Особенности стратегического менеджмента в корпорации
В международном менеджменте стратегия - весь комплекс действий, связанный с созданием и усилением жизнеспособности и конкурентных преимуществ международных корпораций.
Стратегия -- это создание уникальной и выгодной позиции, что предусматривает определенный набор видов деятельности. [Портер].
Стратегия -- это процесс создания стойких конкурентных преимуществ компании и их снижения у соперников» [Аакер].
В трудах известных специалистов по вопросам стратегического менеджмента наводится пять подходов к определению категории «стратегия» -- так называемые 5П. Стратегия как:
- план
- принцип поведения
- позиция
- перспектива
- прием с целью перехитрить конкурента [Минцберг, Альстренд, Лемпел].
В процессе самостоятельного изучения темы важно воспринять принципиальную особенность стратегического планирования в международных корпорациях. Она заключается в том, что международным компаниям приходится при разработке стратегий делать сложный выбор между глобализацией и национальной преданностью.
Необходимость и значение стратегического планирования в международном менеджменте обусловлена:
• содержанием направлением развития компании в условиях диверсификации международных операций;
• потребностью в координации и интеграции разнообразных операций в масштабах всей корпорации;
• надлежащей подготовкой к возникающим новым международным вызовам и прорывам.
Преимущества стратегического планирования заключаются в:
• координации и мониторинга длительных международных операций;
• детальной проработке проблем, связанных с политическими рисками, конкурентами, стабильностью валютных курсов и др.
Целесообразно обратить внимание слушателей на основные подходы к формулировке и реализации международных стратегий:
экономический императив;
политический императив;
качественный императив;
административный императив.
Экономический императив стратегического планирования основывается на выборе международными корпорациями надлежащих продуктов для продвижения в другие страны путем использования брендов ценовой конкуренции, обслуживание и т.п. (автомобили, бытовая электроника и химия, сталь и тому подобное).
Политический императив означает в первую очередь отбор международными корпорациями определенных стран для ведения бизнеса, обеспечение защиты своих позиций на зарубежных рынках посредством правительств своих стран (АвтоЗАЗ-Деу).
Качественный императив означает использование новых систем управления качеством для коренного улучшения позиций международной компании как на внутренних, так и зарубежных рынках (использование корпорацией «Тойота амортизации» компании «монро Ауто Еквипмент» (США), что имеют нулевой уровень деферентности).
В стране
Административный императив базируется на учете особенностей каждой ситуации и обосновании решений в условиях высокого уровня неопределенности, использовании гибких систем координации.
Отмеченные императивы применяются в комбинации.
Стремясь овладеть навыками стратегического планирования в международных корпорациях, важно отличать два вида конкурентных преимуществ.
Первый связанный со способностью фирмы прибавить к продукции определенную дополнительную ценность, за которую потребители готовы платить больше. Этот вид основывается на эффективных научно-технических разработках корпорации, что обеспечивают уникальные характеристики продукции и являются основой стратегии дифференциации.
Второй тип преимуществ заключается в возможности корпорации уменьшить производственные расходы и представляет собой основу стратегии уменьшения расходов.
В конце изучения вопроса важно обратить внимание на стратегию глобального размещения, что позволяет международным корпорациям привести в действие такие факторы увеличения прибыльности, какие недоступные для национальных предприятий:
Передача зарубежным отделением базовых знаний и навыков, которые не поддаются быстрому воссозданию или имитации конкурентами.
Экономия на расположении компании и ее подразделов путем размещения производства в тех местностях, в которых конкретные операции по созданию ценностей могут осуществляться более эффективно и формирование на этой основе глобальной сети.
Использование кривой опыта, что представляет собой систематическое сокращение производственных расходов в течение всего жизненного цикла продукции путем приобретения опыта производства и реализации продукции и экономии за счет расширения масштабов бизнеса.
Значительная часть организаций не ставит перед собой цели получения прибыли. Стратегический менеджмент в таких бесприбыльных или некоммерческих организациях (НКО) имеет много общих черт с управлением коммерческими организациями, однако имеется и ряд важных отличий.
Было бы серьезной ошибкой полагать, что стратегическое управление в НКО проще и требует меньших интеллектуальных и творческих усилий, чем управление коммерческой фирмой. Под контролем руководителя НКО могут находиться средства, предназначенные для решения социальных и гуманитарных задач, сопоставимые с активами крупных корпораций. Однако управление этими средствами и ресурсами, как правило, ограничено. Менеджеры НКО работают в условиях более жесткой регламентации деятельности; их инициатива стеснена нормами и ограничениями, устанавливаемыми государством. Процесс принятия решений менеджерами значительно регламентируется и большей открытостью НКО для общественного и государственного контроля, большей зависимостью от меняющихся требований и предпочтений стейкхолдеров , часто руководствующихся противоположными интересами.
В современных развитых обществах, так же как и в России, наблюдается устойчивый рост влияния НКО на формирование общественного мнения и на принятие важнейших государственных решений. С другой стороны, многократно возросли сложность и масштабы задач организаций государственного, муниципального и некоммерческого секторов. Их деятельность все глубже проникает в процессы управления всеми отраслями народного хозяйства. Отсюда следует возрастающий интерес исследователей к проблемам разработки стратегий развития НКО.