IV. Работа с деформированным текстом.
– Спишите. В конце предложений поставьте знаки препинания.
Дюймовочка спала через окно в комнату прыгнула старая жаба она схватила девочку жаба побежала к речке.
V. Итог урока.
– Расскажите друг другу о порядке написания букв Б и Д.
– Как вы оцените свою работу на уроке?
Урок 109
Тема: понятие о родственных словах
Цели: ознакомить учащихся с признаками родственных слов; развивать умение сравнивать слова.
Ход урока
I. Формирование новых знаний.
1. Ознакомление с родственными словами.
На доске – предметные картинки.
– Как называют эти предметы? Почему они так названы?
Записывают слова:
чай соль
чайник солонка
– Сравните слова в каждом столбике и скажите, чем они сходны (имеют одинаковую часть и сходны по смыслу).
2. Выполнение упражнения 1, с. 60.
– Прочитайте текст. Найдите в тексте слова, которые имеют общую часть.
Гриб, грибок, грибные, грибников.
– Чем сходны эти слова?
– Прочитайте сообщение Знайки на с. 61. Как называют такие слова?
II. Закрепление.
Выполнение упражнения 2.
III. Игра «Где слова родные?».
На доске записана рифмовка.
– Какие слова будут родственными? Почему?
Моряки, морской, моржи,
Корень, корешок, коржи,
Холод, холмик, холодок,
Носик, носит и носок,
Семя, семечко, семья,
Вдруг, подруга и друзья.
IV. Упражнение в подборе родственных слов.
1. Выполнение упражнения 3 по заданию.
Физкультминутка
2. Выполнение упражнения 4 по заданию.
Учащиеся самостоятельно подбирают родственные слова. После выполнения работы – проверка.
V. Итог урока.
– Над чем работали на уроке?
– Будут ли родственными выделенные слова?
Веснушкам нету сноса,
Не исчезают с носа.
Я, не жалея мыла,
Нос терпеливо мыла –
Зависело б от мыла,
Веснушки я б отмыла!
Я. Козловский
Домашнее задание:выписать из словаря 3 слова, подобрать к ним родственные слова.
Урок 110
Тема: упражнения в распознавании и подборе
родственных слов
Цель: развивать умение распознавать родственные слова.
Ход урока
I. Актуализация опорных знаний.
Самостоятельная работа.
– Какое слово лишнее?
1. Гром, громкость, громадный, громкий.
2. Мышь, мышка. мышонок, смышлёный.
3. Выспаться, сыпь, сыпучий, сыпать.
4. Жалость, жалоба, жалкий, ужалить.
5. Нечаянно, чай, чайник, чайный.
II. Образование родственных слов.
1. Выполнение упражнения 6.
– Что общего в родственных словах?
– Дополните каждую группу 1–2 своими родственными словами.
2. «Помогите Незнайке».
– Незнайка подобрал к данным ему словам родственные слова, но по дороге в школу они у него рассыпались, и вот что осталось:
Машина – …ист, рыба – …ак, море – …як, пожар – …ик, писать – …тель, скрипка – …ач.
Физкультминутка
III. Закрепление.
Выполнение упражнения 5 по заданию.
Комментированное письмо.
IV. Итог урока.
– На доске я записала родственные слова. Это мои родственники. Так ли это?
Мама, папа, сын, бабушка, дедушка, тётя.
– Какие слова называют родственными?
Урок 111
Тема: корень слова
Цели: ввести понятие «корень слова»; формировать умение выделять его в родственных словах.
Ход урока