Обоснование экономической и социальной эффективности мероприятий, направленных на снижение текучести кадров в ресторане «Якитория».
Определим экономическую и социальную эффективность предложенных мероприятий.
Социальная эффективность рассматривается с точки зрения достижения позитивных социальных эффектов в организации, при параллельном избегании отрицательных социальных эффектов.
Необходимо отметить, что позитивные социальные эффекты совершенствования системы управления персонала могут фиксироваться не только в организации, но и за ее пределами. Как пример: формирование положительного имиджа компании, создание новых рабочих мест, обеспечение стабильной занятости в регионе и др.
Предполагаемые социальные эффекты от предложенных мероприятий по снижению текучести кадров в ресторане «Якитория» заключаются в следующем:
- Увеличение содержательности труда, то есть труд наполняется смыслом, он приносит удовлетворение, он рассматривается, как «дело жизни».
- Индивидуальное развитие способностей сотрудников, то есть работники не рассматриваются в качестве серой массы, они индивидуальны и каждый сотрудник – уникален.
- Увеличение конкурентоспособности ресторана «Якитория» происходит за счет кадрового потенциала, улучшения качества обслуживания.
- Совпадение целеполагания сотрудников и администрации при управлении карьерой.
- Формирование позитивного имиджа ресторана за счет качества обслуживания, приветливого персонала, высокого профессионализма.
- Стабильная занятость способствует общей удовлетворенности жизнью в отдельно взятом регионе.
Если говорить об экономической эффективности, то речь идет о соотношении конечных результатов проекта с затраченными ресурсами. Рассчитаем экономическую эффективность мероприятий по снижению текучести кадров. Целесообразно рассчитать интегральный экономический эффект, представленный в виде совокупности эффектов в области управления персоналом.
В 2012 году количество гостей ресторана уменьшилось на 8% (в сравнении с 2011 годом), а выручка уменьшилась на 3918 тыс. руб., что составляет 6,7%. Предположительно 30% клиентов были потеряны по причине некачественного обслуживания. Действительно, новый сотрудник может обслуживать клиента хуже, в силу своей некомпетентности. Если предотвратить данные потери, то ресторан «Якитория» может сэкономить:
3918 тыс. руб. * 30% = 1175 тыс. руб.
Коэффициент текучести кадров в 2012 году составил 52%. Предположим, что реализация предложенных мероприятий по снижению текучести кадров приведет к снижению данного коэффициента на 50%, то есть коэффициент составит 26 %. Экономию ресурсов (Р1) в этом случае рассчитаем по формуле:
)
,
где
- фактический и ожидаемый коэффициенты текучести, %;
Зд – среднедневной заработок одного работника, руб.;
Чд – количество человеко-дней не работы в связи с увольнением или обучением;
Кс – коэффициент, учитывающий размер страховых взносов;
Кд – коэффициент, учитывающий дополнительную заработную плату.
Экономия средств за счет снижения текучести кадров составит:
Р1 = 1000 * 260 * 7 * (1 – 26/52) = 946,4 тыс. руб.
Рассчитаем суммарный эффект экономии средств:
Р = 1175 + 946,4 = 2121,4 тыс. руб.
Таким образом, за год ресторан может сэкономить более 2 млн. руб., а также повысить качество обслуживание клиентов и, как следствие, сформировать положительный имидж ресторана.
3.3. Анализ возможностей применения разработанных проектных рекомендаций по оптимизации методов снижения текучести кадров в других организациях ресторанного бизнеса.
Рассмотрим возможности применения предложенных рекомендаций по снижению текучести кадров в других организациях ресторанного бизнеса.
1. Подбор профессиональных кадров. Проблема приема на работу студентов, учащихся непрофильных ВУЗов и колледжей, характерно для многих организаций ресторанного бизнеса. Особенно, на это нацелены такие сети, как: «Макдоналдс», «Елки Палки», «Чайная ложка» и др., то есть предприятия быстрого питания. В данных организациях важны не столько качество, сколько скорость обслуживания и привлечение неквалифицированных кадров оправдано. Но, если ресторан имеет иную концепцию и позиционирует себя не только как место приема пищи, но и как возможность приятного времяпровождения, то в этом случае важны качество и точность обслуживание, важен высокий профессионализм. Официант является лицом заведения, он должен показывать «высший пилотаж» и знание всех тонкостей этикета. Это возможно при условии постоянного совершенствования профессиональных качеств сотрудника. И сотрудник должен относиться к работе, как к основному делу своей жизни. То есть, нужны сотрудники, которые изначально будут готовы работать и совершенствоваться. Поиск данных сотрудников должен осуществлять специалист отдела кадров, который выработает профессиограмму для будущего специалиста. Действительно, для элитного ресторана – это требования к одним качествам и знаниям, для предприятия быстрого питания – это несколько иные требования, но общая концепция остается. То же самое касается и тестирования потенциальных сотрудников – каждый специалист отдела кадров выбирает те опросники, которые покажут наиболее востребованные в данном заведении деловые и личные качества сотрудников. Это же замечание касается и источников подбора персонала.
Итак, правильный подбор персонала способен снизить текучесть кадров в ресторане. Нами предложен некий алгоритм подбора профессиональных кадров для ресторана «Якитория», но данный алгоритм может несколько видоизменяться, в зависимости от того, какие качества сотрудников востребованы в той или иной организации ресторанного бизнеса.
2. Улучшение морально-психологического климата в любой организации – это индивидуальный процесс. И то, что хорошо в одном ресторане, может быть не принято сотрудниками другого ресторана. Это зависит от самых разнообразных факторов, как сплоченность коллектива, уровень образования, уровень сопротивления изменениям, наличие неформальных лидеров и пр. Предложенные мероприятия для ресторана «Якитория» являются рекомендательными и могут применяться в других ресторанах после изучения возможности и актуальности внедрения в каждом конкретном случае.
3. Система мотивации также индивидуальна для каждой организации, но в данном случае может быть взята на вооружение. Это утверждение основано на том, что система мотивации ресторана «Якитория» является собирательной, основанной на анализе мотивационных ожиданий сотрудников и других ресторанов. То есть, некоторые элементы данной системы мотивации успешно работают в других организациях ресторанного бизнеса.
Таким образом, можно сделать вывод, что предложенные проектные мероприятия можно использовать в деятельности других организациях ресторанного бизнеса, но с поправкой на индивидуальность каждой компании.
Выводы по третьему разделу:
1. Предлагаются следующие методы снижения текучести кадров в ресторане «Якитория»:
- оптимизировать процесс подбора квалифицированных кадров;
- снижение морально психологической напряженности в коллективе;
- разработать новую систему мотивации персонала.
2. Предложенные мероприятия позволяют судить о положительных социальных эффектах и экономии денежных средств в размере 2-х млн. руб. в год.
3. Анализ возможностей применения разработанных проектно-практических рекомендаций в других организациях ресторанного бизнеса показал их актуальность и целесообразность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выполнение поставленных задач данного проекта позволило получить следующие основные результаты исследования:
1. Рассмотрены теоретические аспекты возникновения текучести кадров, а также возможности измерения и снижения данного явления. Проанализирован процесс управления текучестью кадров, который предполагает последовательное прохождение следующих этапов: определение текучести кадров, определение экономических потерь, определение причин, определение системы мероприятий, определение эффекта.
2. Исследованы сложившиеся методы управления текучестью кадров в ресторане «Якитория». Анализ позволил выявить основные причины текучести:
- несовершенная система мотивация;
- прием на работу непрофессиональных сотрудников;
- неблагоприятный морально-психологический климат в коллективе.
3. Разработаны проектно-практические рекомендации по оптимизации методов управления текучестью кадров в ресторане «Якитория».
4. Проведено обоснование экономической эффективности предложенных мероприятий, внедрение которых позволит сэкономить денежные средства в размере 2 млн. руб.
5. Проведено обоснование социальной эффективности, которое выражается в формировании позитивного имиджа ресторана, развитие индивидуальности сотрудников, росте удельного веса удовлетворенности трудом.
6. Рассмотрена возможность применения предлагаемых проектно-практических рекомендаций в других организациях ресторанного бизнеса. Данные мероприятия могут использоваться и в других компаниях, но при условии учета специфики предоставляемых услуг и типа организационной культуры.
Проектно-практические рекомендации, сделанные на основании полученных результатов исследования:
1.предложено оптимизировать процесс подбора квалифицированных кадров (разработка профессиограммы, проведение тестирования, осуществление набора выпускников профильных учебных заведений);
2.разработана новая система мотивации, учитывающая актуальные потребности персонала;
3.предложены способы улучшения морально-психологического климата в коллективе.
4.разработана профессиограмма для профессии официанта с целью ее последующего применения при подборе кадров.
Перспективы исследования данной проблемы состоят в том, что текучесть кадров в ресторанном бизнесе принимает угрожающие размеры и подрывает конкурентоспособность компаний. Для выхода из этой ситуации необходимо дальнейшее изучение демографических и квалификационных характеристик персонала, влияющих на текучесть кадров.
Исследование в данной области позволит определить специфику стимулирования персонала, предоставит возможность разрабатывать качественно новые системы стимулирования труда, что позволит повысить эффективность работы персонала, сформировать его лояльность, и как следствие, обеспечить стабильность кадрового состава.
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
I. Источники:
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.: в ред. от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ. – [Электронный ресурс]: URL: http: www.consultant.ru (дата обращения: 29.11.2012).
2. Трудовой кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 30 декабря 2001 года № 197-ФЗ. – [Электронный ресурс]: URL: http: www.consultant.ru (дата обращения: 29.11.2012).
3. Правила оказания услуг общественного питания, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15.08.97 г. № 1036 с изменениями и дополнениями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.05.2001 г. №389.
3. ГОСТ Р 50762-2007. Услуги общественного питания. Классификация предприятий общественного питания.
4. ГОСТ Р 50647-94. Общественное питание. Термины и определения.
5. ГОСТ Р 50935-96. Общественное питание. Требования к обслуживающему персоналу.
II. Литература:
6. Агашкова А.П. Есть такое явление – текучесть // Секреты управления персоналом. – 2007. – № 7.
7. Аширов Д. А. Управление персоналом: учеб. пособие / Аширов Д. А. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.
8. Бухалков М.И. Управление персоналом: учебник / Бухалков М.И. – М.: Инфра-М, 2009.
9. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала: пособие по кадровой работе. – М.: Юристъ, 2009.
10. Герчикова И.Н. Менеджмент. – М.: Юнити-Дана, 2010.
11. Григорьев В.П. Управление персоналом: процессный подход: учебное пособие / Григорьев В.П., Соловьев Д.П. – Самара: Изд-во Самар. гос., экон. ун-та, 2009.
12. Долгополов О.М. Проблемы текучести кадров на государственной службе // Законодательство и экономика. – 2008. – № 7.
13. Егоршин А.П. Управление персоналом. – Нижний Новгород: Нимб, 2011.
14. Ефимов В.В., Сингур А.А. Влияние адаптации работников на качество их труда // Качество. Инновации. Образование. – 2010. – № 5.
15. Зайцева Т.В. Управление персоналом: учебник / Зайцева Т.В., Зуб А.Т. – М.: Инфра-М, 2009.
16. Иванова-Швец Л.Н. Управление персоналом: учебно-методический комплекс / Иванова-Швец Л.Н., Корсакова А.А., Тарасова С.Л. – М.: Издательский центр ЕАОИ, 2008.
17. Иванцевич Дж.М., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления. – М.: Дело, 2009.
18. Китаева Е.В. Исследование влияния социального механизма взаимодействия подразделений на эффективность организации // Актуальные проблемы труда и развития человеческого потенциала: Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск № 7. Часть II. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009.
19. Косаренко Н.Н. Управление персоналом организации: учебник / Косаренко Н.Н., Маренков Н.Л. – М.: НИБ, 2009.
20. Кузнецов В.И. О движении персонала (статистические аспекты) // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. – 2009. – № 4.
21. Лазарев С.В. Мотивационные программы по удерживанию сотрудников в компании // Мотивация и оплата труда. – 2008. – № 3.
22. Лакман И.А. Разработка уровней стратегий развития социальной инфраструктуры на основе моделирования показателя текучести кадров // Системы управления и информационные технологии. – 2008. – № 3.1 (33).
23. Левин Г. Собеседование при увольнении как способ снизить текучесть кадров // Сети и системы связи. – 2009. – № 8.
24. Лихацкий В.И. Научные принципы кадрового менеджмента // Ученые записки Санкт-Петербургской академии управления и экономики. - 2010. – № 3.
25. Меньщиков В.В., Козлов Г.В. Модель динамики текучести кадров предприятия // Системы и средства связи, телевидения и радиовещания. – 2008. – № 1.
26. Михляев М.А. Влияние величины заработной платы, предлагаемой рынком труда, на текучесть управленческого персонала предприятия // Труды Одесского политехнического университета. – 2008. – № 1.
27. Одегов Ю.Г. Управление персоналом, оценка эффективности. – М.: Экзамен, 2012.
28. Опарина Н. Управление текучестью кадров // Кадровый менеджмент. – 2010. – № 4.
29. Организационное поведение: учебник / под ред. Латфулина Г.Р., Громовой О. Н. – СПб.: Питер, 2009.
30. Попов С.Г. Управление персоналом / Попов С.Г. – М.: Ось-89, 2008.
31. Ричи Ш., Мартин П. Управление мотивацией / пер. с англ. – М.: Дело, 2008.
32. Романов В. Плюсы и минусы текучести кадров // Кадровик. Кадровый менеджмент. – 2011. – № 11.
33. Сербиновский Б.Ю. Управление персоналом: учебник. – М.: Издательский дом «Дашков и К», 2009.
34. Скавитин А.В. Методические подходы к управлению текучестью кадров // Известия Иркутской государственной экономической академии. – 2009. – № 6.
35. Скопылатов И.А. Управление персоналом: учебник. – М.: Издательство Смольного университета, 2009.
36. Смирнова П.В. Оценка роли человеческого капитала в деятельности предприятия // Вопросы региональной экономики. – 2009. – Т. 1. – № 1.
37. Смирнова П.В. Формирование специфического человеческого капитала в организации // Вестник МГУ. – 2012. – № 12.
38. Соловьева Ю.Ю. Регулирование текучести персонала в условиях нестабильной экономики…автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Сибирский государственный университет путей сообщения. – Новосибирск: Изд-во СГУПС, 2009.
39. Соломандина Т.О. Мотивация трудовой деятельности персонала / Т.О. Соломандина, В.Г. Соломандин / 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити-Дана, 2009.
40. Сотникова С., Соловьёва Ю. Диагностика текучести персонала в торговле // Кадровик. Кадровый менеджмент. – 2010. – № 11.
41. Сотникова С.И., Соловьева Ю.Ю. Методический подход к расчету естественного уровня текучести персонала в торговле // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. – 2008. – № 1.
42. Сотникова С.И., Соловьева Ю.Ю. Регулирование текучести персонала: генезис социально-экономического содержания // Вестник НГУЭУ. – 2008. – № 1.
43. Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономики / под ред. Р. Марра, Г. Шмидта. – М.: Изд-во МГУ, 2008.
44. Управление персоналом организации: учебник / под ред. А. Л. Кибанова. 2-е изд. – М.: Инфра-М, 2008.
45. Управление персоналом: учебник для студентов вузов / под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. – М.: Юнити, 2008.
46. Уэйфорт П.Д. Текучесть кадров: система раннего предупреждения // Сети и системы связи. – 2008. – № 3.
47. Ходосевич А.С. Внутренние конфликты личности персонала как причина текучести кадров // В мире научных открытий. – 2010. – № 6-2.
48. Чащин В.В., Конина О.В. Маркетинг персонала в организации // ФЭС: Финансы. Экономика. Стратегия. – 2011. – № 3.
49. Шапиро С.А. Основы управления персоналом в современных организациях. – М.: ГроссМедиа, 2008.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1.