Предпринимательская деятельность малых предприятий
В экономике России, как и других стран, функционируют крупные, средние и малые предприятия. Во многих случаях границы между этими группами достаточно условны и с организационно-предпринимательской точки зрения обычно устанавливаются по числу работников и доле отдельных лиц в уставном капитале.
В соответствии с законом "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (1995 г.) к субъектам малого предпринимательства отнесены коммерческие организации, для которых характерны следующие признаки. В уставном капитале этих организаций доля участия Российской Федерации, ее субъектов, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не должна превышать 25 %; не более 25 % в них может составлять доля юридических лиц, не являющихся субъектами малого предпринимательства. Средняя численность работников за отчетный период не должна превышать допустимых предельных уровней: в промышленности, строительстве и на транспорте — 100 человек, в сельском хозяйстве и научно-технической сфере — 60, оптовой торговле — 50, розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30, в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 человек. Кроме того, под субъектами малого предпринимательства понимают физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели).
Задачи становления малого предпринимательства в России, а также важность его в социально-экономической жизни практически всех развитых стран определяются многими факторами и обстоятельствами.
Во-первых, при устойчивой в целом тенденции концентрации производства в отдельных его отраслях и видах действие эффекта масштабности не всегда положительно. Это зависит от особенностей отраслей, уровня развития в них техники и технологии, а также условий среды. Так, если укрупнение производства не сопровождается качественно новыми научными и технико-технологическими изменениями, а следовательно, и экономическими результатами, то имеются веские основания развивать подобные отрасли (виды) производства в малых предприятиях без концентрации значительных сумм капитала и кооперации множества работников. В этой связи во многих странах малые предприятия получили распространение в сельском хозяйстве, наукоемких производствах (инновационные), изготовлении комплектующих деталей для крупных фирм и др.
Во-вторых, в малочисленных коллективах меньше противоречий во внутрихозяйственных отношениях, проще структура управления. Эти преимущества в совокупности с использованием современных технологий, надежной и высокопроизводительной техники позволяют малым предприятиям быть конкурентоспособными (например, семейные фермерские хозяйства США, Канады).
В-третьих, малые предприятия лучше адаптируются к изменяющимся условиям рынка и приспосабливаются к запросам потребителей, так как производят товары или торгуют ими мелкими партиями. Они способствуют развитию конкурентной среды, расширению потребительского сектора, насыщению рынка разнообразными товарами и услугами, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов. Не случайно в сфере производства потребительских товаров достаточно много малых предприятий, ориентированных на локальные рынки сбыта с ограниченным спросом и местные источники сырья.
В-четвертых, малое предпринимательство социально значимо, поскольку способствует повышению занятости населения и формированию так называемого "среднего класса" — благоприятной среды развития рыночной экономики.
Предпринимательская деятельность малых предприятий организуется на тех же принципах, что и крупных. Они обладают аналогичными правами в выборе видов деятельности, хозяйственных партнеров, форм организации и оплаты труда работников, распоряжении выпускаемой продукцией и полученной прибылью, несут полную (в том числе имущественную) ответственность за соблюдение договоров и расчетной дисциплины перед поставщиками, подрядчиками и кредиторами. Работники малых предприятий подлежат социальному и медицинскому страхованию, а также социальному обеспечению в порядке и на условиях, установленных для рабочих и служащих государственных организаций. В соответствии с действующим законодательством малое предприятие уплачивает на эти цели единый социальный налог и вносит другие взносы.
Вместе с тем в отличие от крупных организаций малым предприятиям предоставлено право вести бухгалтерский учет по упрощенной форме, а те из них, которые имеют численность работников до 15 человек, пользуются правом упрощенной формы налогообложения, бухгалтерского учета и отчетности. Государством предпринимаются попытки предоставления малым предприятиям льгот в финансировании и кредитовании. Существуют различные фонды и ассоциации поддержки и защиты интересов малых предприятий. Однако в сравнении с зарубежной практикой предпринимаемые в России в этом отношении меры пока явно не достаточны.