Ограниченность ресурсов и возвышение потребностей: проблема выбора оптимального решения. Альтернативные издержки.
Потребность - это нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности личности и развития общества в целом. Товары и услуги, в которых испытывают потребности люди, исчисляются миллионами, и их круг непрерывно растет. Потребности включают не только индивидуальные нужды, но и потребности семьи, социальных групп, коллективов работников, населения, государства. Они постоянно увеличиваются в объеме и изменяются качественно. В результате возникают все новые и новые потребности. Первая фундаментальная экономическая аксиома гласит: потребности общества безграничны, полностью неутолимы. Непрерывное развитие потребностей по мере их удовлетворения принято называть законом возвышения потребностей.
Классификация потребностей отличается большим разнообразием. Их можно подразделить на:
- низшие (первичные) и высшие (вторичные);
- абсолютные и относительные;
- неотложные и могущие быть отложенными;
- прямые и косвенные;
- настоящие и будущие и др.
Границы такого деления весьма условны. К материальным потребностям относятся также услуги (ремонт автомобиля, стрижка волос, консультации юриста и др.); потребности предприятий (здания, транспортные средства, оборудование и др.); коллективные потребности общества (железные дороги, школы, больницы и др.).
Экономические ресурсы - это природные, людские и произведенные человеком ресурсы, которые могут использоваться для производства товаров и услуг. Все виды экономических ресурсов, находящихся в распоряжении как общества в целом, так и отдельных стран, фирм, индивидуумов, количественно ограничены. Мало того - они редки, то есть их не хватает на всех (природные ресурсы имеют конечные пределы и в значительной степени невоспроизводимы). Ограниченность ресурсов относительна: их как правило меньше, чем необходимо для удовлетворения всех потребностей при данном уровне экономического развития. Вторая фундаментальная экономическая аксиома гласит: ресурсы общества, необходимые для производства товаров и услуг, ограничены или редки. Согласно закону редкости невозможно удовлетворить безгранично растущие потребности, что вынуждает людей делать выбор в очередности и степени их удовлетворения, а также заставляет рационально использовать ресурсы.
Ресурсы подразделяются на природные, трудовые, материальные и финансовые. Первые три вида присущи любому производству, поэтому их называют базовыми. Финансовые же присоединяются к базовым на экономической ступени производства, их называют производными. Ресурсы, непосредственно используемые в процессе производства, называют факторами производства.
Множественность экономических целей при ограниченности ресурсов ставит проблему выбора.
Проблема экономического выбора - проблема выбора наилучшего из альтернативных вариантов их использования, при котором достигается максимальное удовлетворение потребностей при данных затратах. Перед каждым человеком (например, при наличии определенной суммы денег пойти в театр), фирмой (например, при расширении производства купить новые станки или нанять дополнительное количество работников) и государством (например, увеличить армию или построить больницу и т.д.) возникают проблемы, что, как и для кого производить, то есть как определить условия и направления использования ограниченных ресурсов.
Суть проблемы выбора в том, что если каждый используемый для удовлетворения многообразных потребностей экономический ресурс ограничен, то всегда существует проблема альтернативности его использования и поиска лучшего сочетания редких ресурсов.
Выбирая, общество вынуждено от чего-то отказаться, чем-то поступиться, т.е. принести некую жертву, чтобы получить желаемый результат.
То, от чего мы отказываемся, называется вмененными (скрытыми) издержками достижения выбранного результата.
Если бы ресурсы были неограниченны, не надо было бы экономить. Проблема выбора исчезла бы.
Альтернативные издержки – это затраты на производство одного товара, выраженное через затраты на производство другого товара. Альтернативные издержки также называют издержками упущенных возможностей. Альтернативные (экономические) издержки = Явные издержки + Неявные издержки. Явные издержки- денежные платежи предприятий, фирм поставщикам производственных ресурсов, подлежащие непосредственной денежной оплате. Неявные издержки-альтернативные издержки использования ресурсов предприятия, которые не компенсируют явные (денежные) платежи.
15. Характерные черты рыночного хозяйства. Функции рынка. Структура рынка.
Черты рыночного хозяйства:
§ частная собственность. Разнообразные виды форм частной собственности позволяют обеспечить экономическую самостоятельность и независимости хозяйствующих субъектов.
§ свободное предпринимательство. Экономическая свобода даёт производителю возможность выбора видов и форм деятельности, а для потребителя возможность покупать любой товар. Рыночную экономику отличает суверенитет потребителя — потребитель решает, что должно производиться.
§ ценообразование, основанное на механизме спроса и предложения;
Обеспечивает рационально эффективный способ производства. Цены в рыночной системе никем не устанавливаются, а являются результатом взаимодействия спроса и предложения.
§ конкуренция. Конкуренция порождаемая свободой предпринимательства и свободой выбора заставляет производителей производить именно те товары, которые необходимы покупателям, и производить их наиболее эффективным способом.
§ ограниченная роль государства. Государство лишь следит за экономической ответственность субъектов рыночных отношений — заставляет предприятия отвечать по обязательствам принадлежащим им имуществом.
Функции рынка:
1) Посредническая- соединение производителей товаров и их потребителей
2) Ценообразования- установление равновесной цены на тот или иной вид товара- цены, при которой спрос на товар равен предложению товара.
3) Информационная- предоставление информации о размерах того или иного производства и удовлетворении потребительского спроса на конкретные товары
4) Регулирующая- переход капиталов из менее выгодных отраслей производства с пониженными ценами в более прибыльные отрасли с повышенными ценами.
5) Санирующая (оздоровительная)- «освобождение» экономики от неэффективной хоз. деятельности: банкротство нерентабельных предприятий и процветание общественно полезных производств.
6) Стимулирующая- состоит в побуждении производителей к созданию новой продукции, необходимых товаров с наименьшими затратами и получением достаточной прибыли.
Структура рынка:
· Субъекты: продавцы, покупатели
· Объекты: товары, услуги
· Виды рынка:
- по экономическому назначению:
- рынок потребительских товаров и услуг
- рынок ценных бумаг
- рынок сырья
- по субъектам рынка:
- рынок покупателей
- рынок продавцов
- по географическому положению:
- местный
- национальный
- мировой
- по степени ограничения конкуренции:
- совершенная конкуренция
- монополистическая конкуренция
- олигополия
- монополия
- по отраслям:
- автомобильный
- нефтяной
- по характеру продаж:
- оптовый
- розничный