История возникновения и развития статистики

Первыми и основными учетно-статистическими источника­ми на Руси были летописи,в которых уже в 9... 11 веках упоминается о сборе различной информации, например приводятся учетные данные о возникновении и развитии городских поселений, расположенных на вод­ных путях, о наличии в них храмов, церквей и.т.д. Однако это был простой и примитивный сбор статистических данных и ни о каком научном анализе в данном случае говорить было нельзя.

Зарождение статистики как науки относится ко второй половине 17 век.В это время и было введен в научный обиход термин «статисти­ка».Это сделал немецкий ученый, профессор философии и права

Г.АХЕНВАЛЬ (1719...1772).

Во второй половине 17 столетия в Германии возникла школа госу-дарствоведения.Ее основателем был немецкий ученый Г.КОНРИНГ (1606... 1681). Школа просуществовала более 150 лет. В трудах этой шко­лы содержалось описание государств, их устройства, быта и нравов насе­ления, естественных условий, климата, финансов, армии. Предмет и метод исследования не были четко определены. Собирался в основном описа­тельно - информационный материал в основном этнографического харак­тера, который впоследствии практически не анализировался.

Гораздо ближе к современному пониманию статистики была анг­лийская школа политических арифметиков,которая возникла на 100 лет раньше немецкой описательной школы. Основоположниками этой школы были Д.ГРАУНТ (1620... 1674), Э.ГАЛЛЕИ (1656... 1742) и В.ПЕТТИ (1623... 1687). В их трудах развивались демографическое и ста-тистико - экономическое направления. Д.ГРАУНТ, на основе обработки бюллетеней о естественном движении населения Лондона впервые попы­тался построить таблицу смертности для стационарного населения. Теоретическую разработку проблемы смертности, начатую Д.ГРАУНТОМ продолжил Э.ГАЛЛЕИ (астроном по профессии) он высказал идею законабольших чисел и применил методы устранения случайных отклонений. В. ПЕТТИ написал ряд работ, основные идеи которых состоят в оценке явления в условиях ограниченного количества числовых данных. В. ПЕТТИ считается основателем экономической статистики.

В первой половине 19 века возникло третье направление стати­стической науки - статистико - математическое.Особый вклад в разви­тие этого направления внес бельгийский статистик А.КЕТЛЕ (1796... 1874). Он назвал статистику "социальной физикой", т.е. наукой, изучающей законы общественной системы с помощью количественных методов. Учение А.КЕТЛЕ о статистической закономерностиоказало значительное влияние на современников. На более позднем этапе, значи­тельный вклад в статистику как науку внесли представители данного на­правления английские ученые Ф. ГАЛЬТОН (1822... 1911) и К. ПИРСОН (1857..1936). ГАЛЬТОН, родственник Чарлза Дарвина изучал проблему на­следственности. Им было разработано понятие перцентиля.

Наиболее известным ученым 20 века в области статистики Запада является Р.ФИШЕР (1890... 1962. Многие его исследования оказали суще­ственное воздействие на современную статистику.

В российской статистикене было четкого обособления школ и на­правлений, и тем не менее можно отметить русскую описательную школу, русскую школу политических арифметиков, статистическую мысль рево­люционеров - демократов русской социологической школы.

Яркими представителями русской описательной школыявляются И.К. КИРИЛОВ (1869...1737), В.Н. ТАТИЩЕВ (1868..1750), М.В. ЛОМОНОСОВ (1711... 1765) и др. Собранные ими материалы стали ис­точником сведений по экономической теории России с древних времен до 18 века. В этот период наиболее прогрессивные идеи в статистике были сформированы Д.П. ЖУРАВСКИМ (1810...1856). Он привел системное изложение основ теоретической базы статистики как науки, уделил большое внимание вопросу достоверности данных, методу группиро­вок, раскрыл принцип единства количественного и качественного ана­лиза.

Большое влияние на развитие русской статистической мысли оказа­ли русские демократы - революционеры: А.Н. РАДИЩЕВ (1749... 1802), А.И. ГЕРЦЕН (1812...1870), Н.П. ОГАРЕВ (1813...1874). Ими были раз­работаныпрограммные вопросы экономической и судебной статисти­ки, предпринимались попытки определять средние величины, ставился вопрос о социально - экономическом значении метода группировок.

Большое влияние на развитие математического направления в ста­тистике России произвели работы русских математиков П.П. ЧЕБЫШЕВА (1821...1894),А.А. МАРКОВА (1856... 1922), A.M. ЛЯПУНОВА (1857...1919).

Исторический опыт советской статистики как науки был обобщен в трудах В.И. ХОТИМСКОГО (1892... 1937), B.C. НЕМЧИНОВА (1894...1964), В.Н. СТАРОВСКОГО (1905...1975). А.Я. БОЯРСКОГО

(1906... 1985), Б.С. ЯСТРЕМСКОГО (1877..1962) и других ученых. Значи­тельный вклад в теорию индексного метода внесли ученые СМ. ЮГЕНБЕРГ,Г.И. БАКЛАНОВ, Л.С. КАЗИНЦЕВ, В.Е. АДАМОВ и другие.

Научные основы статистики

Статистика - одна из общественных наук,имеющая целью сбор, упорядочивание, анализ и сопоставление числового представления фактов, относящихся к самым разнообразным массовым явлениям.

Статистика - это учение о системе показателей,т.е. количест­венных характеристик, дающих всесторонне представление об обществен­ных явлениях, о национальном хозяйстве в целом и отдельных его отрас­лях.

Статистика - это инструмент эффективного познания, ис­пользуемый в естественных и общественных науках для установления тех специфических закономерностей, которые действуют в конкретных массо­вых явлениях, изучаемых данной наукой.

Статистика - это одна из форм практической деятельности людей, цель которой - сбор, обработка и анализ массовых данных о тех или иных явлениях.

К особенностям научного содержания статистики можно отнести.

Во первых то, что исследуются не отдельные факты, а массовые социально - экономические явления и процессы, высту­пающие как множества отдельных фактов, обладающих как индивидуаль­ными, так и общими признаками.

Во вторых то, что статистика изучает, прежде всего, количественную сторону общественных явлений и процессов в кон­кретных условиях места и времени.

Как и любая наука статистика включает ряд понятий и категорий,основными из которых являются.

Статистическая совокупность- это множество единиц, обладаю­щих массовостью, однородностью, определенной целостностью, взаимоза­висимостью состояний отдельных единиц и наличием вариации.

Единица статистической совокупности – отдельный элемент статистической совокупности.

Признак– общее свойство, которым характеризуются единицы статистической совокупности.

Вариация– колоеблемость (изменчивость) признака у единиц статистической совокупности.

Статистический показатель - величина, отражающая результат измерения признака у единиц статистической совокупности.

Объект статистического исследования – статистическая совокупность.

Предмет статистического исследования - количественные соотношения социально – экономических явлений, закономерности их связи и развития.

Общим принципом, лежащим в основе статистических закономерностей, выступает ЗАКОН БОЛЬШИХ ЧИСЕЛ.

Закон больших чисел в наиболее простой формулировке звучит следующим образом: количественные закономерности массовых явлений отчетливо проявляется только лишь в достаточно большом их числе.

Любая наука, в том числе и статистика, имеет свою систему законов, методов и приемов, направленных на изучение количественных закономерностей, изучаемого явления, т.е. свою методологию.

Под статистической методологией понимается система приемов, способов и методов, направленных на изучение количественных закономерностей, проявляющихся в структуре, динамике и взаимосвязях социально - экономических явлений.

Поскольку статистическое исследование состоит их трех основных стадий:

1. Статистическое наблюдение.

2. Первичная обработка, сводка и группировка результатов наблюдений.

3. Анализ полученных сводных материалов.

То для каждой из стадий характерен свой специфический набор приемов, методов и методик, который будет изучаться на последующих занятиях.

Общество в процессе своего развития ставит перед статистикой все новые и новые задачи, что способствует выделению отдельных отраслей единой статистической науки.Каждая их эти отраслей имеет свой объект исследования, свою систему показателей, свои методы их получения и использования. Однако во всех отраслевых статистиках применяются принципы и методы общей теории статистики. В настоящий момент различают три уровня статистики статистической науки (рисунок 1)

История возникновения и развития статистики - student2.ru

История возникновения и развития статистики - student2.ru История возникновения и развития статистики - student2.ru История возникновения и развития статистики - student2.ru История возникновения и развития статистики - student2.ru История возникновения и развития статистики - student2.ru История возникновения и развития статистики - student2.ru История возникновения и развития статистики - student2.ru История возникновения и развития статистики - student2.ru История возникновения и развития статистики - student2.ru История возникновения и развития статистики - student2.ru История возникновения и развития статистики - student2.ru

 
 
Рисунок 1 - Уровни статистической науки


Наши рекомендации