Задачи, внешние и внутренние факторы маркетинга человеческих ресурсов
Маркетинг -рынок.
Рынок -место продвижения товаров и услуг.
Маркетинг персонала организации -определение потребности этой организации в персонале, как в количественном (количество штатных единиц той или иной должностной позиции), так и в качественном (образовательный и квалификационный уровень, компетенции, знания, умения и навыки сотрудников) аспектах. При этом обязательно проведение анализа внешних и внутренних факторов, без которого построение эффективной системы маркетинга персонала не возможно, а именно:
· внешние факторы, оказывающие влияние на маркетинг персонала: ситуация на рынке труда, развитие технологии, особенности социальных потребностей, развитие законодательства, кадровая политика организаций-конкурентов;
· внутренние факторы, воздействующие на стратегию маркетинга персонала: цели организации, ее финансовые ресурсы, кадровый потенциал, источники покрытия кадровой потребности.
Основными составляющими маркетинга персонала являются:
· разработка качественных требований к персоналу;
· определение количественной и качественной потребности в персонале;
· расчет затрат на приобретение и дальнейшее использование персонала;
· выбор путей покрытия потребности в персонале;
· деловая оценка персонала;
· анализ и контроль эффективности распределения трудовых ресурсов организации по должностным позициям.
Основная теория маркетинга – это концепция 4P. «P» - первая буква всех составляющих комплекс слов: product, price, place, promotion (реклама).
В настоящее время концепцию 4P активно применяют и в маркетинге человеческих ресурсов.
Какова ценность того или иного сотрудника (опыт, знания, компетенции);
Какова реальная стоимость услуг того или иного сотрудника?
Где и как будет работать тот или иной сотрудник?
Позиционирование предполагает ответ на вопрос: как себя зарекомендует сотрудник и чем он так привлекателен для нас, как для работодателя.
16.Планирование работы с человеческими ресурсами организации: цели, задачи, виды планов
Планирование человеческих ресурсов – это процесс выявления потребности организации в персонале для достижения её стратегических целей и задач и разработка плана мероприятий по удовлетворению этой потребности.
Планирование человеческих ресурсов – это «процесс принятия решений, который объединяет три важных вида деятельности: (1) выявление и привлечение нужного количества людей с подходящими навыками, (2) стимулирование их развития для достижения высоких показателей работы и (3) создание взаимных связей между стратегией бизнеса и кадровой политикой» (Квин Миллз).
Целью планирования человеческих ресурсов организации являются:
· определить качественную и количественную потребность организации в сотрудниках различных категорий и разной квалификации для достижения ее стратегических и тактических целей;
· определить соответствие имеющегося структурного и трудового потенциала организации ее стратегическим целям, а также стратегии и тактике ее развития;
· предусмотреть возможные проблемы, возникающие из-за возможного избытка или недостатка человеческих ресурсов.
Основные задачи, решение которых обеспечивает процесс планирования человеческих ресурсов организации, следующие:
1. разработка механизма и процедур процесса планирования, согласованных с другими видами планирования в организации;
2. реализация решений органов управления и контроля, способствующих успешному осуществлению стратегии организации;
3. обеспечение процесса организации выявления основных проблем и потребностей организации в человеческих ресурсах для реализации стратегических целей и решения тактических задач;
4. планирования процесса удовлетворения качественных потребностей в человеческих ресурсах организации - определение необходимых компетенций (способностей, возможностей, знаний и умений), которыми должны обладать сотрудники, чтобы соответствовать занимаемым ими рабочим местам;
Существует три основных типа планов.
• планы - цели, представляющие собой набор качественных и количественных характеристик желаемого состояния объекта управления и его отдельных элементов в будущем, которые, однако, никогда не связываются ни с конкретным способом достижения, ни с необходимыми для этого ресурсами. Эти планы используются при планировании на отдаленную перспективу или при принципиальной непредсказуемости конкретных событий в будущем, что обусловливает их неопределенность. В планировании персонала данный вид планов не имеет широкого практического распространения;
• планы для повторяющихся действий - планы, предлагают их сроки выполнения и порядок осуществления действий в стандартных ситуациях. В планировании персонала это могут быть, например, графики работы и схемы размещения работников по рабочим местам при заменах;
• планы для неповторяющихся действий - планы, составляемые для решения специфических проблем, возникающих в процессе развития и функционирования организации. Такие планы могут иметь в виду программы, например, по улучшению условий труда.