Образовательные траектории подготовки специалистов в области агентской деятельности в спорте

Дубов А.М.Московский педагогический государственный университет

Одной из важнейших задач деятельности специалиста в области физической культуры и спорта является воспитание спортсмена. В этом процессе принимают участие тренеры, педагоги, родители, специалисты физкультурно-спортивных организаций, спортивные менеджеры. Одна из сторон, участвующих в этом процессе во всем мире, в нашей стране остается в тени. Речь идет о спортивных агентах.

Одна из важнейших проблем всего российского спорта заключается в том, что спортсмен-юниор не может самостоятельно адаптироваться в профессиональном спорте или просто теряется. Происходит это по разным причинам: неспособность переносить физические нагрузки в профессиональном спорте, недостаточная психологическая подготовленность молодого спортсмена к борьбе за место в основном составе и т.д. Но есть и трудности, связанные с взрослением: после подписания первого профессионального контракта в возрасте 16-18 лет у молодого человека нередко выходят на первый план сугубо меркантильные интересы в связи с постоянными доходами (дискотеки, развлечения, нездоровый образ жизни и т.д.). Родители желают добра своему ребенку, но, уровень их профессиональной компетентности, проявляющийся в теоретико-методической и организационно-практической сферах деятельности, не соответствует требованиям современного спорта. Именно поэтому спортсмену необходим агент. При переходе спортсмена в профессиональный спорт и должна проявиться одна из сторон профессиональной сущности спортивного агента: оградить спортсмена от необдуманных поступков, поддержать психологически, помочь с выбором места трудоустройства, где спортсмену будет легче адаптироваться к профессиональному спорту, в том числе, и в физическом плане.
Уровень нагрузок и конкуренции в современном спорте настолько велик, что профессиональный спортсмен просто не в состоянии отвлекаться на бытовые и коммерческие проблемы. За него это делают доверенные лица.

Подводя некоторые итоги, можно сказать, что спортивный агент – это физическое лицо, ведущее переговоры об условиях контракта спортсмена, оказывающее ему юридические, бытовые, консалтинговые и прочие услуги и получающее за это вознаграждение.

В агентской деятельности существенную роль играет учет возрастного фактора, поскольку существуют различия в сопровождении спортсмена в разные периоды его карьеры. Говоря о детско-юношеском спорте, основной упор стоит делать на контроле здоровья и физиологического состояния спортсмена. При переходе из детско-юношеского спорта во взрослый и подписании первого профессионального контракта стоит обращать внимание на психологическую поддержку спортсмена, оберегать его от различных необдуманных поступков при неослабном контроле физического состояния. При работе со взрослыми спортсменами на первый план (т.к. к 25 годам спортсмен способен самостоятельно отслеживать и адекватно оценивать собственное функциональное состояние) выходит юридическое, экономическое сопровождение и консалтинг.

Таким образом, основными функциями деятельности спортивного агента, на наш, взгляд являются: 1. Юридическое сопровождение. Главная функция – составление контракта между спортсменом и работодателем. 2. Психологическое сопровождение. Одна из задач – мотивировать спортсмена. Необходимо, чтобы спортсмен всегда был мотивирован, только в этом случае у него будет происходить карьерный рост. 3. Научно-методическое сопровождение и планирование карьеры. Агент должен разбираться в нюансах того вида спорта, каким занимается его клиент, отслеживать, на какой вектор ориентируются тренеры и руководители команд. 4. Медико-биологическое сопровождение. Одним из важнейших факторов при трудоустройстве спортсмена являются медицинские показатели. Не секрет, что наша восстановительная медицина отстает от зарубежной. Здесь агент должен контролировать все, что связано со здоровьем спортсмена и его восстановлением. Неотъемлемой составляющей здесь является страхование жизни и здоровья спортсмена.5. Экономическое сопровождение. Агент должен разбираться в экономических реалиях, чтобы подсказать спортсмену, куда грамотно вложить заработанные деньги и в дальнейшем управлять капиталом. 6. Консалтинг. Требуется оградить спортсмена и его семью от бытовых вопросов.7. Подготовка спортсмена к жизни после окончание карьеры. 8. Public Relations. Как и в любом другом бизнесе, правильно проработанный медиа-план является залогом коммерческого успеха.

Основные проблемы в процессе агентской деятельности, в том числе по опросам специалистов, заключаются в следующем: - отсутствие законодательной базы и четкой системы лицензирования агентской деятельности; - разовость действий агента; - агенты проводят работу только с наиболее перспективными спортсменами уровня сборных команд России; - отсутствие должного образования агентов, в том числе незнание иностранных языков; - сугубо меркантильные интересы подавляющего числа ныне действующих спортивных агентов; - «кастовость».

Необходимо четкое правовое регулирование агентской деятельности; - необходимо междисциплинарное образование специалистов в области агентской деятельности, включающее правовые, психологические, спортивные, медицинские (в т.ч. страхование) и экономические составляющие, а также обязательное знание иностранного языка; - необходимо создавать атмосферу нетерпимости в обществе к непрофессиональным агентам. Нами было проведено интервьюирование специалистов в области физической культуры и спорта. В нем приняли участие: спортсмены; агенты (футбол, хоккей); родители спортсменов; педагоги учреждений высшего и среднего профессионального образования спортсменов; руководители и тренеры ДЮСШ (футбол, хоккей); сотрудники профсоюза КХЛ; журналисты ведущей спортивной газеты «Спорт-Экспресс» и ведущего спортивного интернет-портала «Чемпионат.ру»; представители КХЛ, РФС, РФПЛ; сотрудники Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации и региональных органов управления; специалисты в области спортивного страхования; спортивные юристы. Все специалисты отнеслись положительно к возможности введения курса лекций «Агентская деятельность в спорте» в программы обучения педагогов в сфере физической культуры и спорта.

Так же нами было проведено анкетирование студентов факультета физической культуры Московского педагогического государственного университета. В анкетировании приняли участие 103 студента. Отвечая на вопрос №5 анкеты «Хотели бы вы, чтобы дисциплина «Агентская деятельность в спорте» была включена в образовательную программу?», больше 60% респондентов проявили заинтересованность во включении дисциплины «Агентская деятельность в спорте» в образовательную программу. Стоит отметить, что почти 18% респондентов не определились с ответом на этот вопрос. По нашему мнению, это говорит о том, что данные студенты мало осведомлены о данной деятельности и при должном разъяснении об агентах, это количество респондентов присоединится к категории «Да» и данная категория составит фактически 80%.

Учитывая актуальность специальной подготовки спортивных агентов и в свете выявленных проблем агентской деятельности в сфере физической культуры и спорта, Московский педагогический государственный университет вводит в программы обучения педагогов по физической культуре и менеджеров соответствующие дисциплины. При подготовке бакалавров педагогического образования по профилю физическая культура в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами вводится в вариативную часть курс лекций «Агентская деятельность в спорте». Он позволит в дальнейшем углубить эту подготовку в рамках магистратуры. Бакалавры педагогического образования получают профессиональную подготовку в области педагогики, психологии, теории и методики физической культуры и спорта, правоведения, менеджмента, и в сочетании с новыми курсами это позволит сформировать профессиональные компетенции, в первую очередь в детско-юношеском спорте. Московский педагогический государственный университет открыл также другую образовательную программу, которая позволит готовить специалистов в области агентской деятельности. Это магистерская программа «Спортивный менеджмент», которая, помимо решения практических вопросов, позволит сформировать навыки научно-исследовательской деятельности в вопросах сопровождения спортсмена. Введена и профильная программа повышения квалификации работающих специалистов в области агентской деятельности в спорте. Таким образом, введение этих образовательных программ позволяет выстроить целостную систему подготовки специалистов в агентской деятельности в спорте.

Использованные источники:

1. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» с изм. от 17.12.2009г.

2. Трудовой кодекс Российской Федерации.

3. Михно Л.В., Винокуров Б.Н., Марьянович А.Т. Основы хоккейного менеджмента. – СПб: «Издательство Диан», 2004. – 352 с.

4. Алексеев С.В. Спортивное право России: Правовые основы физической культуры и спорта: Учебник. – М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2005. – 671 с.

5. Гуськов С.И. Профессиональный спорт и российская действительность: Сб. Физическая культура и спорт в Российской Федерации. – М.: ВНИИФК, 2000. – с. 66-85.

6. Гуськов С.И., Платонов В.Н., Линец М.М., Юшко Б.Н. Профессиональный спорт. – Киев: Олимпийская литература, 2000. – 391 с.

7. Переверзин И.И. Менеджмент спортивной организации: Учебное пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: «Физкультура и спорт», 2006. – 464 с.

8. Починкин А.В. Становление и развитие профессионального коммерческого спорта в России: монография – М.: Советский спорт, 2006. – 216 с.

9. Прокопец М.А., Рогачев Д.И. Ярмарка футбола: книга о футбольных агентах. – М.: Новая юстиция, 2009. – 424 с.

10. Уловистова Н.В. Трудовые отношения в профессиональном спорте: комментарий юриста. – М.: Советский спорт, 2004. – 128 с.

11. Шааф Ф. Спортивный маркетинг: пер. с англ. – М.: Филинъ, 1998. – 464 с.

12. Положения об аккредитации хоккейных агентов при Профсоюзе Игроков Континентальной Хоккейной Лиги. – www.khlptu.ru

13. Регламент по агентской деятельности Российского Футбольного Союза. - www.rfs.ru

14. Положение об агентах Российской Федерации Баскетбола. – www.basket.ru

Наши рекомендации