Деловая оценка персонала: цели, показатели, методы
Деловая оценка – это целенаправленный процесс установления соответствия результативности труда и факторов ее обеспечения требованиям должности или рабочего места.
Цели:
1. Поддержание требуемого уровня производственной отдачи работника.
2. Стимулирование процесса повышения квалификации работника.
3. Контроль со стороны руководства за качеством труда подчиненных.
4. Решение вопросов, связанных с установлением размера заработной платы и премиальными выплатами.
Процедура деловой оценки включает в себя такие задачи:
· Осуществление оценки потенциала сотрудников, которые рассчитывают на повышение либо на другие различные продвижения по роду своей трудовой деятельности.
· Осуществить верные подсчёты финансовых затрат, которые необходимы на обучение сотрудников.
· Формирование программы обучения для сотрудников и другие методы развития своих рабочих.
Различают два основных вида деловой оценки:
1. Оценка потенциального кандидата при собеседовании на работу.
2. Текущая либо периодическая оценка работающего персонала.
Разработан ряд критериев, используемых при оценке персонала:
· Выполнение основных должностных обязанностей
· Отношение к работе (лояльность к организации, дисциплина)
· Качества руководителя (умение принимать решения и брать на себя ответственность, организация работы подчиненной структуры, развитие подчиненных).
· Коммуникативные навыки (умение контролировать эмоции, работа в команде).
· Понимание работы и потенциал (достижение ключевых результатов, инициативность, умение анализировать и применять логику).
Главным действующим лицом в оценке персонала является линейный руководитель. Он отвечает за объективность и полноту информационной базы, необходимой для текущей периодической оценки, и проводит оценочную беседу с сотрудником.
При всем многообразии показателей оценки их можно условно разделить на несколько групп:
1. В оценке результативности труда следует различать так называемые «жесткие» и «мягкие» показатели.
Жесткиепоказатели достаточно легко измеримы и охватываются. Мягкие показатели оценки определяются зависимостью от субъективного мнения оценщика.
2. Под условиями достижения результатов трудапонимаются главным образом способности или желание к выполнению общих функций управления как по отношению к другим объектам воздействия, так и по отношению к самому себе: планирование деятельности, организация и регулирование процесса, учет и контроль хода работы и др.
3. Показатели профессионального поведения охватывают такие стороны деятельности, как сотрудничество и коллективизм в работе, самостоятельность в решении тех или иных задач, готовность к принятию дополнительной ответственности или дополнительной нагрузки и т.п.
4. Еще одна группа показателей оценки — личностные качества.
Методы:
· Биографический. Анализ анкетных данных: листка по учету кадров, личных заявлений, автобиографии, документов об образовании, характеристик.
· Интервьюирование (собеседование).
· Тестирование
· Программированный контроль - оценка профессиональных знаний и умений, уровня интеллекта, опыта и работоспособности с помощью контрольных вопросов.
· Описательный - оценщик должен выявить и описать положительные и отрицательные черты поведения сотрудника, составить список его основных достижений и сильных сторон. Отчет должен опираться на реальные факты.
· Наблюдение - наблюдение за оцениваемым работником в неформальной обстановке (на отдыхе, в быту) или в рабочей обстановке. Метод трудоемкий и требует существенных материальных затрат.
· Метод «360 градусов». Сотрудник оценивается своим руководителем, коллегами и подчиненными. Конкретные формы оценки могут варьироваться, но все оценивающие заполняют одинаковые бланки. Цель метода - получить всестороннюю оценку аттестуемого.
· Рейтинг
· Метод инцидентов - сравниваются только достижения и проступки работников за отчетный период. В целях усовершенствования метода оцениваемые факторы следует ранжировать.
· Анализ конкретных ситуаций (кейсы) - моделирование конкретной производственной ситуации. Задача сотрудника - анализ и подготовка предложений по ее разрешению.
На результатах деловой оценки могут базироваться различные управленческие решения многих проблем, таких как:
· Определение уровня сотрудника на предмет занимаемой им должности.
· Показания эффективности вклада сотрудника в развитие предприятия, как в целом, так и непосредственно своего отдела либо цеха.
· Принятия непростого решения в вопросе повышения либо понижения в должности.