Саморегулирование в сфере предпринимательской деятельности
Под саморегулированиемпонимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил. Исходя из данного определения, стандартизация и контроль— основные составляющие саморегулирования.
Основным законодательным актом данной сферы общественных отношений является Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях». Особенности саморегулирования отдельных видов предпринимательской и профессиональной деятельности определены специальным законодательством.
Предметомсаморегулирования является предпринимательская или профессиональная деятельность
Сущностьсаморегулирования заключается в том, что государство передает отдельные по государственному регулированию предпринимательской профессиональной деятельности саморегулируемым организациям.
Тема 9. Правовые основы ценообразования
Понятие и виды цен
Ценапредставляет собой денежное выражение стоимости товара. В отсутствие в Российской Федерации единого законодательного акта о ценах понятие цены (тарифа) представлено в ряде актов, определяющих порядок ценового регулирования отдельных видов товаров, работ, услуг. Например, в Основах ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. № 109, приводятся следующие определения:
цена электрической энергии— стоимость единицы электрической энергии с учетом стоимости мощности, не включающая стоимость услуг по ее передаче и иных соответствующих услуг;
тарифы— система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за электрическую энергию (мощность) и тепловую энергию (мощность), а также за соответствующие услуги, оказываемые организациями, осуществляющими регулируемую деятельность.
В юридической литературе цена рассматривается как экономическая и правовая категория. Цена как экономическая категория формируется с учетом уровня потребительского спроса на продукцию; эластичности спроса, сложившегося на рынке этой продукции; возможности реакции рынка на изменение выпуска предприятием этой продукции; мер государственного регулирования ценообразования; уровня цен на аналогичную продукцию предприятий-конкурентов и др. В качестве юридической категории цена выступает существенным условием ряда договоров, базой для формирования налога на добавленную стоимость, акцизов, снабженческо-сбытовых, торговых надбавок, а также имеет ряд других значений.
Можно выделить следующие виды цен.
1. В зависимости от роли государства в их формировании цены могут быть свободными и регулируемыми. Регулируемая цена— цена товара, складывающаяся на товарном рынке при государственном воздействии на нее путем применения экономических и (или) директивных мер.
Под свободной, или рыночной, ценой понимают цену, складывающуюся на товарном рынке без государственного воздействия на нее.
Законодательство об оценочной деятельности закрепляет правила установления рыночной стоимости объекта оценки.
Идентичными признаются товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. Однородными признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми.
Различают цены контролируемые и неконтролируемые.Данное деление тесно связано с предыдущим. Установление и применение регулируемых цен всегда контролируется соответствующими государственными органами. Контроль применения свободных цен может осуществляться в отношении специальных субъектов либо в определенных целях.
В зависимости от рынка цены делятся на оптовые и розничные.По оптовым ценам продукция реализуется другим предприятиям или торгово-сбытовым организациям, по розничным ценам товары реализуются конечному потребителю. Оптовые и розничные цены различаются составляющими их элементами: наличием или отсутствием снабженческо-сбытовой и (или) торговой надбавки.
Цены можно классифицировать на постоянные(когда в нормативном акте не содержится условия о периоде действия цены) и временные(с определением такого периода).
По территории действия цены можно классифицировать на внутригосударственные и мировые.Формирование и применение внутригосударственных цен осуществляется в соответствии с законодательством РФ. Мировые цены определяются на основе данных биржевых котировок (Лондонской биржи металлов и др.).