Производственное предпринимательство

Тема2. ВИДЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

План

1. Производственное предпринимательство

2. Коммерческое предпринимательство

3. Финансовое предпринимательство

4. Консультационное предпринимательство

5. Предпринимательская деятельность малых предприятий

6. Особенности предпринимательской деятельности в АПК

Консультационное предпринимательство

Сущность данного вида предпринимательства заключается в том, что определенные лица – консультанты (от лат. consultants — со­ветующий), являющиеся квалифицированными специалистами в какой-либо области, дают на платной основе советы и рекомен­дации другим предпринимателям или гражданам по вопросам своей компетенции. Предметом консультаций могут быть выяв­ление и оценка проблем и (или) возможностей, а также рекомен­дация соответствующих мер и помощь в их реализации по вопро­сам права, экономики, управления организацией, бухгалтерского учета и налогообложения, различным технологическим аспектам производства и т. д. В зарубежной практике коммерческие кон­сультации носят название консалтинг.

Консультационные услуги могут осуществляться в форме ра­зовых советов, а также путем реализации комплексных проектов, включающих выявление и анализ проблем; разработку мер по их решению; помощь в осуществлении проекта. При этом могут при­меняться различные методы консультирования, в том числе экс­пертное, процессное и обучающее. Сущность экспертного консуль­тирования заключается в том, что консультант самостоятельно проводит все этапы работы — от диагностики проблемы до ока­зания помощи по внедрению рекомендаций. При процессном кон­сультировании осуществляющие его специалисты привлекают к этой работе клиента, а при обучающем консультировании — готовят клиента к самостоятельной выработке решения (проводят с ним занятия в различных формах).

На практике выполнение крупных консультационных проек­тов, как правило, предполагает различные комбинации этих ме­тодов. Процесс начинается с поиска и установки контакта между консультантом и клиентом. После установления такого контакта консультант собирает необходимую информацию о клиенте, оце­нивает ситуацию в динамике, выявляет сущность проблемы. В итоге обе стороны уточняют и согласовывают план-график вы­полнения работ, оформляют необходимые юридические докумен­ты, и консультант приступает к реализации поставленных задач. Особое внимание в графике уделяется срокам завершения работы и форме представления результата (письменные рекомендации, отчет, внедренное мероприятие и т. д.). При реализации длительных проектов целесообразно в графике выделять промежуточные итоги (варианты), что поддерживает интерес клиента к проекту.

С инвестиционными и консультационными организациями тесно соприкасаются два типа посреднических предприниматель­ских структур — трастовые (от англ. trust — доверять) и аудитор­ские (от англ. auditor — ревизор, финансовый контролер) фирмы.

Трастовая деятельность представляет собой платное посредни­чество, связанное с доверительным управлением чужой собствен­ностью, то есть обслуживание клиентов, которые в силу каких-ли­бо обстоятельств не могут управлять принадлежащими им хозяй­ственными объектами в течение определенного срока (в соответ­ствии с договором). Разница между фактически получаемым до­ходом в процессе деятельности и доходом, выплачиваемым соб­ственнику по условию договора, составляет прибыль трастового посредника.

Под аудитом понимают деятельность по проверке и контролю финансового состояния организации, которая за плату проводит­ся специально подготовленными нейтральными лицами (фирма­ми-аудиторами).Такая проверка может осуществляться по прось­бе руководства проверяемого предприятия или по решению су­дебных инстанций.

Тема2. ВИДЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

План

1. Производственное предпринимательство

2. Коммерческое предпринимательство

3. Финансовое предпринимательство

4. Консультационное предпринимательство

5. Предпринимательская деятельность малых предприятий

6. Особенности предпринимательской деятельности в АПК

Производственное предпринимательство

В соответствии с тем, на какой стадии оборота капитала (про­изводство—товар - деньги) выполняет свои основные функции предприниматель, различают производственную, коммерческую и финансовую предпринимательскую деятельность. Если пред­приниматель занят оказанием консультационных услуг другим лицам по тем или иным вопросам, то в этом случае принято вы­делять особый вид предпринимательства — консультационное (в зарубежной трактовке — консалтинг). Каждый вид предпринима­тельской деятельности имеет особые характеристики и относи­тельно самостоятелен. В то же время все его виды тесно связаны и дополняют друг друга. С одной стороны, приоритетную роль выполняет производственное предпринимательство, поскольку прежде чем распределять, обменивать и потреблять товары, нуж­но их произвести, с другой — уровень жизни, удобство и комфорт каждого члена общества зависят от состояния торговли, посред­нической деятельности, финансового рынка.

Производственное предпринимательство как форма самостоя­тельной и инициативной деятельности, направленной на извле­чение прибыли, предполагает осуществление непосредственных производственных функций, то есть производство продукции, выполнение работ или оказание услуг, которые в качестве товара подлежат последующей реализации конечным потребителям или посредникам. При этом предприниматель может выполнять (и часто выполняет) другие функции воспроизводственного процес­са, но функции производства для него главные.

Предпринимательская деятельность в сфере непосредственного производства продукции (работ, услуг) может носить характер ли­бо традиционалистский (традиционалистское предпринимательст­во), либо инновационный (инновационное предпринимательство). Инновация (нововведение) представляет собой обновление произ­водимой продукции (работы, услуги) или основных элементов производственного процесса (материальная база, технология) на основе внедрения достижений науки и техники. Это закономер­ный и объективный процесс развития производства.

Зарубежный и отечественный опыт свидетельствуют, что про­изводственное предпринимательство, длительное время ориенти­рованное на традиционалистский подход, успешным быть не мо­жет. Предприниматель, придерживающийся такой философии, либо терпит неудачу, либо вынужден в той или иной мере прибе­гать к нововведениям. Какое-то время он может производить и поставлять традиционный товар, но уже с некоторыми измене­ниями его качественных характеристик, которые достигаются за счет использования новых технических элементов или организа­ционно-технологических методов и приемов. На определенном этапе предприниматель сталкивается с ситуацией, когда произ­водство уже не частично, а полностью должно основываться на инновациях. Его результатом будет совершенно новый товар или же товар с принципиально новыми характеристиками либо даже сферами применения.

Все более инновационный характер предпринимательства по­служил основой развития так называемого венчурного бизнеса. Он характерен для сферы коммерциализации результатов научных исследований в наукоемких и высокотехнологичных областях, где сами разработчики идей, как правило, не обладают в достаточной мере предпринимательскими способностями и капиталом, и по­лучение эффекта от внедрения нововведений не гарантировано, значительна степень риска. Под венчурной фирмой подразумева­ют обычно коммерческую научно-техническую организацию, в которой одни лица (подразделения) заняты разработкой идей, другие — внедрением новейших технологий и машин с неопреде­ленным заранее доходом. В нашей стране на путь венчурного предпринимательства становятся в первую очередь научно-кон­структорские организации, занятые прежде в военно-промыш­ленном комплексе.

Предпринимательская деятельность в сфере производства про­дукции (работ, услуг) может носить основной или вспомогатель­ный характер. К основным относятся те виды деятельности, ре­зультат которых — непосредственное производство товара, гото­вого к потреблению. К вспомогательным принадлежат виды дея­тельности, нацеленные на разработку инноваций; их результат — передача непосредственным товаропроизводителям новых моде­лей и образцов товара, новой техники, технологии, других инно­вационных продуктов. Таким образом, к вспомогательным отно­сятся инжиниринговая, конструкторская, маркетинговая, инфор­мационная и другие виды деятельности (в аграрной сфере, напри­мер, селекционная племенная работа).

В организационном отношении предпринимательство в сфере непосредственного производства предполагает процесс техноло­гического соединения живого труда (рабочей силы) с предметами и средствами труда, результат которого — получение определен­ной продукции (работы, услуги).

Учет всего комплекса факторов производства и обоснование потребности в ресурсах для его организации осуществляются в бизнес-плане предпринимателя.

На первом этапе предприниматель, оценив в общем условия среды, свои желания и возможности, должен определить, какую продукцию он будет производить или какой вид услуг намерен оказывать. Далее он сам или с привлечением консультантов про­водит маркетинговые исследования. При этом, если предприни­матель планирует организовать собственную розничную торговлю товарами или заниматься оказанием услуг (реализация которых обычно неразрывно связана с их производством), то ему необхо­димо оценить покупательский спрос конечного потребителя. Если же планируется заниматься только производственной деятельно­стью, то предпринимателю следует вступить в контакты с потен­циальными посредниками (торговыми организациями), итогом которых должны стать договоры на реализацию продукции.

На следующем этапе предприниматель непосредственно орга­низует производство продукции (выполнение работ или оказание услуг), координируя и соединяя в едином процессе его факторы. Для этого он использует как собственные средства производства (основные и оборотные), рабочую силу, знания и управленческие способности, так и привлеченные. С целью вовлечения в произ­водственный процесс не принадлежащих ему ресурсов предпри­ниматель осуществляет наем работников (в том числе менеджеров по контракту), заключает договоры аренды или лизинга с соот­ветствующими организациями. На этой основе он формирует производственную, социальную и управленческую структуры сво­ей организации, выбирает и осваивает технологию производст­венного процесса, формы организации труда, системы его оплаты и стимулирования, обеспечивает планирование, анализ, учет дея­тельности и выполнение других функций. При этом важнейшее значение имеет системный подход к организации производства, предполагающий прежде всего его соответствие условиям среды и гармоничное сочетание материально-технических, технологиче­ских и социально-экономических элементов предприниматель­ской деятельности.

Предпринимателю для осуществления производственной дея­тельности требуются, как правило, транспортные, строительные, ремонтные, информационные и другие услуги производственного и социального (для персонала организации) характера. Для их оказания он на договорной основе (после предварительного мар­кетингового изучения и оценки) привлекает сторонние организа­ции или частных лиц (других предпринимателей).

Производственная предпринимательская деятельность обычно связана с большими денежными затратами, потребность в которых часто не совпадает по времени с поступлением выручки, а ско­рость оборота капитала значительно ниже, чем в коммерческом, финансовом и консультационном предпринимательстве. Эта осо­бенность характерна для крупных промышленных и строительных проектов, а также большинства сельскохозяйственных отраслей, где даже текущие производственные затраты окупаются выручкой, как правило, только в течение года (при выращивании и откорме крупного рогатого скота, например, не менее полутора лет). Осо­бенно острая потребность в денежных средствах ощущается пред­принимателем на начальном этапе деятельности. Это свидетельст­вует о том, что в отдельные периоды необходимо привлечение за­емных средств банка и других кредитных учреждений, с которыми должны быть установлены доверительные партнерские отноше­ния, основанные на качественном бизнеспланировании и стро­гом выполнении договорных обязательств.

Конечная стадия производственного предпринимательства — реализация покупателю товарной продукции (выполненных ра­бот, услуг) и своевременное получение денежной выручки.

Наши рекомендации