Зав. магазином, оператор-продавец, уборщица, водитель
Рис. 1. Схема организационной структуры управления фирмы.(сделать под магазин Шариповой)
Как видно из рис.1 коммерческий директор курирует деятельность магазина и имеет в подчинении: заведующую магазином, оператора- продавца, уборщицу, водителя, грузчика; в подчинении главного бухгалтера – бухгалтер и кассир.
Структура имеет горизонтальный уровень, и носит характер согласования. Такая структура является, как правило, одноуровневой.
В рамках структуры управления протекает управленческий процесс (движение информации и принятие управленческих решений), между участниками которого распределены задачи и функции управления, а, следовательно - права и ответственность за их выполнение. С этих позиций структуру управления можно рассматривать как форму разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой происходит процесс управления, направленный на достижение намеченных целей управления.
На данном предприятии присутствует линейная структура управления, которая в основном и используется мелкими и средними фирмами с несложным производством при отсутствии широких кооперативных связей между предприятиями.
Достоинства:
Единство и четкость распорядительства,
Согласованность действий исполнителей,
оперативность в принятии решений,
получение исполнителями увязанных между собой распоряжений и заданий,
личная ответственность руководителя за конечные результаты деятельности своего подразделения.
Недостатки:
Высокие требования к руководителю, который должен иметь обширные разносторонние знания и опыт по всем функциям управления и сферы деятельности,
Большая перегрузка информацией, огромный поток бумаг, множество контактов с подчиненными, вышестоящими и смежными организациями.
Магазин располагает комплексом помещений, необходимых для рационального функционирования торгово-технологического процесса. Состав и размеры помещений зависят от типа магазина и его общей площади.
Совокупность помещений магазина в соответствующей их взаимосвязи составляет его технологическую планировку. По функциональному назначению помещения подразделяют на следующие группы: торговые; для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже; вспомогательные; административно-бытовые; технические[41].
Торговые помещения занимают важнейшее место в общей совокупности помещений магазина. К ним относят торговые залы, помещения приема и выдачи заказов, зал кафетерия, зал демонстрации новых товаров, помещения (зоны) для оказания дополнительных услуг покупателям. Все эти помещения несут основную функциональную нагрузку в магазине. Площади, формы и пропорции торговых помещений в значительной степени обусловливают уровень обслуживания покупателей, оказывают влияние на построение торгово-технологического процесса в магазине, на экономические показатели его работы.
К помещениям для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже относят приемочные, разгрузочные, кладовые для хранения товаров, охлаждаемые камеры для хранения скоропортящихся продуктов, помещения для подготовки товаров к продаже, фасовочные, комплектовочные и экспедиции отдела заказов.
Размещение помещений и их планировка направлены на обеспечение максимальных удобства для покупателей при отборе и покупке ими товаров, рациональное осуществление всех торгово-технологических операций на основе широкого внедрения современного торгово-технологического оборудования. Планировка помещений магазина обеспечивает нормальные условия работы персонала, высокий уровень производительности труда работников. Устройство и размещение помещений подчинены требованиям сохранности товарно-материальных ценностей на торговых предприятиях.
Общая площадь магазин составляет 102 квадратных метра, из них 52 - это площадь торгового зала, остальное пространство занимают складские и подсобные помещения.
Форма торгового зала ИП "Шарипова А.Г" имеет прямоугольную конфигурацию с соотношением сторон 1:2. Эта форма удобна, т.к. позволяет рационально разместить торговое оборудование, организовать процесс подачи товаров в торговый зал, предусмотреть движение покупательских потоков.
Коэффициент экспозиционной площади равен в 2012 году 0,50, на основании этого можно сделать вывод, что площадь здания магазина используется эффективно т.к. этот коэффициент в магазинах с площадью 50 кв.м равен 0,52.
Из всего этого можно сделать вывод, что торгово-технологическое оборудование, используемое в ИП "Шарипова А.Г" соответствует экономическим, эстетическим и техническим требованиям.
ИП «Шарипова А.Г» применяют линейный способ доставки товаров.
Поступление товаров от поставщиков производится на основании заключенных между поставщиками и покупателями хозяйственных договоров.(приложение) В договорах, заключаемых между поставщиками и покупателями, оговариваются: виды поставляемых товаров, коммерческие условия поставки, количественные и стоимостные показатели товаров, сроки исполнения договоров, порядок расчетов, а также ответственность сторон за ненадлежащее исполнение договора.
ИП «Шарипова А.Г» специализируется на розничной продаже продовольственных товаров. ИП «Шарипова А.Г» закупает почти все основные гастрономические продукты питания напрямую у поставщиков - изготовителей, а основную часть бакалейных товаров у оптовых фирм и частных предпринимателей.
Коммерческая деятельность торгового предприятия охватывает вопросы изучения спроса населения и рынка сбыта товаров, выявление и изучение источников поступления и поставщиков товаров, организации рациональных хозяйственных связей, включая разработку и представление им заявок и заказов на товары, заключение договоров на поставку товаров, организация учета и контроля над выполнением поставщиками договорных обязательств.
Для анализа показателей бухгалтерской отчетности Индивидуального предпринимателя Шариповой А.Г. использованы общепринятые приемы: чтение отчетности, вертикальный анализ, горизонтальный (трендовый) анализ, расчет финансовых показателей.
В связи с тем, что организационно-правовая форма на данном предприятии – частная, поэтому отсутствует (не ведется) баланс, для этого бухгалтерские данные были сведены в упрощенную форму баланса и упрощенную форму отчета о прибылях и убытках (предложенную Сбербанком г. Ульяновска), табл. 1.1. – 1.3..
Приложение 1. Упрощенная форма отчета о прибылях и убытках с 01 января 2009 года по 31 декабря 2009 года
Статьи | Сумма | |||||||
(тыс,руб,) | ||||||||
Выручка (поступление средств) от реализации | ||||||||
Выручка (поступление средств) от прочей деятельности | ||||||||
ИТОГО выручка ( 1+2) | ||||||||
Расходы на закупку товаров | ||||||||
Трудозатраты | ||||||||
Расходы за оказанные услуги по договорам подряда | ||||||||
Аренда помещений | ||||||||
Вода, телефон, электроэнергия | ||||||||
Транспортные расходы | ||||||||
Обслуживание ранее полученных кредитов и займов | ||||||||
Прочие расходы | ||||||||
Налоги | ||||||||
ИТОГО расходы (4+5+…+11+12) | ||||||||
ПРИБЫЛЬ (3-13) |
Рентабельность = 12,8 %
Приложение .2. Упрощенная форма отчета о прибылях и убытках с 01 января 2010 года по 31 декабря 2010 года
Статьи | Сумма | |||||||
(тыс,руб,) | ||||||||
Выручка (поступление средств) от реализации | ||||||||
Выручка (поступление средств) от прочей деятельности | ||||||||
ИТОГО выручка ( 1+2) | ||||||||
Расходы на закупку товаров | ||||||||
Трудозатраты | ||||||||
Расходы за оказанные услуги по договорам подряда | ||||||||
Аренда помещений | ||||||||
Вода, телефон, электроэнергия | ||||||||
Транспортные расходы | ||||||||
Обслуживание ранее полученных кредитов и займов | ||||||||
Прочие расходы | ||||||||
Налоги | ||||||||
ИТОГО расходы (4+5+…+11+12) | ||||||||
ПРИБЫЛЬ (3-13) |
Рентабельность = 17,2 %
Приложение 3. Упрощенная форма отчета о прибылях и убытках с 01 января 2011 года по 31 декабря 2011 года
Статьи | Сумма | |||||||||
(тыс,руб,) | ||||||||||
Выручка (поступление средств) от реализации | ||||||||||
Выручка (поступление средств) от прочей деятельности | ||||||||||
ИТОГО выручка ( 1+2) | ||||||||||
Расходы на закупку товаров | ||||||||||
Трудозатраты | ||||||||||
Расходы за оказанные услуги по договорам подряда | ||||||||||
Аренда помещений | ||||||||||
Вода, телефон, электроэнергия | ||||||||||
Транспортные расходы | ||||||||||
Обслуживание ранее полученных кредитов и займов | ||||||||||
Прочие расходы | ||||||||||
Налоги | ||||||||||
ИТОГО расходы (4+5+…+11+12) | ||||||||||
ПРИБЫЛЬ (3-13) | ||||||||||
Рентабельность = 20,2%
Рассчитаем коэффициент рентабельности:
КР = (ГР.14) : (ГР.3)
КР = ЧП : З
Где ЧП – чистая прибыль,
З – затраты (всего расходы).
Чистая рентабельность:
ЧР = ЧП : З *100%
В целом, анализируя приведенные показатели, можно сказать, что ИП «Шарипова А.Г.» имеет очень устойчивое финансовое положение: год от года увеличивается и растёт клиентский поток, увеличивается выручка от реализации продовольственной продукции, растёт прибыль, повышается коэффициент рентабельности торгового предприятия (табл. 1.4.). Представим графически на рис. 1.1. и 1.2. рост прибыли фирмы за последние три года и увеличение коэффициента рентабельности за аналогичный период. Рентабельность показывает, насколько прибыльна (убыточна) деятельность предприятия. Показатели рентабельности позволяют получить обобщенную оценку деятельности организации.
Таблица 1.4 Чистая рентабельность ИП «Шарипова А.Г.» (%)
2002 год | 2003 год | % роста к 2002 году | 2004 год | % роста к 2003 году | |
Чистая рентабельность | 12,8 | 17,2 | 134,4 | 20,3 | 118,0 |
Рис. 1.1.(изменить года на 2009,2010,2011)
Рис. 1.2(изменить года внизу на 2009,2010,2011)
Вертикальный (структурный) анализ – это представление бухгалтерской (финансовой) отчетности в виде относительных величин, которые характеризуют структуру итоговых показателей.
Динамику отдельных показателей во времени можно изучить с помощью горизонтального анализа отчетности.
Трендовый анализ позволяет произвести расчет относительных отклонений какой-либо статьи отчетности за ряд лет от уровня базового года, для которого значения всех статей принимаются за 100 %.
Таблица 1.5 Упрощенная форма отчета о прибылях и убытках за 2009 – 2011 годы. (тыс.руб.)
№ п\п | СТАТЬИ | 2009 год | 2010 год | % роста к 2009 году | 2011 год | % роста к 2010 году | % роста к 2011 году |
Выручка от реализации (поступление Средств) | 215,1 | 138,7 | |||||
Удельный вес | |||||||
Выручка от прочей деятельности | |||||||
Удельный вес | |||||||
ИТОГО выручка | 215,1 | 138,7 | |||||
Удельный вес | |||||||
Расходы на закупку товаров | 155,3 | 211,8 | 136,4 | ||||
Удельный вес | 88,2 | 91,7 | +3,5 | 92,5 | +4,3 | +0,8 | |
Трудозатраты | 109,2 | 132,1 | 120,9 | ||||
Удельный вес | 3,6 | 2,6 | -1,0 | 2,4 | -1,2 | -0,2 | |
Расходы на оказ. услуг по догов. подряда | |||||||
Удельный вес | |||||||
Аренды помещений | |||||||
Удельный вес | 0,7 | 0,5 | -0,2 | 0,3 | -0,4 | -0,2 | |
Вода, телефон, электроэнергия | 102,4 | 108,2 | 105,7 | ||||
Удельный вес | 0,2 | 0,2 | 0,2 | ||||
Транспортные расходы | 130,5 | 164,4 | 126,0 | ||||
Удельный вес | 3,6 | 3,1 | -0,5 | 2,9 | -0,7 | -0,2 | |
Обслуживание ранее полученных кредитов и займов | 166,7 | ||||||
Удельный вес | 0,5 | 0,5 | 0,6 | +0,1 | +0,1 | ||
Прочие расходы | 46,1 | 49,9 | 108,2 | ||||
Удельный вес | 2,2 | 0,7 | -1,5 | 0,5 | -1,7 | -0,2 | |
Налоги | 104,6 | 116,2 | 111,1 | ||||
Удельный вес | 1,0 | 0,7 | -0,3 | 0,6 | -0,4 | -0,1 | |
ИТОГО расходы (4+5+…+11+12) | 149,2 | 201,8 | 135,2 | ||||
Удельный вес | |||||||
ПРИБЫЛЬ | 200,2 | 318,6 | 159,2 |
Из таблицы 1.5. мы видим, что основная доля затрат приходиться на статью «расходы на закупку товаров» 92,5 %, в то время как в 2009 году – 88,2 %, 2010 году – 91,7 %. Соответственно увеличились и транспортные расходы, но только лишь в натуральном измерении. В процентном соотношении их доля значительно уменьшилась к общей динамике расходов: 3,6 % - в 2009 году, 3,1 % - в 2010 году и 2,9 % - в 2011году. Это связано с тем, что доставлять груз стали в более укомплектованных машинах, т.е. не полупустой. Доля затрат на зарплату, в процентном соотношении, значительно уменьшилась в 2009 году – 3,6 %, в 2010 году – 2,6 %, в 2011 году 2,4 %, хотя в натуральном выражении трудозатраты значительно увеличились: в 2009 году – 1190 руб., в 2010 – 1300 руб., 2011 году – 1572 рубля, т.е. повышение зарплаты персонала не сказалось по отношению к общей доле затрат на предприятии.
С учетом выплаты налогов чистая прибыль в отчетном году значительно возросла по отношению с прошлым, а тем более с 2009 годом и составляет в 2009 году – 4231 рублей, в 2010 году – 8470 рублей и в 2011 году - 13482 тыс. рублей.
Для проведения вертикального и горизонтального анализа упрощенного баланса ИП «Шарипова А.Г» за 2009, 2010, 2011 годы использована таблица сравнительного уплотненного баланса (см. табл. 1.6.), статьи которых распределены следующим образом.
Ликвидные средства – в графу вносятся: остаток наличных денег в кассе; остатки средств на расчетных, текущих валютных и депозитных счетах Заемщика, подтвержденные банковскими выписками; а также иные ликвидные средства Заемщика.
Товары и запасы – в графу вносятся документально подтвержденная (счета-фактуры, накладные, товарные и кассовые чеки и т.д.) стоимость находящихся в распоряжении Заемщика товарно-материальных запасов по их видам.
Прочие активы - в графу вносится документально подтвержденная (договоры купли-продажи, контракты и т.п.) текущая (не просрочена) задолженность покупателей и заказчиков перед Заемщиком, а также выданные Заемщиком авансы.
Основные средства - в графу вносится документально подтвержденная (счета-фактуры, накладные, товарные и кассовые чеки и т.д.) стоимость находящихся в распоряжении Заемщика и используемых в его хозяйственной деятельности основных средств (в том числе приобретенные заемщиком-предпринимателем в качестве физического лица) с расшифровкой по их видам.
Товары на реализации - в графу вносится стоимость товаров, взятых Заемщиком на реализацию.
Кредиторская задолженность – в графу вносятся суммы кредиторской задолженности Заемщика с расшифровкой по их видам.
Собственный капитал – в графу вносится разница между (гр.1 + гр.2 + гр. 3 + гр.4) и (гр.5 + гр.6).
Таблица 1.6. Упрощенная форма баланса ИП «Шарипова А.Г.» за 2009 – 2011 годы. (тыс. руб.)
№п\п | АКТИВ | 2009 год | 2010 год | % роста к 2009 году | 2011 год | % роста к 2009 году | % роста к 2010 году |
СТАТЬИ | |||||||
1. | Ликвидные средства, в т.ч.: | 135,2 | 251,6 | 186,1 | |||
Удельный вес к валюте баланса, % | 4,1 | -1,1 | 3,1 | -1 | + 0,1 | ||
1.1 | Касса | 122,5 | 261,8 | 213,6 | |||
Удельный вес к валюте баланса, % | 3,4 | 2,3 | -1,1 | 2,7 | -0,7 | +0,4 | |
1.2 | Расчетный счет | ||||||
Удельный вес к валюте баланса, % | 0,7 | 0,7 | 0,4 | -0,3 | -0,3 | ||
Товары и запасы: | 177,3 | 315,9 | 178,2 | ||||
Удельный вес к валюте баланса, % | 83,2 | 79,9 | -3,3 | 77,7 | -5,5 | -2,2 | |
Прочие активы, в т.ч.: | 222,9 | 395,3 | 177,3 | ||||
Удельный вес к валюте баланса, % | 5,8 | 6,9 | +1,1 | 6,7 | +0,9 | -0,2 | |
3.1 | Покупатели и заказчики | 222,4 | 394,1 | 177,2 | |||
Удельный вес к валюте баланса, % | 5,8 | 6,88 | +1,08 | 6,68 | +0,88 | -0,2 | |
3.2 | Авансы выданные | ||||||
Удельный вес к валюте баланса, % | 0,02 | +0,02 | 0,02 | +0,02 | |||
Основные средства | 274,5 | 617,6 | |||||
Удельный вес к валюте баланса, % | 6,9 | 10,2 | +3,3 | 12,5 | +5,6 | +2,3 | |
ВСЕГО | 184,8 | 338,6 | 183,2 | ||||
Удельный вес к валюте баланса, % | |||||||
ПАССИВ | |||||||
СТАТЬИ | |||||||
Товары на реализации | 191,9 | 259,3 | 135,1 | ||||
Удельный вес к валюте баланса, % | 10,4 | +0,4 | 7,7 | -2,3 | -2,7 | ||
Кредиторская задолженность, в т.ч.: | |||||||
Удельный вес к валюте баланса, % | 2,5 | +2,5 | +2,5 | ||||
6.1 | Полученные кредиты и займы | ||||||
Удельный вес к валюте баланса, % | 2,5 | +2,5 | +2,5 | ||||
Собственный капитал | 337,9 | 183,6 | |||||
Удельный вес к валюте баланса, % | 89,4 | 89,6 | +0,2 | 89,8 | +0,4 | +0,2 | |
ВСЕГО | 184,8 | 338,6 | 183,2 | ||||
Из данных таблицы 1.6. следует, что за отчетный год сумма собственного капитала значительно увеличилась на 4108 тыс. руб.(9022 – 4914), или на 83,6 % к 2010году, а по сравнению с 2009 годом сумма собственного капитала увеличилась на 6352 тыс. руб. (9022 – 2670) или на 237,9 %, что показывает о стабильности предприятия о его стабильной прибыли, а значит и о финансовой устойчивости предприятия, так как доля собственного капитала к балансу составляет 89,8 %. За исследуемый период с 2009 по 2011 годы доля собственного капитала практически не изменилась и остается в периоде от 89,4 до 89,8 % к удельному весу пассива.
Произошли положительные изменения в структуре «товары на реализации» (кредиторская задолженность поставщикам), их удельный вес к балансу в 2011 году снизился на 2,3 % по отношению к 2009 году, и на 2,7 % по отношению к 2010 году.
Наблюдается стабильное снижение удельного веса к балансу статьи «товары и запасы», в 2009 году их удельный вес составил – 83,2 % к балансу, за 2010 год - 79,9 %, за 2011 год – 77,7 %. Произошло увеличение собственного капитала, что и повлекло уменьшение процентного удельного веса к общей сумме баланса.
В целом по предприятию показатели положительные, что свидетельствует о востребованности данного предприятия.
Далее на рис. 1.3. видна динамика роста собственного капитала и на рисунке 1.4. стабильность удельного веса к балансу ИП «Шарипова А.Г.» за период с 2009 по 2011 годы
Рис.1.3 удельный вес собственного капитала ИП «Шарипова А.Г. за 200 -2011 годы(заменить года в таблице на 2009,2010,2011)
Рис. 1.4 Показатели платежеспособности предприятия ИП «Шарипова А.Г.»(заменить года в таблице на 2009,2010,2011)
Исходя из анализа финансово – хозяйственной деятельности предприятия, мы выявили, что ИП находится в устойчивом положении.
Наиболее существенными показателями являются показатели ликвидности, рентабельности и финансовой устойчивости.
Одно из условий финансовой устойчивости организации выражено в показателях платежеспособности и ликвидности. Показатели платежеспособности и ликвидности отражают способность организации погасить свои краткосрочные обязательства легкореализуемыми средствами.
Финансовое положение организации характкризуется как устойчивое при достаточно высоком уровне платежеспособности организации. Низкое значение коэфициентов платежеспособности и ликвидности свидетельствуют о возможности возникновения проблемы наличности в организации и о возможных затруднениях в дальнейшей операционной деятельности. В то же время большое значение коэффициентов свидетельствует о невыгодном вложении средств в оборотные активы.
Для оценки платежеспособности и ликвидности предприятия используют следующие коэффициенты.
Они позволяют оценить свои краткосрочные обязательства в течение отчетного периода.
Наиболее важными из них являются:
коэффициент абсолютной ликвидности;
коэффициент текущей платежеспособности;
коэффициент промежуточной платежеспособности и ликвидности;
чистый оборотный капитал.
1). Коэффициент абсолютной ликвидности (коэффициент срочности), который показывает, какая часть текущей задолженности может быть погашена на дату составления баланса, рассчитывается по формуле:
Каб.ликв. = (Дс + Кфв) / Кз 0,2,
где Дс – денежные средства;
Кфв – краткосрочные финансовые вложения;
Кз – краткосрочная задолженность.
За 2002 год Каб.ликв. = (122 + 0) / 297 = 0,4 0,2,
За 2003 год Каб.ликв. = (165 + 0) / 570 = 0,3 0,2
За 2004 год Каб.ликв. = (307 + 0) / 770 = 0,4 0,2
По данным балансов за 2009 -2011 гг. ИП отношение денежных средств и краткосрочных обязательств составляет: 0,4; 0,3 и 0,4. Это говорит о том, что погасить свои обязательства в срочном порядке предприятие может. Такой факт положительно характеризует финансовое положение ИП и свидетельствует о том, что предприятие не испытывает дефицит свободных денежных средств. Показатель данного коэффициента показывает, какая часть срочных обязательств может быть погашена наиболее мобильными оборотными средствами ИП[12].
Анализ платежеспособности и ликвидности ИП
Таблица 1.7 Коэффициенты ликвидности и платежеспособности
Показатели | Нормальные ограничения | 2009год | 2010 год | Изменения к 2009 году | 20011 год | Изменения к 2010 году |
Коэффициент абсолютной ликвидности | 0,2 | 0,4 | 0,3 | - 0,1 | 0,4 | + 0,1 |
Коэффициент текущей платежеспособности | 9,3 | 8,6 | - 0,7 | 11,4 | + 2,8 | |
Коэффициент промежу- точной платежеспособно- сти и ликвидности | 0,7 – 0,8 | 0,98 | 0,95 | - 0,03 | 1,26 | + 0,31 |
Из приведенных данных в таблице 1.7. видно, что коэффициенты ликвидности предприятия находятся выше нормативов, что свидетельствует о достатке денежных средств для финансирования основной деятельности и покрытия кредиторской задолженности и обязательных платежей.
2. Показатели качественной характеристики платежеспособности и ликвидности.
1). Большое значение в анализе ликвидности предприятия имеет чистый оборотный капитал (ЧОК). (Рост показателя в динамике - положительная тенденция)
Величина оборотного капитала, финансируемого за счет собственных оборотных средств в 2009 году составляла 2466 тыс. руб., в 2010 году – 4353 тыс. руб., а в 2011 году – 7760 тыс. руб. Положительная величина в анализируемом периоде чистого оборотного капитала повышает финансовую устойчивость и независимость ИП. Таким образом, на финансовое положение предприятия оказывает отрицательное влияние, как недостаток, так и избыток чистого оборотного капитала. Недостаток отрицательно скажется на платежеспособности организации и может привести к банкротству. Избыток чистого оборотного капитала говорит о неэффективном использовании имеющихся ресурсов.
С позиции кредиторов, подобный вариант состояния оборотных средств наиболее предпочтителен.
Таблица № 1.8 Показатели качественной характеристики платежеспособности и ликвидности.
Показатель | Расчет показателя | Рекоменд.значения | 2009 год | 2010 год | 2011 год |
чистый оборотный капитал; | Оборотные активы – краткосрочные обязательства или (Собствен. Каптал = долгоср. Заем. Средства) – Внеоборотные активы | Рост показателя в динамике положи-тельная тенденция | 2466 тыс. руб | 4353 тыс. руб | 7760 тыс. руб. |
Коэффициент соотношения денежных средств и чистого оборотного капитала; | Денежные средства/ чистый оборотный капитал | 0 – 1 рост в динамике положи-тельная тенденция | 0,04 | 0,04 | 0,04 |
Коэффициент соотношения запасов и чистого оборотного капитала | Запасы/ чистый оборотный капитал | Чем выше показатель к единице тем хуже | 1,01 | 1,01 | 1,01 |
Коэффициент соотношения дебиторской и кредиторской задолженности | Сумма дебиторской задолженности/ сумма кредиторской задолженности | - | 0,5 | 0,7 | 0,9 |
По данным табл. 1.8. наблюдается рост показателей, что свидетельствует о стабильном финансовом положении.
Показатели деловой активности предприятия позволяют оценить финансовое положение организации с точки зрения платежеспособности: как быстро средства могут превратиться в наличность, каков производственный потенциал организации, эффективно ли используются собственный капитал и трудовые ресурсы, как использует организация свои активы для получения доходов и прибыли. Например, как быстро дебиторская задолженность превращается в наличность, каков возраст запасов и т.д.
В таблице 1.9. приведены показатели деловой активности характеризующие эффективность использования предприятием своих совокупных активов или какого – либо их вида. Они показывают какой объем выручки обеспечивает каждый рубль активов, как быстро активы оборачиваются в процессе деятельности организации.
Динамика коэффициентов.
Таблица 1.9 Расчет показателей деловой активности ИП «Шарипова А.Г.» за 2009 – 2011 годы.
Показатель | Расчет показателя | Рекомендуемые значения | Расчеты за 2010 – 2011 год | 2010 год | 2011 год |
1.Оборачиваемость запасов (раз) | Себест-сть реализованной продукции/ средняя за период стоимость активов | Должна быть тенденция к ускорению оборачиваемости | За 2003 год49180/((2763+ 4923)/2)за 2004год66505/((4923+8784)/2) | ||
2.Оборачиваемость дебиторской задолженности (раз) | Выручка от реализации/ средняя за период сумма дебиторской задолженность | Должна быть тенденция к ускорению оборачиваемости | За 2003 год57650/ ((170 + 378)/2)за 2004 год79987/ ((378 +670)/2) | ||
Время обращения дебиторской задолженности(дни) | Количество дней в году/оборачиваемость дебиторской задолженности | Должна быть тенденция к уменьшению | За 2003 год360/210за 2004 год360/152 | (1,7)2 | |
4.Средний возраст запасов (дни) | Количество дней в году/ оборачиваемость запасов | Должна быть тенденция к уменьшению | За 2003 год360/13за 2004 год360/10 | ||
Операционный цикл (дни) | Время обращения дебиторской задолженности + средний возраст запасов | Должна быть тенденция к уменьшению | За 2003 год2+28за 2004 год2+36 | ||
Оборачиваемость оборотного капитала | Выручка от реализации/ средняя за период стоимость оборотных активов | Ускорение оборачиваемости-положительная тенденция | За 2003 год57650/(2763 +4923)/2)за 2004 год79987/((4923 +8784)/2) | ||
оборачиваемость собственного капитала | Выручка от реализации/ средняя за период сумма собственного капитала | Ускорение оборачиваемости-положительная тенденция | За 2003 год 57650/((2670+ 4944)/2)за 2004 год 79987/(4914+ 9022)/2) |
Вследствие затоваривания оборачиваемость запасов снизилась, необходимо проконтролировать запасы, пересмотреть остатки залежавшихся товаров и не заказывать без надобности излишний товар, а заказывать только тот товар который в данный момент недостаточен. В целом необходимо рационально распределить товар, дабы избежать просроков продуктов питания и тем самым улучшить показатели оборотного капитала.
Средний возраст запасов (как долго содержались запасы), т.е. как долго деньги связаны с запасами на предприятии ИП в отчетном периоде увеличился до 36 дней, в 2010 году средний возраст запасов составлял 28 дней, что ещё раз свидетельствует о нерациональном распределении товаров.
Операционный цикл показывает какое количество дней необходимо для превращения запасов и дебиторской задолженности в денежные средства. Соответственно увеличение в 2011 году по сравнению с 2010 годом в целом на 8 дней (38 – 30) снизила показатель на 30 %.
Оборачиваемость оборотного капитала, т.е. скорость оборота собственного капитала, его активность значительно снизилась в 2011 году на 3 раза по сравнению с 2010 годом, что еще раз подтверждает правильность ранее исчисленных показателей свидетельствующих о затоваривании товарами торгового предприятия ИП «Шарипова А.Г.».
В результате анализа показателей, сигнализирующих о состоянии ИП можно сделать следующие выводы:
- за анализируемый период на предприятии высокая ликвидность, это свидетельствует о достаточном количестве свободных денежных средств и качественном управлении денежными потоками;
- произошло повышение рентабельности активов, реализации и собственного капитала;
- предприятие обеспечивает запасы и затраты собственными источниками финансирования.
Рекомендации по совершенствованию торговой деятельности ИП «Шарипова А.Г.»
Магазин успешно функционируют и приносит стабильный доход их владельцу. Выявлено, что на сегодняшний день большие очереди в магазинах требуют либо расширения площадей, либо введение в строй нового магазина, а также усовершенствование работы по обслуживанию покупателей.
По моему эффективное функционирование и устойчивое развитие торгового предпринимательства, его дальнейшее реформирование невозможно без разработки и реализации инновационной политики, позволяющая совершенствовать организационно-экономическую деятельность и нормативно-правовую базу его функционирования, повысить технический и технологический уровень предприятий и качество обслуживания населения.
В этой связи, в работе предложена концептуальная модель развития торгового предпринимательства, включающая следующие основные блоки (рис. 2): формирование эффективной конкурентной среды и обеспечение экономической конкурентоспособности субъектов торгового предпринимательства; совершенствование инфраструктуры предпринимательства в розничной торговле; совершенствование прогнозирования развития розничной торговой сети на основе соединения принципов свободного предпринимательства и государственного регулирования; обеспечение территориальной и ценовой доступности товаров и услуг; инновационная политика и кадровое обеспечение предпринимательства в розничной торговле; интеграция в мировую торговлю и защита внутреннего рынка.
Рис.2. Основные направления-блоки концептуальной модели развития торгового предпринимательства
Основными целями концептуальной модели развития предпринимательства в розничной торговле должны стать разработка приемлемого для рыночной экономики организационно-правового механизма торговли, дальнейшее совершенствование процесса розничной торговли для наиболее полного удовлетворения разнообразных потребностей населения, оздоровление финансового положения предприятий розничн