Модель совершенной конкуренции и её характеристика. Краткосрочное и долгосрочное равновесие конкурентного рынка.
Совершенная конкуренция — рынок, на котором многочисленные производители, свободно входящие и покидающие его, предлагают многочисленным покупателям какой-либо стандартный продукт.
Совершенная конкуренция характеризуется следующими чертами:
— существованием на рынке множества мелких фирм, производящих одноименную продукцию;
— вход и выход фирм из отрасли свободен, и каждая фирма имеет свободный доступ к информации;
— фирма не имеет возможности влиять на цену, а лишь приспосабливается к цене, установленной рынком. Такая фирма называется «ценополучателем».
Графический спрос конкурентной фирмы имеет вид горизонтальной линии, что означает абсолютную эластичность спроса по цене. Конкурентная фирма не может добиться более высокой цены, ограничивая объем выпуска; не нуждается она и в более низкой цене, чтобы увеличить свой объем продаж.
Краткосрочное равновесие
Функционируя на совершенно конкурентном рынке, фирма максимизирует прибыль, если будет выпускать такой объем q товаров, при котором предельные издержки сравняются с ценой товара, устанавливаемой рынком независимо от действий фирмы.
АС- средние издержки
Р-цена
МС- предельные издержки
MR- предельная выручка
Долгосрочное равновесие
В ходе долгосрочного периода фирмы могут приспособиться к различным переменам на рынке. Функционирующие фирмы наиболее эффективно используют имеющееся капитальное оборудование.
LRAC- средние долговременные издержки
22. Монополия и её характеристика. Антимонопольное законодательство и регулирование деятельности монополий. Особенности российского монополизма.
Монополия- это крупное капиталистическое предприятие, контролирующее производство и сбыт одного или нескольких видов продукции. Монополия характеризуется наличием одного- единственного продавца конкретного товара или вида услуг на рынке.
Антимонопольное законодательство –законодательство, направленное против накопления фирмами опасной для общества монопольной власти. Антимонопольное законодательство может пониматься в узком и широком смысле слова. В первом случае оно направлено против чистых монополий и крупных олигополии, обладающих избыточной монопольной властью, а также на предотвращение "нечестных" действий, нарушающих общепринятые нормы делового общения. Широкая трактовка антимонопольного законодательства направлена против всех форм накопления монопольной власти (в том числе и мелкими фирмами), любых форм монопольного поведения.
Антимонопольное регулирование представляет собой систему мер правового, административного, финансового и другого характера, направленных на обеспечение эффективного равновесия между конкуренцией и монополией.
К целям антимонопольного регулирования относятся:
- усиление и защита конкуренции путем создания препятствий для возникновения неэффективных монополий;
- определение правовых и экономических рамок функционирования необходимых монополий.
В экономической науке выделяют следующие направления антимонопольного регулирования:
-институциональное - это введение ограничений на создание самих монополий (характерно для США, Канады, Японии и Австралии);
- функциональное - это введение запретов на злоупотребление монопольной властью (характерно для стран Европы).
В основе антимонопольного регулирования лежит антимонопольное законодательство. Антимонопольное законодательство - это совокупность нормативных актов (правовых норм), регулирующих деятельность хозяйствующих субъектов, направленных на создание, развитие, поддержание конкурентной среды, предупреждение, пресечение антиконкурентной практики.
При этом все антимонопольные законы делятся на две группы:
- Антитрестовые законы, направленные на противодействие различного рода объединениям, в рамках которых фирма теряет свою самостоятельность.
- Антикартельные законы, направленные на противодействие различного рода сговорам.
Монополистическая деятельность в РФ – это противоречащие антимонопольному законодательству действия или бездействие хозяйствующих субъектов, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции.
Специфика российских монополий сказалась и на особенностях законодательного регулирования их деятельности. В капиталистических странах монополии появились, когда уже существовали рыночные отношения, и государство, чтобы воспрепятствовать удушению конкуренции, стало вводить ограничивающие нормы. Российское законодательство о конкуренции разрабатывалось при сильных монополиях и лишь формирующихся рыночных отношениях. Поэтому для нашей страны важно не только ограничивать монополизм и злоупотребления доминирующим положением, добиваться соблюдения правил конкуренции, наказывать за их нарушения, но и создавать конкурентную среду, проявляя политическую волю.
Предприятие признается монополистом, если занимает господствующее (доминирующее) положение на рынке товара, не имеющего заменителей, или на рынке взаимозаменяемых товаров. Такое положение позволяет ему затруднять доступ на рынок другим производителям, диктовать свои условия им и потребителям.
Доминирующим считается положение предприятия, если его доля на рынке определенного товара не менее 65%. Из этого правила есть исключения:
· первое - положение предприятия не будет признано доминирующим, если оно сумеет доказать, что, несмотря на превышение 65-процентного лимита, его положение на рынке не является доминирующим;
· второе - положение предприятия считается доминирующим даже тогда, когда его доля на рынке определенного товара меньше 65%, если это доминирование выявил антимонопольный орган, исходя из стабильности доли данного предприятия на рынке, из относительного размера долей его контрагентов, а также из ограниченности доступа на этот рынок новых конкурентов.
Если же доля предприятия на рынке определенного товара не превышает 35%, его положение не может быть признано доминирующим, а оно само монополистом.
На сегодняшний день в Российской Федерации имеются три крупнейших субъекта – естественных монополиста: ОАО РАО «ЕЭС России», ОАО «Газпром» и ОАО «РЖД».