понимается под регулярными авиарейсами по расписанию:
а) рейсы, указанные в официальных расписаниях полетов, публикуемых компаниями;
б) чартерные рейсы;
в) а) и б).

55. Назовите три основных класса обслуживания на борту авиасудна и их буквенные обозначения:
а)
б)
в)

56. Приведите коды некоторых международных авиакомпаний и аэропортов, используемых в авиабилетах:
а) «Аэрофлот - Российские международные авиалинии»;
б) аэропорт «Шереметьево»;
в) аэропорт «Домодедово».

57. При заключении между турфирмами договора поручения на продажу турпродукта у какой возникают права и обязанности по сделке в отношении туриста-покупателя турпродукта:
а) у доверителя;
б) у поверенного;
в) у обоих.

58. При заключении между турфирмами договора комиссии на продажу турпродукта у какой возникают права и обязанности по сделке в отношении туриста-покупателя:
а) у комитента;
б) у комиссионера;
в) у обоих.

59. Как называется в Гражданском кодексе РФ договор франшизы:
а) агентский договор;
б) договор коммерческой концессии;
в) договор поручения.

Раздел II

60. Клуб отдыха - это:
а) коммерческая или некоммерческая организация, осуществляющая туроператорскую и турагентскую деятельность в сфере туризма;
б) средство размещения;
в) курорт.

61. Клубный отдых-это:
а) отдых по системе timeshare в режиме разделенного времени;
б) отдых, продолжительность которого зависит от количества баллов, кредитных очков или иных единиц измерения;
в) а) и б).

62. Что является продуктом продажи в системе клубного отдыха в России:
а) право на тур, предназначенное для реализации туристу;
б) право на пользование в течение определенного времени средствами размещения и услугами клуба отдыха;
в) право на часть собственности клуба отдыха.

63. Какое время пребывания в клубе (интервал) оплачивается покупателем клубного отдыха по системе «таймшер»:
а) неделя, несколько недель;
б) месяц;
в) год;
г) иное.

64. Что влияет на стоимость покупки клубного отдыха:
а) интервал, сезон, тип блока размещения;
б) престижность клуба отдыха;
в) коммунальные и управленческие платежи;
г) стоимость обмена отдыха;
д) иное.

65. Минимальное время действия договора между продавцом и покупателем клубного отдыха:
а) 99 лет;
б) 3 года;
в) 1 год.

66. Договор на клубный отдых вступает в силу:
а) сразу после подписания продавцом и покупателем (сторонами);
б) на следующий день после истечения определенного времени с момента подписания договора;
в) через месяц после подписания договора,

67. Период охлаждения (по директиве Евросоюза):
а) 10 дней;
б) 14 дней;
в) 30 дней.

68. Право на клубный отдых может быть продано членом клуба:
а) любому лицу самим членом клуба отдыха;
б) только по правилам, установленным клубом отдыха;
в) продажа запрещена;
г) иное.

69. Договор на клубный отдых :
а) включает в себя существенные условия договора;
б) действителен и без упоминания существенных условий договора;
в) иное.

70. Через какое время после заключения договора на клубный отдых покупатель заносится в реестр членов клуба отдыха:
а) сразу после подписания договора;
б) не позднее одного месяца после подписания договора;
в) по истечении «времени охлаждения».

71. Обмен отдыхом (на отдых в другом клубе) может быть произведен:
а) самостоятельно членом клуба отдыха;
б) только через обменную компанию;
в) по договоренности между членами различных клубов отдыха.

72. Какие документы подтверждают право покупателя на отдых в клубе:
а) путевка, ваучер;
б) договор на клубный отдых;
в) сертификат члена клуба.

73. Компания RCI - это:
а) маркетинговая компания по продажам;
б) компания по управлению курортами;
в) компания по обменам.

74. Что входит в цену, уплаченную по заключенному с клубом отдыха договору:
а) цена членства в RCI;
б) цена за обмен места отдыха;
в) управленческие и коммунальные взносы;
г) стоимость клубного модуля (апартамента) в определенный сезон в определенном клубе.

75. Нужно ли дополнительно к стоимости таймшер-недели платить:
а) за трансфер;
б) визовое сопровождение;
в) авиаперелет к месту отдыха;
г) платить не надо.

76. В зависимости от чего классифицируются типы апартаментов клуба отдыха:
а) от показателей максимальной вместимости;
б) показателей максимальной комфортности;
в) того и другого;
г)других показателей.

77. Сколько спален в модуле Т-0:
а) одна;
б) две;
в) спальни нет.

78. Каким цветом в каталоге RCI обозначается межсезонье (время между пиком сезона и несезоном):
а) красным;
б) синим;
в) белым.

79. В каком регионе мира находится наибольшее количество модулей?
а) США;
б) Европа;
в) Юго-Восточная Азия.

80. Что обязательно должен иметь клуб отдыха:
а) лицензию на туроператорскую деятельность;
б) сертификат соответствия безопасности оказываемых клубом услуг;
в) сертификат соответствия качества оказываемых услуг;
г) лицензию на деятельность по продаже прав на клубный отдых.

Раздел III

81. Что лицензируется в турбизнесе:
а) качество предоставляемых туристу услуг;
б) деятельность по организации внутреннего туризма;
в) деятельность в сфере международного туризма.

82. Сертификат соответствия выдается:
а) на туристскую деятельность;
б) на гостиничную деятельность;
в) на качество и безопасность туристских услуг.

83. Какой сертификат соответствия услуг является обязательным:
а) сертификат соответствия безопасности туристских услуг;
б) сертификат соответствия качества предоставленных гостиничных услуг;
в) сертификат соответствия безопасности услуг гостиниц.

84. Что является объектом стандартизации услуг в туризме:
а) туристская, гостиничная услуга;
б) производственный процесс оказания услуги;
в) турфирма, оказывающая услуги.

85. Государственное управление стандартизации в сфере туризма в РФ осуществляется:
а) Правительством РФ;
б) Госстандартом России;
в) туристской индустрией.

86. Кто осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов в туризме:
а) государственный орган управления туризмом;
б) Госстандарт России;
в) турфирма.

87. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве РФ о стандартизации, то применяются:
а) правила международного договора;
б) правила, установленные законодательством РФ;
в) иные правила (по договору).

88. Может ли туристское предприятие установить свой стандарт предприятия?
а) да;
б) нет;
в) не знаю.

89. Стандарты туристского предприятия разрабатываются и утверждаются:
а) государственным органом управления туризма в РФ;
б) Госстандартом России;
в) самим туристским предприятием.

90. Требования государственных стандартов РФ по безопасности туристских услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества посетителей являются обязательными для соблюдения:
а) государственными органами управления туризмом;
б) туристскими ассоциациями;
в) всеми субъектами хозяйственной деятельности.

91. Требования стандартов туристского предприятия подлежат обязательному соблюдению:
а) турпредприятиями, разработавшими свой стандарт предприятия;
б) всеми субъектами хозяйственной деятельности;
в) субъектами хозяйственной деятельности, в договорах с которыми на стандарт предприятия сделаны ссылки.

92. Распространяется ли стандартизация в сфере туризма на:
а) термины и определения в туризме;
б) классификацию типов туристских предприятий и видов их деятельности;
в) содержание и формы информации клиента о турпродуктах.

93. Назовите хотя бы три стандарта (из числа названных в тексте) в сфере туристских услуг и услуг гостиниц:
а)
б)
в)

94. Является ли «Общероссийский классификатор услуг населения» (ОКУН) нормативным документом для туристской отрасли?
а) да;
б) нет;
в) не знаю.

95. Чем подтверждается соответствие продукции и услуг требованиям государственных стандартов:
а) рекламой турпродуктов и услуг в СМИ;
б) маркировкой продукции и услуг знаком соответствия;
в) иными действиями.

96. В каком нормативном документе по стандартизации указаны группы продукции и услуг, предоставляемых в индустрии туризма РФ:
а) в «Общероссийском классификаторе услуг населению» (ОКУН);
б) в государственном стандарте «Туристские услуги. Общие требования»;
в) в «Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности, продукции и услуг» (ОКДП).

97. В каком нормативном документе по стандартизации указаны все группы продукции и услуг, предоставляемых гостиницами и ресторанами:
а) в «Общероссийском классификаторе отраслей народного хозяйства» (ОКОНХ);
б) в «Общероссийском классификаторе предприятий и организаций» (ОКПО);
в) в «Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности, продукции и услуг» (ОКДП).

98. В каком из государственных стандартов приведены требования к содержанию обязательной информации, приводимой в «Информационном листке к путевке туристского путешествия»:
а) в ГОСТ Р « Проектирование туристских услуг»;
б) в ГОСТ Р «Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов»;
в) в ГОСТ Р «Туристские услуги».

I. Деятельность в туризме

Туризм - а) поездка (посещение), путешествие физического лица в какое-либо место, находящееся за пределами обычной среды обитания с определенными целями, т.е. деятельность, которую осуществляют посетители за пределами своего постоянного места жительства с момента отъезда до возвращения;
б) предпринимательская деятельность по оказанию посетителю услуг, связанных с планированием и организацией поездки и реализацией пакета услуг, обеспечивающих путешествие.

Типы туризма - внутренний, въездной и выездной:

- туризм внутренний - путешествия по стране лиц, постоянно проживающих в ней;
- туризм въездной - путешествия по стране лиц, постоянно проживающих в других странах;
- туризм выездной - путешествия лиц, постоянно проживающих в одной стране, в другую страну.

Категории туризма - международный, национальный и туризм в пределах страны:

- международный туризм включает въездной и выездной туризм;
- национальный туризм состоит из внутреннего и выездного туризма;
- туризм в пределах страны подразделяется на въездной и внутренний туризм.

Турист - гражданин, посещающий страну (или место) временного пребывания с определенными целями, без занятия оплачиваемой деятельностью в стране пребывания и осуществляющий, по меньшей мере, одну ночевку в этой стране.

По международным нормам период пребывания не может превышать 12 месяцев подряд, по национальным - 6 месяцев. Турист, как потребитель, является клиентом туроператора или турагента.

Экскурсант - гражданин, посещающий страну (место) временного пребывания в целях ознакомления с ее туристскими ресурсами без предоставления услуг размещения, на период не более 24 ч. Экскурсант, как потребитель, является клиентом экскурсионного бюро.

Цели поездки (посещения) по международным нормам включают:

- проведение досуга, рекреацию и отдых;
- посещение родственников и знакомых;
- деловые и профессиональные цели, а также поощрительные поездки, образование и исследовательскую деятельность;
- лечение;
- участие в религиозных мероприятиях, паломничество;
- прочие цели, включая и покупки, совершаемые в ходе поездки. Главная цель - цель поездки (посещения), без достижения которой путешествие состояться не может.

В национальной практике применяются следующие виды целей: служебные, туризм, частные, транзит, обслуживающий персонал (водители автотранспортных средств и экипажи морских, речных и воздушных судов, бригады железнодорожного транспорта); оздоровительные, познавательные, профессионально-деловые спортивные, религиозные (для классификации туров).

Туризм социальный - разновидность туризма, субсидируемого из средств, выделяемых на социальные нужды, в целях создания условий для путешествий, отдыха и лечения детям, молодежи, пенсионерам, инвалидам, ветеранам войны и труда и иным гражданам, которым государство, государственные и негосударственные фонды, иные благотворительные организации оказывают социальную помощь; перечень и категории социальных туристов определяются соответствующими законами и правовыми актами.

Туризм самодеятельный - разновидность туризма, ббльшую часть которого составляют спортивно-оздоровительные мероприятия, путешествия, организуемые туристами самостоятельно с использованием активных способов передвижения в соответствии с действующими нормативными документами. Как правило, участники подобных путешествий ставят перед собой цель получения спортивных разрядов и званий в туризме.

Туристские ресурсы - природные, исторические, социально-культурные и иные объекты в стране (месте) временного пребывания, способные удовлетворить духовные потребности туристов и экскурсантов, содействовать восстановлению и развитию их духовных и физических сил. К туристским ресурсам относятся и особоохраняемые природные территории (ООПТ), а также лечебно-оздоровительные местности и курорты.

Туристская индустрия - совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, развлечения и торговли, объектов общественного питания, познавательного, делового и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков, другие услуги, необходимые при организации и совершения путешествий (поездок).

Туристская инфраструктура - совокупность путей сообщения (дороги, подъездные пути, вокзалы, аэропорты, пристани и т.п.), коммуникаций (водопроводная, электрическая и газовая сети, отопление, канализация, средства связи и т.п.), туристских ресурсов, объектов туристского показа, средств размещения и питания, объектов торговли, бытового и лечебно-профилактического обслуживания, спортивных сооружений, а также других объектов, необходимых для обеспечения и развития индустрии туризма.

Туристский продукт (пакет туристских услуг) - предварительно организованная туроператором комплексная туристская услуга, включающая, по крайней мере, две услуги: перевозка туриста в страну (место) временного пребывания и размещение; продаваемая или предлагаемая к продаже по единой паушальной цене. При этом период оказания услуг превышает 24 ч или включает ночевку. В пакет могут входить и другие туристские услуги, связанные с планированием, организацией и проведением путешествия (поездки). Наиболее распространены следующие виды туров (пакетов услуг):

- инклюзив-тур (пэкидж-тур) [inclusivetour, packedetour (США); Paushalreise (Германия); voyage a’ forfart (Франция)] - стандартное путешествие с выбором по каталогам туроператоров;
- индивидуальный тур (путешествие) [FIT - foreignindependenttour] -путешествие, специально разработанное туроператором по заказу клиента;
- инсентив-тур - поощрительная поездка за счет фирмы, организованная для своих работников с целью повышения их квалификации на родственное предприятие;
- ознакомительный тур (fam-trip) - поездка сотрудников туроператора, его агентов по продаже и журналистов для ознакомления с деятельностью принимающей стороны и продвижения туруслуг.

Виды продукции, услуг туризма и гостиничного хозяйства представлены в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП), а также в Общероссийском классификаторе услуг населению (ОКУН).

Продвижение туристского продукта - совокупность мер, включая прямую рекламу, участие в туристских выставках, ярмарках, издание специализированных каталогов, буклетов, организацию информационных поездок и других мероприятий, направленных на реализацию турпродукта.

Туроператор (турорганизатор) - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, действующее на основании лицензии на туроператорскую деятельность, осуществляющее планирование и организацию путешествия (поездки), продвижение пакета туристских услуг, необходимых для поездки, его оптовую и розничную покупку и продажу, а также оказание других туристских услуг, связанных с проведением путешествия (поездки).

Турагент - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, действующие на основании лицензии натурагентскую деятельность и осуществляющее продвижение пакета туристских услуг, необходимых для совершения путешествия (поездки), предложенные на договорных началах туроператором, а также розничную продажу пакета услуг потребителю (туристу), включающую согласно ОКДП, также бронирование услуг, оформление выездных документов на путешествие по зарубежным странам, а также бронирование билетов международных перевозчиков.

Экскурсионное бюро - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющий в установленном порядке экскурсионную деятельность, в том числе по планированию, организации, продвижению и реализации комплексной экскурсионной услуги, включая проведение экскурсии, а также оказание других услуг, связанных с проведением экскурсии.

Экскурсия - посещение с целью ознакомления музеев, выставок, других мест туристского интереса, кратковременные поездки (прогулки) с образовательными, спортивными или иными целями на коллективной или индивидуальной основе.

Экскурсовод (гид, гид-переводчик) - физическое лицо, имеющее соответствующее профессиональное образование и подготовку, сопровождающий туристов при посещении ими мест туристского интереса и дающий необходимые туристам сведения на их родном языке.

Гостиница (коллективное средство размещения, гостиничное предприятие) - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющий на праве собственности, условиях аренды или ином законном основании имущественный комплекс (недвижимое имущество), находящийся под единым управлением (руководством), с числом номеров не менее десяти, и предназначенный для предоставления гражданам услуг гостиниц и аналогичных мест проживания. По нормативным документам Российской Федерации, гостиницы, включая туристские, входят в состав гостиничных предприятий, к которым также относятся мотели, кемпинги, общежития для приезжих и другие средства размещения.

Специализированные средства размещения - санаторно-курортные (лечебно-профилактические) организации, организации отдыха и туризма. В их числе - санатории и пансионаты с лечением, санатории-профилактории, дома отдыха, пансионаты, базы и другие организации отдыха, туристские базы.

Перевозчик - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющее на праве собственности, условиях аренды или ином законном основании права на пассажирское транспортное средство (наземное, водное или воздушное) и осуществляющее регулярные или чартерные перевозки туристов и их багажа на коммерческой основе.

Перевозчик воздушный (авиаперевозчик) - эксплуатант, имеющий лицензию на осуществление воздушной перевозки пассажиров, багажа, грузов, почты и осуществляющий регулярные или чартерные перевозки туристов и их багажа на коммерческой основе.

Туристские формальности - процедуры, связанные с соблюдением туристами, пересекающими государственную границу, определенных условий, правил и требований, установленных государственными органами страны выезда и пребывания. Формальности подразделяются на группы: паспорта и визы; валютный контроль и контроль за обменом валюты; таможенные правила и медицинские формальности.

Туристская деятельность - деятельность юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, деятельность по планированию и организации отдыха в клубах с проживанием (клубах отдыха), включая продажу прав на клубный отдых, а также иная деятельность по планированию, организации, продвижению и продаже поездок и путешествий.

Гостиничная деятельность - деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, обладающих или наделенных в установленном порядке имущественными правами на какое-либо коллективное средство размещения по непосредственному распоряжению и управлению им, для предоставления услуг размещения и обслуживания граждан, а также иная деятельность по организации и оказанию гостиничных услуг, включая их реализацию.

Экскурсионная деятельность - деятельность юридических и физических лиц, обладающих в установленном порядке правами на организацию посещений гражданами туристских ресурсов в стране (месте) временного пребывания и их реализации, а также иная деятельность, которая не включает ночевок экскурсанта в месте пребывания и охватывает период пребывания не более 24 ч.

Лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа.

Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган в праве приостановить действие выданной лицензии на период до вступления в силу решения суда.

Лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которой на территории Российской Федерации требуется получение лицензии. В туризме к лицензируемым видам деятельности относятся: туроператорская и турагентская деятельность, деятельность по продаже прав на клубный отдых.

Лицензионные требования и условия - совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно.

Лицензиат- юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющее лицензию на осуществление конкретного вида деятельности.

IV. Клубный отдых

Клуб отдыха - клуб с проживани<

Наши рекомендации