Неправомерная деятельность органов публичной власти.
Ст. 15 и 16 ФЗ о защите конкуренции.
Эти правонарушения сконструированы, как правонарушения, осуществляемые хоз. субъектами. Есть 2 группы:
Индивидуальные действия
Соглашения и согласованные действия (они тут смешаны и не явл. 2 разными видами, но это недоработка зк-ва).
Антимонопольные органы пресекают следующие виды правонарушений (из индивидуальных действий, ст. 15):
Против доступа на рынок: введение ограничений в отношении создания хоз. Субъектов в какой-либо сфере деятельности, установление запретов в отношение осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров.
Необоснованное препятствование осуществлению деятельности хоз. субъекту. В том числе путем установления непредусмотренных законом требований товарам или хоз. субъектам. Большое кол-во дел, когда органы исп. Власти и МСУ вводят соотв. требования к товарам, чтобы ограничить субъектов. В частности по конструкции зданий из бетона и пластика. Скажем, для введения в эксплуатацию в Москве – спец комиссия, которые смотрят, что поставили «не те окна». Его признали недействительным, что верно.
Установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров;
Иные – заключенеи в приоритетном порядке договоров, предоставление ХС доступа к информации в приоритетном порядке, установление или взимание не предусмотренных зак-вом платежей за гос и мун. Услуги, за сопутствующие услуги.
Особым - Предоставление государственных/муниципальных преференций в нарушение требований, уст. Гл. 5- ФЗ о защите конкуренции.
Отдельно стоит обратить внимание на то, что запрещается наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления полномочиями, осуществление которых приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Это близко к п. 3 вышеуказанного списка. Только ФЗ могут устанавливать требования к данные полномочиям, даже в рамках делегирования полномочий.
Запрещается совмещение функций фед. Органов исп. Власти, субъектов и иных органов власти, которые могут оказывать влияния наконкуренцию, за исключением:
федеральными законами
указами Президента Российской Федерации
постановлениями Правительства Российской Федерации
Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и Федеральным законом от 30 октября 2007 года N 238-ФЗ
"О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта".
Есть еще 2 группы нарушений, связанных с противоправными целями соглашений и согласованных действий (ст. 16 закона о защите конкуренции). Такие соглашения могут заключаться между органами власти (ЦБ, внебюджетные фонды), вторая группа – органы гос. Власти ли публичнйо власти, которые заключаются с хоз. субъектами.
Государственные и муниципальные преференции.
Определение дано в ч. 20 ст. 4 закона о защите конкуренции. Само регулирование описано в гл. 5.
Это предоставление фед. органами исп. Власти отдельным хоз. субъектам преимущества, которые обеспечивают им более выгодные условия деятельности.
Есть 3 вида преимуществ:
путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав
путем предоставления имущественных льгот;
предоставление гсоударственных или муниципальных гарантий.
Льгота – освобождение от обязанности или предоставления права.
Они предоставляются на основании отдельных актов ( пост. Прав-ва Москвы).
Требования:
соотв. целям гос. преференций
с предварительного согласия антимонопольного органа,
не подпадала под нарушение, указанные в ст. 15-16 закона о защите конкуренции.
Цели преференций.
Указаны в ст. 19 Закона. (13 сформулированы в законе, 14-я отсылочная):
1) обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
2) развития образования и науки;
3) проведения научных исследований;
4) защиты окружающей среды;
5) сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
6) развития культуры, искусства и сохранения культурных ценностей;
7) развития физической культуры и спорта;
8) обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства;
9) производства сельскохозяйственной продукции;
10) социальной защиты населения;
11) охраны труда;
12) охраны здоровья граждан;
13) поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
13.1) поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";
14) определяемых другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации целях.
В законе указан перечень того, что не явл. преференциями государственной или муниципальной преференцией:
1) предоставление имущества и (или) иных объектов гражданских прав по результатам торгов, проводимых в случаях:
предусмотренных законодательством Российской Федерации
по результатам иных процедур, предусмотренных законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
2) передача, выделение, распределение государственного или муниципального имущества отдельным лицам в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, военных действий, проведения контртеррористических операций;
3) закрепление государственного или муниципального имущества за хозяйствующими субъектами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;
4) предоставление имущества и (или) иных объектов гражданских прав на основании федерального закона или на основании вступившего в законную силу решения суда.
Стоит отметить, что это не нужно соблюдать в случаях ЧП.
Орган, прежде чем издать акт, должен обратиться в монопольный орган, приложить проект предоставления преференций, предоставить пакет документов (ст. 20 закона). Большая часть документов – о деятельности хоз. субъекта. После рассмотрения антимонопольным органов в течение месяца выносится решение: дать согласие или отказать.
Нарушение порядка предоставления такой преференции – нарушение антимонопольного зак-ва.