Участники производства по делу о банкротстве.
Согласно ст. 1 Закона о банкротстве, участниками производства в деле о банкротстве являются стороны, арбитражный управляющий (распорядитель имущества, управляющий санацией, ликвидатор), собственник имущества (орган, уполномоченный управлять имуществом) должника, а также другие лица, участвующие в производстве по делу о банкротство, Фонд государственного имущества Украины, государственный орган по вопросам банкротства, представитель органа местного самоуправления, представитель работников должника, уполномоченное лицо учредителей (акционеров или участников) должника, а также иные лица в случаях, предусмотренных законом.
Основными действующими лицами процедуры банкротства является стороны (кредиторы и должник) и арбитражный управляющий.
Кредитором в понимании этого закона является юридическое или физическое лицо, имеющее в установленном порядке подтвержденные документами требования относительно денежных обязательств к должнику, относительно выплаты задолженности по заработной плате работникам должника, а также органы государственной налоговой службы и другие государственные органы, осуществляющие контроль за правильностью и своевременностью взимания налогов и сборов (обязательных платежей).
Все кредиторы делятся на конкурсных и текущих. Конкурсные кредиторы - это кредиторы по требованиям к должнику, которые возникли до возбуждения производства по делу о банкротстве и требования которых не обеспечены залогом имущества должника. Кроме того, конкурсным кредиторам относятся также кредиторы, требования которых к должнику возникли вследствие правопреемства при условии возникновения таких требований до возбуждения производства по делу о банкротстве.
Под текущими кредиторами понимают кредиторов по требованиям к должнику, которые возникли после возбуждения производства по делу о банкротстве.
Особенности статуса различных видов кредиторов состоит в том, что для каждой группы Законом установлены различные правила для вступления в процедуру банкротства и получения удовлетворения. Так, для конкурсного кредитора и кредитора, чьи требования частично обеспеченные залогом, чтобы быть внесенным в реестр требований кредиторов и в дальнейшем претендовать на удовлетворение своих требований, необходимо либо инициировать производство по делу о банкротстве, или в 30дневный срок со дня опубликования объявления о возбуждении производства в деле представить должным образом оформленное заявление с расчетом своих кредиторских требований. Для текущих кредиторов достаточным представить должным образом оформленное заявление для их постановки в очередь на удовлетворение требований кредиторов.
К категории "кредитор" также отнесены лица, требования которых обеспечены залогом. Но в случае обеспечения требований таких кредиторов залогом в полном объеме они не имеют права инициировать процедуру банкротства. Несмотря на это, такие кредиторы имеют право на первоочередное и полное удовлетворение своих требований из ликвидационной массы.
Анализируя Закон, можно классифицировать кредиторов и разделить их на шесть групп: а) инициирующие б) вынуждены в) обеспечены г) текущей задолженности г) привилегированные (приоритетные) д) реестровые.
Инициирующий кредитор - это кредитор (кредиторы), по инициативе которого возбуждено дело о банкротстве.
Вынужденные- это кредиторы, которые обращаются в суд после публикации в официальном печатном органе объявления о возбуждении дела о банкротстве или признании должника банкротом и открытии ликвидационной процедуры.
Обеспеченные - кредиторы, чьи требования полностью или частично обеспеченные залогом.
Приоритетные (привилегированные) - кредиторы, чьи требования не требуют признания хозяйственным судом и подлежат удовлетворению в течение всей процедуры банкротства. Привилегированными кредиторами являются граждане по возмещению вреда жизни и здоровью.
Реестровые- кредиторы, чьи требования включены в реестр и признаны (утверждены) хозяйственным судом.
Основным органом, представляющим интересы всех кредиторов в деле о банкротстве, является комитет кредиторов. К компетенции комитета кредиторов Закон, относит: подготовку мирового соглашения внесение предложений хозяйственному суду о продлении или сокращении срока процедур распоряжения имуществом или санации должника; обращение в хозяйственный суд с ходатайством об открытии процедуры санации, признание должника банкротом и открытии ликвидационной процедуры; прекращение полномочий арбитражного управляющего и назначении нового; предоставлении согласия на заключение арбитражным управляющим значительных соглашений или соглашений должника, в которых имеется заинтересованность.
Следующей основной процессуальной фигурой банкротства является должник (банкрот). Должник - это субъект предпринимательской деятельности, неспособный выполнить свои денежные обязательства перед кредиторами в течение трех месяцев после наступления срока их выполнения, которые подтверждены судебным решением, вступившим в законную силу, и постановлением об открытии исполнительного производства.
Банкрот - это должник, неспособность которого выполнить свои денежные обязательства установлена хозяйственным судом.
Должником (банкротом) могут быть субъекты предпринимательской деятельности - юридические или физические лица, зарегистрированные в установленном законодательством порядке. Исключение составляют казенные предприятия, конкретные предприятия коммунальной собственности, о запрете которых принято решение органа местного самоуправления. Что касается общественных и религиозных организаций, учреждений, то они не подпадают под действие Закона. Для некоторых должников - юридических лиц Закон устанавливает специальный порядок рассмотрения дел. Это градообразующие, особо опасные предприятия, страховые, профессиональные участники рынка бумаг, сельскохозяйственные предприятия, крестьянские (фермерские) хозяйства, предприятия топливно-энергетического комплекса, банковские учреждения.
Реализация связей, отношений между должником, кредиторами и арбитражным судом происходит через арбитражного управляющего. Арбитражный управляющий - физическое лицо, назначенное хозяйственным судом в установленном порядке в деле о банкротстве как распорядитель имущества, управляющий санацией или ликвидатор из числа лиц, получивших соответствующее свидетельство и внесены в Единый реестр арбитражных управляющих (распорядителей имущества, управляющих санацией, ликвидаторов) Украины.
Арбитражным управляющим (распорядителем имущества, управляющим санацией, ликвидатором) может быть гражданин Украины, имеющий высшее юридическое или экономическое образование, стаж работы по специальности не менее трех лет или одного года на руководящих должностях после получения полного высшего образования, прошел обучение и стажировку в течение шести месяцев в порядке, установленном государственным органом по вопросам банкротства, владеющий государственным языком и сдавший квалификационный экзамен (ст. 97 Закона). С 18.01.2013 г. они осуществляют свою деятельность на основании свидетельства о праве на осуществлении деятельности арбитражного управляющего.
На разных стадиях производства он выступает как распорядитель имущества, управляющий санацией или ликвидатор. Назначается судом при помощи автоматизированной системы из Единого реестра арбитражных управляющих (распорядителей имущества, управляющих санацией, ликвидаторов) Украины. Контроль за деятельностью арбитражного управляющего осуществляет комитет кредиторов, суд и Минюст (путем проверок, ст. 103 Закона).
Согласно ст. 3 Закона о банкротстве, государственную политику по предупреждению банкротства реализует государственный орган по вопросам банкротства. Этот орган, в соответствии с возложенными на него задачами:
способствует созданию организационных, экономических и др.условий, необходимых для реализации процедур восстановления платежеспособности должника или признания его банкротом, в том числе процедур банкротства государственных предприятий и предприятий, в уставном капитале которых доля государственной собственности превышает 50%;
организует систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации арбитражных управляющих;
устанавливает требования для получения свидетельства на право осуществления деятельности арбитражного управляющего (распорядителя имущества, управляющего санацией, ликвидатора);
формирует Единый реестр арбитражных управляющих (распорядителей имущества, управляющих санацией, ликвидаторов) Украины;
осуществляет ведение Единого реестра предприятий, относительно которых возбуждено производство по делу о банкротстве;
устанавливает порядок проведения анализа финансово-хозяйственного состояния субъектов хозяйствования о наличии признаков фиктивного банкротства, доведения до банкротства, сокрытия стойкой финансовой несостоятельности, незаконных действий в случае банкротства и организует проведение такого анализа при возбуждении производства по делам о банкротстве государственных предприятий и предприятий, в уставном капитале которых доля государственной собственности превышает пятьдесят процентов;
устанавливает типовые формы плана санации и мирового соглашения, перечень имущества, которое включается в конкурсную массу в делах о банкротстве;
готовит на запросы суда, прокуратуры или другого уполномоченного органа выводы о наличии признаков фиктивного банкротства, доведения до банкротства, сокрытия стойкой финансовой несостоятельности, незаконных действий в случае банкротства и др.
Согласно Указу Президента Украины от 06.04.2011 г. № 395/2011 «Об утверждении Положения о Министерстве юстиции Украины», государственным органом по вопросам банкротства является Минюст Украины.
Что касается других участников дела о банкротстве, они появляются в процедурах банкротства эпизодически в зависимости от вида должника, процедуры и порядка погашения задолженности. В некоторых случаях отдельные субъекты должны быть признаны хозяйственным судом в качестве участников дела о банкротстве, о чем выносится определение. Это касается органов местного самоуправления и центрального органа исполнительной власти. В целом задача таких участников состоит в создании благоприятных организационных, экономических, экологически безопасных, социальных условий реализации процедур санации, ликвидации и мирового соглашения.