Язык и речь в профессиональной деятельности. Профессиональное общение.
Тема № 1
Язык и речь в профессиональной деятельности. Профессиональное общение.
Коммуникативный портрет специалиста
Для успеха в профессиональной деятельности современному специалисту важно в совершенстве владеть навыками культуры речи, обладать лингвистической, коммуникативной и поведенческой компетенцией в профессиональном общении.
Для этого необходимы следующие качества, способности, умения:
• знание норм литературного языка и устойчивые навыки их применения в речи;
• умение следить за точностью, логичностью и выразительностью речи;
• владение профессиональной терминологией, знание соответствий между терминами и понятиями;
• владение стилем профессиональной речи;
• умение определять цель и понимать ситуацию общения;
• умение учитывать социальные и индивидуальные черты личности собеседника;
• навыки прогнозирования развития диалога, реакций собеседника;
• умение создавать и поддерживать благожелательную атмосферу общения;
• высокая степень контроля эмоционального состояния и выражения эмоций;
• умение направлять диалог в соответствии с целями профессиональной деятельности;
• знание этикета и четкость выполнения его правил.
Рекомендуемая литература:
• Романова Н.Н., Филиппов А.В. Русский язык в профессиональном общении. – М.: РГУТиС, 2008.
• Берков В.Ф., Яскевич Я.С. Культура диалога. – М.: Новое знание, 2002.
• Вузовский формат речевых умений. Учебно-методическое пособие //Составитель В.Н.Мещеряков. – Тольятти, 2007.
• Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация. Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2006.
• Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации. – М.: URSS, 2006.
• Зарецкая Е.Н. Деловое общение. Том I, II. – М.: Дело, 2004.
Тема № 2
Профессиональная деятельность. Сферы профессиональной деятельности
Цель: дать определение понятий «профессиональная деятельность», выделение сфер профессиональной деятельности, «профессиональная компетентность», «профессиональная этика», дать представление о будущей профессиональной деятельности.
План:
• Понятие «профессия»
• Понятие «специальность»
• Сущность профессиональной деятельности
• Профессиональная компетентность
• Профессиональная этика
Профессия – определенный, выделившийся в результате общественного разделения труда устойчивый род деятельности, требующий специальной подготовки (квалификации), выполняемый человеком постоянно или относительно постоянно и дающий ему средства к существованию.
Квалификация по специальности профессионального образования – это уровень подготовленности к компетентному выполнению определенного вида деятельности по полученной специальности.
Специальность – постоянно выполняемая трудовая деятельность, выделенная вследствие внутреннего разделения труда в рамках профессии; совокупность знаний, умений и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определенных классов профессиональных задач; направление подготовки в среднем специальном учебном заведении.
Специализация как локальная область профессиональной подготовки, когда специалист получает конкретизированную совокупность знаний, умений и навыков, ориентированных на применение в конкретной области профессиональной деятельности человека в рамках данной специальности.
Профессиональная деятельность - это, прежде всего, трудовая деятельность.
Е. А. Климов выделяет следующие значения понятия «профессия».
1. Профессия как общность людей, занимающихся близкими проблемами и ведущих примерно одинаковый образ жизни (известно, что профессия накладывает свой «отпечаток» на всю жизнь человека).
2. Профессия как область приложения сил связана с выделением (и уточнением) самого объекта и предмета профессиональной деятельности. Здесь также решается вопрос о том, в каких сферах жизнедеятельности человек может реализовать себя как профессионал.
3. Профессия как деятельность и область проявления личности. Часто забывают о том, что профессиональная деятельность не просто позволяет «производить» какие-то товары или услуги, но, главным образом, она позволяет человеку реализовывать свой творческий потенциал и создает условия для его развития.
4. Профессия как исторически развивающаяся система. Интересно, что само слово «профессия» восходит к латинскому profiteri - «говорить публично». Естественно, сама профессия меняется в зависимости от изменения культурно-исторического контекста, и, к сожалению, возможны ситуации, когда изначальный смысл профессии может существенно извращаться.
5. Профессия как реальность, творчески формируемая самим субъектом труда. Это означает, что даже культурно-историческая ситуация (эпоха) не является тотально доминирующей, поскольку многое зависит от конкретных специалистов. Именно они должны сами определять место своей профессии (и свою личную «миссию») в общественной системе, а не просто выполнять работу «по инструкции».
Профессиональная деятельность человека представляет собой исторически возникшие формы деятельности, необходимые обществу, для выполнения которых человек должен обладать суммой знаний, навыков и умений, иметь соответствующие способности и профессионально важные качества. Профессиональная деятельность имеет общественный характер. В ней различают как минимум две стороны: общество (как работодатель) и человек (как работник). Общество в этих отношениях выступает как:
• заказчик выполнения общественно значимых видов деятельности;
• организатор условий такой деятельности;
• источник ее материального финансирования;
• регулятор правовых отношений между участниками трудовой деятельности;
• эксперт качества профессиональной деятельности, осуществляемой работником;
• источник формирования социального отношения к профессии (ее значимость, престиж и т. п.).
Профессиональная компетентность - это интегральная характеристика деловых и личностных качеств специалиста, отражающая не только уровень ЗУН, опыта, достаточных для достижения целей профессиональной деятельности, но и социально-нравственную позицию личности. Профессиональная компетентность специалиста любого профиля включает такие разновидности, как:
специальная компетентность – высокий уровень знаний, используемых в профессиональном труде и обеспечивающих возможность профессионального роста специалиста, смену профиля работы, результативность творческой деятельности;
социальная компетентность – способность брать на себя ответственность, принимать решения (в том числе совместные), регулировать конфликты ненасильственным путем и т.д.;
психологическая компетентность – обусловлена пониманием того, что без культуры эмоциональной восприимчивости, без умений и навыков рефлексии, без опыта межличностного взаимодействия профессионализм остается неполным;
информационная компетентность – включает владение новыми информационными технологиями;
коммуникационная компетентность – предполагает знания иностранных языков, высокий уровень культуры речи и общения;
экологическая компетентность – основывается на знании общих законов развития природы и общества, на экологической ответственности за профессиональную деятельность;
валеологическая компетентность – означает наличие знаний и умений в области сохранения здоровья и в вопросах здорового образа жизни.
Профессиональная этика — термин, используемый для обозначения:
• системы профессиональных моральных норм (например «профессиональная этика юриста»)
• направления этических исследований относительно оснований профессиональной деятельности
Профессиональная этика представляет собой систему моральных принципов, норм и правил поведения специалиста с учетом особенностей его профессиональной деятельности и конкретной ситуации. Профессиональная этика должна быть неотъемлемой составной частью подготовки каждого специалиста.
Содержание любой профессиональной этики складывается из общего и частного. Общие принципы профессиональной этики, базирующиеся на общечеловеческих нормах морали, предполагают:
а) профессиональную солидарность (иногда перерождающуюся в корпоративность);
б) особое понимание долга и чести;
в) особую форму ответственности, обусловленную предметом и родом деятельности.
Частные принципы вытекают из конкретных условий, содержания и специфики той или иной профессии и выражаются, в основном, в моральных кодексах — требованиях по отношению к специалистам. Профессиональные этики, как правило, касаются лишь тех видов профессиональной деятельности, в которых наличествует разного рода зависимость людей от действий профессионала, то есть последствия или процессы этих действий оказывают особое влияние на жизнь и судьбы других людей или человечества. В связи с этим выделяются традиционные виды профессиональной этики, такие, как педагогическая, медицинская, юридическая, этика ученого, и сравнительно новые, появление или актуализация которых связаны с возрастанием роли «человеческого фактора» в данном виде деятельности (инженерная этика) или усилением его влияния в обществе (журналистская этика, биоэтика).
Профессионализм и отношение к труду являются важными качественными характеристиками морального облика личности. Профессиональная этика не является следствием неравенства в степени моральности различных профессиональных групп. Но к некоторым видам профессиональной деятельности общество предъявляет повышенные моральные требования. Есть такие профессиональные сферы, в которых сам процесс труда основывается на высокой согласованности действий его участников, обостряя потребность в солидарном поведении. Уделяется особое внимание моральным качествам работников тех профессий, которые связаны с правом распоряжаться жизнью людей, значительными материальными ценностями, некоторых профессий из сфер услуг, транспорта, управления, здравоохранения, воспитания и так далее. Здесь речь идет не о фактическом уровне моральности, а о долженствовании, которое, оставшись нереализованным, может каким-либо образом воспрепятствовать исполнению профессиональных функций.
Профессиональные виды этики — это те специфические особенности профессиональной деятельности, которые направлены непосредственно на человека в тех или иных условиях его жизни и деятельности в обществе.
Профессиональные моральные нормы — это руководящие начала, правила, образцы, эталоны, порядок внутренней саморегуляции личности на основе этико-гуманистических идеалов. Появление профессиональной этики во времени предшествовало созданию научных этических теорий о ней. Повседневный опыт, необходимость в регулировании взаимоотношений людей той или иной профессии приводили к осознанию и оформлению определенных требований профессиональной этики. Активную роль в становлении и усвоении норм профессиональной этики играет общественное мнение.
Профессиональная этика, возникнув первоначально как проявление повседневного, обыденного морального сознания, в дальнейшем уже развивалась на основе обобщенной практики поведения представителей каждой профессиональной группы. Эти обобщения суммировались как в писаных и неписаных кодексах поведения различных профессиональных групп, так и в форме теоретических выводов, что свидетельствовало о переходе от обыденного к теоретическому сознанию в сфере профессиональной морали.
Основными видами профессиональной этики являются: врачебная этика, педагогическая этика, этика ученого, этика права, предпринимателя (бизнесмена), инженера и т. д. Каждый вид профессиональной этики определяется своеобразием профессиональной деятельности, имеет свои специфические аспекты в реализации норм и принципов морали и в совокупности составляет профессиональный кодекс морали.
Рекомендуемая литература:
• Романова Н.Н., Филиппов А.В. Русский язык в профессиональном общении. – М.: РГУТиС, 2008.
• Берков В.Ф., Яскевич Я.С. Культура диалога. – М.: Новое знание, 2002.
• Вузовский формат речевых умений. Учебно-методическое пособие //Составитель В.Н.Мещеряков. – Тольятти, 2007.
• Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация. Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2006.
• Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации. – М.: URSS, 2006.
• Зарецкая Е.Н. Деловое общение. Том I, II. – М.: Дело, 2004.
Тема № 3
Тема № 4
Терминосистемы каждой науки
Каждая отрасль науки располагает своей терминосистемой. Термин (лат. terminus — "граница, предел") — это слово или словосочетание, являющееся названием понятия какой-либо сферы производства, науки, искусства). В терминологии каждой науки можно выделить несколько уровней в зависимости от сферы употребления и от характера содержания понятия. К первому уровню относят наиболее общие понятия, одинаково актуальные для всех или для значительного ряда наук. Например: система, функция, значение, элемент, процесс, множество, часть, величина, условие, движение, свойство, скорость, результат, количество, качество. Они составляют общий понятийный фонд науки в целом.
Ко второму уровнюотносят понятия, общие для ряда смежных наук, имеющих общие объекты исследования. Например: вакуум, вектор, генератор, интеграл, матрица, нейрон, ордината, радикал, термический, электролит и пр. Такие понятия обычно служат связующим звеном между науками одного более или менее широкого профиля (естественные, технические, физико-математические, биологические, социологические, эстетические и пр.), и их можно определить как профильно-специальные.
К третьему уровнюследует отнести узкоспециальные понятия, характерные для одной науки (иногда двух-трех близких) и отражающие специфичность предмета исследования, например: фонема, морфема, флексия, лексема, дериват и др. лингвистические термины.
Тема № 5
Тема № 6
Цитирование. Требования к цитируемому материалу.
Цитата всегда приводится в кавычках, точно по тексту первоисточника: с теми же знаками препинания и в той же грамматической форме. Пропуск слов, предложений, абзацев при цитировании обзначается многоточием. Не допускается объединение в одной цитате нескольких отрывков, взятых из разных мест. Каждый такой отрывок должен оформляться как отдельная цитата. При цитировании каждая цитата должна сопровождаться указанием на источника (библиографическая ссылка).
Необходимо внимательно относиться к существующим правилам оформления цитат. Цитаты можно ввести в контекст различными способами:
Автор пишет: «…»;
Автор подчеркивает, что: «…»;
«…, - пишет автор, - …»;
«…, -отмечает автор, - ..»;
«…,- отмечается по этому поводу в статье (работе), - …»;
Автор делает следующее замечание: «…»;
В итоге делается следующий вывод: «…»;
Он заключает: «…».
Рецензия.
Рецензия – статья, раскрывающая содержание рецензируемого документа (книги, статьи, научной работы) и дающее мотивированную критическую оценку, как отдельным его положениям, так и рецензируемому документу в целом. Рецензия, в отличие от конспекта и тезисов, представляет связное изложение авторского материала. Основные функции рецензии – информирующая и оценочная.
Объект анализа – книга, статья в журнале, дипломный проект, диссертация и т. д. – принято называть: работа автора, рецензируемая работа и т.д.
Требования к выполнению. В зависимости от значимости рецензируемого произведения, его объема рецензия может быть сравнительно небольшой или пространной.
Логика изложения материала рецензии должна соответствовать типовому плану ее написания:
1.Объект анализа;
2. Актуальность темы;
3. Краткое содержание;
4. Формулировка основного тезиса;
5. Общая оценка;
6. Недостатки, недочеты;
7. Выводы.
Объектом анализа могут быть:
- полнота, глубина, всесторонность раскрытия темы;
- новизна и актуальность поставленных проблем;
- позиция, с которой автор рассматривает проблемы;
характер и достоверность примеров, иллюстративного материала;
- убедительность выводов.
Оценочные выводы должны быть мотивированы и сформулированы либо по ходу рассуждений, либо как завершение анализа.
Для написания рецензий используют следующие речевые стандарты :
Актуальностьтемы раскрывают с помощью словосочетаний: «Работа посвящена актуальной теме…», «Актуальность темы обусловлена…» и т.д.
Краткоесодержаниевключает в себя перечисление имеющихся введения, глав, разделов, заключения, всех приложений, источников, упомянутых в библиографии, и т.д. Например:
«В начале работы (статьи, монографии и т.д.) автор указывает, что…»;
«Автор анализирует имеющуюся литературу по этой проблеме…»;
«Рассматривает вопрос о…»;
«…доказывает, что…»;
«…приходит к выводу о том…»;
Основной тезис формулируется с использованием следующих, например, выражений:
«Центральным вопросом работы является вопрос о…»;
«В статье на первый план выдвигается вопрос о…»;
Положительная оценкаанализируемого произведения может быть дана с помощью фраз и выражений:
«Безусловным (очевидным) достоинством является актуальность поднятых в ней проблем…»;
«Работа ценна тем, что в ней по-новому осмыслена теория…»;
«…представлены разные точки зрения по вопросу…»;
«…дается глубокий анализ…»;
«Работа отличается высокой информативностью…»;
«…богатым фактическим материалом…»;
«…нестандартным подходом к анализу поднятых проблем…»;
«Автор справедливо отмечает…»;
«…убедительно показывает…»;
«…аргументировано обосновывает…»;
«…детально анализирует…»;
«Автор прав, утверждая, что…».
Отрицательнаяоценка:
«Сомнение вызывает целесообразность (продуктивность) такого подхода…»
«К недостаткам работы следует отнести излишнюю категоричность выводов автора…»;
«Автору не удалось показать…».
Выводы:
«В целом, на наш взгляд, это интересная и полезная работа»;
«Представляется, что в целом работа (статья) имеет важное значение…».
Тема № 7
Тема № 8
Тема № 9
Роды и виды документов
Классификация документов- распределение документов по группам (видам) на основе признаков содержания, формы составления и др. с целью организации и повышения эффективности работы с ними. Классификация позволяет выработать определенные методы работы с каждой группой документов, закрепить их в инструкциях, организовать документы в делопроизводстве.
Все документы по отражаемым в них видам деятельности делятся на две большие группы. Первая — это документы по общим и административным вопросам, т.е. вопросам общего руководства предприятием (организацией) и его производственной деятельностью. Эти документы могут составлять работники всех подразделений предприятия. Вторая группа — документы по функциям управления. Такие документы составляют работники финансовых органов, бухгалтерии, отделов планирования, снабжения и сбыта, других функциональных подразделений.
Документы классифицируются по наименованиям: научные отчеты, чертежи, схемы, графики, технологические и другие карты, приказы, распоряжения, планы и отчеты, акты, протоколы, договоры, уставы, инструкции, справки, докладные, объяснительные записки, служебные письма, телеграммы, анкеты, стандарты, технические условия, платежные требования и поручения, доверенности, исковые заявления, авторские свидетельства и т. д.
По способу фиксации информации документы бывают письменные (рукописные, типографские, подготовленные на множительных аппаратах, напечатанные на компьютере), графические и фото-фоно-кинодокументы.
По месту составления документы подразделяются на документы, используемые для решения внешних и внутренних вопросов. Внешняя документация в свою очередь делится на входящую и исходящую корреспонденцию.
По степени сложности документы классифицируют на простые и сложные. Простые — это документы, в которых рассматривается один вопрос, в сложных рассматривается несколько вопросов.
По степени гласности различают документы открытые (несекретные) и документы с ограниченным доступом. Документы с ограниченным доступом бывают разной степени секретности (совершенно секретные, секретные и др.), документы для служебного пользования (ДСП), с грифом «конфиденциально».
По юридической силе документы подразделяют на подлинные и подложные. Подлинные документы бывают действительные и недействительные. Недействительным документ становится в результате истечения срока действия или отмены его другим документом.
По срокам исполнения документы классифицируются на срочные и несрочные. Срочными являются документы со сроком исполнения, установленным законом и соответствующими правовыми актами, а также телеграммы и другие документы с грифом «срочно».
По стадиям подготовки документы подразделяются на черновой документ и (оригинал подлинник). Черновой документ — рукописный или машинописный документ, отражающий работу автора над текстом документа. Оригинал — единственный экземпляр документа, оформленный и подписанный с чернового документа в соответствии с установленными требованиями. С оригинала могут быть изготовлены копии, выписки из документа и дубликат.
Копия — идентичное, заверенное должностным лицом воспроизведение подлинника. Выписка из документа — заверенная часть текста подлинника. Дубликат — повторный экземпляр документа, имеющий юридическую силу с подлинника.
По происхождению документы классифицируют на служебные, подготовленные на предприятиях, в организациях, и личные письма граждан с изложением жалоб, предложений, просьб.
По срокам хранения документы делятся на документы постоянного и документы временного хранения. Документы временного хранения в свою очередь подразделяются на документы со сроком хранения до 10 лет и свыше 10 лет.
По степени обязательности документы бывают информационные, содержащие сведения и факты о производственной и иной деятельности организаций, и директивные — обязательные для исполнения, носящие характер юридической или технической нормы.
По степени унификации различают документы индивидуальные, типовые, трафаретные, примерные и унифицированные в виде анкеты и таблицы.
Индивидуальные документы по содержанию являются специфическими, носящими характер разового документа.
Типовыми являются документы, рассчитанные на изложение однородных процессов и явлений: типовой технологический процесс, типовые правила внутреннего распорядка и т. п.
Трафаретные документы имеют заранее напечатанный текст с пробелами, которые заполняются при окончательном оформлении в зависимости от конкретной ситуации. Метод трафаретизации текстов является шагом к их формализации и кодированию с последующим вводом в электронную базу данных. Использование этого метода при унификации текстов привело к созданию в форме трафарета некоторых видов приказов, заявлений, других документов.
Анкета — способ представления унифицированного текста, при котором постоянная информация располагается в левой части листа, строками друг под другом, в форме существительных в именительном падеже, а переменная вносится в документ в процессе его составления в правую часть листа. Таким образом, анкета является следующим уровнем формализации текста, где отсутствует фраза, а имеются лишь необходимые для читающего данные. Она рекомендуется для использования в тех случаях, когда характеризуется один объект по ряду параметров.
Анкетным методом смоделированы приказы по приему, переводу и увольнению, кадровые докладные и объяснительные записки. Анкетная форма текста упрощает подготовку документа, облегчает машинописные работы и создает предпосылку для кодирования информации и использования отрывного талона с кодированными сведениями.
Таблица — постоянная информация, размещенная в заголовках граф и боковика (заголовки строк), а переменная (в цифровом или словесном выражении) — на пересечении соответствующих граф и строк.
Текст, представленный в виде таблицы, обладает большой информационной емкостью, позволяет строго классифицировать и кодировать информацию и легко суммировать аналогичные данные. В табличной форме оформляются штатное расписание, график отпусков и другие документы.
В хозяйственной деятельности организаций используются разнообразные документы, оформляющие взаимоотношения сторон, вступающих в деловое сотрудничество и коммерческо-хозяйственные связи. Это, в частности, договоры (поставки, выполнения работ или услуг, аренды и др.), контракты, трудовые соглашения и т. п. Каждый из названных документов имеет общепринятую форму.
По характеру содержания документы бывают первичные и вторичные. Первичный документ содержит исходную информацию, которая суммируется, обобщается во вторичных документах.
Рекомендуемая литература:
• Романова Н.Н., Филиппов А.В. Русский язык в профессиональном общении. – М.: РГУТиС, 2008.
• Берков В.Ф., Яскевич Я.С. Культура диалога. – М.: Новое знание, 2002.
• Вузовский формат речевых умений. Учебно-методическое пособие //Составитель В.Н.Мещеряков. – Тольятти, 2007.
Тема № 11
Тема № 12
Тема № 13
Тема № 14
Тема № 15
Тема № 1
Язык и речь в профессиональной деятельности. Профессиональное общение.