Билет № 3.3 Страховая компания, ее роль на фин.рынке. Принцип деятельности страховой компании

Страхование - метод защиты личности или фирмы от финансовых потерь вследствие повреждения или кражи личного или производственного имущества (общее страхование) или смерти и несчастных случаев (страхование жизни и страхование от несчастных случаев). Уплатив страховой взнос, физическое или юридическое лицо приобретает страховое покрытие своего финансового риска.

1 учреждением России, осуществлявшим страхование, был Государственный Заёмный Банк. В 1776г. он объявил о страховании каменных домов и фабрик от огня, поскольку в то время в условиях "деревянной" России пожары уничтожали целые районы и страхование делалось необходимым и популярным. К 1913г. в России сложилась система страхового предпринимательства, в которую входили: государственный надзор за деятельностью страховых обществ, акционерные, региональные и взаимные общества страхования, сочетание государственного (обязательного) и частного страхования, перестраховочные союзы.

Страховые компании - достаточно богатые финансовые учреждения, аккумулируют средства населения и организаций в виде добровольных и обязательных страховых отчислений. Т.е. это финансовый институт, предоставляющий страховые полисы разного назначения для защиты личности и бизнеса от риска финансовых потерь, получая за это регулярно вносимые страховые отчисления. Страховое дело не требует затрат ни на здание, ни на оборудование. Денежные средства нужны только на аренду офиса и организационные расходы. Поэтому требование большого уставного капитала государством при регистрации страхового бизнеса - это гарантия того, что страховая компания не будет строить пирамиду, привлекая денежные средства населения и предприятий (в РФ - не менее 100 тыс. евро). Страховая деятельность обязательно лицензируется.

Сделка страхования оформляется в виде полиса. Страховые компании действуют, объединяя риск большого числа обладателей страховых полисов. Обязательные реквизиты страхового полиса: название компании, объект страхования, страховая премия, страховой взнос, 2-я сторона по договору, подписи сторон. Обычно на полисе указываются условия выплаты премии.

Исходя из последних сведений о выплатах страхового вознаграждения, статистик страховой компании может определить вероятность возникновения отдельного страхового случая и может подсчитать средние финансовые потери, порождаемые каждым таким случаем. Используя эту информацию, он подсчитывает приблизительный размер взноса, который должны уплатить владельцы полисов. Из общей суммы поступающих отчислений страховая компания выплачивает возникающие финансовые требования. Т.е. в случае наступления страхового факта компания выплачивает клиенту страховую премию, но т.к. это бывает не с каждым клиентом, то в мире страховые компании по накоплению денежных средств занимают 2 место после банков. Страховые компании могут финансировать крупные проекты и часто имеют свои "карманные" банки. Резервы страховых компаний, как правило, размещаются в банках под хорошие %.

В случае большого финансового риска компания может прибегнуть к перестрахованию, деля страховые взносы с другими страховщиками в соответствии с долей потенциального требования, которое они готовы принять. Кроме того, многие страховые компании создают специальные программы накопления сбережений, связанные со страхованием.

Страховые компании используют получаемые взносы не только для оплаты ежедневных требований, но и для получения дополнительных доходов от инвестиций в ценные бумаги. Страхование жизни, в частности из-за долгосрочной природы этого договора, является особенно благоприятным для долгосрочных инвестиций, возвращающихся в виде прибыли как к владельцу полиса, так и к компании.

Общие показатели деятельности страховой компании: сумма страховых взносов, виды страховых услуг, общий объём выплат.

Чистая прибыль страховой компании представляет собой буфер, позволяющий компенсировать непредвиденные убытки. Риск состояния страховой компании характеризуется соотношением выписанной премии и чистой прибыли.

По Российскому законодательству страховые компании должны вкладывать в один вид вложений не более 10% средств, т.е. в портфеле страховой компании должно быть как минимум 10 видов вложений.

Ликвидность - мера того, насколько быстро и полно можно обменять какой-либо актив на наличные деньги, чтобы использовать его как средство платежа.

Ликвидные активы страховой компании - то размещение, которое можно быстро превратить в деньги (векселя, валюта).

К обязательному страхованию относятся медицинское, профессиональное, страхование грузов, транспортных перевозок. Между страховыми компаниями проводятся конкурсы на осуществление обязательного страхования. Большую роль для надёжности играет история страховой компании.

Билет № 3.4. Виды деятельности на рынке ценных бумаг: брокерская деятельность, дилерская деятельность,

Ценная бумага - финансовый инструмент, выпускаемый компаниями, финансовыми институтами и государством с целью получения дополнительного капитала.

Фондовая биржа или рынок ценных бумаг - рынок, на котором происходят покупка и продажа акций компаний и государственных облигаций.

Фондовая биржа выполняет 2 принципиально важные функции. Она обеспечивает:

1. первичный рынок, или рынок "новых эмиссий", на котором создаётся капитал для финансирования инвестиций и других целей посредством выпуска новых акций и облигаций

2. вторичный рынок операций с существующими ценными бумагами, включая форвардные операции. Этот вторичный рынок даёт возможность быстрого передвижения ценных бумаг от продавцов к покупателям.

Помимо этого, фондовая биржа выполняет следующие функции:

· мобилизация временно свободных денежных средств через продажу ценных бумаг

· перелив денежных средств между отраслями и компаниями

· установление рыночной стоимости ценных бумаг

· сбор, анализ и опубликование экономической информации

· отражение состояния экономической активности

· прогноз экономической ситуации

Таким образом, фондовая биржа занимает важное место в финансовой системе страны, обеспечивая функционирование механизма превращения сбережений в физические и портфельные инвестиции. Для допуска на биржу или котировки своих акций на ней компании должны предоставить доказательство финансовой устойчивости и данные о предшествующей хозяйственной деятельности, а также выделить определённый % выпуска акций на продажу широкой публике. Следует отметить, что небольшим компаниям, стремящимся создать капитал для финансирования своей деятельности, предоставляются более мягкие условия, не предусматривающие получение полного листинга (внебиржевой рынок ценных бумаг).

Источники дохода фондовой биржи: посредническая деятельность, регистрационные сборы, членские взносы, продажа собственных акций.

Создатель рынка - фирма, действующая на фондовой бирже, которая занимается покупкой и продажей ценных бумаг и, таким образом, выполняет функции по формированию рынка данных ценных бумаг. Фирма - создатель рынка обычно специализируется на небольшой группе ценных бумаг, например, на акциях компаний какой-либо отдельной отрасли. Фирма получает прибыль от разницы между покупательской ценой и предлагаемой ценой, по которой она продаёт эту ценную бумагу. Фирма назначает более низкие или более высокие цены покупки и продажи в соответствии с уменьшением или увеличением её запаса данных ценных бумаг. Например, при большом спросе на данные акции по мере продажи своего запаса этих акций фирма назначает всё более высокую цену в соответствии с их растущей ценностью.

Брокер - агент, который по поручению своих клиентов покупает и продаёт ценные бумаги и получает за осуществление этих сделок комиссионные.

Дилер - посредник, который действует и торгует за свой счёт. Дилеры действуют от своего имени и могут выступать посредниками между брокерами, другими дилерами и клиентами. Доходы Дилера образуются за счет разницы между покупной и продажной ценой валют и ценных бумаг, а также за счет изменения их курсов. Он имеет право котировок ценных бумаг, он заинтересован в прибыли.

Брокеры и дилеры отличаются уровнем финансовой ответственности (брокер не рискует своими деньгами). Требования к брокерской деятельности - не менее 3 человек с аттестатами, к дилерской - не менее 5 человек и обязательная аккредитация на одной из бирж. Брокерская и дилерская деятельности могут быть совмещены, но приоритет в таком случае у брокерской.

"Медведь" - рассчитывает на понижение курса ценных бумаг к определённому времени и делает всё, чтобы этот курс понизился.

"Бык" - искусственно повышает курс ценных бумаг, скупая их.

Наши рекомендации