Особенности рынков ресурсов. Функции рынков ресурсов. Виды рынков ресурсов.
Рынки ресурсов являются важным структурным элементом рыночной экономики. От
эффективности функционирования рынков ресурсов зависит оптимальность их
использования, а значит, устойчивость и равновесие экономики, результативность
работы фирм, предприятий.Особенности рынков ресурсов обобщенно выражаются прежде всего в том, чтовследствие ограниченности ресурсов неизбежно ограничен и сам объем производства
(предложения). В силу ограниченности экономических ресурсов спрос на них весьма
устойчив; более того, для рынка ресурсов характерна концентрация спроса, которая
делает типичными явления монопсонии (единственный покупатель) и олигопсонии
(небольшое число покупателей).
Как известно, все экономические ресурсы разделяются на материальные ресурсы
(земля и капитал) и людские (труд и предпринимательская способность).
Соответственно различаются рынки природных ресурсов (земли), капитала и труда.
Функции рынков ресурсов:
§ содействует более эффективному производству товаров и услуг
(при изменении цен фирмы стремятся совершенствовать свои методы производства, с
тем чтобы применять больше дешевых и меньше дорогих ресурсов);
§ помогает определить, для кого производятся товары и услуги, так как плата за
экономические ресурсы является основным доходом большинства людей.
Виды рынков ресурсов:
o рынок труда - экономическая среда, на которой в результате конкуренции между экономическими агентами через механизм спроса и предложенияустанавливается определенный объем занятости и уровень оплаты труда.
o рынок земли - сфера товарного оборота земельных угодий, которые можно использовать либо для земледелия, либо для строительства зданий, сооружений, объектов инфраструктуры.
o рынок капитала - сегменты рынка, где совершается торговля финансовыми активами.
35. Ценообразование на рынках ресурсов. Правовое регулирование отношений на рынках факторов производства в России.
Цены экономических ресурсов выступают в рыночной экономике в виде денежного дохода:
прибыли (предпринимательский доход), заработной платы (доход от продажи труда),
ренты (земельный доход). Следовательно, ценообразование на ресурсы есть
образование определенных доходов прибыли, заработной платы, ренты.
Ценообразование на ресурсы отражает все особенности рынков ресурсов общие для
всех видов и специфические для каждого из них.
Цена трудазависит от соотношения спроса и предложения на рынке труда. В том случае, если спрос на труд больше его предложения, то цена труда повышается. Если возникает обратная ситуация, т. е. предложение труда больше, чем спрос на него, то цена труда понижается. Как правило, значительные несоответствия спроса и предложения рабочей силы возникают при изменениях в рыночной конъюнктуре в переходные периоды между фазами экономического цикла. В основе цены труда лежит некоторая объективная величина – стоимость рабочей силы. Она сводится к цене средств существования наемного рабочего и его семьи. Средства существования подразумевают средства, необходимые для обеспечения жизнедеятельности, поддержания работоспособности и удовлетворения его материальных и духовных потребностей.
Цена денежного капитала — величина дохода (процента), который фирма должна обеспечить владельцам сбережений, чтобы те согласились предоставить эти сбережения для осуществления инвестиций.Этот процесс подчиняется общим закономерностям рыночного ценообразования, и его основой является взаимодействие спроса на денежные средства и их предложения. Рыночный спрос на инвестиции представляет собой сумму индивидуальных спросов всех фирм, нуждающихся для своего развития во внешних финансовых ресурсах. Рыночное предложение инвестиционных ресурсов является суммой индивидуальных предложений всех владельцев сбережений, которые готовы предоставить их коммерческим фирмам на платной основе.
Цена земли есть капитализированная земельная рента. Цена земельного участка определяется двумя факторами. Во-первых, цена земли прямо пропорциональна приносимой ею арендной плате. Во-вторых, цена земли обратно пропорциональна норме ссудного процента. Она показывает, какую сумму денег требуется положить в банк, чтобы при действующей рыночной ставки процента получать доход, равный данной земельной ренте.
Государство использует прямое и косвенное регулирование рынка труда: прямое- увеличивая рабочие места в государственном секторе, обеспечивая безработных пособиями, составляя программы по подготовке и переподготовке кадров, а также программы содействия найму рабочей силы;косвенное- через антициклическое регулирование и направлено либо на стимулирование производства, либо на его сдерживание в зависимости от спада или перегрева экономики.
Государственное регулирование земельных отношений направлено на решение следующих задач:
· формирование надежной правовой основы для установления цивилизованных отношений и правил поведения субъектов земельного рынка и обеспечения рационального использования земли;
· охрана земли от порчи и разрушений;
· стимулирование развития инфраструктуры земельного рынка;
· формирование системы экономического стимулирования рационального использования земли;
· защита законных прав собственников земли и других субъектов земельных отношений.
Законодательную основу государственного регулирование земельных отношений и градостроительной деятельности составляют Конституция РФ, Гражданский, Земельный и Градостроительной Кодексы РФ. В систему законодательного регулирования земельных отношений включены также Законы РФ «О государственном земельном кадастре»,«О землеустройстве» и другие законодательные акты.
В соответствии с Земельным Кодексом РФ одним из основных инструментов государственного регулирования является разделение всех земель страны на отдельные категории в соответствии с их целевым назначением.
Целевое назначение земель – разрешенное законом использование земли для удовлетворения потребностей граждан и юридических лиц.
Система государственного регулирования рынка капитала включает:
• государственные и иные нормативные акты;
• государственные органы регулирования и контроля.
Государственное управление рынком имеет следующие формы: прямое, или административное, управление; косвенное, или экономическое, управление.
Прямое, или административное, управление рынком капиталов со стороны государства осуществляется путем:
• установления обязательных требований ко всем участникам рынка;
• регистрации участников рынка и ценных бумаг, эмитируемых ими;
• лицензирования профессиональной деятельности на рынке ссудных капиталов;
• обеспечения гласности и равной информированности всех участников рынка;
• поддержания правопорядка на рынке.
Косвенное, или экономическое, управление рынка капиталов осуществляется государством через находящиеся в его распоряжении экономические рычаги и капиталы:
• систему налогообложения (ставки налогов, льготы и освобождение от налогов);
• денежную политику (процентные ставки, минимальный размер заработной платы и др.);
• государственные капиталы (государственный бюджет, внебюджетные фонды финансовых ресурсов и др.);
• государственную собственность и ресурсы (государственные предприятия, природные ресурсы и земли);
• политику Центрального (Национального) Банка.