Предпринимательская деятельность малых предприятий

В экономике России, как и других стран, функционируют крупные, средние и малые предприятия. Во многих случаях гра­ницы между этими группами достаточно условны и с организа­ционно-предпринимательской точки зрения обычно устанавлива­ются по числу работников и доле отдельных лиц в уставном ка­питале.

В соответствии с законом "О государственной поддержке мало­го предпринимательства в Российской Федерации" (1995 г.) к субъ­ектам малого предпринимательства отнесены коммерческие орга­низации, для которых характерны следующие признаки. В устав­ном капитале этих организаций доля участия Российской Федера­ции, ее субъектов, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не должна превышать 25 %; не более 25 % в них может составлять доля юридических лиц, не яв­ляющихся субъектами малого предпринимательства. Средняя численность работников за отчетный период не должна превы­шать допустимых предельных уровней: в промышленности, строительстве и на транспорте — 100 человек, в сельском хозяй­стве и научно-технической сфере — 60, оптовой торговле — 50, розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30, в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятель­ности — 50 человек. Кроме того, под субъектами малого предпри­нимательства понимают физических лиц, занимающихся пред­принимательской деятельностью без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели).

Задачи становления малого предпринимательства в России, а также важность его в социально-экономической жизни практиче­ски всех развитых стран определяются многими факторами и об­стоятельствами.

Во-первых, при устойчивой в целом тенденции концентрации производства в отдельных его отраслях и видах действие эффекта масштабности не всегда положительно. Это зависит от особенно­стей отраслей, уровня развития в них техники и технологии, а также условий среды. Так, если укрупнение производства не сопровож­дается качественно новыми научными и технико-технологиче­скими изменениями, а следовательно, и экономическими резуль­татами, то имеются веские основания развивать подобные отрасли (виды) производства в малых предприятиях без концентрации значительных сумм капитала и кооперации множества работни­ков. В этой связи во многих странах малые предприятия получили распространение в сельском хозяйстве, наукоемких производст­вах (инновационные), изготовлении комплектующих деталей для крупных фирм и др.

Во-вторых, в малочисленных коллективах меньше противоре­чий во внутрихозяйственных отношениях, проще структура управ­ления. Эти преимущества в совокупности с использованием совре­менных технологий, надежной и высокопроизводительной техники позволяют малым предприятиям быть конкурентоспособными (например, семейные фермерские хозяйства США, Канады).

В-третьих, малые предприятия лучше адаптируются к изме­няющимся условиям рынка и приспосабливаются к запросам по­требителей, так как производят товары или торгуют ими мелкими партиями. Они способствуют развитию конкурентной среды, рас­ширению потребительского сектора, насыщению рынка разнооб­разными товарами и услугами, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов. Не случайно в сфере производства потреби­тельских товаров достаточно много малых предприятий, ориен­тированных на локальные рынки сбыта с ограниченным спросом и местные источники сырья.

В-четвертых, малое предпринимательство социально значимо, поскольку способствует повышению занятости населения и фор­мированию так называемого "среднего класса" — благоприятной среды развития рыночной экономики.

Предпринимательская деятельность малых предприятий орга­низуется на тех же принципах, что и крупных. Они обладают ана­логичными правами в выборе видов деятельности, хозяйственных партнеров, форм организации и оплаты труда работников, распоряжении выпускаемой продукцией и полученной прибылью, не­сут полную (в том числе имущественную) ответственность за со­блюдение договоров и расчетной дисциплины перед поставщика­ми, подрядчиками и кредиторами. Работники малых предприятий подлежат социальному и медицинскому страхованию, а также со­циальному обеспечению в порядке и на условиях, установленных для рабочих и служащих государственных организаций. В соот­ветствии с действующим законодательством малое предприятие уплачивает на эти цели единый социальный налог и вносит другие взносы.

Вместе с тем в отличие от крупных организаций малым пред­приятиям предоставлено право вести бухгалтерский учет по упро­щенной форме, а те из них, которые имеют численность работников до 15 человек, пользуются правом упрощенной формы налогооб­ложения, бухгалтерского учета и отчетности. Государством пред­принимаются попытки предоставления малым предприятиям льгот в финансировании и кредитовании. Существуют различные фонды и ассоциации поддержки и защиты интересов малых предприятий. Однако в сравнении с зарубежной практикой предпринимаемые в России в этом отношении меры пока явно не достаточны.

Наши рекомендации