Экономическая сущность налога на прибыль организаций
Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги.
В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство предприятия. С другой стороны, правильное использование предусмотренных законодательством льгот и скидок может обеспечить не только сохранность полученных финансовых накоплений, но и возможности финансирования расширения деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны.
Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. С помощью налогов государство получает в свое распоряжение ресурсы, необходимые для выполнения своих общественных функций. За счет налогов финансируются также расходы по социальному обеспечению, которые изменяют распределение доходов. Система налогового обложения определяет конечное распределение доходов между людьми.
В условиях перехода от административно-директивных методов управления к экономическим резко возрастает роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.
Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, а также острой критики.
Налоговая система в Российской Федерации была создана в 1991 году, когда в декабре этого года был принят пакет законопроектов о налоговой системе. Среди них: «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», «О налоге па прибыль предприятий и организаций», «О налоге на добавленную стоимость» и другие.
Сегодня для любого гражданина России не секрет, что экономика функционирует исключительно по законам рынка. В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики – предприятию. Именно на этом уровне создается вся необходимая обществу продукция, оказываются различные услуги. На предприятии сосредоточены наиболее квалифицированные кадры. Здесь решают вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологии и добиваются снижения до минимума издержек производства и увеличение реализации продукции. Разрабатываются бизнес-планы, применяется маркетинг, осуществляется эффективное управление – менеджмент.
Все это требует глубоких экономических знаний. Ведь в условиях рыночной экономики выживет лишь тот, кто наиболее грамотно и компетентно определит требования рынка, создаст и организует производство продукции, пользующейся спросом, обеспечит высоким доходом высококвалифицированных работников. Каждое предприятие отвечает за свою работу само, и само принимает решения о дальнейшем развитии.
Рыночная экономика определяет конкретные требования к системе управления предприятиями. Необходимо более быстрое реагирование на изменение хозяйственной ситуации с целью поддержания устойчивого финансового состояния и постоянного совершенствования производства в соответствии с изменением конъюнктуры рынка.
Предприятие самостоятельно планирует (на основе договоров, заключенных с потребителями и поставщиками материальных ресурсов) свою деятельность и определяет перспективы развития, исходя из спроса на производимую продукцию и необходимость обеспечения производственного и социального развития. Самостоятельно планируемым показателем в числе других стала прибыль. Но нельзя полагать, что планирование и формирование прибыли осталось лишь в сфере интересов только предприятия. В этом заинтересованы и государство (бюджет), и коммерческие банки, и инвестиционные структуры, и акционеры, и другие держатели ценных бумаг.
В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.
В современных условиях для управления предприятием необходим багаж знаний во многих областях экономики. Наряду с менеджментом, маркетингом, бухгалтерским учетом и некоторыми другими направлениями основы налогообложения занимают одно из важнейших мест и являются неотъемлемой частью деятельности любого предприятия.
В системе налогов РФ одним из наиболее значимых является налог на прибыль. Вопросы, связанные с этим налогом, имеют большое значение как для государства, так как он является важной доходной статьей бюджета, так и для отдельных предприятий, так как сумма его выплат обычно одна из самых крупных. Налог на прибыль – это один из самых существенных источников пополнения государственной казны. В последнее время возникает множество споров по поводу эффективности применения этого налога.
Прибыль – это основной источник финансовых ресурсов предприятия, связанных с получением валового дохода. Она является важнейшей экономической категорией и основной целью деятельности любой коммерческой организации.
Как экономическая категория, прибыль отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства, и выполняет ряд функций:
1. Прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Получение прибыли на предприятии означает, что полученные доходы превышают все расходы, связанные с его деятельностью.
2. Прибыль обладает стимулирующей функцией. Это связано с тем, что прибыль является одновременно не только финансовым результатом, но и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Поэтому предприятие заинтересовано в получении максимальной прибыли, так как это является основой для расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников.
3. Прибыль является одним из важнейших источников формирования бюджетов разных уровней.
На каждом предприятии формируется четыре показателя прибыли, различающейся повеличине, экономическому содержанию функциональному назначению. Базой всех расчетов служит балансоваяприбыль – основной финансовый показатель производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Для целей налогообложения рассчитывается специальный показатель – валовая прибыль, а на ее основе – прибыль, облагаемая налогом, и прибыль, не облагаемая налогом. Остающаяся в распоряжении предприятия после внесения налогов и других платежей в бюджет часть балансовой прибыли называется чистой прибылью.
Она характеризует конечный финансовый результат деятельности предприятия.
Основными составными элементами балансовой прибыли являются:
1. прибыль от реализации товарной продукции – определяется путем вычета из общей суммы выручки от реализации продукции в действующих ценах (без НДС и акцизов) затрат на производство и реализацию товарной продукции, включаемых в себестоимость продукции (рис. 1.2).
2. прибыль (или убыток) от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера– определяется также, раздельно по всем видам деятельности, т.е. прибыль (или убытки) подсобных сельских хозяйств, автохозяйств, лесозаготовительных и других хозяйств, находящихся на балансе основного предприятия (рис.1.2).
3. прибыль (или убытки) от реализации основных фондов и другого имущества– рассчитывается как разность между выручкой от реализации этого имущества (за вычетом НДС, акцизов) и остаточной стоимостью по балансу, скорректированной на коэффициент, соответствующий индексу инфляции (рис.1.3).
4. прибыль (или убытки) от внереализационных доходов и расходов– определяется разными способами, в частности на основе опыта прошлых лет.
Рис. 1.1. Выручка предприятия за реализованную продукцию
Рис. 1.2. Прибыль от реализации основных средств
Налог на прибыль организаций - форма изъятия в бюджет части прибыли организаций или хозяйствующих субъектов, где прибыль определяется в виде разницы между полученными доходами и произведенными расходами, учитываемыми для целей ее налогообложения.
Налог на прибыль организаций служит инструментом перераспределения национального дохода и является одним из главных доходных источников федерального бюджета, а также региональных и местных бюджетов.
Налог на прибыль организаций относится к федеральным налогам. Это означает, что плательщики налога, объект налогообложения, размеры ставок налога, виды льгот и сроки уплаты устанавливаются законодательными актами РФ. При этом какие-либо изменения налоговых норм могут быть произведены только посредством внесения в установленном порядке уточнений в налоговое законодательство. Как и все федеральные налоги, налог на прибыль организаций относится к общеобязательным. Он подлежит взиманию на всей территории Российской Федерации.
Значение налога на прибыль организаций как источника бюджетного дохода постепенно меняется по мере развития российской экономики. В первые годы экономических реформ именно этот налог был основным в доходах федерального бюджета, его удельный вес в общей сумме доходов превышал 50%. В последующие годы его доля постепенно снижалась, и это было экономически закономерно, так как он отражал происходящие в экономике России. В настоящее время он обеспечивает около 8% всех доходов федерального бюджета вследствие снижения совокупной ставки налога с 35% до 24% (таблица 1).
Таблица 1 Структура доходов федерального бюджета за 2013-2015 гг. в % к общей сумме доходов
Доходы бюджета | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. |
Налог на прибыль | 7,4 | 8,1 | 8,2 |
Единый социальный налог | 5,2 | 5,0 | 5,2 |
Налог на добавленную стоимость | 21,8 | 16,2 | 19,3 |
Акцизы | 9,1 | 9,6 | 11,5 |
Налог на добычу полезных ископаемых | 17,0 | 17,8 | 14,9 |
таможенные пошлины | 32,8 | 36,7 | 31,0 |
Прочие налоговые неналоговые | 6,7 | 6,6 | 9,9 |
итого | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
Из таблицы 1 видно, что доля налога на прибыль организаций в структуре федерального бюджета с каждым годом увеличивается.