Социальная ответственность в предпринимательской деятельности

В России право граждан на социальную поддержку гарантировано Конституцией РФ и регламентировано законодательством РФ. Система социальной поддержки населения включает в себя: социальное обеспечение, социальное страхование и социальную защиту. Осуществляется социальная поддержка за счет федерального, местных бюджетов, специально создаваемых фондов социальной поддержки населения, негосударственных фондов. Однако общество и государство предъявляют к бизнесу определённые требования, связанные с ожиданиями от предпринимателей социальной активности и ответственности, принятие ими добровольных обязательств. В настоящее время различают три уровня социальной ответственности в предпринимательской деятельности.

Первый уровень – базовый уровень ответственности, без достижения которого не возможна предпринимательская деятельность. Предприниматель должен выполнять следующие обязательства: быть законопослушным, своевременно платить налоги и заработную плату, по возможности предоставлять новые рабочие места (расширять рабочий штат). Например, оформление работников по Трудовому Кодексу РФ и полная выплата налогов означает снятие социальной напряженности в обществе и гарантии стабильности, а соблюдение законов РФ обеспечивает ведение хозяйственной деятельности в правовом поле.

Второй уровень – продвинутый уровень ответственности (корпоративная ответственность), который представляет собой реализацию социально ответственного поведения ради экономической выгоды предпринимателя. Предприниматель считает необходимым обеспечивать работников адекватными условиями не только работы, но и жизни, т.к. несёт ответственность за развитие своих сотрудников. К обязательствам предпринимателя относятся следующие: повышение уровня квалификации работников, профилактическое лечение, строительство жилья, развитие социальной сферы. Ведение такой деятельности делает привлекательной работу предприятия для инвесторов и потребителей.

Третий уровень – высший уровень социальной ответственности предполагает деятельность, которая не имеет своей целью получение экономических выгод. На этом уровне имеет место планирование и реализация таких мероприятий, которые направлены на снятие социальной напряженности, усиление имиджа предприятия, но при этом – отсутствует прибыль в денежном выражении. Это ответственность перед социальным окружением, которое включает в себя не только непосредственных партнёров по бизнесу, но и местное сообщество. На этом уровне предприниматель считает необходимым поощрять и развивать какие-либо общественно значимые формы деятельности. Например, защита окружающей среды, охрана памятников культуры, назначение и выплата специальным стипендий и премий талантливым гражданам, пенсий – заслуженным людям, участие в формировании фондов для поддержания определенных направлений жизни общества (больные дети, талантливые исполнители и пр.). Благотворительность как материальная помощь нуждающимся не относится социальной ответственности бизнеса. Также нельзя ассоциировать социальную ответственность с пиаром, саморекламой, политической деятельностью, государственными проектами и программами.

Социальная ответственность – это реализация не только экономических интересов и целей предпринимателя, но и учет социальных последствий воздействия деловой активности на собственный персонал, потребителей, партнёров по бизнесу и общество в целом.

Предприниматель сам решает, на каком уровне он работает, но следует отметить, что реализация высшего уровня невозможна, если отсутствует предыдущий. Например, участие в серьезных мероприятиях на региональном уровне невозможно, если работники получают «черную» зарплату и работают нелегально, без выплаты полных налогов. Кроме того, предприниматель должен оценивать не только аргументы в пользу социальной ответственности предпринимательства (табл. 1), но и аргументы против – это нарушение принципа максимизации прибыли, расходы на социальную вовлеченность, недостаточный уровень отчетности широкой общественности, недостаток умения разрешать социальные проблемы.

Каждый предприниматель добровольно и самостоятельно составляет план социальных мер, но может и согласовать его с другими заинтересованными сторонами проекта. Эффективность социально ответственного бизнеса очевидна, но моментального эффекта ожидать не следует и положительные последствия можно увидеть спустя некоторое время. Важно на уровне составления плана выполнить полный мониторинг ситуации и выявить проблемы общества, а затем формировать план социально-ориентированных мероприятий.

В результате проведения социально ориентированных мероприятий достигаются следующие результаты:

· повышается репутация и имидж бизнеса на уровне целевой аудитории;

· увеличивается объем выпускаемой продукции и оказываемых услуг;

· развивается и укрепляется корпоративный бренд;

· появляются новые партнерские контакты;

· укрепляются связи с представителями бизнеса, государства, с гражданскими объединениями и организациям.

Таблица 1 – Социальная ответственность предпринимательства:

аргументы «за»

АРГУМЕНТЫ «ЗА» ОБОСНОВАНИЕ
Благоприятные для бизнеса долгосрочные перспективы В обществе более благополучном с социальной точки зрения благоприятнее условия и для деятельности бизнеса. В долгосрочной перспективе у потребителей, поставщиков и местного сообщества формируется более привлекательный образ организации
Изменение потребностей и ожиданий широкой общественности Сужается разрыв между новыми ожиданиями и реальным откликом предпринимателей, их вовлеченность в решение социальных проблем становиться ожидаемой и необходимой, а это повышает доверие к бизнесу
Наличие ресурсов для оказания помощи в решении социальных проблем Поскольку бизнес располагает значительными людскими и финансовыми ресурсами, ему следует передавать их часть на социальные нужды, т.к. предприниматели сами являются членами общества
Моральное обязательство вести себя социально ответственно Предприниматель является членом общества, поэтому он должен действовать социально ответственно и способствовать укреплению моральных основ общества

Вмешательство государства в область социальной ответственности бизнеса должно носить рекомендательный, рамочный характер. Государство должно стимулировать развитие социальной ответственности бизнеса, причём не столько материально, сколько с моральной стороны. Вознаграждение социально ориентированных предприятий со стороны государства является ожидаемым, но не обязательным фактором данной деятельности. Иногда такие предприятия освобождаются от некоторых видов местных налогов, иногда предоставляются приоритеты в конкурсах и тендерах. Но такие меры не гарантированы никому, они не являются самоцелью бизнесменов.

Социально ответственная деятельность должна быть видна и воспринята обществом и бизнес-партнерами. Для этого предприниматель, реализующий план социально-ориентированных мероприятий, должен придерживаться основных правил: обязательность, честность, соблюдение этических норм во всём. Другими словами, во-первых, предприниматель должен всегда выполнять все свои обещания, демонстрируя этим своё уважение к потребителям и партнерам. Во-вторых, быть честным в рекламе, т.е. никогда не обещать того, что не может реализовать в своих продуктах или услугах. В-третьих, демонстрировать в своих продуктах или услугах соблюдение этических норм.

Выгоды для предпринимателя от ведения социально-ответственного бизнеса очевидны: граждане предпочитают покупать продукцию таких компаний; сотрудники предпочитают работу в таких компаниях; такие компании имеют показатели эффективности выше, чем у обычных компаний.

Наши рекомендации