Сущность, функции, структура


сущность, функции, структура - student2.ru Рынок представляет собой систему экономических отношений, связей между хозяйствующими субъектами по поводу производства, обмена, распределения и потребления товаров и товарных услуг по ценам, формирующимся на основе соотношения спроса и предложения, конкуренции между участниками рыночных отношений.

Рынок является сферой взаимодействия продавцов и покупателей, возникновения между ними соглашений, контрактов, осуществления рыночных сделок (обмена, договоров по условиям рыночных взаимодействий и прочее). На рынках участвуют все экономические субъекты хозяйства: домашние хозяйства, фирмы, государство. При этом большую роль играют на рынках посредники, которые одновременно могут быть и покупателями и продавцами.

Рынок представляет собой сферу, механизм взаимодействия покупателей (предъявителей спроса на товар) и продавцов (формирующих предложение товаров). Система рынков формируется как единство всех образующих экономику рынков и действующие между ранками связи. Объектами рынка являются товары, товарные услуги, ресурсы, ценные бумаги, деньги, валюта, государственные и муниципальные льготы, трансферты.

Участникам рынка нужна информация о предложении товаров и спросе на них. Рынок передает информацию, в основном, в форме цен. Обеспечивают функционирование рыночной экономики спрос и предложение, которые определяются величиной поступления товаров и услуг на рынок, величиной доходов покупателей, развитостью их потребностей. Спрос является стимулом не только расширения предложения, но и производства.

Рынок выполняет в обществе ряд функций:
- Координация потребностей потребителей и возможностей производителей через установление соотношения спроса и предложения по ассортименту товаров и товарных услуг, их количеству, представленному на конкретных рынках.

- Возможность выбора покупателем необходимых товаров и услуг, а продавцом – наиболее привлекательных для него рынков. Это обеспечивается свободой передвижения потоков товаров, капиталов, рабочей силы по территории страны и между странами.

- Обеспечение снижения затрат на производство, обмен, потребление товаров и услуг, поскольку такая минимизация позволяет продавцам варьировать цены на рынке, устанавливая их в границах между рыночными ценами и ценами производителя. Покупатели же получают возможность оптимизировать собственные ожидания и затраты на приобретение и потребление товаров и услуг.

- Использование институтов банкротства, разорения, самоликвидации фирм для экономического оздоровления хозяйственной ситуации в стране. Это связано с тем, что фирмы, производящие некачественную, несовременную, чрезмерно дорогую продукцию и оказывающие такие же услуги не могут участвовать в рыночной конкуренции на равных с другими фирмами.

Функции рынка существуют в виде посреднической, ценообразующей, информационной, регулирующей и санирующей. Все эти функции выполняются субъектами рынка в ходе сделок купли-продажи. Рынок является способом связи экономически обособленных продавцов и покупателей. Цены информируют участников рынка об изменениях в спросе, предложении товаров и услуг, об изменениях в издержках производства, реализации и потребления товаров, использует механизмы конкуренции, банкротства. Но многие задачи, особенно социальные, определения перспектив развития, структурной перестройки экономики, самостоятельно рынок не может решить. Эти процессы осуществляются только при посредстве действий государства, общественных организаций.

Структура рынка многообразна. Прежде всего, рынки делятся на рынки товаров и рынки услуг. Существуют виды рынков, определяемые отраслями, где производятся товары и услуги. Например, рынки продовольственных товаров, рынки промышленных товаров, рынки ресурсов и прочее. Делятся рынки на рынки рабочей силы (труда), рынки капитала, рынки земли, рынки информации. Существуют специальные рынки научно-технических разработок, технологий, инноваций. Есть рынки ценных бумаг, денег, валютные рынки.

Многообразие структуры рынков предопределяет их сложное взаимодействие, поскольку один и тот же покупатель может обращаться на самые разные рынки, удовлетворяя свои собственные потребности. Например, одному и тому же покупателю нужны сырье, земля, кредит, товары личного потребления и прочее. Осуществляется взаимодействие продавцов различных рынков, когда покупатели предъявляют спрос на продукцию различных производителей, на разных рынках.

Делятся рынки в зависимости от той территории, где они функционируют. Это рынки – внутрирегиональные, местные, межрегиональные, национальные, международные. Каждый из таких рынков имеет свои особенности, правовые ограничения функционирования. Виды рынков определяются тем, как развита на них конкуренция, какая конкуренция на том или ином рынке господствует. В зависимости от этого признака выделяются рынки монопольный, олигопольный, рынок свободной конкуренции.

Есть еще множество классификаций рынков. В частности, выделяются рынки оптовые и розничные, рынки, функционирующие как теневые (или черные, подпольные). Специально выделяются рынки результатов функционирования интеллектуального труда, рынки интеллектуальных продуктов. Есть деление рынков внутри каждой отрасли.

Для понимания структуры рынков важно знание проблемы учета и сегментирования их. Сегментом рынка является часть рынка, группа потребителей, группа товаров, которые образуют единую систему продажи, единую систему спроса на такие товары. Например, осуществляется сегментация рынков товаров, потребляемым определенными группами населения (по полу, возрасту, уровню доходов и другим признакам). Так, в системе, рынков обуви есть специализированные рынки модной обуви, рынки детской, мужской, женской обуви.

Важно понять, что работа на конкретном рынке требует специальных знаний, действий. Сегментируются рынки в зависимости от доходов населения: выделяются рынки, ориентированные на покупателей с низким, средним, высоким, очень высоким уровнями доходов. Учитывается при сегментации рынков стиль жизни групп населения, например богемный, элитарный, молодежный, спортивный.

13. Механизм спроса. Закон спроса. Кривая спроса.

На рынке функционирует механизм спроса и предложения, проявляющийся в действии законов спроса и предложения, которые управляют процессом товарообмена и ценообразования на конкурентном рынке.

Спрос – есть платежеспособная потребность, т.е. сумма денег которую покупатели могут заплатить за нужные им товары при данном уровне цен.

Закон спроса состоит в том, что по мере роста цены на товар величина спроса на него падает и наоборот.

Отмечают две особенности рынка:

1. Обратную зависимость между ценой и покупаемым количеством товара.

2. Постепенное убывание спроса на любой обмениваемый на рынке товар в соответствии с законом убывающей полезности каждой дополнительной покупки товара.

Эти особенности графически изображает кривая спроса, которая называется линией (функцией) спроса.

Движение по кривой спроса из одной точки в любую другую показывает, как изменение одной переменной вызывает обратное изменение другой.

Изменение цен меняет объем купли-продажи товаров, а меняющееся на рынках количество товаров вызывает обратное движение их цен.

Неценовые факторы изменения функции спроса:

1. Денежные доходы покупателей.

2. Покупательские ожидания.

3. Наличие/отсутствие товара на рынке взаимозаменяемых товаров.

4. Субъективное предпочтение и вкусы покупателей.

5. Изменение числа покупателей.

Неценовые факторы вызывают изменение спроса на товары независимо от уровня их цены. Графически влияние неценовых факторов проявляется в перемещении всей кривой спроса, показывая изменение количества покупаемых товаров по той же цене: 1. Повышение спроса – вправо 2. Снижение – влево.

2.Предложение –это количество товаров, которое продавцы готовы представить к продаже при данной цене. Чем выше цена, тем большее предложение товара и наоборот.

Закон предложения состоит в том, что повышение цены вызывает увеличение количества товаров, предлагаемых к продаже. Понижение цены – сокращение производства и предложения товаров на рынке. Другими словами, закон предложения характеризует прямую зависимость между объемами производства товара и их ценами, которая имеет вид:

Движение по прямой предложения отражает рост или падение объема предложения в зависимости от подъема или снижения уровня цены. Функция предложения – это функция производства по выпуску товаров. Она реализуется если рыночная цена выпускаемых товаров позволит возместить издержки (затраты на производство), а также принесет прибыль.

Неценовые факторы изменения функции предложения и условий производства:

1.Уровень технологии производства данных товаров: квалификация труда, автоматизированная техника, качественное сырье, эффективное производство и организация труда, способствующая снижению издержек.

2. Государственная налоговая политика:

· Политика поддержки субсидиями предпринимательства.

· Льготная кредитная политика

3. Наличие на рынке взаимозаменяемых и взаимодополняемых ресурсов, а также изменение цен на них.

4. Снижение цен на ресурсы и факторы производства дает экономические издержки и рост предложения.

5. Перспективное ожидание роста цен на производимую продукцию в будущем.

6. Изменение числа производителей.

На графике изменение функции предложения изображается смещением кривой.

3.Спрос и предложение это противоположные силы, вызывающие подъем или снижение цены на рынке.

1. Предложение превышает спрос.

2. Спрос превышает предложение.

3. Равновесие спроса и предложения.

Графически экономическое равновесие достигается в точке пересечения кривых спроса и предложения. Эта точка называется точкой равновесия, а соответствующая ей цена – равновесной ценой.

Спрос и предложение уравновешиваются под влиянием конкуренции. Цена равновесия это цена, по которой покупатели хотят купить определенное количество товаров, а продавцы согласны продать. В точке равновесия нет излишеств и дефицита.

4.Реакцию величины спроса или величина предложения на изменение цены называют эластичностью спроса или эластичностью предложения, которые количественно измеряют коэффициентом эластичности:

Коэффициент Эластичности спроса (ценовой)= [Изменение спроса товара (%)]/[Изменение уровня цены товара (%)]

Коэффициент эластичности (перекрестный) = [Изменение спроса товара А(%)]/[Изменение уровня цены товара В(%)]

Существует абсолютно эластичный, абсолютно неэластичный, неэластичный, эластичный спрос.

Факторы, влияющие на эластичность спроса:

1. Наличие у товаров заменителей.

2. Степень разнообразия возможного использования товара.

3. Степень насущности удовлетворяемых потребностей.

4. Степень ограниченности доступа к товару.

5. Время

Коэффициент Эластичности Предложения = [Изменение объема предложения]/[Изменение уровня цены]

Факторы, влияющие на эластичность предложения:

1. Степень развития производственных мощностей.

2. Размер товарных запасов.

3. Способность к новым инвестициям.

4. Время.

5.Равновесие может нарушаться вмешательством в действия законов спроса и предложения со стороны государства путем налогообложения продаж, контроля над ценами.

Налог включается в цену товара и повышает ее уровень, вследствие чего сокращаются покупки подорожавшего товара. Производители сокращают производство товаров. Точка ценового равновесия перемещается на более высокий уровень.

Контроль над ценами осуществляет государство законодательно, принудительно устанавливая цену ниже уровня рыночного равновесия, что нарушает механизмы рыночного ценообразования по законам спроса и предложения.

Отрицательные последствия:

1. Товарный дефицит.

2. Возникновение ценовой экономики.

3. Социальная напряженность в обществе.

14. Механизм предложения. Закон предложения. Кривая предложения. Что такое рыночная цена.

Рыночный механизм - сердце рынка. Он обеспечивает как доведение решений отдельных хозяйствующих субъектов друг другу, так и увязку этих решений через систему цен и конкуренцию. Цены выступают сигналом, дающим информацию об условиях на рынке как для потребителей, так и для производителей. Цена на рынке складывается в зависимости от спроса и предложения.
Спрос - это потребность в товарах и услугах, обеспеченная необходимыми денежными и другими платежными средствами. Спрос определяет что покупать на рынке и каком количестве.

Закон спроса и предложения — объективный экономический закон, устанавливающий зависимость объёмов спроса и предложения товаров на рынке от их цен. При прочих равных условиях, чем цена на товар ниже, тем больше на него платёжеспособный спрос (готовность покупать) и тем меньше предложение (готовность продавать). Обычно цена устанавливается в точке равновесия между предложением и спросом. Закон окончательно сформулирован в 1890 году Альфредом Маршаллом.

Кривая предложения

График предложения (кривая предложения) показывает соотношение между рыночными ценами и количеством товаров, которые производители желают предложить.

Основной фактор, влияющий на движение кривой предложения — это издержки производства. Как известно товары, изготавливаются фирмами ради прибыли. Например, фермы выращивают пшеницу. Они выращивают пшеницы больше, так как на данный момент пшеницу выгоднее продать, чем другую культуру. И наоборот.

Основной фактор, влияющий на движение кривой предложения — это технический прогресс. Новый посевной материал, более эффективный трактор, лучшая компьютерная программа севооборота — всё это позволяет фермеру снизить затраты производства и изменить предложение своего товара. Производственные затраты — ключевой элемент долговременного действия на «кривую предложения».

Рыночная цена — средняя цена, по которой можно приобрести товар на определённом рынке. Также под рыночной ценой понимают среднюю цену определённого товара за конкретный промежуток времени[1]. Рыночная цена имеет ряд существенных отличий от равновесной. Равновесная цена представляет собой цену, которая устанавливается на рынке при достижении равновесного спроса и предложения на этот товар[2].

Рыночная цена соответствует конкурентной лишь в условиях совершенной конкуренции. Превышение рыночной цены над равновесной характерно для монополизации рынка. Снижение рыночной цены ниже цены равновесия (например при государственном регулировании цен) приводит к возникновению дефицита, так как продавцам становится невыгодным выносить товары на рынок[3].

15. Конкуренция. Модели рынка. Совершенная и несовершенная конкуренция.

Конкуренция (лат. concurrentia, от лат. concurro — сбегаюсь, сталкиваюсь) — это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.

В экономике говорят о деловой конкуренции хозяйствующих субъектов, каждый из которых своими действиями ограничивает возможность конкурента односторонне воздействовать на условия обращения товаров на рынке, то есть о степени зависимости рыночных условий от поведения отдельных участников рынка. В соответствии с Законом РФ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», конкуренция — соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

С экономической точки зрения, конкуренция рассматривается в 3 основных аспектах:

  1. Как степень состязательности на рынке;
  2. Как саморегулирующий элемент рыночного механизма;
  3. Как критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка.

Модели рынка

Исторически существуют три условные модели фондового рынка в зависимости от банковского или небанковского характера финансовых посредников:

  • Небанковская модель (США) — в качестве посредников выступают небанковские компании по ценным бумагам.
  • Банковская модель (Германия) — посредниками выступают банки.
  • Смешанная модель (Япония) — посредниками являются как банки, так и небанковские компании.

Различают виды конкуренции (совершенная и несовершенная):

Совершенная конкуренция (олиполия) – состояние рынка при котором существует множество производителей и потребителей которые не влияют на рыночную цену. Это означает, что спрос на продукцию не сокращается по мере увеличения продаж.

Главные достоинства совершенной конкуренции:

1) Позволяет достичь соответствия экономических интересов производителей и потребителей через уравновешенный спрос и предложение, через достижение равновесной цены и равновесного объема.

1) Обеспечивает эффективное распределение ограниченных ресурсов благодаря информации заложенной в цене;

2) Ориентирует производителя на потребителя, то есть на достижение главной цели, удовлетворения различных экономических потребностей человека.

Таким образом при такой конкуренции достигается оптимальное, конкурентное состояние рынка, при котором нет прибыли и нет убытка.

Недостатки совершенной конкуренции:

1) имеет место равенство возможностей, но одновременно сохраняется неравенство результата.

2) блага которые нельзя разделить и оценить поштучно, в условиях совершенной конкуренции не производится.

3) не учитываются разные вкусы потребителей.

Совершенная рыночная конкуренция – простейшая рыночная ситуация позволяющая понять как действительно функционирует рыночный механизм, но в реалии встречается редко.

Несовершенная конкуренция - это конкуренция при которой производители (потребители) – влияют на цену и ее изменяют. При этом объем продукции и доступ производителей на данный рынок ограничен.

Основные условия несовершенной конкуренции:

1) На рынке действует ограниченное число производителей

2) Существуют экономические условия (барьеры, естественные монополии, гос налоги, лицензии) проникновения в данное производство.

3) Рыночная информация искажена и не объективна.

Все эти факторы способствуют нарушению рыночного равновесия, т к ограниченное число производителей устанавливает и поддерживает высокие цены для получения монопольной прибыли.

Различают 3 типа:

1) монополия,

2) олигополия,

3) монополистическая конкуренция.

16. Сущность и понятие предпринимательства.

Наши рекомендации