Правовое регулирование договора поставки

Как уже было отмечено выше, договор поставки представляет собой разновидность договора купли-продажи. При этом применительно к договору поставки действуют специальные правила, закрепленные в параграфе 3 главы 30 ГК РФ и имеющие приоритет перед общими положениями о купле-продаже, которые сосредоточены в параграфе 1 главы 30 ГК РФ. Данное соотношение соответствует общему, единому для всех правоотношений, принципу гражданско-правового регулирования: приоритету специальных норм ГК РФ над общими.

Таким образом, можно установить очередность норм, которые подлежат применению к договору поставки: сначала применяются специальные правила о поставке, при отсутствии таковых - общие положения о купле-продаже, далее - общие положения о гражданско-правовом договоре, об обязательствах и сделках.

Такой подход разделяет и арбитражная практика. В пункте 3 постановления Пленума ВАС РФ от 22.10.1997 № 18 содержится разъяснение, в соответствии с которым при рассмотрении споров, связанных с заключением и исполнением договора поставки, и отсутствии необходимых норм в параграфе 3 главы 30 ГК РФ суду следует исходить из норм, закрепленных в параграфе 1 главы 30, а при отсутствии таких норм в правилах о купле-продаже руководствоваться общими положениями ГК РФ о договоре, обязательствах и сделках.

Что касается применения различных подзаконных актов, регулирующих отношения по поставке товаров и устанавливающих особые условия поставки отдельных видов товаров, которые продолжают действовать с советского периода, то ситуация двоякая. С одной стороны, наличие в действующем ГК РФ общих правил о купле-продаже и общих положений о договорах и сделках строго юридически исключает возможность применения указанных актов. С другой стороны, пункт 4 постановления Пленума ВАС РФ от 22.10.1997 №18 допускает при определенных условиях их применение: арбитражные суды при разрешении спора могут применять те правила указанных нормативных документов, которые не противоречат императивным нормам ГК, если в договоре поставки имеется прямая ссылка на конкретные пункты таких актов либо из текста договора очевидно, что в указанных случаях правила содержащиеся в данных актах, применяются не в качестве правовых норм, а как согласованные сторонами условия обязательства. В частности, речь идет о Положениях о поставках продукции производственно-технического назначения и о поставках товаров народного потребления, утвержденных постановлением Совета министров СССР от 25.07.1988 № 888.

В таком же порядке - т. е. в качестве согласованных сторонами условий договора поставки - к отношениям по поставке могут применяться и утратившие силу Особые условия поставки иных видов товаров.

Стороны договора поставки

Сторонами договора поставки являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в установленном законом порядке.

При этом перед заключением договора поставки сторонам рекомендуется обратиться к будущему контрагенту с просьбой предъявить свидетельство о его регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также провести проверку его учредительных документов.

Такая проверка необходима в целях исключения негативных последствий. Например, после заключения договора может выясниться, что организация-контрагент не зарегистрирована в установленном порядке и не существует как субъект хозяйственной деятельности. Принудить такую организацию к компенсации вреда, причиненного неисполнением ею своих обязательств по договору, либо потребовать выплаты оговоренной в договоре суммы в таком случае будет практически невозможно даже в судебном порядке.

Указанные документы можно получить, обратившись непосредственно к контрагенту, с которыми планируется вступать в договорные отношения. Если же запрашиваемые документы контрагентом не предоставлены, за информацией о нем можно обратиться непосредственно в регистрирующий орган.

В Российской Федерации органами, осуществляющими государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являются инспекции ФНС России. Информация о зарегистрированных в установленном законом порядке юридических лицах и индивидуальных предпринимателях содержится в государственных реестрах и предоставляется по письменному запросу, составленному в свободной форме. Порядок предоставления такой информации закреплен в Постановлении Правительства РФ от 19.06.2002 № 438 "О Едином государственном реестре юридических лиц" (п. 20 - 23).

В судебной практике нередки случаи признания договора поставки недействительным в связи с тем, что одна из сторон не зарегистрирована в установленном законом порядке. Например, в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 13.02.2007 № Ф04-3246/2006(30976-А27-8) говорится: "договор поставки заключен от имени несуществующего юридического лица и, возражая против этого вывода, ответчик не представил арбитражному суду иных доказательств, опровергающих эти выводы. То обстоятельство, что сделка по поставке товара исполнялась, не подтверждает правового статуса юридического лица, от имени которого она совершалась". На этом основании договор поставки решено было признать недействительным.

Иногда наряду с основными сторонами в договоре поставки принимает участие третье лицо, стороной договора не являющееся, но выполняющее достаточно важную функцию. Таким лицом является получатель, на которого с его согласия может быть возложена обязанность по приему товара, а также его оплате. Получатель товара может быть как определен непосредственно в самом договоре, так и указан в отгрузочной разнарядке, направляемой покупателем в адрес продавца, если такая возможность предусмотрена условиями договора (ст. 509 ГК РФ)/


Наши рекомендации