Тема: проверка парных согласных в корне слова
Цель: развивать умение проверять парные согласные в корне слова.
Ход урока
I. Актуализация опорных знаний.
1. Спишите пословицы, вставляя пропущенные буквы.
Хороша тра..ка – молока приба..ка.
Ры..ка мелка, да уха сла..ка.
– Объясните значение пословиц.
2. Напишите слова в два столбика:
Голубь, овца, коза, рябчик, тропинка, замазка, шалун, улыбка.
– Сообщите тему урока.
II. Упражнения в проверке слов с парными звонкими и глухими согласными.
!Игра «Буквы убежали».
На доске записаны загадки:
Я и круглый, я и гла..кий,
И на вкус приятно сла..кий.
Знает каждый карапу..,
Что зовут меня арбу.. .
Сла..кие кро..ки
На коро..кой но..ке.
Кто проходит бли..ко,
Кланяется ни..ко.
– Какие буквы вам не понадобились?
– Выпишите слова, в которых пропущены буквы, после проверочных.
1. Выполнение упражнения 53 по заданию.
2. Выполнение упражнения 54 по заданию.
– Почему слово Морозко записано с большой буквы?
Физкультминутка
III. Диктант «Один – много».
Учитель диктует слова, ученики записывают множественную форму слова (один ученик работает за откидной доской).
Пловец, гудок, кусок, флажок, прыжок, дружок, брусок, пирожок, снежок, мешок.
По окончании работы – коллективная проверка. Выясняют, какие слова были проверочными, какие проверяемыми. Подчеркивают «опасные» места.
IV. Итог урока.
– Как проверяли на уроке парные согласные в корне слов?
Домашнее задание:повторить словарные слова.
Урок 132
Тема: проверка парных согласных в корне путем
подбора однокоренных слов
Цель: развивать умение проверять парные согласные в корне путём подбора однокоренных слов.
Ход урока
I. Актуализация опорных знаний.
– Спишите предложения, вставив пропущенные буквы.
Много кни.. читают ребята. На обе.. был гри..ной су….
– Объясните написание пропущенных букв.
– Выделите в проверяемых словах корень.
– Какие способы проверки парных согласных в корне слова вы применили?
– Сформулируйте тему урока.
II. Формирование новых знаний.
1. Выполнение упражнения 55, работа по таблице на с. 91.
2. Работа с правилом на с. 92.
III. Закрепление.
1. Выполнение упражнения 57 по заданию.
Коллективная работа.
Физкультминутка
2. Выполнение упражнения 59. Комментированное письмо.
– Сколько предложений в упражнении?
– Прочитайте первое предложение. Какое это предложение по цели высказывания? С какой интонацией вы его прочитаете?
(Аналогично работают с остальными предложениями.)
IV. Самостоятельная работа.
– Вставьте пропущенные буквы.
Вариант I Вариант II
Жи..кая ка..ка, Ги..кий пру..,
сла..кие пиро..ки, кре..кие оре..ки,
лё..кие сапо..ки. бли..кий дру.. .
– Исправьте ошибки, напишите проверочные слова.
Вариант I Вариант II
Крушка, саласки, Кокти, нокти,
ропкий, пряшка, чудкий, мяхкий,
логти, зарятка. снешки, мыжка.
V. Итог урока.
– Чему учились на уроке?
Домашнее задание:упражнение 58, правило на с. 92.
Урок 133
Тема: чистописание
Цель: упражнять в написании заглавных и строчных букв ц, щ, Ц, Щ.
Ход урока
I. Подготовка руки к письму.
Пальчик к пальчику приходит,
Друга он себе находит.
Будут пальчики дружить,
В гости часто приходить.
Дети сближают ладони и раздвигают пальцы. Затем мизинец соединяют с мизинцем, безымянный с безымянным и т. д. Потом упражнение выполняют в обратном порядке, начиная с большого пальца.