Понятие и правовая основа конкуренции на товарном рынке
Конкуренция - (лат. сталкиваться) - отношения между товаропроизводителями, вызванные борьбой за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынка сбыта, источники сырья.
Конкуренция - это экономическая категория, характеризующая особого рода экономические отношения (состязательность, борьбу) между участниками рынка, возникающие в связи с производством и обменом материальных благ (товаров, работ, услуг). Конкуренция является необходимым условием и важнейшим способом эффективного осуществления предпринимательской деятельности. Положительное влияние конкуренции на экономику проявляется в том, что она способствует эффективному распределению ресурсов, развитию предпринимательской инициативы. Конкурентная борьба направляет ресурсы в производство тех товаров и услуг, в которых больше всего нуждаются потребители, так как борьба ведется за потребительский спрос.
Конкуренция способна координировать экономическую деятельность без административного принуждения, что позволяет предпринимателям добиваться увеличения собственной выгоды (прибыли). Указанные обстоятельства свидетельствуют о несомненном преимуществе экономики, основанной на конкуренции субъектов предпринимательства.
Вместе с тем необходимо учитывать, что конкуренции, как экономической категории, присущи некоторые отрицательные проявления и свойства, которые могут оказывать дестабилизирующее влияние на экономику. Конкуренция, создающая определенное равновесие на рынке, в то же время неизбежно разрушает и делает невозможным существование этого равновесия. Это может выражаться в нестабильности цен в зависимости от колебаний спроса и предложения, что является результатом неустойчивого положения участников имущественного оборота. В частности, с понижением цены определенное количество производителей и продавцов выталкивается с рынка, и для некоторых предпринимателей это означает разорение, а для рабочих - безработицу. Конкуренция создает также предпосылки для образования монополий и монополизации рынка.
Важнейшим элементом, составляющим основу функционирования современной экономики и обеспечивающим поступательное развитие рыночных отношений, является конкуренция - как процесс борьбы хозяйствующих субъектов, приводящий к изменению условий обращения тех либо иных продуктов труда в соответствующем сегменте рынка. Этот процесс – явление прогрессивное, т.к. наличие соперничества участников рыночных отношений свидетельствует о развитии производства и стремлении производителей разного рода товаров, работ и услуг повышать качественные и иные параметры своей продукции.
В Конституции РФ содержатся основные принципы регулирования конкурентных отношений в РФ. В ст. 34 закреплено право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Одновременно в части второй этой статьи установлено, что «не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию», - т.е. действия, нарушающие свободу экономической деятельности. Фактически данная статья, характеризуя экономическую деятельность индивида как проявление его личной свободы в сфере экономики 8, закрепляет применительно к этой сфере общий принцип существования человека в обществе: осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (п. 3 ст. 17 Конституции РФ).
Конкуренция - необходимая предпосылка рыночной экономики. Конкуренция - это борьба между производителями продукции за наиболее выгодные условия ее производства и сбыта в целях достижения наилучших результатов своей деятельности. В рыночной системе основное содержание конкуренции - борьба за потребителя, за удовлетворение его потребностей, борьба за рынок, успех которой зависит от цены и качества товаров.
Однако соперничество или борьба, которую ведут между собой участники рынка в его однородных сегментах, могут приобретать не только дозволенные, но и недозволенные формы. Одной из недозволенных форм соперничества хозяйствующих субъектов на рынке является недобросовестная конкуренция, выступающая антиподом добросовестных с позиции действующего законодательства форм конкурентной борьбы.
Устанавливая правила, обеспечивающие благоприятные условия для развития конкурентной среды, государство одновременно стремится свести к минимуму отрицательные последствия проявления недобросовестных конкурентных действий, вводя для этих целей в действующее законодательство признаки недобросовестной конкуренции и очерчивая круг запрещенных при занятии предпринимательством действий, подлежащих пресечению.
Решающее значение на товарном рынке имеет количество продавцов и масштабы их предложения, характер продукции, легкость входа на рынок и выхода из него, доступность информации и т.п. Знание структуры рынка необходимо для того, чтобы определить возможные объемы продаж при различных уровнях цен, и как поведут себя фирмы-конкуренты под воздействием предпринимаемых шагов.
Конкуренция предполагает состязательность участников рынка, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне (монопольно) воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
В условиях свободной конкуренции рост доходов одних фирм сопровождается разорением других, происходит концентрация производства и капитала, ведущая к образованию монополий и захвату ими рынка. Поэтому на поддержку конкуренции и ограничение монополистической деятельности направлено антимонопольное законодательство.
Целью законодательства о конкуренции и монополии является обеспечение эффективного функционирования рыночной экономики и предпринимательства на основе конкуренции при наличии государственного контроля за монополиями.
Основная задача данной области законодательства сформулирована в норме ч.1 ст.8 Конституции РФ и состоит в государственной поддержке конкуренции. Такая поддержка осуществляется посредством различных мер (правовых способов), предусмотренных в различных нормах законодательства о конкуренции и монополии (которые, в свою очередь, образуют отдельные области данного законодательства).
Организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на товарных рынках в РФ определены в ФЗ РФ «О защите конкуренции», Законом РФ от 7 февраля 1992 г. «О защите прав потребителей»; ФЗ РФ «О рекламе»; ФЗ РФ от 17 августа 1995 г. «О естественных монополиях»; Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне"; ФЗ от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и др.
Нормы, регламентирующие предметную сферу административной и уголовной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства, установлены Кодексом РФ об административных правонарушениях и Уголовным кодексом РФ.
В частности, административная ответственность предусмотрена за невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль) (ст. 19.5 КоАП РФ), за нарушение законодательства о рекламе (ст. 14.3 КоАП РФ).
Уголовная ответственность за монополистические действия и ограничение конкуренции наступает в соответствии со ст. 178 УК РФ.
Заметное место в ряду источников правового регулирования отношений в сфере недобросовестной конкуренции принадлежит подзаконным нормативным правовым актам. В их числе следует назвать Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 331 "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе", Приказы Федеральной антимонопольной службы от 15 декабря 2006 г. N 324 "Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы", от 22 декабря 2006 г. N 337 "Об утверждении форм актов, принимаемых комиссией по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства", "Об утверждении Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке", от 9 апреля 2007 г. N 105 "Об утверждении Регламента Федеральной антимонопольной службы", Постановление Правительства РФ от 26.06.2007 N 409 "Об утверждении условий признания доминирующим положения кредитной организации и правил установления доминирующего положения кредитной организации" и др.
В частности, Приказом ФАС РФ от 28.04.2010 N 220 "Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке", регламентирован порядок проведения анализа товарных рынков с целью определения их соответствия антимонопольному законодательству
Утвержденный "Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке" должен использоваться антимонопольными органами для анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта и выявления иных случаев недопущения, ограничения или устранения конкуренции.
"Порядком" предписано определять временной интервал исследования товарного рынка (определять необходимость ретроспективного анализа), определять продуктовые границы товарного рынка (выявлять товары, не имеющие заменителя, или взаимозаменяемые товары, обращающиеся на одном и том же товарном рынке), определять географические границы товарного рынка (границы территории, на которой приобретатели приобретают или имеют экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеют такой возможности за ее пределами), определять состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, и рассчитывать объем товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке.
На основании указанных показателей и с использованием установленных "Порядком" коэффициентов определяются уровень концентрации товарного рынка и наличие барьеров входа на товарный рынок, которые, в свою очередь, являются основанием признания рынка рынком с развитой конкуренцией, с недостаточно развитой конкуренцией или с неразвитой конкуренцией, а также основанием для определения перспектив изменения конкуренции на рассматриваемом товарном рынке.
В случае недостаточности указанных характеристик для заключения о том, к какому виду рынков относится рассматриваемый рынок, необходимо анализировать поведение на нем хозяйствующих субъектов, в частности изучать инновационную деятельность и маркетинговую стратегию продавцов, устанавливать факты предоставления продавцами льгот отдельным приобретателям, выявлять соглашения хозяйствующих субъектов, а также выявлять имеющиеся в распоряжении покупателя источники информации о товаре, оценивать достоверность и актуальность доступной ему информации, и оценивать расходы, связанные с получением такой информации.
Целью конкурентной политики является создание среды для равной, добросовестной конкуренции, способствующей эффективному размещению ресурсов и устойчивому экономическому развитию.
Государство косвенно влияет на конкуренцию и монополию с помощью кредитно-денежной и, налоговой политики, распределения государственных заказов, финансирования фундаментальных и прикладных научных исследований, создания стимулов для инвестиций в модернизацию устаревшего производства, а также воздействует прямо и непосредственно через антимонопольное законодательство.
Идеальная модель социально ориентированной рыночной экономики предполагает равенство участников экономических отношений, свободу в принятии ими решений в вопросах своего поведения на рынке, недопустимость произвольного вмешательства кого бы то ни было в их дела, беспрепятственную возможность выхода на рынок и ухода с него. Достижению такого состояния народного хозяйства служит конкуренция.
Конкуренция основной механизм осуществления товарно-денежной формы взаимосвязи между производителями, основным механизмом рыночной экономики, важнейший элемент хозяйственного механизма, свойство, черта, атрибут, стержень рынка, главный двигатель современного прогресса.
Глубинные корни становления и развития конкуренции уходят в природу товарного производства и рынка. Конкуренция объективно обусловлена хозяйственной самостоятельностью предпринимателя в производстве и реализации товаров при одновременной полной его зависимости от хозяйственной конъюнктуры, борьбы за наибольший доход, за процветание или, по крайней мере, выживание. Стремление каждого из них к росту прибыли неизбежно приводит к расширению масштабов хозяйственной деятельности, в результате чего предприниматели выступают как конкуренты по отношению друг к другу.