Выбор сферы деятельности международной компании на внешнем рынке
С точки зрения деятельности на внешнем рынке все отрасли экономики можно разделить на две группы: многонациональные, обслуживающие отдельные национальные рынки, где каждая отрасль имеет свою особенность в зависимости от принимающей страны (пищевая промышленность, розничная торговля, страхование), и глобальные, оперирующие с учетом всего мирового рынка, с минимальным отражением специфики спроса в странах-потребителях (гражданская авиация, телевидение, полупроводники).
Для руководства зарубежными филиалами, специализированными на глобальных отраслях экономики, международные компании используют глобальную стратегию с целью поддержания уровня конкурентоспособности в мировом масштабе. Такие компании имеют всемирную сеть зарубежных филиалов, располагают ресурсами на разных континентах нашей планеты, организуют предприятия в странах с самыми низкими издержками производства и широко используют эффект масштаба. Свои исследовательские центры они часто располагают не в государствах базирования головной компании, а в странах, где наиболее оживленные рынки сбыта.
Достигнуть конкурентных преимуществ на сформировавшемся рынке принимающей страны, где функционируют местные и иностранные конкуренты, довольно сложно, а без тщательной подготовки — практически невозможно. Для определения наиболее эффективной сферы деятельности международной компании в принимающей стране экономисты-исследователи и маркетологи ТНК в процессе подготовки проекта решения о выходе на новый зарубежный рынок критически оценивают возможности международной компании в производстве и поставке товаров и услуг на мировой рынок и рассматривают условия предпринимательской деятельности за рубежом в нескольких аспектах.
1. С точки зрения фирменной структуры и стратегии предприятий конкурентов. В этом аспекте в первую очередь необходимо оценить степень конкурентоспособности международной компании в выбранной сфере деятельности по сравнению с национальными предприятиями принимающей страны и иностранными фирмами, функционирующими там в этой сфере. Кроме того, важно проанализировать, отвечает ли стиль управления и организации производства в принимающей стране условиям, которыми располагает зарубежный филиал ТНК. При этом необходимо выяснить, какой тип стратегии выбирают местные фирмы-конкуренты, степень возможности победы над ними в конкурентной борьбе и отвечает ли предполагаемая сфера деятельности международной компании психологии нации принимающей страны.
2. Условия производства и предоставления услуг. Предметом анализа в этом направлении выступают следующие факторы: в каких отраслях экономики наиболее ярко выражены сравнительные преимущества принимающей страны, имеется ли там база для НИОКР в интересующих международную компанию секторах экономики и, наконец, могут ли слабые стороны в народном хозяйстве принимающей страны (нехватка капитала, отставание в научно-технической сфере и др.) быть восполнены деятельностью иностранных инвесторов.
3. Условия сбыта. Они определяются степенью сложности и спецификой запросов со стороны национальных потребителей, а также отличием каналов сбыта в принимающей стране от принятых на мировом рынке. Тенденции развития внутреннего спроса определяют направления в формировании ассортимента продукции зарубежного филиала ТНК.
4. Родственные отрасли и субпоставщики. В этом отношении международную компанию интересует информация о наличии в принимающей стране крупных потребителей ее продукции. Немаловажное значение для снижения издержек производства имеет развитие там отраслей, снабжающих проектируемое предприятие сырьевыми материалами. Следующим важным фактором в выборе сферы деятельности зарубежного филиала ТНК является технический уровень местных фирм — потенциальных субпоставщиков (имеют ли они возможность поставлять качественные комплектующие).
Если говорить о ресурсах, то иностранная деятельность фирмы различается по показателям их объемов, используемых в зарубежных операциях, а также по соотношению средств затраченных внутри страны и за рубежом. Например, экспорт может быть сопряжен с меньшим количеством ресурсов, чем прямые иностранные инвестиции, если в собственной стране фирма располагает избыточными мощностями. Если фирме необходимо увеличить производительность, то сделать это можно посредством инвестиций, как в собственной стране, так и за рубежом. В первом случае приходится значительно расширить операции за границей, но при этом активы остаются в стране базирования. А в случае прямых иностранных инвестиций фирма может снизить потребность в дополнительных капиталовложениях, заключив контракты с другими компаниями на ведение операций от ее имени или предложив владение международным предприятием на долевых началах.
Прежде чем анализировать эти разновидности организации, полезно рассмотреть основные факторы, которые фирмам следует при выборе форм деятельности на конкретном рынке. К факторам, влияющим на выбор, относятся: правовые аспекты, величина издержек, наличие опыта, уровень конкуренции и риска, распределение контроля и характера активов.
Правовые аспекты
К правовым аспектам относятся:
-Прямое запрещение некоторых форм деятельности
-Косвенное противодействие определенным формам деятельности (например, путем воздействия на прибыль)
Издержки
Производство за границей или продажа продукции на внешних рынках сопряжены с постоянными издержками, поэтому при малом объеме производства дешевле подрядить на работу постороннюю фирму, занимающуюся международным бизнесом. Когда бизнес возрастает в достаточной степени, менее дорогостоящим вариантом может стать ведение международных операций своими силами. Поэтому любой фирме следует периодически заново оценивать проблему ведения международных операций собственными силами.
Опыт
На начальном этапе выхода на международные рынки лишь немногие компании готовы расходовать значительную часть ресурсов на международные операции: фирмы могут просто не располагать средствами, достаточными для быстрого развертывания деятельности за границей. Как следствие, такие фирмы наращивают свое участие в международном бизнесе поэтапно. На начальных этапах они стараются сберечь свои ресурсы и сосредотачивают их преимущественно в стране базирования. Этим обуславливается выбор таких операционных форм, которые связаны с перекладыванием бремени ведения международных операций на сторонние фирмы. С расширением предприятия и накапливанием опыта появляется тенденция к обслуживанию операций собственными силами и к росту доли ресурсов, размещенных за границей.
4. Конкуренция
Когда фирма обладает уникальным ресурсом, ей гораздо проще выбрать желаемую форму деятельности за границей. Если вероятна острая конкуренция, фирма может быть вынуждена выбрать не самую эффективную форму бизнеса, но если она этого не сделает, конкурент захватит рынок. Возможность конкуренции может заставлять фирму выбирать стратегию ускоренного расширения заграничных операций, но только путем заключения соответствующих соглашений с другими фирмами.
То есть свобода выбора форм международных операций тем выше, чем ниже вероятность конкуренции.
Риски
В бизнесе существуют самые разные риски. Однако риск, связанный с вероятностью политических и экономических изменений, которые смогут снизить защищенность активов фирмы и получаемых доходов, руководство корпорации ставит на первое место.
Чем выше оценивается уровень риска, тем сильнее стремление фирмы к участию в стратегических альянсах. Формы деятельности с участием внешних организаций позволяют более широко распределить активы между разными странами. Однако такие формы менее привлекательны для компаний с развитой международной деятельностью или обладающих ресурсами, достаточными для самостоятельного развития операций за границей.
Контроль
Чем больше соглашений фирма заключает с другими фирмами, тем более вероятно, что она утратит контроль над принятием решений и это может отразиться на оптимизации ее деятельности на глобально уровне, включая такие вопросы, как география расширения производства, освоение новых видов продукции, обеспечение качества. Соглашение с внешними организациями предусматривают также распределение доходов, что имеет большое значение на предприятиях с высокой прибыльностью. Фирма при этом рискует и тем, что ее конфиденциальная информация станет известной конкурентам. Многие аналитики считают, что утрата контроля над гибкостью бизнеса, доходами и поведением в конкурентной среде – это важнейшая переменна, влияющая на выбор того или иного режима международных операций.
Схожесть стран
Ориентация на схожесть стран при выборе формы деятельности не всегда оправдана. Руководство более уверено в способности своей фирмы напрямую работать в тех странах, которые воспринимаются как схожие со страной базирования. Американские компании, например, намного склонны обходится без посредников в англоговорящих странах, чем в странах с другими языками. Языковые и культурные различия затрудняют коммуникации и обуславливают рост расходов на координацию деятельности различных фирм, особенно в случае передачи технологии. В подобной ситуации может возникнуть в прямых инвестициях, сопряженных с переездом персонала фирмы за границу для облегчения движения межнациональных информационных потоков.
Выбор принимающей страны
Исключительно важное значение головная компания придает выбору государства для зарубежного предпринимательства. Принятию решения об организации заграничного филиала в какой-либо стране предшествует изучение условий потенциальных принимающих стран в четырех главных аспектах: рыночном, экономическом, специфики местных условий и конкурентоспособности.
К благоприятным факторам в рыночном аспектеотносятся: объем рынка, высокие темпы роста спроса на предполагаемые к выпуску изделия или намечаемые к предоставлению на местном рынке услуги, наличие крупных потребителей, продолжительность жизненного цикла интересующих иностранного инвестора товаров и услуг, положительное восприятие его рекламы местными потребителями, возможность интернационализации сбытовой сети, включая использование каналов сбыта респектабельных фирм, занимающих прочные позиции на исследуемом рынке.
В рыночном аспекте международному менеджеру полезно знать распределение потребителей предполагаемых к производству к сбыту в принимающей стране товаров и услуг по группам в соответствии со стилем жизни, стремлениями, особенностями вкуса. Не менее важны сведения о сезонных колебаниях покупательского спроса и тенденциях в направлении инвестиций. Предметами изучения международного менеджера должны стать структура каналов сбыта, особенности оптовой и розничной торговли в принимающей стране.
На положительное решение о выборе той или яной страны 0 качестве принимающей в экономическом аспектевлияют такие факторы, как сокращение издержек производства и сбыта в результате увеличения размаха предпринимательской деятельности в международном масштабе, возможность получения научно-технической и ком^ерчес-кой информации из широкого круга источников, сокращение затрат на НИОКР в расчете на единицу выпускаемой продукции.
К местным условиямпредпринимательской деятельности относятся обычаи принимающей страны: законодательство, включая таможенный тариф, импортные и экспортные квоты, местные нормы и стандарты, процедуры, связанные с импортом товаров и услуг, условия патентования товарного знака и знака обслуживания.
Для международного менеджера важна информация об установленном порядке предпринимательской деятельности в принимающей стране, особенно в отношении товаров и услуг, предусмотренных к производству и сбыту на ее территории. Полезно получить информацию о мероприятиях торговой палаты и коммерческих ассоциаций принимающей страны, направленных на либерализацию интересующего международного менеджера рынка товаров и услуг.
Важно быть в курсе усилий, предпринимаемых посольством или торговым представительством страны головной компании в принимающем государстве в целях содействия реализации продукции, предусмотренной к производству и сбыту зарубежным филиалом международной компании в принимающей стране. Особое значение для международной компании имеют:
§ система валютного регулирования;
§ гарантам прав собственности (включая вопрос о размере компенсации и форме ее выплаты в случае экспроприации собственности иностранных компаний);
§ возможность разрешения разногласий с предприятиями принимающей страны в международном арбитраже;
§ четкое законодательство о том, какие категории предпринимательской деятельности открыты для прямых иностранных инвестицийи на какие из них предоставляются особые льготы.
Инвестиционный климат принимающей страны в значительной степени определяет состояние финансовой системы. Стоимость зарубежных активов международной компании может быть утрачена из-за инфляционных процессов в принимающем государстве, если правительство нестабильно, не налажена должным образом налоговая система, не осуществляется твердая экономическая политика, сдерживающая или подавляющая инфляцию.
Зарубежный филиал международной компании терпит убытки в условиях инфляции еще и вследствие преимущественного роста заработной платы по сравнению с ростом цен и плохой организации налоговой системы. Поэтому обычно перед принятием решения о создании зарубежного предприятия головная компания учитывает возможный в будущем уровень инфляции в принимающей стране.
С точки зрения издержек производства и сбыта для иностранного инвестора имеют первостепенное значение наличие и стоимость использования средств транспорта и связи; возможность адаптации применяемых технологий к условиям принимающей страны. При этом руководство головной компании принимает во внимание, что потенциальные соперники — национальные фирмы в принимающей стране — располагают такими преимуществами, как лучшее знание потребностей местных покупателей и специфических особенностей местного рынка. Их поддерживает местное правительство, и наконец, на их стороне патриотические чувства потребителей.
Последовательность действий головной компании перед принятием решения о предпринимательской деятельности в той или иной стране в аспекте местных условий обычно складывается в следующую цепочку мероприятий:
§ оценка размеров и пределов рынка принимающей страны;
§ сравнение качества предусмотренных к выпуску товаров (предоставлению услуг) с качественными характеристиками аналогичных изделий или услуг, предоставляемых конкурентами;
§ изучение возможностей организации сбыта на изучаемом рынке и в регионе принимающей страны;
§ анализ специфики потребностей покупателей, законов и обычаев принимающей страны;
§ знакомство с опытом работы на этом рынке иностранных конкурентов;
§ оценка преимуществ организации производства в принимающей стране по сравнению с экспортом в эту страну.
Предпочтение часто отдается тем странам, условия работы в которых известны головной компании, например, если в данной стране уже функционирует филиал головной компании по сбыту продукции.
К основным источникам информации об условиях предпринимательской деятельности в принимающей стране следует отнести:
§ государственные организации принимающей страны по содействию торговле (чаще всего деятельность этих организаций направлена на содействие развитию экспорта);
§ представительства фирм-импортеров принимающего государства в стране головной компании, которые могут дать сведения о пользующихся спросом товарах и услугах в принимающей стране (с ними лучше не заключать никаких соглашений до освоения рынка в принимающем государстве);
§ посольство или торговое представительство принимающей страны в государстве головной компании, отделения банков этой страны;
§ коммерческий отдел посольства или торговое представительство страны головной компании в принимающем государстве. Они обычно заинтересованы в развитии экспорта, имеют разработанные базы данных и поэтому могут с готовностью дать информацию о рынке принимающей страны и даже познакомить с потенциальными покупателями и импортерами;
§ торговые палаты страны базирования головной компании и принимающего государства.
При изучении фактора конкурентоспособностив принимающей стране руководство международной компании обычно отдает себе отчет в том, что надлежащий уровень конкурентоспособности может быть обеспечен за счет выпуска уникальных товаров (предоставления услуг), не имеющих аналогов на рынке принимающей страны. Возможна также победа в конкурентной борьбе путем производства изделий или предоставления услуг традиционных, но с характеристиками, превышающими качество конкурентов. Наконец, конкурентный уровень может поддерживаться низкими ценами вследствие низких издержек производства, обусловленных применением оригинальных новых технологий.
Оценить конкурентоспособность намечаемых к производству и сбыту в принимающей стране товаров и услуг помогут сведения об основных конкурентах на рынке аналогичных товаров и услуг, распределении секторов этого рынка между основными конкурентами, сильных и слабых сторонах конкурентов, особенностях их стратегии, а также предполагаемых темпах роста спроса на товары и услуги, относящиеся к специализации зарубежного филиала международной компании в принимающей стране.
Новый товар или услуги должны найти свое место или нишу на рынке принимающего государства либо они должны отличаться новыми свойствами, о необходимости которых потребитель не знал до тех пор, пока их не увидел. Это значит, что международному менеджеру, возможно, придется создавать спрос в принимающей стране, базируясь на новой или усовершенствованной концепции. В частности, он может рекламировать уникальные потребительские свойства своих товаров или услуг как перед потенциальными партнерами, которых он намерен привлечь для совместного производства и сбыта товаров или услуг, так и перед широким кругом покупателей.
Для расширения сбыта товаров или услуг международный менеджер в средствах массовой информации принимающей страны может изложить многолетнюю историю изобретения и создания этих товаров или услуг в его компании, подчеркнуть передовые технологии, используемые в их производстве, обосновать выгодные отличия своих товаров или услуг от многих других, доступных покупателю. Полезно привести список именитых, широко известных во всем мире потребителей этих товаров или услуг. Кроме того, рекламируемые товары или услуги могли ранее заслужить награды или отличия на внутреннем или международном рынках, о чем тоже немаловажно знать будущим потребителям.
При этом международному менеджеру необходимо оценить возможности и гибкость производства руководимого им зарубежного филиала международной компании в принимающей стране. Он должен твердо знать, в какие сроки его предприятие сможет выполнить заказы основных потребителей и какие объемы продукции реальны для выпуска в условиях принимающей страны. Качеству выпускаемой продукции и соответствию ее оговоренным в контрактах технико-экономическим характеристикам должно быть уделено первостепенное внимание.
Потребители в принимающих странах, как правило, настороженно относятся к новым на рынке товарам или услугам иностранного происхождения и не прощают наличия у товара изъянов или несоответствий, какими бы мелкими и незначительными для потребительских свойств товара они ни казались. Потребителей также волнует, получат ли они товары в оговоренные в контрактах сроки и в согласованных количествах.
К основным факторам привлекательности принимающей страны для международных компаний следует отнести четко сформулированную позицию правительства этой страны по отношению к иностранным инвестициям. При этом следует иметь в виду, что политика правительства принимающей страны в отношении иностранных инвестиций может быть привлекательна для иностранных инвесторов лишь при условии создания для них надлежащего макроэкономического климата, при котором иностранные инвесторы будут иметь возможность получения соответствующей прибыли и права на репатриацию части прибыли.
Особенно мощным стимулом привлечения иностранных инвесторов в принимающую страну является принцип национального режима — открытая правовая система, в рамках которой иностранным инвесторам разрешена не запрещенная законодательством предпринимательская деятельность, если они соблюдают правила и положения, которые распространяются на аналогичную предпринимательскую деятельность граждан принимающей страны.
Одним из ключевых факторов привлекательности принимающей страны для иностранных инвесторов является их доступ к свободно конвертируемой валюте для погашения задолженности, перевода прибыли за рубеж и репатриации капитала. При этом налоговые льготы, безусловно, привлекают иностранных инвесторов, однако увлечение налоговыми льготами в погоне за иностранными инвестициями, как показывает печальный опыт некоторых развивающихся стран, может привести к диспропорциям в экономике принимающих государств. Во избежание таких ситуаций эксперты ООН рекомендуют правительствам принимающих государств вводить согласованные налоговые механизмы по принципу: «Лучше невысокие налоги, чем чрезмерные льготы, приводящие к диспропорциям в национальном хозяйстве».
В результате тщательного анализа возможностей ряда потенциальных принимающих государств экономисты международных компаний сводят данные по этим государствам в таблицы, оценивая в баллах преимущества каждого государства, которое может быть принимающим. Останавливают выбор на том, которое располагает наибольшим количеством баллов (табл. 4.1.).
Таблица 4.1. - Оценка преимуществ страны, претендующей на роль принимающего государства (образец)
Критерии | Оценка критерия (от 1 до 10 баллов) | Степень важности критерия (от 1 до 10 баллов) | Сумма баллов |
Политическая стабильность | |||
ВНП | |||
ВНП надушу населения | |||
Перспективы экономического роста | |||
Объем рынка | |||
Отношение правительства к иностранным инвесторам | |||
Репатриация прибылей | |||
Таможенные тарифы | |||
Ограничение частной собственности | |||
Налоговая система | |||
Стабильность валюты | |||
Темпы инфляции | |||
Стоимость рабочей силы | |||
Наличие и стоимость сырьевых материалов | |||
Сумма |
Выбор зарубежного партнера
Опыт предпринимательской деятельности за рубежом показывает, что не следует выбирать партнера в принимающей стране, если не имел с ним деловых контактов в течение одного-двух лет. Международные компании, как правило, не торопятся с выбором партнера в принимающей стране, поскольку ошибки в этом вопросе дорогостоящи и трудноисправимы. Отсюда следует, что при выборе делового партнера за границей рекомендуется использовать объективные стандарты.
Данные о потенциальном партнере рекомендуется группировать в следующем порядке:
§ прежняя специализация;
§ данные о компании, включая динамику сбыта, стратегию;
§ степень конкурентоспособности (доля на рынке, спрос, цены, перспективы спроса);
§ ресурсы компании — финансовое положение, применяемая технология, человеческий капитал, активы, репутация.
Оценив потенциальных партнеров, останавливаются на тех, кто сможет наилучшим образом понять стратегию бизнеса международной компании, согласиться с планами производства и сбыта, обеспечить контакты на рынке принимающей страны и предоставить соответствующие каналы сбыта и распределения.
Затем приступают к переговорам о сотрудничестве, партнерами в которых могут выступать производители товаров и услуг, крупные торговые фирмы, небольшие специализированные торговые компании и агентские фирмы. Перед потенциальным партнером должны быть поставлены четкие и конкретные цели сотрудничества, соответствующие его возможностям. Важно внушить ему уверенность в реальности поставленных задач, показать знание путей их решения на рынке принимающей страны и желание привлекать необходимые трудовые и финансовые ресурсы на долгосрочной основе.
Местная производственная компания может быть заинтересована в сотрудничестве с ТНК прежде всего, если продукция международной корпорации дополняет ассортимент местной компании либо если местная производственная компания стремится разнообразить сферу своей деятельности. Менеджер зарубежного филиала ТНК в этом случае должен обратить внимание на систему сбыта местной компании и ее заинтересованность в продажах продукции филиала ТНК. В то же время от внимания менеджера зарубежного филиала ТНК не должна ускользнуть возможность возникновения конкуренции между продукцией местной фирмы и продукцией филиала ТНК на определенном этапе их совместной деятельности.
Чтобы сохранить интерес местной компании к сотрудничеству с зарубежным филиалом ТНК, последнему желательно всегда иметь преимущество в технологическом уровне. В то же время известны случаи, когда местный партнер передавал зарубежному филиалу ТНК свою технологию и оборудование, приспособленные к условиям принимающей страны, способствуя тем самым росту престижа зарубежного филиала ТНК на местном рынке и повышению его технического уровня. Кроме того, местная производственная компания может предоставлять потребителям продукции зарубежного филиала ТНК квалифицированное послепродажное обслуживание, включая ремонты и обеспечение запчастями, а также опытных продавцов, знающих специфику потребностей покупателей в принимающей стране.
Определенными преимуществами в качестве партнеров зарубежного филиала ТНК в принимающей стране обладают крупные торговые фирмы. Они чаще всего имеют дело с широко дифференцированным ассортиментом товаров и услуг: сырьевых материалов, нефтепродуктов, продукции сельского хозяйства, а также машин и оборудования. К рискам сотрудничества с местными крупными торговыми фирмами в принимающей стране относится прежде всего степень их интереса к продукции зарубежного филиала ТНК и неожиданная возможность их отказа от сотрудничества в случае падения спроса на продукцию иностранной корпорации. Во избежание такого риска следует в качестве партнера выбирать торговую фирму с более узкой специализацией, имеющую непосредственные контакты с потребителями без посредников.
Небольшие специализированные торговые компании также весьма активно функционируют на внешнем рынке. Они предпочитают заниматься сбытом мелких партий разнообразных товаров или крупных партий изделий ограниченной номенклатуры. Обычно эти фирмы специализируются на конкретном секторе рынка и поэтому обладают необходимыми для сбыта специфической продукции знаниями и обширными связями. К рискам совместной деятельности с такими компаниями относятся возможность с их стороны на определенном этапе сотрудничества отдать предпочтение конкурирующему с продукцией зарубежного филиала ТНК товару, нехватка у них квалифицированного персонала для сбыта продукции зарубежного филиала ТНК и несоответствие энтузиазма к сотрудничеству их реальным возможностям.
Совместная деятельность с местными агентами, представляющими несколько компаний, таит в себе опасность скрытого конкурирования в рамках этих компаний продукции зарубежного филиала ТНК с товарами и услугами других фирм, пользующихся услугами того же агента. Перед тем как остановить свой выбор на определенном агенте в качестве зарубежного партнера, разумно убедиться в его добросовестности, общей компетенции, энергичности и наличии опыта работы с соответствующим ассортиментом товаров и услуг.
Для беспристрастной оценки потенциальных партнеров необходимо установить, кто из них пользуется наибольшей поддержкой и уважением местной администрации и правительственных кругов, а также смогут ли они понять стратегию международной компании в принимающей стране; согласиться с выбором ассортимента товаров и услуг, с которыми международная компания выходит на рынок принимающей страны; обеспечить зарубежному филиалу международной компании надежные деловые контакты на местном рынке; предложить свою систему сбыта.
Разумно сотрудничать с коммуникабельным партнером, смягчающим связанную с освоением нового рынка нервозность. Однако коммуникабельность — не главное. Иногда местная компания-партнер, придерживающаяся более формального стиля общения, может иметь прочные деловые связи с местным рынком, работать более эффективно, профессионально и более соответствовать требованиям международной компании.
Как правило, партнеры из принимающей страны предпочитают осторожное начало своей совместной деятельности с международной компанией, вводя на местный рынок умеренное количество наименований продукции по скромным ценам по крайней мере в течение первых двух лет сотрудничества. В течение этого периода могут возникнуть проблемы, вследствие которых сотрудничество с международной компанией может не состояться.
В то же время международной компании следует внимательно относиться к предложениям партнера, хорошо знающего требования местного рынка. В частности, местный партнер может не без основания предложить изменить ассортимент выпускаемых на рынок принимающей страны товаров или изменить оформление упаковки и количество единиц товара в упаковке в соответствии со вкусами местных потребителей.
Особое внимание руководство международных компаний уделяет изучению специфики выбора партнеров в странах с переходной экономикой, не обладающих большим опытом деятельности в условиях рыночной системы хозяйства. Обзор опубликованных рекомендаций по выбору партнеров (в частности, в странах СНГ) позволяет выделить «десять заповедей» международных компаний, выбирающих партнеров в России и бывших республиках СССР:
§ проверить партнера, не полагаясь на первое впечатление о нем. Изучить его бизнес-план;
§ уважать психологию и местные обычаи сотрудников предприятий России и бывших республик СССР;
§ начать сотрудничество со сделок с минимальными объемами;
§ перед подписанием соглашения убедиться, что с партнером налажена надежная телекоммуникационная связь;
§ точно знать фамилии и реальные полномочия ответственных сотрудников партнерских фирм;
§ быть в курсе законодательства о внешней торговле и иностранных инвестициях в странах СНГ;
§ знать, как формируются внутренние цены, и сопоставлять их с предложениями фирм — конкурентов из других стран;
§ знать нормы ГОСТов, определяющие качество продукции, поскольку эти нормы предпочитают сотрудники предприятий России и стран СНГ;
§ быть уверенным, что с партнером налажена надежная связь;
§ учитывать разницу в часовых поясах.
Работая с западным партнером, следует придерживаться следующих основных правил:
1. Никогда не относитесь к людям и фирмам предвзято (не имеет значения, позитивна или негативна направленность предвзятости). Воспринимайте людей и компании такими, какими они есть, не осуждайте их поведение или внешний вид.
2. Постарайтесь понять местные обычаи и посоветоваться по сомнительным вопросам с западными консультантами.
3. Бывайте в западных странах при любой возможности.
4. Во время встреч с вашими иностранными покупателями, поставщиками и агентами лучше вести себя официально и одеваться консервативно. Не называете людей фамильярно по имени, если они не предложили вас делать это (особенно важен этот момент в общении с немецкими партнерами).
5. Избегайте шуток и юмора в деловых переговорах и переписке.
Вам необходимо получить от потенциального партнера ответы на интересующие вас вопросы, обратив внимание на следующие моменты.
1. Кредитоспособность
Оценка кредитоспособности вашего потенциального партнера может быть выполнена специальными организациями.
Фирма Дан Брэдстрит является одной из самых крупных организации такого рода. Она может собрать сведения о любой европейской фирме. По заказу клиента она может подтвердить юридический адрес вашего партнера, отыскать данные о судебных процессах с его участием, навести справки в банках о количестве денег на счетах.
Кроме того, возможен сбор публикаций в прессе о потенциальном партнере.
2. Аудиторские проверки
Вы можете попросить независимых аудиторов оценить финансовое состояние вашего партнера. При этом можно обратиться к фирмам, которые специализируются в этом виде деятельности. Их адреса можно найти при помощи торговых палат.
Ключевым элементом аудиторской проверки такого рода является оценка пассивов и активов фирмы, оценка того, способна ли она рассчитаться со своими краткосрочными и долгосрочными долгами.
Важным моментом, который следует принимать во внимание, является то, располагает ли ваш потенциальный партнер каким-либо имуществом, особенно недвижимостью, землей и оборудованием.
3. Оценка технической и управленческой компетентности
Местные эксперты могут помочь оценить технический уровень и управленческий опыт фирмы. Однако постарайтесь иметь об этом и собственное мнение. Постарайтесь лично оценить квалификацию рядовых исполнителей и уровень контроля качества продукции вашего партнера. Не стесняйтесь при этом связаться с фирмами, с которыми уже работал ваш партнер и навести о нем справки. Сделайте запросы в эти фирмы о вашем партнере и спросите об уровне его конкурентоспособности, сильных и слабых местах, пунктуальности в выполнении контрактов, простоте взаимодействия.
При заключении сделок общепринятой практикой является обращение к независимым консультантам, юристам, аудиторам и техническим специалистам. Нe пренебрегайте этим. Помните, что сравнительно небольшие затраты на исследование партнера помогут вам избежать значительных убытков.