Статический режим работы организации
А. Режим работы организации при освоении нового сектора рынка.
Б. Неизменность во времени основных показателей организации.
В. Стадия сворачивания деятельности организации.
Проектирование организаций
А. Процесс создания прообраза будущей организации.
Б. Проектирование служебных помещений в создаваемой организации.
В. Подбор персонала для создаваемой вновь организации.
Жизненный цикл организации
А. Время от момента зарождения организации до ее ликвидации.
Б. Подготовительный этап, предшествующий созданию организации.
В. Период стабильной и эффективной работы организации.
Основная цель коммерческой организации
А. Получение любым путем и в кратчайший срок максимальной прибыли.
Б. Рост размеров организации и увеличение масштабов производства.
В. Решение социально значимых задач, приносящих прибыль.
Цель развития
А. Эта цель уже достигалась ранее на данном предприятии.
Б. Цель была ранее достигнута на другом предприятии.
В. Цель, которая никогда ранее никем не достигалась.
Цель — аналог
А. Эта цель уже достигалась ранее на данном предприятии.
Б. Цель была ранее достигнута на другом предприятии.
В. Цель, которая никогда ранее никем не достигалась.
Функциональная цель
А. Эта цель уже достигалась ранее на данном предприятии.
Б. Цель, которая никогда ранее никем не достигалась.
В.Цель была ранее достигнута на другом предприятии.
Объект организационной деятельности в организации
А. Администрация.
Б. Управленческий аппарат организации.
В. Исполнители.
Субъект организационной деятельности в организации
А. Вспомогательный персонал.
Б. Административно-управленческий аппарат.
В. Непосредственные исполнители.
Организационная культура
А. Исторически определенный уровень развития общества и человека, сформировавшийся к настоящему времени.
Б. Система норм, правил и моральных ценностей, регламентирующая отношения между членами организации.
В. Образовательный и профессиональный уровень членов производственного коллектива организации.
Имидж организации
А. Известность организации во внешней среде.
Б. Отношения между членами коллектива и ее руководителем.
В. Целенаправленно сформированный образ организации.
Бюрократическая организация по М. Веберу
А. В основе организации — рационализация поведения человека.
Б. Организация, в которой соблюдаются принципы равноправия.
В. Организация, отношения в которой строятся на основе взаимной привязанности.
Причины возрастания роли организационной науки в современных условиях России
А. Уменьшение размеров предприятий, ориентированных на узкую специализацию.
Б. Расширение информационного пространства и необходимость работы в условиях острой конкуренции.
В. Увеличение размеров предприятий и создание объединений из предприятий разного профиля, стремящихся к достижению общей цели.
Примечание: В отчете указывается номер вопроса и выбранный вариант ответа
Тема 6 Функции менеджмента
Задание 6.1
Цель задания: формирование умения и навыков в выделении и реализации общих функций менеджмента: планирования, организации, координации, мотивации, контроля.
Содержание задания: деловая игра «Менеджер».Введение. Деловая игра «Менеджер» относится к имитационным деловым играм, в процессе которых моделируется управленческая, производственная и финансовая деятельность организации в условиях рыночных отношений.
При проведении игры ставятся различные цели, главные из них:
• приобретение практических навыков в области менеджмента, развитие у студентов организаторских способностей;
• развитие самостоятельного мышления при решении управленческих задач;
• «материализация» управленческих и экономических категорий, определений, закрепление теоретических знаний по менеджменту;
• формирование умения и навыков в выделении и реализации общих функций менеджмента: планирования, организации, координации, мотивации и контроля;
• активизация студентов, повышение интереса к занятиям по менеджменту;
• тестирование как итог наблюдения за поведением и результатами работы каждого студента в нестандартных условиях.
В деловой игре имеются элементы противоборства участников при взаимодействии как друг с другом, так и группы с группой. При этом возможны неформальные монопольные объединения, образуемые студентами стихийно. Игра имеет четко выраженную целевую функцию, что придает игре направленный характер, базирующийся на личном и групповом интересах. Количество ходов в одном цикле игры не лимитируется, и единственным ограничением является время, устанавливаемое преподавателем для каждого этапа.
Игра является комплексной и при полном ее развитии требует проявления знаний основ менеджмента, экономики, планирования и организации деятельности, в том числе и принципов нормирования и стимулирования труда.
Следует иметь в виду, что проведение игры является не целью, а средством, поэтому самой ответственной и продуктивной частью занятий является заключительный анализ игры, когда студенты разбирают свои действия, обосновывают решения; здесь допустима критика партнеров и самокритика. Преподаватель при подведении итогов игры не только оценивает действия студентов, но и на примерах хода и результатов игры «материализует» управленческую и экономическую терминологию (в этой деловой игре наглядно проявляют себя все общие функции менеджмента: планирование, организация, координация, мотивация и контроль; реализация их на предприятии в виде специфических и частных функций; а также экономические показатели: валовая выручка, валовой доход, себестоимость, оборотные средства, валовая и чистая прибыль и др.).
Подготовка деловой игры: игра «Менеджер» основана на имитации трудовой деятельности, поэтому требует наличия и подготовки для игры предметов труда. Так, в качестве предметов труда могут быть использованы детали детского конструктора, а результатом (продуктом) труда — выбранная преподавателем любая сборная конструкция (самолет, дом, машина и т.д.), основные требования к которой: наличие запаса деталей, позволяющего одновременно собирать не менее 25 конструкций, в том числе иметь не менее 6 эталонов сборной конструкции; относительно низкая трудоемкость сборки (наличие наглядных эталонов), позволяющая каждому за время, отведенное на этап производственной деятельности, изготовить три — пять конструкций; простота контроля качества сборки; возможность предварительной подготовки комплектов деталей для каждой конструкции в отдельной упаковке; производительность на разборке конструкции для обеспечения борота деталей должна быть на порядок выше, чем при сборке. Для обеспечения наглядности финансовых операций необходимо изготовить денежные знаки различного достоинства на общую сумму, вдвое превышающую теоретически возможное (максимальное) производство товарной продукции всей группы студентов. Не следует обязательно стремиться к жизненно реальному масштабу цен, наоборот, желательно обеспечить простоту арифметических расчетов. Для проведения игры желательно подготовить раздаточный материал, в котором зафиксированы нормативы (таблица 6.1), и поставить цель.
Таблица 6.1 - Исходные данные для проведения игры
Наименование показателя | Единица измерения | Величина | Примечание |
Цена готовой продукции (ГП) | Руб. | По этой цене «Заказчик» принимает ГП от снабженческо- сбытовой организации | |
Цена комплекта деталей | Руб. | По этой цене «Заказчик» продает их снабженческо- сбытовой организации |
Структура взаимоотношений между организациями и предприятиями определяется схемой, представленной на рисунке 6.1.
Рисунок 6.1- Взаимоотношения между организациями
Цены между предприятиями и снабженческо-сбытовыми организациями на поставку деталей и готовых конструкций, как и условия поставки, определяются двусторонним договором.
Проценты за краткосрочный кредит, как и условия его погашения, также устанавливаются по договору между банками и организациями (предприятиями).
Цель игры:
1) максимизация валового дохода организации (предприятия) за счет всех видов деятельности при соблюдении социальной справедливости, изначально принимая квалификацию всех участников игры равной, а труд — равноценным и необходимым;
2) по результату фактической деятельности распределить валовой доход на каждого члена предприятия (организации).
Распределение ролей: для примера распределения ролей возьмем
группу из 25 студентов.
Первая группа — производственный сектор — составит 15 человек; три предприятия численностью по четыре человека и одно предприятие — три человека.
Вторая группа — снабженческо-сбытовые организации — составит шесть человек, две организации по три человека в каждой.
Третья группа — банки — составит четыре человека, два банка по два человека в каждом.
Возможно и другое распределение, важно обеспечить создание внутренних и внешних производственных ситуаций, сочетание личного и группового интересов:
• разделение труда, в том числе выборность руководителей или появление неформальных лидеров;
• коллективность в принятии решений;
• выработка принципов распределения дохода между членами коллектива.
Постановка задачи. Общая ситуация: снабженческо-сбытовые организации покупают за наличный расчет комплекты деталей у ≪Заказчика≫ (преподаватель) и организуют снабжение ими предприятий также за наличные деньги по договорным ценам и по договорным условиям поставки, т.е. при заключении соответствующих договоров в письменной форме следует предумотреть возможные ситуации, которые могут возникнуть по ходу игры.
Предприятия собирают по эталону конструкции и продают их снабженческо-сбытовым организациям за наличные деньги по договорным ценам.
Для обеспечения финансовых операций банки под договорные проценты и условия возврата выдают кредит организациям (предприятиям). Банки проводят работу по страхованию и разрешают споры между организациями.
Игровая часть занятий проходит в два этапа.
1 этап продолжительностью не менее двух часов — на разработку производственных программ предприятий, расчета планового валового дохода и его распределения в соответствии с выбранными принципами и организацией производства. Здесь очень четко выступает значение функции планирования. В соответствии с условиями игры очень важно составить напряженный, но выполнимый план. Для этого при разработке плана следует четко продумать организацию производственного процесса, применяя нормирование и хронометраж выполнения отдельных операций при сборке конструкций. В итоге каждое предприятие должно определить как суммарный валовой доход по плану, так и в расчете на одного играющего, а также личные планы каждого работника, и сдать эту информацию преподавателю.
Снабженческо-сбытовым организациям, учитывая установленные лимиты на единовременную (начальную) закупку партии деталей, необходимо также заключить договоры, организовать свою работу, определить план дохода всей организации, а также в расчете на одного играющего и личные планы каждого работника. Важнейшим моментом работы этих организаций является правильное определение уровня договорных цен.
Наиболее трудные теоретические задачи, требующие широты мышления, падают на работников банков. Фактически они должны смоделировать всю производственную ситуацию и, основываясь на принципах социальной справедливости, определить проценты за кредит, которые определяют доход каждого служащего банка, плановую величину которого они сообщают преподавателю.
Для мотивации взятия организациями напряженных (но выполнимых) планов студентам сообщаются условия определения конечного результата:
Р = П+Ф, если П < Ф или П=Ф; Р = Ф, если П> Ф,
где Р — расчетный валовой доход организации по условиям игры, руб.;
П — плановый валовой доход на одного работника, руб.;
Ф — фактический валовой доход на одного работника, руб.
Выигрывает тот, у которого максимальный плановый доход, т.е. взят и выполнен напряженный план. Все это сообщается группе в качестве постановки задачи на первый этап игры.
Таблица 6.2 - Условия подсчета результата
Предприятие | Валовой доход на одного работника (план) | Валовой доход на одного работника (факт) | Итоговый результат |
2 этап игры продолжается от 20 мин. до одного часа (продолжительность этапа устанавливается преподавателем). Время данного этапа определяет условно годовую производственную программу работы всех организаций, т.е. это время есть время сборки, купли-продажи комплектов деталей и готовой продукции. Как только время, установленное на этот этап, закончится, игра прекращается. В результате этого могут остаться нереализованная продукция и незавершенное производство.
Каждое предприятие и организация по результатам деятельности составляют отчет. Эту работу целесообразно рассматривать как домашнее задание.
Примечание. Преподаватель в предложенной игре выполняет функции некой внешней среды, которая финансирует банки по их заявкам, выдает по твердым ценам комплекты деталей и принимает готовую продукцию. Он обеспечивает денежный и материальный оборот в системе. При этом необходимо знать:
• общее количество комплектов ограничено наличием запаса (Н — комплектов) и оборотом в процессе купли-продажи готовых конструкций, которые разбираются и вновь пускаются в производство. Поэтому в начальный (пусковой) период для каждой снабженческо-сбытовой организации может быть установлен лимит одновременной поставки комплектующих деталей, который равен Н – М/С, где Н — максимальное количество комплектов, имеющихся в игре; М — количество комплектов, используемых в качестве эталонов; С — количество снабженческих организаций. В последующем поставки деталей ограничены временем полного оборота (продажа деталей, транспортировка, сборка, сбыт готовой продукции и разборка ее на детали). Разборка конструкций входит в функции сбытовых организаций или специально выделенной группы студентов с оплатой по тарифу;
• рынок готовых конструкций не ограничен (что может быть изменено), вместо одной конструкции (монопродуктовая модель игры) допустимо ввести две и более модификаций. Например, одну из модификаций возвести в ранг госзаказа, т.е. установить повышенную цену, гарантировать бесперебойность поставки деталей, ограничить потребность, обязательность размещения — основное требование к работе снабжения (организаций), что может стимулироваться не только ценой, но и дополнительными санкциями в случае невыполнения. Однако все это усложняет игру и может быть рекомендовано только при хорошей подготовке играющих, большего игрового времени и более тщательной подготовке к проведению игры;
• каждому предприятию и снабженческо-сбытовой организации на весь период игры выдаются эталоны конструкций, которые обеспечивают правильность сборки и контроль качества на стадии приемки готовой продукции. На первом этапе только предприятиям выдается еще один комплект деталей или собранная конструкция для освоения процесса сборки, тренировки, нормирования и разделения труда, т.е. организации процесса производства. К концу этапа этот дополнительный комплект должен быть изъят;
• необходимо четко определить, что принимается за основные и оборотные фонды предприятий и организаций, обозначить их стоимость;
• как уже упоминалось ранее, детали для сборки выдаются только под наличные денежные знаки, поэтому банки должны рассчитать общую потребность денежной массы. Целесообразно установить небольшой процент платы за выданные суммы, т.е. банки первоначально сами берут деньги под процент у своих условных «вкладчиков»; этот процент должен заставить участников игры — работников банков — обоснованно подойти к определению потребности денежной массы и не завышать ее;
• важным моментом является установка времени по этапам игры. Если есть возможность, то на первом этапе рекомендуется дать студентам не два, а три часа. Как показывает практика проведения деловой игры, студенты принимают многие решения без достаточных обоснований из-за нехватки времени. Количество времени, отводимое на второй этап, определяется исключительно трудоемкостью сборки и может быть сведено к минимуму, т.е. продолжаться не более 20—30 минут;
• после окончания второго этапа игры необходимо зафиксировать фактический доход каждого предприятия и организации. Группа, как правило, очень возбуждена, поэтому переходить сразу к расчетам и распределению дохода, а тем более к анализу игры не рекомендуется. Следует сделать длительный перерыв или дать домашнее задание: завершить расчетную часть, проанализировать свои действия и результат, найти свои ошибки. На следующем занятии собрать отчеты и подытожить формальную сторону игры в соответствии с целевой установкой, после чего переходить к подробному разбору деловой игры, ее результатов и поведения студентов.
Анализ деловой игры: анализ деловой игры — самая ответственная часть занятий — проводится по следующей схеме:
• заслушивание отчетов руководителей предприятий и организаций, которое включает сопоставление результатов различных групп, выявление причин успеха или провала, обоснование действий на всех этапах игры;
• разбор игры преподавателем;
• закрепление экономических понятий на основе разбора одного или двух правильно составленных отчетов (валовая выручка, валовой доход и др.) предприятий или организаций.
При заслушивании отчетов следует обратить внимание на раскрытие следующих вопросов, которые являются основой организации дискуссии в группе:
• краткий отчет о результатах работы в цифрах, раскрытие причин успеха или неудовлетворения работой;
• принципы разделения труда в организации, мотивы выбора руководителя, оправданность этого выбора в работе, появление неформального лидера и его деятельность;
• методы нормирования труда и методы планирования, т.е. обоснование производственной программы и доходов;
• принципы распределения дохода между членами коллектива;
• обоснование соглашения по договорным ценам и процентам за кредит;
• оформление договоров и их выполнение;
• наличие разногласий и способы их преодоления.
После отчетов участников игры преподаватель подробно останавливается на тех вопросах, которые требуют новых знаний, и подводит итог дискуссии.
Несмотря на то что студенты, как правило, до начала игры теоретически владеют основными экономическими понятиями, на практике эти знания используются слабо. Практика проведения этой игры показывает, что многие решения студентами принимаются без должного обоснования, даже в тех случаях, когда имеются или можно найти четкие основания для принятия решения.
После окончания игры становится ясно, что победителем в игре выходит не всегда тот, кто произвел большее количество продукции (в штуках), а тот, кто теоретически верно решал задачи, и, в первую очередь правильно обосновал свой план и соответственно этому получил доход, согласовал договорные цены и проценты за кредит, осуществил учет и контроль произведенной продукции и получения денежных средств в процессе игры. Изначально ставилась задача распределения доходов на основе принципа социальной справедливости, т.е. если все работники предприятия работали с равной отдачей, то должны получить равный доход на каждого члена. Это основная предпосылка расчетов, так как оценка предприятий ведется по этому показателю, чтобы устранить тот фактор, что предприятия могут отличаться по численности работников.
Рассмотрим пример расчета.
Согласно условиям игры цена готовой конструкции равна 1000 руб., а комплекта деталей — 500 руб. Всего играющих 25 человек, в том числе в производственном секторе — 15 человек, снабженческо-сбытовых организациях — 6 человек, в банках — 4 человека.
Из этого условия следует: собрав хотя бы одну конструкцию, вся система предприятий, организаций и банков получает от «Заказчика» 1000 – 500 = 500 руб. дохода, который должен распределиться следующим образом: производственный сектор — 15 человек, следовательно, 500 : 25 х 15 = 300 руб. должно остаться у каждого предприятия от каждой собранной конструкции независимо от членов коллектива. Аналогично определяется доля снабженческо-сбытовой организации: 500 : 25 х. 6 = 120 руб., банку остается 500 : 25 х 4 = 80 руб. Однако следует учесть, что банк получает свои доходы за счет выдачи кредитов предприятиям и организациям, поэтому 50% этой суммы он получит напрямую от предприятий, вторую часть — от сбытовых организаций. Эта величина, следовательно, должна быть включена в первичный доход этих организаций за счет договорных цен.
Поэтому, выходя на переговоры по поводу договорных цен, предприятия и снабженческие организации должны ориентировочно исходить из того, что на операции продажи комплекта деталей и купли готовой конструкции снабженцы должны получить около 120 руб.
Далее — вопрос торга (согласования). Отсюда цена готовой конструкции по договору составит около 940 руб., а цена комплекта деталей — 560 руб. без учета особых условий поставки или доставки.
При расчетах процентов за кредит банк должен исходить из этих же расчетов, но дополнительно потребовать от предприятий и организаций план производства и план оборота деталей или планы доходов. Поэтому банк должен сделать прогноз общего объема производства и, устанавливая проценты, исходить либо из пропорционального деления общего дохода на каждого работника банка, либо основываясь на двусторонних отношениях с каждой организацией (предприятием).
Например, одно из предприятий приняло план, равный пяти конструкциям, и берет кредит, исходя из фронта работ в пусковой период, в размере 1120 руб., т.е. на два комплекта деталей. Учитывая, что с каждой конструкции банк должен получить 80 руб., платежи за кредит должны составить 80 х 5 х 100 : 1120 = 35,7%. Следует иметь в виду, что кредит берут не только предприятия, но и снабженческо-сбытовые организации, следовательно, получение дохода банком с каждой конструкции может быть обеспечено за счет двух источников. Платежи за кредит для каждого из них при этом могут составить 80 : 2 х 5х. 100 : 1120 = 17,8%. Банк, собирая сведения о планах производства предприятий, может способствовать увеличению производственной программы и стимулировать это снижением процентных отчислений, предполагая компенсировать его за счет снабженческих организаций.
Несмотря на всю условность игры, в ней возникает много экономических тонкостей, которые могут явиться поводом для углубления экономических знаний. Так, при подведении окончательных результатов игры можно ввести расчет таких показателей как: себестоимость, материальные затраты, амортизация, заработная плата и начисления на нее, валовая и чистая прибыль.
Примерный отчет о работе предприятия (организации) представлен ниже (таблица 6.3).
Таблица 6.3 - Отчет о работе предприятия (организации)
Наименование показателя, статьи расходов (доходов) | Нормативы, цены | План | Факт | Примечание |
1. Численность работников, чел. | ||||
2. Произведено готовой продукции, шт. | ||||
3. Валовая выручка, руб. | руб./шт. | |||
4. Материальные затраты, руб. | руб./шт. | |||
5. Процент за кредит | 15% | |||
6. Валовой доход, руб. | ||||
7. Валовой доход на одного работника, руб. |
Задание 6.2
Цель задания: научиться формулировать миссию организации.
Содержание задания:
1) сформулировать миссию следующих организаций различных объемов и направлений деятельности:
— розничная торговая организация;
— оптовая торговая организация;
— объединение розничных торговых организаций;
— оптово-розничное объединение торговых организаций;
— производственно-торговое объединение;
2) оформить задание в виде следующей таблицы:
№ п/п | Организация | Миссия организации |
Розничная торговая организация | ||
… | …. | … |
Работа оформляется в виде отчета по ПЗ и сдается преподавателю.
Задание 6.3
Цель задания: уметь раскрывать содержание общих функций менеджмента в коммерческих организациях.
Содержание: раскройте содержание общих функций менеджмента в процессе оптовой закупки товаров, используя следующую таблицу:
№ п/п | Общая функция | Конкретная работа (частные функции) |
Планирование | 1.1 1.2 1.3 и т.д. | |
Организация | 1.1 1.2 1.3 и т.д. | |
Координация | 1.1 1.2 1.3 и т.д. | |
Мотивация . | 1.1 1.2 1.3 и т.д | |
Контроль . | 1.1 1.2 1.3 и т.д |
Задание 6.4
Цель задания: приобретение навыков системного планирования.
Содержание задания: начертить план-график и сетевой график открытия предприятия быстрого обслуживания «Русское бистро» на 40 посадочных мест и сравнить их. Перечень этапов и сроки выполнения работ по вводу предприятия размещены в таблице. 6.4.
Таблица 6.4 - План открытия ПБО «Русское бистро»
Начальное событие | Завершающее событие | Содержание работы | Продолжительность (дни) | Ответственный |
— | Разработка плана мероприятия | — | ||
Регистрация предприятия через юридическую фирму | ||||
Маркетинг, выбор места | ||||
2,3 | Заключение договора аренды | |||
Регистрация договора аренды | ||||
Разработка и согласование проекта | ||||
Оформление паспорта на рекламу | ||||
Поставка оборудования мебели и инвентаря | ||||
Проведение строительно-монтажных работ | ||||
Изготовление и монтаж внешних световых вывесок | ||||
8,9 | Доставка и монтаж оборудования, мебели и инвентаря | |||
9,11 | Получение заключения ЦГСЭН, Госпожнадзора. Заключение договоров на вывоз ТБО и др. | |||
Продолжение таблицы 6.4 | ||||
5,10,12 | Получение разрешения на торговлю. Открытие предприятия |
Задание 6.5
Цель задания: концентрация внимания на терминах, связанных с реализацией функций менеджмента.
Содержание задания: найдите в приведенном ниже тесте Мюнстерберга не менее 50 терминов, прямо или косвенно связанных с реализацией функций менеджмента. Выпишите их и дайте определения.
Тест Мюнстерберга
вракцептизакционерометакцияфанализмаудитубовидевыживание лагармониявидекомпозициялиомидиагностикарадинамикадозадачас тиерархиялинформациякодыкомпозициямакомпьютерралкозаконтро ллингафконтрольхикоординациятакоррекциямаметодинамотивация менемодельтапыпецобъектусорганизациячетофертабипланированиет еподходокипринципопроблемажупроцессофоразвитиелипрационали зацияравиревизиясореинжинирингутшорешениесмаруководительняв иперсамосохранениенойсинергиялюсинтезыкасистематистагнациява статикаторюстимуляцияхонатаструктуракиалсубъективитехнологияп аритипежекуправлениемруставихаризмаразлявлениет |