Активные и пассивные операции коммерческих банков
Пассивные операции коммерческих банков — это операции по формированию источников средств, ресурсов банка, которые отражаются в пассиве его баланса.
Ресурсы коммерческих банков состоят из двух источников:
собственные средства (капитал) и приравненные к нему ресурсы;
привлеченные средства.
Особенностью банковского бизнеса является то, что он (банк) работает преимущественно на чужом капитале. Собственный капитал обычно составляет менее 10% ресурсов коммерческого банка, привлеченные средства — более 90%.
Рассмотрение пассивов банка обычно начинается с собственного капитала. Во-первых, потому, что это единственный капитал, без которого вряд ли можно начать дело в любой сфере бизнеса. Во-вторых, потому, что значение собственного капитала банка значительно выше его удельного веса в общем объеме пассивов. Собственный капитал — не только стержень, на который опирается деятельность банка с первого дня его существования, но и его «последняя линия обороны» в случае неблагоприятного стечения обстоятельств.
Привлеченные средства банка составляют подавляющую часть ресурсов коммерческого банка. Проведение пассивных операций позволяет банку привлечь (получить в пользование) временно свободные финансовые ресурсы вкладчиков (кредиторов) и других клиентов. В составе пассивных операций можно выделить следующие основные группы:
прием вкладов и депозитов (до востребования, срочных и др.) от юридических и физических лиц, открытие и ведение расчетных, текущих и иных подобных счетов юридических лиц;
получение кредитов от коммерческих банков или Центрального банка Российской Федерации (межбанковские кредиты);
эмиссия неинвестиционных ценных бумаг (депозитных сертификатов, векселей и т.п.).
Активные операции коммерческого банка означают использование от своего имени привлеченных и собственных средств для получения соответствующего дохода.
Основными видами активных операций банка являются:
предоставление кредитов разных видов юридическим и физическим лицам на определенный срок, для разнообразных целей и на различных условиях;
инвестиции в ценные бумаги (облигации, акции и пр.), выпущенные государством или иными юридическими лицами, т. е. операции с ценными бумагами от своего имени и за свой счет;
осуществление инвестиционных проектов;
операции типа «репо»;
валютные дилинговые операции;
лизинговые операции.
Активные операции банков осуществляются банками в целях получения прибыли при одновременном соблюдении законодательных норм, поддержании необходимого уровня ликвидности и рациональном распределении рисков по отдельным видам операций. Необходимость соблюдения указанных требований вынуждает банки размещать часть средств во вложения, не приносящие дохода либо приносящие его в крайне ограниченном размере (наличность в кассе, средства на счетах в Центральном банке и другие виды ликвидных активов).
В то же время потребности всестороннего обеспечения деятельности банка и ее дальнейшее развитие обусловливают наличие в его активах таких статей, как банковские здания и оборудование, инвестиции в филиалы, ассоциированные компании, занимающиеся специализированными банковскими операциями. Хотя, строго говоря, эти позиции нельзя отнести собственно к активным операциям банков, однако и они фактически представляют собой не что иное, как размещение имеющихся в их распоряжении ресурсов.
По своим задачам активные операции можно подразделить на операции, имеющие целью поддержание на том или ином уровне ликвидности банка, и операции, направленные на получение прибыли. Само собой разумеется, что между этими видами операций существует определенное соотношение, необходимое для поддержания ликвидности банка.
20. Развитие банковской системы в современных условиях.
Развитие банковской системы
На ход развития банковской системы влияет ряд макроэкономических и политических факторов. Среди них можно выделить такие, как: • степень зрелости товарно-денежных отношений; • общественный и экономический порядок, его целевое назначение и социальная направленность; • законодательные основы и акты; • общее представление о сущности и роли банка в экономике. Банки выполняют операции, носящие в основном денежный характер. Они принимают денежные вклады, выдают денежные кредиты, совершают денежные расчеты в наличной и безналичной формах. Поэтому степень развитости товарно-денежных отношений, развитости торговли, денежного обращения предопределяет и масштабы, и содержание банковской деятельности. Кредитор превращается в банк не сам по себе, а по мере формирования достаточно оживленного денежного и торгового оборотов, когда торговля деньгами, банковское дело стали основным занятием предприятия, когда оно отделилось от торговли, стало самостоятельным видом промысла. На развитие банков влияет развитие национальных рынков, международной торговли. Спрос на банковские услуги расширяется по мере увеличения производства, масштабов обмена между товаропроизводителями. При общем поступательном развитии банковского хозяйства оно может в то же время сдерживаться войнами, которые связаны с разрушением материальных благ и имущества. Негативное влияние на банковскую систему могут также оказать и затяжные экономические кризисы. Общественный и экономический порядок неизбежно затрагивает и характер деятельности банковской системы. Если в обществе не поощряются сбережения, банки не могут мобилизовать свободные ресурсы; если вместо товарообмена вводятся обязательные изъятия продуктов, если в целом не поощряется деятельность банков, отдается предпочтение распределению, а не обмену продуктов, то кредитные учреждения не получают импульсов для развития, более того, банки могут быть свернуты, как это, например, было в нашей стране в период военного коммунизма. На развитие банков влияют и запрещения местных властей. Местное лобби, составленное из местных банков, местных предпринимателей, может воздействовать на принятие решений по открытию филиалов других банков. Естественное для развития банков взыскание ссудного процента может сдерживаться общим представлением общества о его ценностях и морали. Заметное влияние на развитие банковской системы может оказать законодательная база той или иной страны. Как отмечалось ранее, в некоторых странах банкам запрещается выполнять определенные опе рации с ценными бумагами, вкладывать свои капиталы в капиталы пред приятий. В ряде стран банкам не разрешено заниматься страхованием. В США действует система двойного подчинения, когда образовать банк могут как власти отдельных штатов, так и федеральное правительство; В свою очередь по закону банки могут сами выбрать свою юрисдик-. цию (органы регулирования и контроля). В соответствии с законода тельством в некоторых странах центральные банки могут широко за-. ниматься обслуживанием хозяйства, в других их основная функция сосредоточена на выпуске денег в обращение и укреплении их плате жеспособности. Законодательство оказывает воздействие на развитие банковской системы не только своими запретами. Известны многочисленные примеры, когда в соответствии с тем или иным законом учреждается тот или иной банк, призванный содействовать развитию той или иной отрасли народного хозяйства (промышленности, торговли, транспорта и т.п.). На развитие банковской системы огромное влияние оказывают и общие представления о сущности и роли банка в экономике. В распределительной системе банк воспринимается как часть государственного аппарата управления, как орган контроля, надзора за деятельностью предприятий. Банк в этой связи выступал как бы в роли надстройки, не создающей своего продукта. Иное положение занимают банки в условиях рыночной экономики. Банковская система приобретает двухуровневый характер, собственность на банки приобретает черты, адекватные многообразию форм собственности в хозяйстве, появляются частные, кооперативные и акционерные банки, такие специализированные кредитные учреждения, как ипотечные, муниципальные банки; система становится более многосторонней, приобретает более законченные черты, предлагает обществу более широкий спектр операций и услуг. Развитие банковской системы можно рассматривать не только в историческом разрезе, но и с позиции ее современного положения. Здесь также можно выделить некоторые факторы, в том числе состояние экономического развития, межбанковскую конкуренцию и др. Банковская система приобретает особый положительный заряд в своем развитии в фазе экономического подъема, когда спрос на банковский продукт и банковские услуги существенно возрастает. Вместе с увеличением объема банковских операций возрастает банковский доход, "который используется на развитие кредитного учреждения. В фазе подъема сокращаются экономические риски, деятельность банковской системы приобретает стабильный характер. Напротив, в условиях экономического кризиса, сопровождающегося инфляцией, дефицитом местных и федеральных финансов, развитие банков дестабилизируется, размер ресурсов, аккумулируемых банками, резко сокращается, что приводит к снижению традиционных банковских операций, банки вынуждены искать побочные источники дохода, что увеличивает риски, отвлекает банковские ресурсы от производительной деятельности. В условиях инфляции обесценивается капитальная база коммерческих банков, могут падать их доходы от кредитных операций. Дефицит бюджета зачастую приводит к его покрытию за счет дополнительной эмиссии денежных знаков, что еще больше дестабилизирует денежный рынок. |
21. Сущность и функции финансов. Государственный бюджет. Причины дефицита бюджета и меры по его сокращению.
Сущность и функции финансов Финансовое право охватывает своим воздействием определенный, специфичный круг общественных отношений. Эти отношения обусловлены тем, что государство для выполнения своих задач применяет такой экономический рычаг, как финансы, и осуществляет в связи с этим финансовую деятельность. Поэтому перед рассмотрением вопросов финансового права необходимо обратиться к понятиям финансов и финансовой деятельности государства. Понятие «финансы» зачастую отождествляют с деньгами. Однако эти понятия не являются синонимами. Представим признаки финансов и их отличительные черты: 1.Финансы отражают денежные отношения между двумя субъектами, т.е. деньги выступают материальной основой существования и функционирования финансов (где нет денег, не может быть финансов); 2.Субъекты обладают разными правами в процессе этих отношений: один из них (государство) обладает особыми полномочиями; 3.Регулярное поступление средств в бюджет не может быть обеспечено без придания налогам, сборам и другим платежам государственно-принудительного характера, что достигается с помощью правотворческой деятельности государства, создания соответствующего финансового аппарата. По указанным признакам можно выделить финансы из всей совокупности денежных отношений. Например, денежные отношения между гражданами, между гражданами и розничной торговлей нельзя отнести к финансам, т.к. государство здесь регулирует денежные отношения гражданско-правовыми методами, для которых характерной чертой является равноправие субъектов, объединенных данными отношениями. Общее понятие финансов рассматривается в двух аспектах: 1. В экономическом аспекте - финансы - это экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных (Бондов денежных средств, необходимых государству для выполнения своих задач и функций. 2. В денежном аспекте - финансы - это совокупность фондов денежных средств, мобилизованных государством для осуществления своих задач. Финансы неотъемлемая часть денежных отношений. Финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям Деньги - это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда ассоциированных производителей, а финансы - это экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием денежных средств. Финансы выражают денежные отношения, возникающие между: • организациями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации продукции и услуг; • предприятиями и вышестоящими организациями при создании централизованных денежных средств и их распределение; • государством и организациями (предприятиями, учреждениями) при уплате ими налогов в бюджетную систему и финансировании расходов: • государством и гражданами при внесении ими налогов и добровольных платежей; • организациями, гражданами и внебюджетными фондами при внесении платежей и получении ресурсов; • отдельными звеньями бюджетной системы; • страховыми организациями и предприятиями и населением при уплате страховых взносов и возмещении ущерба при наступлении страхового случая; • денежные обращения, опосредующие кругооборот фондов, организаций (предприятий, учреждений). Главным материальным источником денежных фондов выступает национальный доход страны - вновь созданная стоимость или стоимость ВВП за вычетом потребляемых в процессе производства орудий и средств производства. Без участия финансов национальный доход может быть распределен. Следовательно. финансы - неотъемлемое связующее звено между созданием и использованием национального дохода. По своему материальному содержанию финансы - это целевые фонды денежных средств, в совокупности представляющие финансовые ресурсы страны. Главное условие роста финансовых ресурсов - увеличение национального дохода. Хотя финансы относятся к базисной категории, они во многом зависят от проводимой правительством государства финансовой политики. Сущность финансов проявляется в их функциях. Финансы выполняют следующие функции: 1. распределительную 2 контрольную 3. регулирующую Распределительная функция финансов. Распределение национального дохода заключается в создании так называемых основных или первичных доходов. Их сумма равна национальному доходу Основные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства. Они делятся на две группы: • зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров и иных лиц, занятых в сфере материального производства; • доходы организаций (учреждений, предприятий) сферы материального производства. Однако первичные доходы не в состоянии обеспечить в полном объеме выполнение функций и задач государства. Необходимо дальнейшее распределение или перераспределения национального дохода. Перераспределение национального дохода связано с межотраслевым и территориальным перераспределением средств в интересах их более эффективного использования и накопления предприятиями и организациями; с наличием производственной и непроизводственной сферы, в которой национальный доход. не создается (здравоохранение, культура); с перераспределением доходов между различными социальными группами населения. В результате перераспределения образуются вторичные, или производственные доходы. Это доходы, получаемые в отраслях непроизводственной сферы налоги. Вторичные доходы служат для формирования национального дохода. Перераспределение национального дохода в РФ происходит в интересах структурной перестройки народного хозяйства, развития приоритетных отраслей экономики в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Конечная цель распределения и перераспределения национального дохода и ВВП, совершаемых с помощью финансов, состоит в развитии производительных сил, создании рыночных структур экономики. укреплении государства, обеспечении высокого качества жизни широких слоев населения. При этом роль финансов подчинена задачам повышения материальной заинтересованности работников и коллективов предприятий и организаций в достижении наилучших результатов при наименьших затратах. Контрольная функция финансов. Данная функция проявляется в контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и расходовании их по целевому назначению. Финансовый контроль охватывает производственную и непроизводственную сферы и нацелен на повышение экономического стимулирования, на рациональное и бережное расходование материальных, трудовых и финансовых ресурсов и природных богатств, сокращении непроизводительных ресурсов и потерь. Одна из важнейших задач финансового контроля - проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам. Контрольная функция финансов проявляется также через деятельность финансовых органов. Работники финансовой системы и налоговой службы осуществляют финансовый контроль в процессе финансового планирования, при исполнении доходной и расходной частей бюджетной системы. Регулирующая функция финансов. Эта функция связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налоги, государственный кредит) в процесс производства. В целях регулирования экономики и социальных отношений используется также финансовое и бюджетное планирование, государственное регулирование рынка ценных бумаг. функции финансов реализуются через финансовый механизм, представляющий собой часть хозяйственного механизма. Финансовый механизм включает совокупность организационных форм финансовых отношений в народном хозяйстве, порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, методы финансового планирования формы управления финансовой системой, финансовое законодательство. |
« Пред. |
22. Сущность и функции налогов. Основные элементы налоговой системы.
Сущность и функции налогов
Налоги возникли с появлением государства как один из методов мобилизации денежных средств. На ранних этапах исторического развития они взимались с населения и имели либо натуральную форму, либо форму трудовых повинностей. Вместе с доходами в виде дани, контрибуции (т. е. неналоговыми доходами) государство покрывало налогами свои расходы. Но с увеличением территорий, ростом экономической и политической мощи государство начинает взимать налоги со своих подданных. С развитием товарно-денежных отношений налоги приобретают преимущественно денежную форму.
Таким образом, налоги как экономическая категория имеют исторический характер. Они менялись вместе с развитием государства.Современное государство, экономика которого основана прежде всего на рыночных отношениях, должно обеспечивать те интересы общества, решение которых слабо регулируется рынком или находится за пределами рыночных отношений. В состав таких интересов включаются:
• необходимость удовлетворения общественных потребностей(управление, оборона, обеспечение правопорядка, безопасность, социальные расходы и т.п.);
• необходимость регулирования экономической деятельности субъектов хозяйствования, наносящих вред окружающей среде, и т.д.;
• долгосрочные капиталовложения и переложение повышенных рисков с экономических субъектов на государство (например, освоение космоса).
Решение этих задач и обеспечивается через налогообложение.
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.
Таким образом, к признакам налогов относят:
• легитимность (налоги взимаются только с законных операций),
• индивидуальную безвозмездность для налогоплательщика,
• принудительность.
Элемент налога — понятие, используемое при изучении конкретных налогов. Различают следующие элементы налога, без которых налог не может считаться установленным.
Налогоплательщик — организация или физическое лицо, на которых возложена обязанность уплачивать налоги.
Объект налогообложения — имущество, прибыль, доход,стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иное экономическое основание, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которой у налогоплательщика законодательно связано возникновение обязательств по уплате налога.
Налоговая база — стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения.
Налоговый период — календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.
Налоговая ставка — величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
Порядок исчисления налога.
Порядок и сроки уплаты налога.
Функция налога — это проявление его сущности в действии,способ выражения его свойств.
Фискальная функция (от лат. fiscus — императорская казна) —основная функция налогов. Она предполагает, что налоги являются доходом государства и формируют доходную часть бюджетов разных уровней.
Регулирующая функция заключается в воздействии налогов на многие стороны общественно-экономических отношений. Налоги способны оказывать влияние на платежеспособный спрос, предложение, инвестиции, ресурсосбережение.Налоги в состоянии создавать или разрушать экономические условия для деловой активности, охраны окружающей среды и т. д. Развитые рыночные государства сознательно используют регулирующую функцию налогов в качестве одного из элементов экономической политики.
Поскольку налоги являются основным источником формирования бюджетных доходов, проблемы налогообложения всегда были в центре внимания государственных органов и работающих по их заданию экономистов — ученых и практиков.
Основные элементы налоговой системы |
В налоговом кодексе определяются основные элементы налогообложения. Налоговым агентом называют лицо, на которое соответственно налоговому кодексу возлагаются обязанности по начислению и внесению налогов в соответственный бюджет. К примеру, налоговым агентом по налогу на прибыль физического лица выступает работодатель. Объектом налогообложения служит реализация продукции, доход, прибыль, расход, имущество или другое обстоятельство, что имеет физическую, стоимостную или количественную характеристику. С обладанием таким объектом законодательство связывает обязанности лица, связанные с уплатой сбора или налога. Налоговой базой признана физическая, стоимостная или прочая характеристика предмета налогообложения. Налоговый период представляет из себя календарный год или другой период (квартал или месяц), что применяется к определенным налогам. По окончании налогового периода происходит определение базы налога и исчисление суммы налога, подлежащей уплате. Время и порядок уплаты налогов состоят в следующем. Внесение налога происходит в виде разовой уплаты всей суммы сбора либо в другом предусмотренном законодательством порядке, в безналичном или наличном виде. Порядок уплаты каждого налога установлен соответственно налоговому кодексу. При нарушении периода уплаты налога плательщик должен уплатить пени на условиях, предусмотренных законодательством. Время уплаты налогов и сборов определяется датой или истечением времени, что исчисляется годами, месяцами, кварталами и днями. Когда определение налоговой базы производит налоговый орган, обязанность по внесению налога возникает не раньше дня получения соответственного уведомления. |
23. Реформа системы налогообложения в России.
Становление налоговой системы современной России.Основы налоговой системы и система налогового законодательства Российской Федерации формировались в октябре — декабре 1991 г.
Законами Российской Федерации от 11 и 18 октября 1991 г. были установлены земельный налог и налоги, зачисляемые в дорожные фонды. 6—7 декабря 1991 г. приняты законы о налоге на добавленную стоимость, об акцизах, о подоходном налоге с физических лиц и др.
Был принят Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». Все новые налоги вводились в действие с 1 января 1992 г.
Кроме того, в 1992 г. было создано Главное управление налоговых расследований при Госналогслужбе РСФСР, преобразованное через год в самостоятельный правоохранительный орган в сфере налогообложения — Федеральную службу налоговой полиции России.
В 1998 г. принята первая часть Налогового кодекса РФ, в 2000 г. — отдельные главы второй. В настоящее время продолжается совершенствование налогового законодательства Российской Федерации, процесс его кодификации: принимаются новые главы части второй НК РФ, которые заменяют законы 1991 г. о соответствующих налогах.
В июне 2003 г. Федеральная служба налоговой полиции России была ликвидирована, а ее функции переданы созданному в структуре Министерства внутренних дел Российской Федерации Главному управлению по расследованию экономических и налоговых преступлений.
В марте 2004 г. в результате системного изменения структуры федеральных органов исполнительной власти было упразднено Министерство Российской Федерации по налогам и сборам. Функции по общей выработке стратегии развития государственной политики и ведомственному нормотворчеству в налоговой сфере были переданы Министерству финансов Российской Федерации. Функции по надзору и контролю в сфере налогообложения закреплены за вновь созданной Федеральной налоговой службой, деятельность которой курирует Минфин России.
Изучить практические способы организации и применения налогового планирования, работы с налоговыми рисками и минимизации налогообложения вы можете с помощью курса "Налоговое планирование". Практические системные знания в области налогообложения (сущность налогов и сборов, принципы построения налоговых систем, налоговая система РФ, элементы налогообложения, организация налогового контроля, налоговая политика государства, важнейшие категории и понятия, и пр.) вы можете получить из курса "Основы налогообложения"..
24. Ценные бумаги и их виды. Фондовая биржа.
Гражданский кодекс РФ дает юридическое определение ценной бумаги как документа установленной формы и реквизитов, удостоверяющего имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении.
Данное определение отражает определенную совокупность экономических отношений,возникающих в процессе обращения ценных бумаг.
В условиях рынка его участники вступают между собой в многочисленные отношения, в том числе по поводу передачи денег и товаров. Эти отношения определенным образом фиксируются, оформляются и закрепляются. В этом смысле ценная бумага — это форма фиксации экономических отношений между участниками рынка, которая сама является объектом этих отношений. Заключение любой сделки или соглашения состоит в передаче или купле-продаже ценной бумаги в обмен на деньги или товар. Но ценная бумага — это не деньги и не материальный товар. Ее ценность состоит в тех правах, которые она дает своему владельцу, обменивающему свой товар или деньги на ценную бумагу только в том случае, если он уверен, что эта бумага ничуть не хуже, чем сами деньги или товар. Поскольку деньги и товар — разные формы существования капитала, то экономическое содержание ценной бумаги можно выразить следующим образом.
Ценная бумага — это особая форма существования капитала, которая заменяет его реальные формы, выражает имущественные отношения, может самостоятельно обращаться на рынке как товар и приносить доход.
Эта форма капитала функционирует наряду с денежной, производительной и товарной. У владельца ценной бумаги реальный капитал отсутствует, но имеются все права на него, которые зафиксированы ценной бумагой. Она позволяет отделить собственность на капитал от самого капитала и соответственно включить его в рыночный процесс в таких формах, в каких это необходимо для самой экономики.
Понятие ценной бумаги многогранно, поскольку сами экономические отношения, которые выражаются ею, очень сложны и постоянно видоизменяются и развиваются. Все это находит выражение в новых формах существования ценных бумаг. В связи с этим очень часто трудно дать строго научное юридическое определение ценной бумаги на все случаи. Поэтому в российском законодательстве может приводиться перечень признанных государством конкретных видов ценных бумаг, имеющихся на практике.
Свойства ценных бумаг. Ценная бумага имеет ряд свойств:
1) перераспределяет денежные средства между отраслями и сферами экономики, территориями и странами, группами и слоями населения,экономическими субъектами и государством и т.п;
2) предоставляет определенные дополнительные права ее владельцам, помимо права на капитал. Например, право на участие в управлении, на получение информации, на первоочередность в определенных ситуациях и т.п.;
3) обеспечивает получение дохода на капитал и (или) возврат самого капитала.
Ценная бумага обладает рядом свойств, которые сближают ее с деньгами. Главное свойство — это возможность обмена на деньги в различных формах (путем погашения, купли-продажи, возврата эмитенту, переуступки и т.д.). Она может использоваться в расчетах, быть предметом залога, храниться в течение ряда лет или бессрочно, передаваться по наследству, служить подарком и участвовать в других актах гражданского оборота.
Первоначально все ценные бумаги выпускались только в документарной форме, т.е. в виде специальных бумажных бланков, откуда и произошло их название. Однако развитие рыночных отношений в последние десятилетия привело к появлению новой формы существования ценной бумаги — бездокументарной. Такой переход связан с тем, что
1) количество обращающихся ценных бумаг, прежде всего акций и облигаций, нарастает;
2) многие права, которые закрепляются за владельцами ценной бумаги, могут быть реализованы безотносительно к ее форме. Например, выплата дохода по ценной бумаге, купля-продажа ценной бумаги могут производиться без ее наличия в качестве материального носителя этих прав;
3) бездокументарная форма ценной бумаги может ускорять, упрощать и удешевлять ее обращение в части расчетов, передачи от одного владельца к другому, хранения, учета и налогообложения;
4) бездокументарная форма тесно связана со структурными изменениями на рынке ценных бумаг (в частности, с увеличе
нием числа именных ценных бумаг и снижением доли предъявительских).
Классификация ценных бумаг. Различают именные, предъявительские и ордерные ценные бумаги.
В именной ценной бумаге на ее бланке и (или) в реестре собственников зафиксировано имя владельца. В предъявительской ценной бумаге имя владельца не фиксируется непосредственно на ней самой, а ее обращение не нуждается ни в какой регистрации. По ордерной ценной бумаге права принадлежат названному в ней лицу, осуществляющему эти права или назначающему своим распоряжением другое правомочное лицо.
С точки зрения участников рынка, предъявительская ценная бумага имеет существенные преимущества перед именной, так как процесс перехода прав на капитал совершается сразу же путем перехода ценной бумаги от ее владельца к покупателю. Кроме затрат на погашение такой ценной бумаги, ее обращение почти не требует каких-либо других расходов от участников рынка. В этом смысле на первом этапе развития рынка выпуск предъявительских ценных бумаг в документарной форме — самый быстрый, дешевый и легкий путь формирования рынка.
Именная ценная бумага в отличие от предъявительской обладает двумя важными свойствами: 1) ее владелец всегда известен; 2) все операции с этой бумагой доступны для контроля и налогообложения со стороны государства, так как подлежат регистрации. Поэтому в развитом рынке имеется тенденция к увеличению выпуска именных бумаг, так как в этом заинтересованы, с одной стороны, эмитенты, ибо это позволяет осуществлять передачу прав собственности, а с другой — государство, так как оно расширяет свою налогооблагаемую базу.
В зависимости от формы имущественных отношений, выражаемых ценной бумагой, различают долевые и долговые ценные бумаги. Долевая ценная бумага подтверждает отношения собственности ее владельца на часть имущества эмитента. Долговая ценная бумага выражает отношения займа между ее владельцем и эмитентом, который обязуется ее выкупить в установленный срок и выплатить определенный процент.
Существующие в современной мировой практике ценные бумаги делятся на два больших класса: 1) основные и 2) производные ценные бумаги.
Основные ценные бумаги имеют имущественные права на какой-либо актив: товар, деньги, имущество и т.п. Они основаны на любых активах, в число которых не входят сами ценные бумаги (акции, облигации, векселя, закладные и т.п.). Производные ценные бумаги выпускаются на базе основных ценных бумаг (варранты, депозитарные расписки и т.п.) или в связи с изменением цены лежащего в основе данной ценной бумаги биржевого актива (фьючерсные контракты, опционы и т.п.).
Признаки ценных бумаг. Каждый вид ценных бумаг представляет собой определенную их совокупность, для которой все признаки, присущие ценным бумагам, являются общими.