Стратегия управления человеческими ресурсами организации
Управление человеческими ресурсами – направление менеджмента, основная цель которого - повышение производительности посредством создания благоприятных условий для деятельности сотрудников организации.
Управление человеческими ресурсами представляет собой на современном этапе стратегию, целью которой является создание коллектива, способного обеспечить достижение долговременных целей организации оптимальными методами, и характеризуется следующими тенденциями.
1. Повышается роль наиболее квалифицированного персонала всех уровней.
2. Глобализация создала новые широкие возможности для удовлетворения высоких уровней потребностей, в том числе потребности в труде, что серьезно влияет на состояние рынка труда.
Стратегия управления человеческими ресурсами организации - это генеральное направление действий руководства по отношению к персоналу, включающее совокупность критериев, принципов, методов и форм организационного поведения, направленных на воплощение в жизнь стратегии эффективного функционирования и развития организации. При этом стратегия разрабатывается и реализуется на всех уровнях:
- организации - управления человеческими ресурсами, экспансии на рынке товаров, оптимизации издержек, управления качеством, социальной ответственности, организационной культуры и др.;
- подразделений организации - управления развитием работников, стратегии маркетинга конкретных видов продукции и др.;
- отдельного работника - непрерывного повышения квалификации и мастерства, карьерного роста, организационного поведения, удовлетворения личных потребностей и т.д.
Таким образом, стратегия управления человеческими ресурсами - это комплекс организационных и экономических мероприятий, направленных на оптимальное формирование трудового коллектива, полное использование его трудового и творческого потенциала в производственном процессе с целью обеспечения роста производительности труда и качества работы, удовлетворение материальных и моральных потребностей человека и организации.
Стратегия управления человеческими ресурсами прямо связана со стратегией деятельности организации в настоящее время и в перспективе.
Кадровая политика организации: сущность, алгоритм формирования и типы
Кадровая политика - система теоретических взглядов, идей, требований, принципов, определяющих основные направления работы с персоналом, её формы и методы. Она определяет генеральное направление и основы работы с кадрами, общие, и специфические требования к ним и разрабатывается собственниками организации, высшим руководством, кадровыми службами.
Кадровая политика организации определяется рядом факторов.
Под внутренними факторами подразумевают цели и структуру организации, имеющийся морально-психологический климат в коллективе.
Внешние факторы – это трудовое законодательство, перспективы развития рынка труда, взаимоотношения с профсоюзом.
Цель кадровой политики – обеспечение оптимального баланса процессов обновления и сохранения численного и качественного состава кадров, его развития в соответствии с потребностями организации, требованиями законодательства, состоянием рынка труда.
Алгоритм:
1. Определение потребности в персонале
2. Привлечение персонала
3. Использование
4. Мотивация
5. Обучение и развитие
6. Высвобождение
7. Мониторинг рынка труда
Типы кадровой политики
· Пассивная кадровая политика. Руководство не имеет программы действий в отношении персонала, а кадровая работа сводится к ликвидации негативных последствий.
· Реактивная кадровая политика. Руководство предприятия осуществляет контроль за симптомами негативного состояния в работе с персоналом, причинами и ситуацией развития кризиса:
· Превентивная кадровая политика. Руководство имеет обоснованные прогнозы развития кадровой ситуации. Однако организация не имеет средств для влияния на неё. В программах развития организации содержатся краткосрочный и среднесрочный прогнозы потребности в кадрах, сформулированы задачи по развитию персонала. Основная проблема - разработка целевых кадровых программ.
· Активная кадровая политика. Это рациональная кадровая политика.
· Вторым основанием для формирования кадровой политики является принципиальная ориентация на собственный персонал или на внешний персонал, степень открытости по отношению к внешней среде при формировании кадрового состава.
· Открытая кадровая политика характеризуется тем, что организация прозрачна для потенциальных сотрудников на любом уровне, организация готова принять на работу любого специалиста соответствующей квалификации без учёта опыта работы в других организациях. Такая кадровая политика может быть адекватна для новых организаций, ведущих агрессивную политику завоевания рынка, ориентированных на быстрый рост и стремительный выход на передовые позиции в своей отрасли.
· Закрытая кадровая политика характеризуется тем, что организация ориентируется на включение нового персонала только с низшего должностного уровня, а замещение происходит только из числа сотрудников организации.