Методы оценки конкурентоспособности предприятия
Оценка конкурентоспособности предприятия на конкретном рынке или его сегменте основывается на тщательном анализе технологических, производственных, финансовых и сбытовых возможностей предприятия, она призвана определить потенциальные возможности предприятия и мероприятия, которые предприятие должно предпринять для обеспечения конкурентных позиций на конкретном рынке [3].
Такая оценка должна содержать следующие показатели:
1. потребность в капиталовложениях фактических и на перспективу, как в целом, так и по отдельным видам продукции и конкретным рынкам;
2. ассортимент конкурентоспособной продукции, её объёмы и стоимость;
3. набор рынков или их сегментов для каждого продукта;
4. потребность в средствах на формирование спроса и стимулирование сбыта;
5. перечень мер и приёмов, которыми предприятие может обеспечить себе преимущество на рынке;
6. создание благоприятного представления о предприятии у покупателей, выпуск высококачественной и надёжной продукции, постоянное обновление продукции, чёткое выполнение обязательств по сделкам [3].
Результаты исследования берутся за основу при разработке стратегии предприятия, её технической, ассортиментной и сбытовой политики.
В настоящей работе предлагается интегрированный подход для оценки конкурентоспособности организаций (КСП) с различных точек зрения, что обеспечивает минимизацию влияния субъективизма. Подход реализуется через экспертную оценку на основе следующих концепций:
· Анализ КСП на основе концепции хозяйственной деятельности предприятия
· Анализ КСП на основе концепции "4Р"
· Анализ КСП на основе концепции М. Портера (модель пяти сил конкуренции)
Для практического применения и простоты анализа КСП по каждой концепции используется качественная пяти или десяти бальная шкала, в которой граничные условия задаются наилучшим и наихудшим положением по критериям.
Таблица. Формальные примеры оценок приведены в таблицах 1, 2, 3:
Внутренние факторы хозяйственной деятельности предприятия | Рейтинг, баллы | |||
Предприятие | К1 | К2 | К3 | |
ФИНАНСЫ | ||||
Структура баланса | ||||
Рентабельность активов | ||||
Рентабельность инвестиций | ||||
Коэффициент реинвестирования | ||||
ПРОИЗВОДСТВО | ||||
Загрузка оборудования | ||||
Производственные мощности | ||||
Износ физический технологического оборудования | ||||
Резерв производственных мощностей | ||||
УПРАВЛЕНИЕ | ||||
Оптимальность организационной структуры | ||||
Информационные технологии и обеспечение | ||||
Правовое обеспечение | ||||
МАРКЕТИНГ | ||||
Доля рынка | ||||
Ассортимент | ||||
Уровень цен | ||||
Сервис | ||||
Диверсификация поставщиков | ||||
Сбыт и наличие постоянной клиентуры | ||||
КАДРЫ | ||||
Квалификации производственного персонала | ||||
Уровень квалификации сбытового персонала | ||||
Система управления персоналом | ||||
ТЕХНОЛОГИИ | ||||
Внедрение инноваций в производство | ||||
Возможность разработки новых продуктов | ||||
Уровень функционального износа технологии | ||||
Экологически чистые технологии | ||||
Сумма значений рейтингов | ||||
Нормированный индекс рейтинга КСП | 65% | 51% | 52% | 54% |
Таблица
Факторы конкурентоспособности предприятия | Рейтинг, баллы | |||
Предприятие | К1 | К2 | К3 | |
"1Р" - продукт | ||||
Качество | ||||
Технические параметры | ||||
Срок службы, Гарантийный срок | ||||
Безопасность | ||||
Уровень сервиса | ||||
"2Р" - цена | ||||
Уровень цен | ||||
Условия оплаты | ||||
Условия кредита | ||||
Виды скидок | ||||
Процент скидки | ||||
"3Р" - каналы сбыта | ||||
Степень охвата рынка | ||||
Регионы сбыта | ||||
Интенсивность каналов сбыта | ||||
Управление запасами | ||||
"4Р" - продвижение на рынке (маркетинговые коммуникации) | ||||
Каналы рекламы | ||||
Адресная работа с промышленным покупателем | ||||
Бюджет рекламы | ||||
Паблик релейшнз | ||||
Сумма значений рейтингов | ||||
Нормированный индекс рейтинга КСП | 54% | 38% | 38% | 62% |
Таблица
Элементы модели пяти сил конкуренции | Рейтинг, баллы | |||
Предприятие | К1 | К2 | К3 | |
1.Интенсивность конкуренции среди существующих конкурентов | ||||
Влияние роста числа конкурирующих фирм | ||||
Влияние снижения спроса на продукт | ||||
Влияние фирм, способных снижать цены | ||||
Рост отдачи от завоевания дополнительной доли рынка | ||||
Наличие условий, когда уход с рынка менее выгоден, чем продолжение конкурентной борьбы | ||||
Перспективы роста емкости рынка | ||||
Тенденции к укрупнению фирм | ||||
2.Угрозы со стороны потенциальных "новичков" на рынке | ||||
Опыт в управлении издержками | ||||
Уровень затрат на формирование имиджа | ||||
Уровень инвестиций для открытия фирмы | ||||
Эксклюзивные права уже существующих фирм | ||||
Доступ к каналам распределения продукта | ||||
Правовые ограничения (лицензии, патенты, стандартизация) | ||||
3.Появление товаров заменителей | ||||
Уровень цен товаров-заменителей | ||||
Наличие у товаров - заменителей качественно новых свойств | ||||
Обеспечение товаром-заменителем нового способа удовлетворения потребностей | ||||
Доступность заменителей | ||||
4.Экономический потенциал покупателей | ||||
Количество и размер фирм покупателей | ||||
Величина доли покупок крупных фирм | ||||
Уровень диверсификации продавцов | ||||
Угроза обратной интеграции в отрасль продавца | ||||
Уровень стандартизации товара как условие замены поставщика | ||||
5.Экономический потенциал поставщиков | ||||
Ресурсоемкость продукции предприятия | ||||
Степень монополии поставщиков | ||||
Ограничение выбора поставщика степенью дифференцирования продукции | ||||
Ценность связей для поставщика с покупателем | ||||
Угроза интеграции покупателя в бизнес | ||||
Влияние поставщиков на доходность предприятия через ценовой фактор | ||||
Качество продукции поставщиков | ||||
Сумма значений рейтингов | ||||
Нормированный индекс рейтинга КСП | 49% | 35% | 35% | 57% |
Нормированный индекс рейтинга является результирующим относительным показателем измерения КСП и рассчитывается как доля от максимально возможного значения суммы рейтингов. Существенные расхождения оценки нормированного индекса рейтинга свидетельствуют о недостатке информации или несоответствии уровня экспертов задаче.
Итоговая оценка КСП определяется либо простым усреднением либо проводится определение средневзвешенного результата. Выбор методики определяется наличием количественной и качественной информации. Методы оценки КСП можно оценить по следующим критериям весового анализа: полнота информации, достоверность информации, уровень допущений, учет показателей КСП предприятия, учет областей возможных конкурентных преимуществ, система слежения за конкуренцией, уровень исследования конкурентоспособности.
Результаты оценки конкурентоспособности используются для выработки вывода о ней, а также для выбора путей оптимального повышения конкурентоспособности продукции для решения рыночных задач.
В результате оценки конкурентоспособности продукции могут быть приняты следующие решения [7]:
1. изменение состава, структуры применяемых материалов (сырья, полуфабрикатов), комплектующих изделий или конструкции продукции;
2. изменение порядка проектирования продукции;
3. изменение технологии изготовления продукции, методов испытаний, системы контроля качества изготовления, хранения, упаковки, транспортировки, монтажа;
4. изменение цен на продукцию, цен на услуги, по обслуживанию и ремонту;
5. изменение порядка реализации продукции на рынке;
6. изменение структуры и размера инвестиций в разработку, производство и сбыт продукции;
7. изменение структуры и объемов кооперационных поставок при производстве продукции и цен на комплектующие;
8. изменение системы стимулирования поставщиков;
9. изменение структуры импорта и видов импортируемой продукции.