Этапы развития антимонопольного органа в рф
Политика в сфере конкуренции играет центральную роль в реформировании и становлении системы рыночных отношений, поскольку ее принципы и анализ устанавливают эталон оценки качества экономических и социальных норм и обусловливают применение законов, защищающих всех субъектов экономических отношений. В ходе проведения реформы системы регулирования, стимулирующей структурные изменения, возникает необходимость решительной реализации антимонопольной политики, направленной на предотвращение негативного воздействия на процесс реформирования злоупотреблений на рынке.
Несмотря на постоянное активное обновление законодательной базы, уже к середине 1990-х гг. стала очевидной необходимость совершенствования антимонопольного законодательства и модернизации функций антимонопольного органа. В 1997 г. Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур был преобразован в Государственный антимонопольный комитет Российской Федерации (ГАК). Однако уже в 22 сентября 1998 года Указом Президента Российской Федерации от № 1142 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» были упразднены Государственный антимонопольный комитет Российской Федерации (Председатель Фонарева Н. Е.), Государственный комитет Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства (Председатель Хакамада И. М.), Федеральная служба Российской Федерации по регулированию естественных монополий на транспорте (Руководитель Будько В. И.) и Федеральная служба Российской Федерации по регулированию естественных монополий в области связи (Руководитель Горячев В. М.). На их месте образовано Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России), которому переданы функции упраздненных органов. Повышение статуса, несомненно, соответствовало как стоящим перед ним задачам, так и предоставленным полномочиям. Созданное министерство осуществляло контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, а также было уполномочено следить за деятельностью естественных монополий на транспорте и связи, за оказанием государством поддержки малому предпринимательству.
В 1999 г. отчасти в качестве реакции на финансовые махинации и антиконкурентное поведение со стороны банков и финансовых учреждений, вскрывшиеся во время кризиса, был принят Закон о конкуренции на финансовых рынках. Закон был разработан и введен в законодательный процесс за несколько лет до принятия, но его путь к принятию был очень длительным и трудным, а перед кризисом сложилось впечатление, что он вообще потерялся или был выведен из законодательной процедуры. По структуре данный закон подобен Закону о конкуренции. Он содержит положения о государственных мерах, недобросовестной конкуренции и злоупотреблении доминирующим положением, а также устанавливает предварительные механизмы контроля соглашений с участием финансовых организаций и соглашений о приобретении государством финансовых услуг. Министерство по антимонопольной политике является главным органом, ответственным за обеспечение исполнения данного закона, хотя в некоторых случаях от него требуется установление норм по согласованию с рядом надзорных органов: Центральным банком, Федеральной комиссией по рынкам ценных бумаг и другими, в обязанности которых входит подобная деятельность в сферах соответствующих финансовых услуг.
По мере стабилизации экономики общие экономические приоритеты смещались в сторону содействия инвестициям и поддержки широко обоснованного экономического роста. Административная реформа государственных структур и процедур регулирования также относится к приоритетам высокого порядка, несмотря на то, что она, в первую очередь, связана скорее с устранением расточительного дублирования функций и снижением общего регулятивного бремени, лежащего на предприятиях, нежели непосредственно с развитием конкуренции. Структурная реформа МАП в очередной раз изменила направление. В 2001 г. по указу президента задача регулирования естественных монополий на транспорте была выведена из-под юрисдикции антимонопольного органа. Ее выполнение было поручено Федеральной энергетической комиссии.
В 2002 году в Закон о конкуренции был внесен еще один значительный пакет изменений. Это изменение стало восьмым за десятилетний период существования Закона. Изменения этого самого последнего цикла включали в себя создание процедуры добровольной подачи соглашений в МАП для рассмотрения и согласования и внесение в Закон новой статьи, по которой МАП должен обеспечивать исполнение правовых норм, гарантирующих добросовестность индивидуальных тендеров на государственные закупки. Другие внесенные изменения были направлены на облегчение новых функций МАП по применению Закона о конкуренции к реформированию регулируемых отраслей промышленности и заключались, например, во включении в Закон в качестве формы злоупотребления доминирующим положением дискриминационных условий доступа к необходимым объектам и в предоставлении МАП полномочий по проведению контроля в данной области не только expost но и exante посредством выдачи предписаний по поводу раскрытия информации и других вопросов.
Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» была образована Федеральная антимонопольная служба (ФАС России), которой переданы функции по контролю и надзору упраздняемого Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, за исключением функций в сфере защиты прав потребителей и поддержки малого бизнеса.
30 июня 2004 года постановлением Правительства РФ было утверждено Положение о Федеральной антимонопольной службе, а 13октября 2004 года Федеральная антимонопольная служба приказом №135 утвердила Положение о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, в котором установлены соответствующие полномочия. В данное Положение вносились различные дополнения и изменения.
Создавая ФАС России, руководство страны в очередной раз озвучило идею о необходимости развития конкуренции в России и создания условий для повышения конкурентоспособности российских предприятий в мире. Так, Председатель Правительства России Михаил Фрадков заявил, что конкурентная политика является «ключевым элементом создания рыночной экономики», а «ФАС России, по сути, находится на передовых позициях борьбы за создание рынка в России».
В настоящее время Федеральная антимонопольная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках и на рынке финансовых услуг, о естественных монополиях, о рекламе, а также изданию в пределах своей компетенции индивидуальных правовых актов в установленной сфере деятельности.
ФАС России находится в непосредственном подчинении Правительства Российской Федерации, но в отличие от МАП России в состав Правительства России не входит. С одной стороны, это понизило ее статус, с другой стороны, это обеспечило проведение более независимой политики антимонопольного ведомства при возбуждении дел против других органов власти.
Основными функциями ФАС России в настоящее время являются надзор и контроль за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках, на рынке финансовых услуг, законодательства о естественных монополиях, законодательства о рекламе и законодательства о государственных и муниципальных закупках.
В соответствии с Положением о Федеральной антимонопольной службе, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации №331 от 30 июня 2004 года, служба наделена следующими основными полномочиями:
принятие нормативных актов по вопросам, отнесённым к компетенции службы (только центральный аппарат);
осуществление контроля за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями, физическими лицами (в том числе индивидуальными предпринимателями), федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления законодательства в установленной сфере, в том числе рассмотрение дел о нарушениях законодательства, выдача обязательных для исполнения предписаний, проведение плановых и внеплановых проверок, привлечение виновных в нарушении законодательства лиц к административной ответственности;
осуществление контроля экономической концентрации на товарных рынках, согласование сделок с акциями (долями) и имуществом коммерческих организаций в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством;
проведение исследования товарных рынков и установление наличия доминирующего положения на них отдельных хозяйствующих субъектов;
ведение реестра недобросовестных поставщиков, в который включаются сведения о поставщиках (подрядчиках), уклонившихся от заключения государственных или муниципальных контрактов по результатам торгов, а также поставщиках (подрядчиках), контракты с которыми расторгнуты в судебном порядке в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ими своих обязательств;
рассмотрение ходатайств иностранных инвесторов о согласовании сделок с хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, или о согласовании установления контроля над такими обществами.