Методы оценки конкурентоспособности предприятия

Оценка конкурентоспособности предприятия на конкретном рынке или его сегменте основывается на тщательном анализе технологических, производственных, финансовых и сбытовых возможностей предприятия, она призвана определить потенциальные возможности предприятия и мероприятия, которые предприятие должно предпринять для обеспечения конкурентных позиций на конкретном рынке [3].

Такая оценка должна содержать следующие показатели:

1. потребность в капиталовложениях фактических и на перспективу, как в целом, так и по отдельным видам продукции и конкретным рынкам;

2. ассортимент конкурентоспособной продукции, её объёмы и стоимость;

3. набор рынков или их сегментов для каждого продукта;

4. потребность в средствах на формирование спроса и стимулирование сбыта;

5. перечень мер и приёмов, которыми предприятие может обеспечить себе преимущество на рынке;

6. создание благоприятного представления о предприятии у покупателей, выпуск высококачественной и надёжной продукции, постоянное обновление продукции, чёткое выполнение обязательств по сделкам [3].

Результаты исследования берутся за основу при разработке стратегии предприятия, её технической, ассортиментной и сбытовой политики.

В настоящей работе предлагается интегрированный подход для оценки конкурентоспособности организаций (КСП) с различных точек зрения, что обеспечивает минимизацию влияния субъективизма. Подход реализуется через экспертную оценку на основе следующих концепций:

· Анализ КСП на основе концепции хозяйственной деятельности предприятия

· Анализ КСП на основе концепции "4Р"

· Анализ КСП на основе концепции М. Портера (модель пяти сил конкуренции)

Для практического применения и простоты анализа КСП по каждой концепции используется качественная пяти или десяти бальная шкала, в которой граничные условия задаются наилучшим и наихудшим положением по критериям.

Таблица. Формальные примеры оценок приведены в таблицах 1, 2, 3:

Внутренние факторы хозяйственной деятельности предприятия Рейтинг, баллы
Предприятие К1 К2 К3
ФИНАНСЫ
Структура баланса
Рентабельность активов
Рентабельность инвестиций
Коэффициент реинвестирования
ПРОИЗВОДСТВО
Загрузка оборудования
Производственные мощности
Износ физический технологического оборудования
Резерв производственных мощностей
УПРАВЛЕНИЕ
Оптимальность организационной структуры
Информационные технологии и обеспечение
Правовое обеспечение
МАРКЕТИНГ
Доля рынка
Ассортимент
Уровень цен
Сервис
Диверсификация поставщиков        
Сбыт и наличие постоянной клиентуры
КАДРЫ
Квалификации производственного персонала
Уровень квалификации сбытового персонала
Система управления персоналом
ТЕХНОЛОГИИ
Внедрение инноваций в производство
Возможность разработки новых продуктов
Уровень функционального износа технологии
Экологически чистые технологии
Сумма значений рейтингов
Нормированный индекс рейтинга КСП 65% 51% 52% 54%


Таблица

Факторы конкурентоспособности предприятия Рейтинг, баллы
Предприятие К1 К2 К3
"1Р" - продукт
Качество
Технические параметры
Срок службы, Гарантийный срок
Безопасность
Уровень сервиса
"2Р" - цена
Уровень цен
Условия оплаты
Условия кредита
Виды скидок
Процент скидки
"3Р" - каналы сбыта
Степень охвата рынка
Регионы сбыта
Интенсивность каналов сбыта
Управление запасами
"4Р" - продвижение на рынке (маркетинговые коммуникации)
Каналы рекламы
Адресная работа с промышленным покупателем
Бюджет рекламы
Паблик релейшнз
Сумма значений рейтингов
Нормированный индекс рейтинга КСП 54% 38% 38% 62%

Таблица

Элементы модели пяти сил конкуренции Рейтинг, баллы
Предприятие К1 К2 К3
1.Интенсивность конкуренции среди существующих конкурентов
Влияние роста числа конкурирующих фирм
Влияние снижения спроса на продукт
Влияние фирм, способных снижать цены
Рост отдачи от завоевания дополнительной доли рынка
Наличие условий, когда уход с рынка менее выгоден, чем продолжение конкурентной борьбы
Перспективы роста емкости рынка
Тенденции к укрупнению фирм
2.Угрозы со стороны потенциальных "новичков" на рынке
Опыт в управлении издержками
Уровень затрат на формирование имиджа
Уровень инвестиций для открытия фирмы
Эксклюзивные права уже существующих фирм
Доступ к каналам распределения продукта
Правовые ограничения (лицензии, патенты, стандартизация)
3.Появление товаров заменителей
Уровень цен товаров-заменителей
Наличие у товаров - заменителей качественно новых свойств
Обеспечение товаром-заменителем нового способа удовлетворения потребностей
Доступность заменителей
4.Экономический потенциал покупателей
Количество и размер фирм покупателей
Величина доли покупок крупных фирм
Уровень диверсификации продавцов
Угроза обратной интеграции в отрасль продавца
Уровень стандартизации товара как условие замены поставщика
5.Экономический потенциал поставщиков
Ресурсоемкость продукции предприятия
Степень монополии поставщиков
Ограничение выбора поставщика степенью дифференцирования продукции
Ценность связей для поставщика с покупателем
Угроза интеграции покупателя в бизнес
Влияние поставщиков на доходность предприятия через ценовой фактор
Качество продукции поставщиков
Сумма значений рейтингов
Нормированный индекс рейтинга КСП 49% 35% 35% 57%

Нормированный индекс рейтинга является результирующим относительным показателем измерения КСП и рассчитывается как доля от максимально возможного значения суммы рейтингов. Существенные расхождения оценки нормированного индекса рейтинга свидетельствуют о недостатке информации или несоответствии уровня экспертов задаче.

Итоговая оценка КСП определяется либо простым усреднением либо проводится определение средневзвешенного результата. Выбор методики определяется наличием количественной и качественной информации. Методы оценки КСП можно оценить по следующим критериям весового анализа: полнота информации, достоверность информации, уровень допущений, учет показателей КСП предприятия, учет областей возможных конкурентных преимуществ, система слежения за конкуренцией, уровень исследования конкурентоспособности.

Результаты оценки конкурентоспособности используются для выработки вывода о ней, а также для выбора путей оптимального повышения конкурентоспособности продукции для решения рыночных задач.

В результате оценки конкурентоспособности продукции могут быть приняты следующие решения [7]:

1. изменение состава, структуры применяемых материалов (сырья, полуфабрикатов), комплектующих изделий или конструкции продукции;

2. изменение порядка проектирования продукции;

3. изменение технологии изготовления продукции, методов испытаний, системы контроля качества изготовления, хранения, упаковки, транспортировки, монтажа;

4. изменение цен на продукцию, цен на услуги, по обслуживанию и ремонту;

5. изменение порядка реализации продукции на рынке;

6. изменение структуры и размера инвестиций в разработку, производство и сбыт продукции;

7. изменение структуры и объемов кооперационных поставок при производстве продукции и цен на комплектующие;

8. изменение системы стимулирования поставщиков;

9. изменение структуры импорта и видов импортируемой продукции.

Наши рекомендации