Построение системы менеджмента качества
Построение системы менеджмента качества
Что такое СМК?
Обобщая различные определения, разработанные ISO, можно сказать, что СМК - это система, созданная на предприятии для постоянного формирования политики и целей в области качества, а также для достижения этих целей. Итак, прежде всего СМК - это система. А система, как правило, характеризуется своим назначением, структурой, составом элементов и связями между ними.
Назначение
СМК призвана обеспечивать качество продукции или услуг предприятия и "настраивать" это качество на ожидания потребителей (заказчиков). При этом ее главная задача - не контролировать каждую единицу продукции, а сделать так, чтобы не было ошибок в работе, которые могли бы привести к появлению брака (плохому качеству продукции или услуг).
Причиной брака всегда являются неправильные действия. А для того, чтобы их избежать, необходимо формализовать (описать) правильные действия для создания качественной продукции или услуг, разработать инструкции по выполнению правильных действий и контролировать эти действия.
Структура
СМК как система состоит из следующих элементов: организация, процессы, документы, ресурсы.
По определению ISO, организация это группа сотрудников и необходимых средств с распределением ответственности, полномочий и взаимоотношений. Другими словами, под организацией понимается совокупность элементов организационно-штатной структуры, связанных с качеством, правила их взаимодействия, а также персонал, отвечающий за качество.
Процесс - совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов деятельности, преобразующих "входы" в "выходы". При этом "входами" процесса обычно являются "выходы" других процессов. Процессы в организации, как правило, планируются и осуществляются с целью добавления ценности (от "входа" к "выходу").
Важное значение в СМК имеет понятие процедуры. Процедура - установленный способ осуществления деятельности или процесса. Таким образом, процедурой можно назвать процесс (или совокупность процессов); с другой стороны - это документ, формализующий правильный способ выполнения процесса.
Документ - информация (значимые данные), размещенная на соответствующем носителе. Основные документы СМК перечислены во врезке. С документами системы качества должны быть связаны другие организационно-распорядительные документы предприятия, например "Положения о подразделениях" и "Должностные инструкции".
Документы системы менеджмента качества
- Приказы и положения по предприятию, относящиеся к СМК ("О совершенствовании системы качества", "О представителе руководства", "О руководителе проекта", "О службе системы качества")
- Программа реализации проекта, раскрывающая ответственность должностных лиц за процедуры
- Политика в области качества - основные направления и цели организации в области качества, официально сформулированные руководством
- Процедуры системы качества
- Руководство по качеству - документ, излагающий политику в области качества и описывающий систему качества
- План качества - документ, определяющий, какие процедуры и соответствующие им ресурсы, кем и когда должны применяться к конкретному проекту, продукции, процессу или контракту
- Рабочие инструкции, связанные с качеством
- Контрольные инструкции, связанные с качеством
Ресурсы СМК - все то, что обеспечивает менеджмент качества (людские, временные и др.).
Таким образом, СМК - это система, состоящая из организации, процессов, документов и ресурсов, направленная на формирование полигики и целей в области качества, а также на достижение этих целей.
Что такое ISO?
ISO (International Organization for Standardization) - Международная организация по стандартизации, всемирная федерация национальных организаций по стандартизации (комитетов-членов ISO). Цель ISO - развитие принципов стандартизации и проектирование на их основе стандартов, способствующих интеграционным процессам в разных областях и направлениях деятельности. Существование и развитие ISO обусловлены возрастающей необходимостью использования общепринятых стандартов для обеспечения совместимости функционирования различных (не.только технических) систем. Взаимопроникновение методов управления, технологий, средств и рынков в настоящее время невозможно представить без стандартов ISO.
Принцип разработки стандартов ISO довольно прост. Инициатива создания новых стандартов исходит от организаций, использующих стандарты (как правило, это производители продукции или услуг, нуждающиеся в их интеграции с другой продукцией или услугами). Эти организации формируют базовые требования к стандарту и передают их своим национальным (но странам) представителям в ISO. В ISO решается вопрос о целесообразности разработки новых стандартов, и после положительного его решения определяется технический комитет, которому предстоит разработать проект стандарта. Проект стандарта рассылается в адрес комитетовчленов ISO для изучения и оценки. После положительных итогов голосования он принимается как стандарт ISO.
Что такое ISO 9000?
Разрабатываемые ISO стандарты объединяются в семейства. ISO 9000 - семейство стандартов, относящихся к качеству и призванных помочь организациям всех видов и размеров разработать, внедрить и обеспечить функционирование эффективно действующих СМК.
Основной пакет международных стандартов, связанных с управлением качеством, был принят ISO в марте 1987 года и затем периодически обновлялся. Он содержал стандарты ISO 9000-9004, а также словарь терминов и определений ISO 8402.
В 1994 году вышла вторая редакция основных стандартов этой серии, которая включает почти 25 стандартов (номера начинаются с 9000 и 10000). Эта серия широко использовалась до настоящего времени.
Что нужно сделать для создания эффективной и сертифицированной СМК?
Для создания СМК необходимо выполнить следующие действия:
- провести аудит действующей системы; o обучить сотрудников;
- разработать или усовершенствовать действующую СМК;
- внедрить СМК;
- сертифицировать СМК;
- поддерживать эффективность функционирования СМК. Необходимо отметить, что формы выполнения этих этапов всецело зависят от потребностей и интересов предприятия.
Как внедрить СМК?
Данный этап, как и предыдущий, характеризуется высокой сложностью. После определения, формализации и утверждения требуемых способов осуществления деятельности их нужно реализовать на практике. Часто разработка и внедрение СМК представляют собой итерационные процедуры: некоторые предлагаемые способы действия сразу же проверяются на практике.
Трудоемкость данного этапа во многом зависит от подготовки персонала. Обученные и компетентные сотрудники способны реализовать процедуры самостоятельно, в противном случае внедрение потребует значительных усилий руководства и консультантов.
Факт внедрения является обязательным для сертификации. Многие органы сертификации не принимают положительного решения о статусе СМК, если она не внедрена и не функционирует в течение 9-12 месяцев.
Сколько стоит СМК?
Ответ на этот вопрос зависит от большого числа факторов. К ним в первую очередь относятся: размеры предприятия; численность персонала; готовность (эффективность) существующей СМК: сертифицируемые виды деятельности; выбор органа сертификации.
Каждый из этих факторов существенно влият на следующие составляющие суммарной стоимости:
- стоимость обучения (консультаций) персонала;
- стоимость проектирования (разработки) СМК;
- стоимость внедрения СМК;
- стоимость сертификации;
- стоимость наблюдательных аудитов.
Длительность первых курсов (основы и принципы менеджмента качества) составляет 3-7 дней, стоимость - 400-2000 долл.
Существуют хорошие примеры организации обучения, когда консультанты выезжают на предприятие и проводят там семинары отдельно для топ-менеджеров (около трех дней), для руководителей среднего звена (около пяти дней) и для промоутеров (непосредственных разработчиков) СМК (около десяти дней). Стоимость таких занятий - 500-600 долл. в день за консультанта.
Стоимость проектирования и внедрения зависит от того, какую часть работы предприятие готово выполнить само, а какую часть доверяет внешним консультантам. Срок проектирования существенно зависит от размеров предприятия и может составлять от одного до трех месяцев.
Срок внедрения более длителен. По мнению представителей большинства органов сертификации, СМК должна успешно проработать после ее проектирования в течение 9-12 месяцев, и только после этого может быть представлена к сертификации. Поэтому в данный период нецелесообразно постоянное присутствие консультантов на предприятии.
Стоимость сертификационного аудита определяется разными органами сертификации по-разному. В любом случае она зависит от количества дней, проведенных аудиторами на предприятии. Стоимость одного дня работы аудитора составляет 600-1000 долл.
Что дает предприятию СМК?
Рассмотрим четыре характеристики деятельности предприятия, на которые в большей мере влияют создание и эффективное функционирование СМК: прозрачность; управляемость; развитие; конкурентоспособность.
СМК повышает прозрачность предприятия в части его организационной структуры, бизнес-процессов и функций. При разработке процедур, представляющих собой алгоритм деятельности, связанной с качеством, определяются или уточняются и организационная структура (как обязательства, полномочия и взаимоотношения, представленные в виде схемы, по которой предприятие выполняет свои функции), и бизнес-процессы и функции. Необходимо отметить, что это не относится к финансовой прозрачности, так как СМК не затрагивает финансовую деятельность предприятия.
Управляемость предприятия улучшается в связи с тем, что при проектировании СМК строго распределяется ответственность за выполнение процедур. В большинстве процедур предусмотрено ведение записей (отчетов) о качестве, которые формируют ответственные лица после выполнения установленных действий. В процессе создания СМК пересматриваются положения о подразделениях, должностные и рабочие инструкции. Это также повышает управляемость предприятия.
Развитие предприятия обусловлено несколькими факторами. К ним относятся повышение компетентности (обязательность подготовки) персонала, его вовлечение в процесс создания системы, повышение эффективности производства за счет устранения лишних функций и снижения доли некачественной продукции, концентрация усилий на существенном, а также улучшение отношений с потребителями и поставщиками.
Наиболее явно сертификация и эффективное функционирование СМК влияют на конкурентоспособность предприятия. Наличие сертификата значительно поднимает авторитет предприятия, его торговой марки. Это позволяет изменить ценовую политику предприятия (заведомо качественная продукция должна стоить дороже). Наличие сертификата увеличивает вероятность успеха при участии в конкурсах и тендерах. В некоторых случаях оно даже является обязательным условием конкурса или тендера.
Функции логистики
2 направления в опр-нии логистики:
1.традиц– функц.подход, выполнение операций, напр.на движение товара от продавца к покупателю
2.широкий взгляд:
-Логистика-подход, когда все участники, вся цепочка движения работают на единый результат
Российские специалисты: Логистика-это оптимальное управление тов-матер.потоками, следуемыми от поставщика до потребителя и связанные с ними инф-ми и финанс.потоками, на основе системного подхода с целью сокращения времени и издержек в цепи поставки товаров
Логистика-форма оптимизации рын.связей, возник.под действием спороса потребностей, а не желанием поставщиков
Функции логистики:
1)базисные:
-снабжение
-произв-во
-сбыт
2)ключевые:
-управление закупками
-транспортировка
-управление запасами
-ценообразование
-упр-ние процедур.заказа
-упр-ние пр-ми процессами
-поддержание стандартов обслуживания потребителей
3)поддерживающие:
-складирования
-грузоперераб
-упаковка, маркировка
-обеспечение возврата товара
-сбор возвратных отходов
-инф-комп.поддержка
Функции логистики, как экономической науки:
1)системообразующая (логистика-система эфф-го упр-ния потоками)
2)интегрирующая (обеспечение синхронизации процесса сбыта, хранение, доставки продукции и согласования интересов логист.посредников, что позволяет перейти от частной локальной к общей оптимизации)
3)регулирующая (регулирование дв-ния матер и сопутст потоков и тем самым обеспеч.экономия либо всех видов рес-в,либо экономия наиболее ценных рес-в)
4)результирующая (выполнение правил логистики и следования ее принципам)
Виды логистических систем
Логистические системы делят на макро- и микрологистические.
Макрологистическая-крупная система упр-ния матер.потоками, охват.предприятия и орг-ции промыш-ти, торговые, тр-ные и др орг-ции, расположенные в разных регионах страны и даже в разных странах. При формирование макро приходится преодолевать рудности
, связанные с :
-правовыми
-эк-кими особенностями отн-ний
-неодинак.системы поставок
-различия в тр-ном зак-ве стран
Формирование макрологистических систем в межгос-ных программах требует создания единого эк-го пространства. Единого рынка без внутр.границ и без таможен.препятствий
Микрологистические –являются подсистемами, подразделениями, к ним отн-ся различные торговые предпр.,территор.комплексы
Микро представл.опр.класс внутри произв-ных логист.систем. в состав кот.входят технологически связанные произв-ва, объедин.единой инфрастр-рой.
Макрологистические системы – товарно-денежные отн-ния(система собственника)
Микрологистические – безтоварные отн-ния (внутри произв-ва)
В Макрологистических системах м.решаться сл.задачи:
1)формирование межотраслевых матер.балансов
2)оптимизация адм-террит.распред.систем для многоассортимент.матер.потоком
3)разработка концепции закупок. Распред.гот.прод.
4)размещение складов на полигоне обсл-ния
5)выбор вида тр-та и тр-ных ср-в
6)орг-ция тр-го процесса
7)выбор опт.направл.матер.потоков
8)выбор пунктов поставки. Складской.транзитной схем доставки товара
Микрологистика решает локальные вопросы в рамках отд.предпр.,но в одной компании. Например, внутрипроизв.логистика. и контроль за дв-нием потоков внутри предпр.
Построение системы менеджмента качества
Что такое СМК?
Обобщая различные определения, разработанные ISO, можно сказать, что СМК - это система, созданная на предприятии для постоянного формирования политики и целей в области качества, а также для достижения этих целей. Итак, прежде всего СМК - это система. А система, как правило, характеризуется своим назначением, структурой, составом элементов и связями между ними.
Назначение
СМК призвана обеспечивать качество продукции или услуг предприятия и "настраивать" это качество на ожидания потребителей (заказчиков). При этом ее главная задача - не контролировать каждую единицу продукции, а сделать так, чтобы не было ошибок в работе, которые могли бы привести к появлению брака (плохому качеству продукции или услуг).
Причиной брака всегда являются неправильные действия. А для того, чтобы их избежать, необходимо формализовать (описать) правильные действия для создания качественной продукции или услуг, разработать инструкции по выполнению правильных действий и контролировать эти действия.
Структура
СМК как система состоит из следующих элементов: организация, процессы, документы, ресурсы.
По определению ISO, организация это группа сотрудников и необходимых средств с распределением ответственности, полномочий и взаимоотношений. Другими словами, под организацией понимается совокупность элементов организационно-штатной структуры, связанных с качеством, правила их взаимодействия, а также персонал, отвечающий за качество.
Процесс - совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов деятельности, преобразующих "входы" в "выходы". При этом "входами" процесса обычно являются "выходы" других процессов. Процессы в организации, как правило, планируются и осуществляются с целью добавления ценности (от "входа" к "выходу").
Важное значение в СМК имеет понятие процедуры. Процедура - установленный способ осуществления деятельности или процесса. Таким образом, процедурой можно назвать процесс (или совокупность процессов); с другой стороны - это документ, формализующий правильный способ выполнения процесса.
Документ - информация (значимые данные), размещенная на соответствующем носителе. Основные документы СМК перечислены во врезке. С документами системы качества должны быть связаны другие организационно-распорядительные документы предприятия, например "Положения о подразделениях" и "Должностные инструкции".