Становление антитрастового законодательства
В США на исходе XIX столетия как серьезную положительную динамику приобрели действия направленные на монополизацию рынков за счет формирования трестов, поставившие под угрозу основу основ национальной экономики - конкуренцию. Правительство, практически не регулировавшее свободные конкурентные отношения, было поставлено перед необходимостью защитить свободное предпринимательство, свободу доступа всех частных лиц в любые отрасли хозяйственной деятельности.
В 1890 г. 51-й конгресс США принимает закон Шермана (ShermanAntitrustAct) (Приложение 1), направленный против монополий, выросших после войны между Севером и Югом. Закон Шермана был назван в честь его автора, сенатора Джона Шермана, конгрессмена-республиканца от штата Огайо, председателя финансового комитета Сената.
Основные положения закона заключены в его первых двух статьях, посвященных защите конкуренции от незаконных сговоров и монополий. Статья первая гласит: “Каждый контракт, объединение в форме треста или другом виде, сговор, направленный на ограничение свободы торговли и коммерции между несколькими штатами или с иностранными государствами, объявляются незаконными. Всякое лицо, которое заключит любой такой контракт или вступит в любую такую организацию или сговор, признаётся виновным в уголовном преступлении и подлежит наказанию в виде штрафа, не превышающего 5 тысяч долларов, или тюремному заключению на срок не более 1 года, или указанным наказанием по усмотрению суда”. Во второй статье закона говорится: “Всякое лицо, которое монополизирует или попытается монополизировать или объединяется, или сговаривается с другим любым лицом или группой лиц с целью монополизировать любую часть торговли или коммерции между несколькими штатами или иностранными государствами, признается виновным в уголовном преступлении”.
Последующие статьи закона имеют главным образом процессуальное значение. Окружным прокурорам предоставляется право возбуждать ”под руководством генерального прокурора” судебные дела в случае нарушения закона, а окружным судам - рассматривать их. Эти судебные дела могут по усмотрению прокуратуры рассматриваться либо в уголовном, либо в гражданском процессе.
Существенным недостатком акта Шермана является то, что он изобиловал весьма туманными и достаточно поверхностными формулировками. Неудачно были определены даже основные понятия, такие как "трест", "монополизация или попытка монополизации", "монополистическое объединение", "ограничение торговли".
Ограниченность закона Шермана были настолько очевидны, что конгрессом и правительством США время от времени вносятся некоторые незначительные второстепенные изменения и дополнения к этому закону. После президентских выборов 1912 года, президент Вудро Вильсон в своем послании к конгрессу в январе 1914 года предложил реформу антитрестовского законодательства. Вильсон говорил о преодолении неопределенности закона Шермана путем запрещения некоторых конкретных форм предпринимательских действий, ведущих к ограничению конкуренции и установлению монополий, но вместе с тем подчеркивал необходимость охраны интересов “здоровых объединений “.На базе этих предложений конгресс в 1914 году принял два новых антитрестовских закона - “Акт о федеральной торговле комиссии“ (FederalTradeCommissionAct) и закон Клейтона (ClaytonAntitrustAct).
Закон о Федеральной торговой комиссии был лишь частью всеобъемлющего движения по созданию комиссий. В рамках данных тенденций были так же созданы:
· Комиссия по Межгосударственной торговле
· Комиссия Фондовой биржи.
· Управление гражданской авиацией.
· Федеральная Комиссия Власти (в настоящее время Федеральная энергетической комиссией).
· Управление по контролю за продуктами и лекарствами.
FTC начало свою деятельность 16 марта 1915. Данное ведомство поглощало работу и штат Бюро Отдела Торговли Корпораций (CommerceDepartment’sBureauofCorporations), созданного в 1903 по запросу Теодора Рузвельта. FTC подчиняется непосредственно Президенту США и состоит из 5 уполномоченных, назначаемых и отстраняемых от должности Президентом США с совета и соглашения Сената.
Закон Клейтона (Приложение 2) внес достаточно существенные изменения в федеральное антимонопольное законодательство. В разделах закона достаточно тщательно рассматриваются следующие принципы:
· ценовая дискриминация между различными покупателями (ActSection 2, codifiedat 15 U.S.C. § 13);
· осуществление продаж при условии, что покупателю или арендатору запрещается осуществление сделок с конкурентами продавца или арендодателя (ActSection 3, codifiedat 15 USC § 14);
· осуществление сделок слияний и поглощений, эффект от которых может существенно уменьшить конкуренцию (ActSection 7, codifiedat 15 USC § 18).
· если у руководства двух или нескольких компаний стоят одни и те же лица, то, скорее всего, они будут проводить одинаковую политику. Поэтому запрещается быть членом совета директоров двух конкурирующих между собой компаний (ActSection 8; codifiedat 15 USC § 19).
Таким образом, можно констатировать, что закон Клейтона официально запретил фиксацию цены и ценовую дискриминацию, гарантируя справедливую продажу, признавая антиконкурентными соглашения о фиксации цены, что в свою очередь обеспечило возможность наблюдения со стороны государства за слияниями компаний и продажами.
Разработка антитрастового законодательства была возрождена в 1936 с принятием закона Робинсона-Патмана (Robinson-PatmanAct). В целом, закон запрещает дискриминационные по цене продажи, т.е. предложения аналогичных товаров по различным ценам для различных покупателей, влекущие снижение конкуренции. Закон увеличил область запрещенной ценовой дискриминации, был направлен на защиту небольших ретейлеров.
В последующем относительно неэффективные ограничения рассматриваемые в законе Клейтона были усилены законом Celler-Kefauver 1950 и законом Hart-Scott-Rodino 1976 и др. (Приложение 3).
Антитрестовское законодательство и опыт его применения вряд ли можно оценить однозначно. Но одно безусловно: с течением времени, по мере социоэкономической эволюции общества, законодательство изменялось, сообразуясь с тенденциями и характером этой эволюции.