Неправомерная деятельность органов публичной власти.

Ст. 15 и 16 ФЗ о защите конкуренции.

Эти правонарушения сконструированы, как правонарушения, осуществляемые хоз. субъектами. Есть 2 группы:

Индивидуальные действия

Соглашения и согласованные действия (они тут смешаны и не явл. 2 разными видами, но это недоработка зк-ва).

Антимонопольные органы пресекают следующие виды правонарушений (из индивидуальных действий, ст. 15):

Против доступа на рынок: введение ограничений в отношении создания хоз. Субъектов в какой-либо сфере деятельности, установление запретов в отношение осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров.

Необоснованное препятствование осуществлению деятельности хоз. субъекту. В том числе путем установления непредусмотренных законом требований товарам или хоз. субъектам. Большое кол-во дел, когда органы исп. Власти и МСУ вводят соотв. требования к товарам, чтобы ограничить субъектов. В частности по конструкции зданий из бетона и пластика. Скажем, для введения в эксплуатацию в Москве – спец комиссия, которые смотрят, что поставили «не те окна». Его признали недействительным, что верно.

Установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров;

Иные – заключенеи в приоритетном порядке договоров, предоставление ХС доступа к информации в приоритетном порядке, установление или взимание не предусмотренных зак-вом платежей за гос и мун. Услуги, за сопутствующие услуги.

Особым - Предоставление государственных/муниципальных преференций в нарушение требований, уст. Гл. 5- ФЗ о защите конкуренции.

Отдельно стоит обратить внимание на то, что запрещается наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления полномочиями, осуществление которых приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Это близко к п. 3 вышеуказанного списка. Только ФЗ могут устанавливать требования к данные полномочиям, даже в рамках делегирования полномочий.

Запрещается совмещение функций фед. Органов исп. Власти, субъектов и иных органов власти, которые могут оказывать влияния наконкуренцию, за исключением:

федеральными законами

указами Президента Российской Федерации

постановлениями Правительства Российской Федерации

Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и Федеральным законом от 30 октября 2007 года N 238-ФЗ

"О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта".

Есть еще 2 группы нарушений, связанных с противоправными целями соглашений и согласованных действий (ст. 16 закона о защите конкуренции). Такие соглашения могут заключаться между органами власти (ЦБ, внебюджетные фонды), вторая группа – органы гос. Власти ли публичнйо власти, которые заключаются с хоз. субъектами.

Государственные и муниципальные преференции.

Определение дано в ч. 20 ст. 4 закона о защите конкуренции. Само регулирование описано в гл. 5.

Это предоставление фед. органами исп. Власти отдельным хоз. субъектам преимущества, которые обеспечивают им более выгодные условия деятельности.

Есть 3 вида преимуществ:

путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав

путем предоставления имущественных льгот;

предоставление гсоударственных или муниципальных гарантий.

Льгота – освобождение от обязанности или предоставления права.

Они предоставляются на основании отдельных актов ( пост. Прав-ва Москвы).

Требования:

соотв. целям гос. преференций

с предварительного согласия антимонопольного органа,

не подпадала под нарушение, указанные в ст. 15-16 закона о защите конкуренции.

Цели преференций.

Указаны в ст. 19 Закона. (13 сформулированы в законе, 14-я отсылочная):

1) обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

2) развития образования и науки;

3) проведения научных исследований;

4) защиты окружающей среды;

5) сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

6) развития культуры, искусства и сохранения культурных ценностей;

7) развития физической культуры и спорта;

8) обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства;

9) производства сельскохозяйственной продукции;

10) социальной защиты населения;

11) охраны труда;

12) охраны здоровья граждан;

13) поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

13.1) поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";

14) определяемых другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации целях.

В законе указан перечень того, что не явл. преференциями государственной или муниципальной преференцией:

1) предоставление имущества и (или) иных объектов гражданских прав по результатам торгов, проводимых в случаях:

предусмотренных законодательством Российской Федерации

по результатам иных процедур, предусмотренных законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;

2) передача, выделение, распределение государственного или муниципального имущества отдельным лицам в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, военных действий, проведения контртеррористических операций;

3) закрепление государственного или муниципального имущества за хозяйствующими субъектами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;

4) предоставление имущества и (или) иных объектов гражданских прав на основании федерального закона или на основании вступившего в законную силу решения суда.

Стоит отметить, что это не нужно соблюдать в случаях ЧП.

Орган, прежде чем издать акт, должен обратиться в монопольный орган, приложить проект предоставления преференций, предоставить пакет документов (ст. 20 закона). Большая часть документов – о деятельности хоз. субъекта. После рассмотрения антимонопольным органов в течение месяца выносится решение: дать согласие или отказать.

Нарушение порядка предоставления такой преференции – нарушение антимонопольного зак-ва.

Наши рекомендации