II. Наблюдение над тем, что корни в однокоренных словах пишутся одинаково.

Семьи из слов живут на Земле.

По корню узнаешь о близком родстве,

Не надо их сходства, дружок, нарушать

И корни-«близняшки» с ошибкой писать.

– О каких словах будем говорить на уроке?

– Запишите слова, которые «растут» на первом кустике. Выделите корень. Поставьте ударение.

II. Наблюдение над тем, что корни в однокоренных словах пишутся одинаково. - student2.ru

– Подчеркните гласную в корне. Что вы можете сказать о ней? Почему надо писать именно эту гласную в корне?

Аналогично выписывается вторая группа слов.

II. Наблюдение над тем, что корни в однокоренных словах пишутся одинаково. - student2.ru

Делается обобщение:

Корни в однокоренных словах
пишутся одинаково.

III. Закрепление.

1. Выберите однокоренные слова. Запишите их в строчку в следующем порядке: существительное, имя прилагательное, глагол. Выделите корень.

Дальняя, ночуем, ночной, удалился, даль, ночь.

– В каких словах произношение и написание гласных в корне совпадает?

2. Комментированное письмо.

Стол сделал столяр. Двор стережёт дворняжка. Сад вырастил садовник. Корм насыпали в кормушку. Соль насыпали в солонку.

IV. Итог урока.

– Как найти корень в слове? (Подобрать, сравнить, выделить.)

– Что вы узнали о написании однокоренных слов?

Урок 117

Тема: проверочная работа

Цели: проверить умения находить однокоренные слова, выделять корень; повторить определение понятий «однокоренные слова», «корень слова».

Ход урока

I. Продолжи фразу.

Корнем слова называется часть всех родственных слов.

II. Выбери правильный ответ.

Однокоренными называются слова:

а) с похожим значением;

б) сходные по смыслу и имеющие общую часть – корень;

в) с похожим звучанием и общим смыслом.

III. В группе однокоренных слов подчеркни лишние.

а) Вода, водичка, проводка, водяной;

б) дорого, дорогой, дорога.

IV. Подчеркни однокоренные слова, если они есть.

а) Кашель, каша, кашлять, кошелёк, кашляющий;

б) подосиновик, синица, синий, осина;

в) косить, косынка, косарь, коса;

г) краска, красить, украшать.

V. Подбери из списка однокоренные слова, впиши к выделенным словам, выдели корень.

Цветочки, жизненный, перезвон, цветущий, звонить, жизнью, звоночек, цветник.

а) Цветным,_____________________

б) Звон,_________________________

в) Жизнь,_______________________

Урок 118

Тема: чистописание

Цель: упражнять в написаниеи заглавных букв И, Ш, Г, П, Т, Р.

Ход урока

I. Подготовка руки к письму.

ЗАМОК

Пальцы сплетём и замок мы получим.

Повторим ещё, и получится лучше.

Ладошки прижаты друг к другу. Пальцы переплетены. Перебираем ими.

II. Сообщение темы урока.

– На уроке будем учиться соблюдать высоту заглавных букв.

На доске записаны буквы:

II. Наблюдение над тем, что корни в однокоренных словах пишутся одинаково. - student2.ru

– На какие две группы их можно разделить?

Покажите общие повторяющиеся элементы в каждой группе.

III. Прописывание заглавных букв И, Ш, Й.

Учитель на доске отмечает границу высоты заглавных букв.

Работа в тетради:

– прописывание заглавной буквы И в чередовании с двумя прямыми линиями:

II. Наблюдение над тем, что корни в однокоренных словах пишутся одинаково. - student2.ru

– прописывание заглавной буквы Ш:

II. Наблюдение над тем, что корни в однокоренных словах пишутся одинаково. - student2.ru

– закрепление написания букв в соотношении со строчными буквами в словах:

II. Наблюдение над тем, что корни в однокоренных словах пишутся одинаково. - student2.ru

II. Наблюдение над тем, что корни в однокоренных словах пишутся одинаково. - student2.ru Физкультминутка

(проводится стоя)

– Завести моторы! (Интенсивное вращение рук, согнутых в локте, перед собой.)

– Соединить контакты! (Производятся частые касания кончиками пальцев.)

– Подготовиться к запуску ракеты! (Дети приседают.)

– Пуск! (Резко выпрямляются, поднимают руки вверх, хлопают в ладоши, затем встряхивают кистями.)

IV. Прописывание букв Г, П, Т.

V. Работа с текстом.

– Определите границы предложений. Запишите их, соблюдая правила.

Вышла река из берегов она залила весь наш луг только кончики кустов были видны из воды.

VI. Итог урока.

– Чему учились на уроке?

Урок 119

Наши рекомендации