Тема 7 Организационные структуры управления
Задание 7.1
Цель задания: оценка различных организационных структур управления (ОСУ), приобретение навыков формирования ОСУ.
Содержание задания:составить организационную структуру конкретной или виртуальной организации на основе анализа ОСУ, изображенных на рисунках 7.1—7.5, и следующих рекомендаций:
1) определите вид организационной структуры управления; охарактеризуйте ее преимущества и недостатки;
2) определите, между какими звеньями системы управления возникают линейные, функциональные, межфункциональные отношения;
3) определите, формы управления;
4) определите диапазон контроля;
5) определите количество уровней управления организацией, специализированные блоки управления;
6) укажите взаимосвязь между подразделениями по организации контроля за поступлением товаров (если такая функция выполняется);
7) рассчитайте эффективность ОСУ и сделайте предложения по ее реструктуризации в условиях формирования рыночных отношений.
Рисунок 7.1 - Организационная структура управления продовольственного магазина
Рисунок 7.2 - Организационная структура управления розничного торгового предприятия
Рисунок. 7.3 - Организационная структура управления акционерного общества.
Рисунок 7.4 – Организационная структура управления универсама
Рисунок 7.5 – Организационная структура управления акционерного обществаобщества
Задание 7.2
Цель задания: усвоение материала по данной теме.
Содержание задания: Разгадайте кроссворд и составьте тематический кроссворд, аналогичный данному.
Кроссворд «Организационные структуры управления»
По горизонтали:
3. Процесс приспособления организации к изменениям во внешней среде. 4. Процесс координации деятельности работников. 5. Документ, определяющий порядок и требования деятельности работника. 7. Орган учета и контроля сохранности собственности. 8. Структурное подразделение аппарата управления предприятия. 9. Решение руководителя на документе. 10. Требование, предъявляемое к должностной инструкции.
По вертикали:
1. Работник, выполняющий грамотно и профессионально стоящие перед ним задачи. 2. Организационная система управления. 6. Должностное лицо, утверждающее должностные инструкции.
Задание 7.3
Цель задания: контроль знаний по структурированию организационных систем.
Содержание задания: впишите в клетки кроссворда термины, характеризующие процессы структурирования организационных систем и особенности их взаимодействия с окружающей средой.
По горизонтали:
1. Возможность потерь при создании организации. 4. Осуществление намеченного плана по формированию организационной структуры. 6. Подчиненный по отношению к руководителю. 7. Руководитель. 9. Элемент организационной структуры. 11. Отдел технического контроля в организации. 13. Документ, регламентирующий деятельность организации. 15. Сокращенное название крупной торговой организации. 16. Закрытое акционерное общество. 17. Строение организации. 19. Руководитель организации. 20. То, к чему стремится организация. 22. Расположение элементов организационной структуры от высшего к низшему. 24. Упаковка товара. 25. Разновидность структуры. 27. Необходимое качество менеджера. 29. Доля, вклад. 30. Основа бюрократии. 32. Составитель документа. 34. Вид организационной структуры. 35. Инженерно-технический работник в организации. 36. Кассовый документ. 38. Основоположник научной организации труда. 40. Система мероприятий, предусматривающая порядок, последовательность и сроки выполнения работ. 41. Шифр. 42. Научная организация труда. 43. Государственный сбор. 45. Покупатель, заказчик. 46. Основа гибких организационных структур. 48. Государственный стандарт. 49. Предварительная выплата.
По вертикали:
2. Руководитель по отношению к подчиненному. 3. Заявление о разрешении спора. 5. Наем помещения для организации. 8. Преобразование организации. 9. Поручение руководителя. 10. Помещение, в котором располагается организация. 12. Одна из функций менеджмента. 13. Менеджмент. 14. Равноподчиненное расположение частей или элементов системы. 18. Продукт труда, изготовленный для продажи. 21. Глава, руководитель в организации. 23. Объект организационной деятельности. 26. Улучшение, усовершенствование. 28. Одна из функций менеджмента. 30. Коммерсант, предприниматель. 31. Личный состав организации. 33. Основоположник теории бюрократии. 37. Ссуда. 39. Служба в организации. 41. Убеждение, взгляды, основы мировоззрения. 44. Стоимость товара. 45. Направление деятельности. 47. Акционерное общество.