Социальная ответственность в предпринимательской деятельности
В России право граждан на социальную поддержку гарантировано Конституцией РФ и регламентировано законодательством РФ. Система социальной поддержки населения включает в себя: социальное обеспечение, социальное страхование и социальную защиту. Осуществляется социальная поддержка за счет федерального, местных бюджетов, специально создаваемых фондов социальной поддержки населения, негосударственных фондов. Однако общество и государство предъявляют к бизнесу определённые требования, связанные с ожиданиями от предпринимателей социальной активности и ответственности, принятие ими добровольных обязательств. В настоящее время различают три уровня социальной ответственности в предпринимательской деятельности.
Первый уровень – базовый уровень ответственности, без достижения которого не возможна предпринимательская деятельность. Предприниматель должен выполнять следующие обязательства: быть законопослушным, своевременно платить налоги и заработную плату, по возможности предоставлять новые рабочие места (расширять рабочий штат). Например, оформление работников по Трудовому Кодексу РФ и полная выплата налогов означает снятие социальной напряженности в обществе и гарантии стабильности, а соблюдение законов РФ обеспечивает ведение хозяйственной деятельности в правовом поле.
Второй уровень – продвинутый уровень ответственности (корпоративная ответственность), который представляет собой реализацию социально ответственного поведения ради экономической выгоды предпринимателя. Предприниматель считает необходимым обеспечивать работников адекватными условиями не только работы, но и жизни, т.к. несёт ответственность за развитие своих сотрудников. К обязательствам предпринимателя относятся следующие: повышение уровня квалификации работников, профилактическое лечение, строительство жилья, развитие социальной сферы. Ведение такой деятельности делает привлекательной работу предприятия для инвесторов и потребителей.
Третий уровень – высший уровень социальной ответственности предполагает деятельность, которая не имеет своей целью получение экономических выгод. На этом уровне имеет место планирование и реализация таких мероприятий, которые направлены на снятие социальной напряженности, усиление имиджа предприятия, но при этом – отсутствует прибыль в денежном выражении. Это ответственность перед социальным окружением, которое включает в себя не только непосредственных партнёров по бизнесу, но и местное сообщество. На этом уровне предприниматель считает необходимым поощрять и развивать какие-либо общественно значимые формы деятельности. Например, защита окружающей среды, охрана памятников культуры, назначение и выплата специальным стипендий и премий талантливым гражданам, пенсий – заслуженным людям, участие в формировании фондов для поддержания определенных направлений жизни общества (больные дети, талантливые исполнители и пр.). Благотворительность как материальная помощь нуждающимся не относится социальной ответственности бизнеса. Также нельзя ассоциировать социальную ответственность с пиаром, саморекламой, политической деятельностью, государственными проектами и программами.
Социальная ответственность – это реализация не только экономических интересов и целей предпринимателя, но и учет социальных последствий воздействия деловой активности на собственный персонал, потребителей, партнёров по бизнесу и общество в целом.
Предприниматель сам решает, на каком уровне он работает, но следует отметить, что реализация высшего уровня невозможна, если отсутствует предыдущий. Например, участие в серьезных мероприятиях на региональном уровне невозможно, если работники получают «черную» зарплату и работают нелегально, без выплаты полных налогов. Кроме того, предприниматель должен оценивать не только аргументы в пользу социальной ответственности предпринимательства (табл. 1), но и аргументы против – это нарушение принципа максимизации прибыли, расходы на социальную вовлеченность, недостаточный уровень отчетности широкой общественности, недостаток умения разрешать социальные проблемы.
Каждый предприниматель добровольно и самостоятельно составляет план социальных мер, но может и согласовать его с другими заинтересованными сторонами проекта. Эффективность социально ответственного бизнеса очевидна, но моментального эффекта ожидать не следует и положительные последствия можно увидеть спустя некоторое время. Важно на уровне составления плана выполнить полный мониторинг ситуации и выявить проблемы общества, а затем формировать план социально-ориентированных мероприятий.
В результате проведения социально ориентированных мероприятий достигаются следующие результаты:
· повышается репутация и имидж бизнеса на уровне целевой аудитории;
· увеличивается объем выпускаемой продукции и оказываемых услуг;
· развивается и укрепляется корпоративный бренд;
· появляются новые партнерские контакты;
· укрепляются связи с представителями бизнеса, государства, с гражданскими объединениями и организациям.
Таблица 1 – Социальная ответственность предпринимательства:
аргументы «за»
АРГУМЕНТЫ «ЗА» | ОБОСНОВАНИЕ |
Благоприятные для бизнеса долгосрочные перспективы | В обществе более благополучном с социальной точки зрения благоприятнее условия и для деятельности бизнеса. В долгосрочной перспективе у потребителей, поставщиков и местного сообщества формируется более привлекательный образ организации |
Изменение потребностей и ожиданий широкой общественности | Сужается разрыв между новыми ожиданиями и реальным откликом предпринимателей, их вовлеченность в решение социальных проблем становиться ожидаемой и необходимой, а это повышает доверие к бизнесу |
Наличие ресурсов для оказания помощи в решении социальных проблем | Поскольку бизнес располагает значительными людскими и финансовыми ресурсами, ему следует передавать их часть на социальные нужды, т.к. предприниматели сами являются членами общества |
Моральное обязательство вести себя социально ответственно | Предприниматель является членом общества, поэтому он должен действовать социально ответственно и способствовать укреплению моральных основ общества |
Вмешательство государства в область социальной ответственности бизнеса должно носить рекомендательный, рамочный характер. Государство должно стимулировать развитие социальной ответственности бизнеса, причём не столько материально, сколько с моральной стороны. Вознаграждение социально ориентированных предприятий со стороны государства является ожидаемым, но не обязательным фактором данной деятельности. Иногда такие предприятия освобождаются от некоторых видов местных налогов, иногда предоставляются приоритеты в конкурсах и тендерах. Но такие меры не гарантированы никому, они не являются самоцелью бизнесменов.
Социально ответственная деятельность должна быть видна и воспринята обществом и бизнес-партнерами. Для этого предприниматель, реализующий план социально-ориентированных мероприятий, должен придерживаться основных правил: обязательность, честность, соблюдение этических норм во всём. Другими словами, во-первых, предприниматель должен всегда выполнять все свои обещания, демонстрируя этим своё уважение к потребителям и партнерам. Во-вторых, быть честным в рекламе, т.е. никогда не обещать того, что не может реализовать в своих продуктах или услугах. В-третьих, демонстрировать в своих продуктах или услугах соблюдение этических норм.
Выгоды для предпринимателя от ведения социально-ответственного бизнеса очевидны: граждане предпочитают покупать продукцию таких компаний; сотрудники предпочитают работу в таких компаниях; такие компании имеют показатели эффективности выше, чем у обычных компаний.