Менеджмент как наука и искусство управления
Менеджмент, как система управления целенаправленной деятельностью организации, охватывает промышленные фирмы, туристические агентства, гостиницы, транспортные компании, банки, учреждения образования и культуры и все остальные хозяйственные единицы, выступающие на рынке как самостоятельные экономические субъекты. Менеджеры работают во всех отраслях экономики, на всех предприятиях, во всех подразделениях компаний.
Следует отметить, что понятие «менеджмент» отсутствовало в отечественной управленческой практике советского периода и слова «менеджмент» и «менеджер» стали использоваться лишь в 90-х–2000-х годах. К настоящему моменту в экономической литературе рассматривают более двухсот определений менеджмента. Кроме того, различают
· производственный менеджмент;
· финансовый менеджмент;
· рыночный (сбытовой) менеджмент, или маркетинг;
· кадровый менеджмент (управление человеческими ресурсами);
· инновационный менеджмент;
· менеджмент в сфере управления потоками материально-технических ресурсов (логистика);
· и многие другие виды менеджмента.
Отдельно выделяются отраслевые виды менеджмента: менеджмент в туризме, менеджмент в спорте, банковский менеджмент, менеджмент в сфере культуры и др.
В широком смысле слова менеджмент определяется как система управления, которая включает совокупность принципов, методов, форм и приемов управления. К менеджменту относятся теория управления и практические образцы эффективного руководства, под которыми понимается искусство управления. Для обеспечения эффективного и результативного функционирования организации в ней формируется сильная команда, то есть сильный менеджмент, способный поддерживать свой высокий профессиональный авторитет, развивать умения и навыки.
Термин «менеджмент» во многих источниках трактуется, как самостоятельный вид профессиональной деятельности. Менеджмент направлен на достижение в ходе хозяйственной деятельности определенных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.
Другое определение: менеджмент («management») – система программно-целевого управления, перспективного и текущего планирования, организации производства и реализации продукции. Он изучает наиболее рациональную организацию и управление производством, коллективом.
Согласно теории менеджмента, менеджмент – система, совокупность взаимосвязанных действий, включающая
· организацию и управление (производством и коллективом);
· постановку целей и задач, их корректировку;
· разработку этапов деятельности организации (производственного процесса);
· формирование стратегии;
· налаживание коммуникаций во внешней и внутренней среде (методов и форм передачи информации);
· регулирование процессов, сбор и обработку информации, в том числе маркетинговой, ее анализ и контроль реализации планов.
Другими словами, менеджмент это очень сложная, многогранная и разнообразная деятельность, т.к. каждому руководителю приходится выполнять множество функций, применять различные методы.
Одно из определений, наиболее качественно характеризующих процесс управления, представлено в английском издании международного справочника по менеджменту (1990 г.). В данном издании менеджмент трактуется, как эффективное использование и координация таких ресурсов, как капитал (производительный, финансовый и человеческий) для достижения целей с максимальной эффективностью. В последние годы выросла значимость информационных ресурсов в менеджменте, поэтому приведенное выше определение можно расширить, добавив в перечень ресурсов еще и информационные.
Таким образом, в упрощённом варианте менеджмент имеет несколько толкований:
1) как управление производством посредством специальных методов планирования, регулирования и контроля хозяйственной деятельности с целью повышения ее эффективности;
2) как специфический орган функционирующего предприятия, представляющий его руководство;
3) как объединение менеджеров, носящее формальный или неформальный характер.
В системе «менеджмент» выделяют два взаимосвязанных и взаимозависимых элемента: объект управления (организация) и субъект управления (менеджер).
Менеджер – это профессиональный управляющий, специалист по организации и управлению определённым направлением деятельности организации, обладающий административно-хозяйственной самостоятельностью и работающий по найму. Менеджеры бывают разных уровней в зависимости от иерархии управления в организации, это: топ менеджеры, менеджеры среднего уровня и менеджеры производства (низовые менеджеры).
Менеджеры должны обладать определёнными профессиональными качествами: знание и опыт; способность анализировать ситуацию и самостоятельно принимать решения; умение планировать и организовывать работу; знание приёмов и методов мотивации сотрудников; умение выходить из конфликтных ситуаций и пр.
Задачи управления решаются с помощью методов управления.
Методы управления – это конкретные пути, способы, приемы воздействия на объект управления для достижения поставленных целей.
Различают три группы методов менеджмента: экономические, организационно-распорядительные и социально-психологические. Методы тесно связаны между собой и образуют единый комплекс, который рассматривается как система методов. Они широко используются практически во всех отраслях экономики, включая социально-экономическую сферу.
Экономические методы управления представляют собой методы хозяйствования, в основе которых лежит использование объективных экономических законов, учет интересов общества. Экономические методы включают различные способы и приемы косвенного воздействия на объект управления, такие как хозяйственный расчет, ценообразование, финансирование, кредитование, экономические санкции и материальное стимулирование в процессе управления производством. Данная группа методов призвана обеспечить высокую материальную заинтересованность и одновременно ответственность организации, коллектива, команды менеджеров и каждого работника за эффективность решения управленческих задач.
Организационно-распорядительные методы предполагают построение стройной структуры управления, установления четких прав, обязанностей и ответственности аппарата управления, правильный подбор и расстановку кадров, разработку и реализацию эффективных управленческих решений и организацию контроля за их исполнением, поддержание высокого уровня дисциплины во всех звеньях управления.
Социально-психологические методы относятся к косвенным методам управления, поскольку воздействуют на систему управления через разнообразные стимулы и мотивы, включая вопросы повышения квалификации, социального поощрения, развития социальных потребностей и интересов, роста активности работников, создания и поддержания здорового социально-психологического климата в коллективах.
Функции управления предполагают решение совокупности однородных повторяющихся задач, направленных на обеспечение нормального хода производственного процесса и его перевод из одного состояния в другое. Функции управления необходимо связывать со специализированными сферами управленческой деятельности независимо от конкретного объема управления.
Другими словами, при всем многообразии задач менеджмента, управление рассматривают как непрерывный процесс реализации нескольких взаимосвязанных функций управления, это:
· планирование;
· организация;
· мотивация;
· контроль, учёт и анализ;
· координация и регулирование.
Эти функции управления являются основными (базовыми), т.к. их выполняют менеджеры всех уровней, всех отраслей и независимо от специфики управленческой деятельности.
Функция планирования заключается в определении количественных и качественных параметров работы организации в целом и отдельных её подсистем с целью достижения установленных результатов функционирования.
Функция организации выражается в правильном распределении задач, полномочий, ответственности и ресурсов между исполнителями, а также в обеспечении и установлении взаимосвязи ресурсов организации во времени и пространстве.
Функция мотивации предполагаетактивизацию деятельности персонала и побуждение его к эффективному труду для достижения целей организации.
Функция контроля, учёта и анализа представляет собой средство осуществления обратных связей и систему мониторинга отклонений процесса функционирования объекта от целей управления, от ограничений, принятых управленческих решений (законов, планов, норм, стандартов, правил, приказов и т.д.). С контролем тесно связан учет, который заключается в отображении текущих и прошлых состояний, результатов функционирования. Следует отметить, что учет является средством контроля. Анализ позволяет определить причины отклонений, оценить их последствия и подготовить предложения по устранению отклонений между фактическими и плановыми показателями.
Функция координации и регулирования. Координация – это обеспечение согласованности действий всех звеньев управления, и поддержание устойчивого режима работы компании. Регулирование – процесс управляющего воздействия на ресурсы организации, он имеет целью устранить отклонения несогласований путем изменения фактических или корректировки запрограммированных параметров системы.
Функции управления неразрывно связаны с процессом управления. Процесс управления – это деятельность всех звеньев управляющей системы по достижению целей управления путем реализации определенных функций с помощью выбранной системы методов управления. Внешние и внутренние условия работы предприятия постоянно меняются и возникают проблемы, которые система управления должна решать. Поэтому важной составляющей процесса управления предприятием является организация работ по принятию решений по определенным проблемам деятельности.
Проблема – это несоответствие между необходимым состоянием объекта управления с позиции достижения цели и его фактически наблюдаемым состоянием. Решение – процесс преодоления такого несоответствия, позволяющий перевести объект управления от наблюдаемого состояния к необходимому. Решение – результат акта выбора одной альтернативы из множества всех возможных.
Процесс принятия решения необходимо рассматривать в единстве с этапом реализации решения.
Управленческое решение должно соответствовать целям организации, для которой они принимаются. Это достигается путем соблюдения более частных требований: всесторонняя обоснованность решения; его своевременность; необходимая полнота содержания; полномочия решения; согласованность с ранее принятыми решениями (непротиворечивость); правомерность решения (соответствие его существующим нормам и законам); ясность и лаконичность; наличие цели и средств достижения формирования решения; директивность (обязательность) решения.
Этапы системы разработки и реализации управленческого решения:
1) выявление проблемы, анализ возникшей проблемы и постановка задачи;
2) подготовка решения;
3) оценка и отбор приемлемых вариантов решения;
4) принятие решения, т.е. выбор определенного решения из множества альтернатив;
5) планирование и организация решения;
6) контроль за исполнением решения, оценка его эффективности.
В современных условиях хозяйствования, когда усложняются управленческие задачи, от менеджеров требуется высокий уровень профессиональной квалификации и компетентности, повышение научности управления. Это предполагает широкое использование научных методов в практике управления, хозяйственную предприимчивость, творческую инициативу и ответственность, умение самостоятельно анализировать и организовывать работу, способность адаптироваться к постоянно изменяющимся социально-экономическим и производственным условиям.