Понятие, предмет и метод хозяйственного права
Понятие, предмет и метод хозяйственного права
Хозяйственное правокак отрасль права представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих предпринимательские (коммерческие) отношения между субъектами хозяйствования, отношения некоммерческого характера, направленные на организацию хозяйственной деятельности субъектов, а также отношения, направленные на государственное регулирование экономики в целях обеспечения интересов государства и общества.
Предмет хозяйственного права– это регулируемая совокупность отношений, складывающихся в процессе осуществления хозяйственной (предпринимательской) деятельности субъектов хозяйствования.
В юридической науке получило распространение мнение о том, что хозяйственное право – это комплексная отрасль, таким образом в предмет данной отрасли входят разнородные отношения.
Следовательно, предметом хозяйственного права являются следующие отношения:
1)профессиональная деятельность по производству товаров (работ, услуг) с целью извлечения прибыли;
2)отношения по реализации товаров, их доставке, хранению и др.;
3)хозяйственная деятельность организационно-имущественного характера, связанная с созданием, реорганизацией и ликвидацией предприятий, управлением собственностью;
4)правовое регулирование хозяйственной (предпринимательской) деятельности;
5)государственное регулирование деятельности субъектов хозяйствования и др.
Под методомправового регулирования, применяемым в конкретной отрасли права, понимается набор способов и приемов регулирования отношений между субъектами, складывающихся вследствие особых свойств предмета правового регулирования.
Для каждой отрасли права присущ свой, особый метод регулирования. В науке также обсуждался вопрос сближения всех методов в правовых дисциплинах, т.е. единство метода правового регулирования, в том числе и в хозяйственных отношениях, однако в связи с тем, что хозяйственное право – отрасль права, включающая в себя институты различных отраслей права, то метод ее является комплексным.
Комплексность метода правового регулирования хозяйственной (предпринимательской) деятельности подтверждает сложность его состава. Для него характерно сочетание двух составляющих – это набор способов и приемов гражданско-правового и административно-правового методов регулирования отношений между субъектами. По определению ряда авторов, отношения, регулируемые хозяйственным правом, можно подразделить на отношения горизонтального и вертикального характера.
Принципы хозяйственного права
Основополагающие начала хозяйственного права, его принципы обеспечивают целенаправленное регулирование хозяйственной деятельности на всех уровнях.
Хозяйственно-правовые отношения регулируются, как часть имущественных отношений на основе принципов, закрепленных в ст. 2 Гражданского кодекса РБ. Вместе с тем правовое регулирование хозяйственных отношений строится в первую очередь на основе следующих принципов.
Правовое положение общества с ограниченной и дополнительной ответственностью.
Общество с ограниченной ответственностью одна из самых массовых форм, более 80 процентов всех организационно-правовых форм составляют общества с ограниченной ответственностью.
Правовое положение обществ с ограниченной ответственностью определено ГК РФ и Законом об обществах с ограниченной ответственностью.
Общество с ограниченной ответственностью является юридическим лицом, представляет собой вид хозяйственного общества. По своей сущности это коммерческая организация, которая преследует цель — извлечение прибыли.
Как и любое юридическое лицо, общество имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде
Общество может иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами, если это не противоречит предмету и целям деятельности, определено ограниченным уставом общества..
Акционерное общество приобретает право публично размещать (путем открытой подписки) акции и ценные бумаги, конвертируемые в его акции, которые могут публично обращаться на условиях, установленных законами о ценных бумагах, со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о фирменном наименовании общества, содержащем указание на то, что такое общество является публичным.
Согласно п.2 ст. 97 ГК РФ приобретение непубличным акционерным обществом статуса публичного общества влечет недействительность положений устава и внутренних документов общества, противоречащих правилам о публичном акционерном обществе, установленным настоящим Кодексом, законом об акционерных обществах и законами о ценных бумагах.
В публичном акционерном обществе образуется коллегиальный орган управления общества (наблюдательный совет/совет директоров), число членов которого не может быть менее пяти.Порядок образования и компетенция указанного коллегиального органа управления определяются законом об акционерных обществах и уставом публичного акционерного общества. Обязанности по ведению реестра акционеров публичного акционерного общества и исполнение функций счетной комиссии осуществляются независимой организацией, имеющей предусмотренную законом лицензию.
В публичном акционерном обществе не могут быть ограничены количество акций, принадлежащих одному акционеру, их суммарная номинальная стоимость, а также максимальное число голосов, предоставляемых одному акционеру. Уставом публичного акционерного общества не может быть предусмотрена необходимость получения чьего-либо согласия на отчуждение акций этого общества. Никому не может быть предоставлено право преимущественного приобретения акций публичного акционерного общества, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 100 ГК РФ - акционерам и лицам, которым принадлежат ценные бумаги общества, конвертируемые в его акции, может быть предоставлено преимущественное право покупки дополнительно выпускаемых обществом акций или конвертируемых в акции ценных бумаг).
Уставом публичного акционерного общества не может быть отнесено к исключительной компетенции общего собрания акционеров решение вопросов, не относящихся к ней в соответствии с ГК РФ и ФЗ РФ «Об АО».
Правовой режим ценных бумаг
По определению ценная бумага является документом, который позволяет удостоверить имущественные права собственника с соблюдением обязательных реквизитов и требуемой законодательством формы. Имущественные права могут осуществляться и передаваться только при предъявлении ценного документа. Отсутствие обязательных необходимых реквизитов или несоответствие документа установленной форме влечет его недействительность, ничтожность. Допустим, если вексель составили с нарушениями, то его нельзя рассматривать как вексель. Отличительной особенностью выпускаемых ценных бумаг является потребность предъявления данных документов для осуществления прав. В этом заключаются отличия от прав гражданско-правовой сделки, при которой не требуется предъявления документов, подтверждающих заключение данной операции. Все ценные бумаги делятся на абстрактные и казуальные. Последние имеют место, когда содержится ссылка на основную сделку. Абстрактные применяют в случаях, если из ценной бумаги исходит новое обязательство, независящее от сделки, лежащей в его основе. Правовой режим ценных бумаг регулирует права, которые могут принадлежать лицу, записанному в ценной бумаге (именная), предъявителю документа (на предъявителя). Также указанное в ценной бумаге лицо может самостоятельно назначить уполномоченное другое лицо (ценная ордерная бумага). Особенность всех ценных бумаг проявляется в возможности пускать их в широкое обращение. Это достижимо благодаря упрощенным правилам и порядку передачи прав. Удостоверенные посредством ценной бумаги на предъявителя права передаются при вручении документа новому владельцу. Наибольшей оборотоспособностью обладают предъявительские бумаги. Более сложным является порядок передачи ценных именных бумаг. В данном случае переуступить права можно лишь в обычном гражданском правовом порядке, который установлен для уступки требования, другим словами, при заключении сделки между бывшим и новым владельцем. По ордерной бумаге права передают при помощи индоссамента – передаточной надписи, которая означает, что все права передаются новому субъекту - индоссату от лица, выполнившего запись.
Субъекты несостоятельности
Субъектами отношений, которые складываются в связи с банкротством являются долник, кредиторы, арбитражные управляющие и иные лица.
Круг лиц должников, которые могут признаны банкротами определен непосредственно в ГК РФ (ст. 25 ГК РФ, ст. 65 ГК РФ), а также в ст. 1, ст. 231 ФЗ "О банкротстве". К ним относятся:
· индивидуальные предприниматели, которые не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности — положения относительно граждан-непредпринимателей пока не введены в действие;
· юридические лица, за исключением казенных предприятий, учреждений, политических партий, религиозных организаций.
Кредиторы — все лица, имеющие к должнику права требования о выплате каких-либо платежей. То есть не включаются кредиторы по товарным обязательствам, однако понятие в определенной мере шире понятия, данного в ГК РФ, поскольку включаются требования по НК РФ, по ТК РФ и прочее.
Кредиторы подразделяются на:
· конкурсные кредиторы — гражданско-правовые кредиторы по денежным обязательствам, кроме кредиторов с требованиями о возмещении вреда, причиненного или здоровью, морального вреда, кредиторы с требованиями о выплате вознаграждения по авторским договорам, а также учредители и участники должника;
· уполномоченные органы — федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ представлять в деле о банкротстве требования об уплате обязательных платежей и требования РФ по денежным обязательствам; а также органы исполнительной власти субъектов РФ, МО.
Кредиторы в деле о банкротстве не вправе обращаться к должнику об удовлетворении их требований в индивидуальном порядке, поскольку ФЗ "О банкротстве" устанавливает определенную очередность удовлетворения требований кредиторов.
По этой причине интересы всех кредиторов представляют собрание кредиторов и комитет кредиторов. ФЗ "О банкротстве" достаточно детально регламентирует порядки их созывов и принятия ими решений.
Правом голоса на собрании кредиторов обладают только конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, при этом число голосов пропорционально размеру требования к общей сумме требований по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей. В собрании кредиторов могут также принимать участие, пусть и без права голоса, представители работников должника, представители собственника имущества унитарного предприятия, представители учредителей должника.
Созыв собрания кредиторов и его проведение осуществляется арбитражным управляющим. Собрание кредиторов считается правомочным, если на нем присутствовали конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, включенные в реестр требований кредиторов и обладающие более, чем 50% голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов.
Стоит отметить, что собрание кредиторов имеет исключительную компетенцию. В том числе собрание кредиторов избирает из числа физических комитет кредиторов на период проведения процедур банкротства (от 3 до 11 человек).
Арбитражный управляющий — это ключевая фигура. Данный термин — это собиратлеьный образ, ибо на каждой стадии банкротства этот арбитражный управляющий имеет свое именование (временный, административный, внешний, конкурсный управляющий).
Требования к арбитражному управляющему определены в ст. 20.2 ФЗ "О банкротстве". Сейчас существуют саморегулируемые организации арбитражных управляющих.
Абритражный суд выбирает из числящихся в саморегулируемых организациях наиболее достойного по дополнительным требованиям:
· незаинтересованность по отношению к должнику и кредиторам;
· не должно быть невозмещенных убытков по отношению к должнику или кредитору в результате неисполнения обязанностей предыдущего дела о банкротстве;
· в отношении этого лица не ведется процедура банкротства;
· должен быть заключен договор страхования профессиональной ответственности;
· должен быть допуск к государственной тайне в установленной форме, если его наличие является обязательным условием для данной процедуры банкротства;
· лицо не должно быть дисквалифицировано (в отношении этой деятельности).
Также к процедуре несостоятельности относятся Правительство РФ, федеральные органы исполтельной власти, органы исполнительной власти субъекта РФ, органы МСУ. Конечно же, специальное место занимает арбитражный суд, поскольку все дело о банкротстве происходит именно в арбитражном суде.
Процедуры банкротства
Вопрос о процедуре банкротства стоит достаточно остро. Дело в том, что лицо, инициирующее арбитражный процесс по делу о банкротстве, обладает возможностью его контролировать. А контроль в данном случае осуществляется в первую очередь через арбитражного управляющего. Заявитель (это может быть один из кредитов или сам должник), подавший первым заявление в Арбитражный суд, может выбрать два варианта назначения арбитражного управляющего:
1. заявитель указывает наименование саморегулируемой организации (СРО) арбитражных управляющих, из членов которой будет утвержден арбитражный управляющий.
2. заявитель указывает непосредственно фамилию имя и отчество арбитражного управляющего.
Процедура банкротства – это совокупность мер в отношении должника направленных на восстановление его платежеспособности или ликвидации. Данная процедура имеет несколько стадий. Первой стадией является наблюдение.
Наблюдение — это первая из возможных процедур банкротства действующего предприятия. Наблюдение вводится арбитражным судом по заявлению должника или после признания требований заявителя (кредитора или уполномоченного органа). На этой стадии банкротства Арбитражным судом назначается временный арбитражный управляющий.
Ведение наблюдения означает, что исполнительные действия приостанавливаются, снимаются все аресты и иные ограничения в части распоряжения имуществом должника. Требования кредиторов к должнику могут быть предъявлены только после проверки арбитражным судом их обоснованности. Руководитель должника и иные органы управления должника не отстраняются, они продолжают осуществлять свои полномочия, но уже с ограничениями, установленными ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Сделки, связанные с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, а также сделки, связанные с получением и выдачей займов, выдачей поручительств и гарантий, переводом долга, могут быть совершены только с согласия временного управляющего. Задача временного управляющего — в срок не более чем семь месяцев изучить финансовое состояние должника.
Основными целями наблюдения является обеспечение сохранности имущества должника и изучение финансового состояния предприятия,составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.
По итогам своей работы временный управляющий подготавливает анализ финансового состояния должника, на основе которого первое собрание кредиторов должника принимает одно из следующих решений.
1. О введение второй стадии - финансового оздоровления.
2. О введение внешнего управления.
3. О введении конкурсного производства.
4. О заключении мирового соглашения.
Следующая процедура банкротства — это финансовое оздоровление. Эта стадия длиться не более 7 месяцев. Финансовое оздоровление применяется к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности. Данная процедура применяется по инициативе лиц, которые считают, что реабилитация предприятия возможна [10, С. 69].
Для ведения процедуры финансового оздоровления арбитражным судом назначается административный управляющий.
На этой стадии банкротства, учредитель должника, либо третье лицо обращаются к собранию кредиторов с графиком погашения задолженности должника и сведениями о предлагаемом ими обеспечении исполнения должником обязательств в соответствии с этим графиком погашения задолженности. В случае если должник не исполнит график погашения задолженности, лицо, предоставившее обеспечение, обязано будет исполнить неисполненные обязательства должника. После этого лицо, предоставившее обеспечение, становится кредитором должника наравне с другими имеющимися кредиторами.
При любом результате финансового оздоровления должник обязан подготовить отчет об итогах выполнения графика погашения задолженности.
План финансового оздоровления должен включать в себя положения, касающиеся общей характеристики должника, источников получения средств должником, иных мероприятий по восстановлению платежеспособности и поддержке эффективности его хозяйственной деятельности. Эти мероприятия могут носить следующий характер:
- экономический (ликвидация убыточных производств, перепрофилирование производства, продажа части имущества); - организационно-управленческий (выбор наиболее оптимальной модели управления, привлечение профессиональных менеджеров-управленцев); - финансовый (определение источников финансирования, форм инвестиций, направлений использования полученных средств); - информационный (дополнительная реклама о выпускаемой продукции; определение преимуществ, которые получают потребители этой продукции, ожидаемый спрос на продукцию)
Содержание плана финансового оздоровления должно соответствовать графику погашения задолженности, который подписывается представителем учредителей (участников) должника и лицом, предоставившим обеспечение. График погашения задолженности должен предусматривать погашение всех требований, включенных в реестр.
Третьей стадией банкротства является внешнее управление.
Это реабилитационная процедура, направленная на продолжение деятельности предприятия и назначаемая арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов и осуществляемая на основании передачи функции по управлению предприятием внешнему Арбитражному управляющему. Внешнее управление вводится на срок не более чем восемнадцать месяцев, который может быть продлен не более чем на шесть месяцев. Основанием для введения внешнего управления является наличие реальной возможности восстановить платежеспособность должника для продолжения его деятельности путем исполнения плана внешнего управления.
План внешнего управления должен предусматривать меры по восстановлению платежеспособности должника, условия и порядок реализации указанных мер, расходы на их реализацию и иные расходы должника [12, С. 195].
Завершающей стадией процедуры банкротства является - конкурсное производство.
Конкурсное производство – система мероприятий, проводимых под контролем арбитражного суда, целью которых является, проведение ликвидаций должника – юридического лица, соразмерное удовлетворение требований кредиторов должника с последующим исключением предприятия из реестра действующих.
Конкурсное производство начинается после принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и означает невозможность восстановления финансового состояния.
По общему правилу конкурсное производство не может продолжаться более года. В решении арбитражного суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства указывается срок, в течение которого оно должно быть осуществлено. Арбитражный суд вправе продлить этот срок на шесть месяцев. Срок, на который продлевается конкурсное производство в этом случае, должен быть определен применительно к конкретным обстоятельствам конкурсным управляющим, одобрен собранием кредиторов, утвержден арбитражным судом. Принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства влечет для должника ряд последствий, направленных на обеспечение интересов кредиторов и завершение конкурсного процесса.
Опубликование сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства осуществляется конкурсным управляющим за счет должника в «Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации» и официальном издании государственного органа по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению.
После назначения конкурсный управляющий принимает все полномочия по осуществлению функций управления должником. Полномочия по управления конкурсному управляющему передает внешний управляющий. Вся документация, включая бухгалтерскую, а также касающуюся предъявления и удовлетворения требований кредиторов, аудиторских проверок деятельности предприятия, инвентаризации имущества, реализации его, если она была произведена, а также печати и штампы, материальные и иные ценности, находящиеся у должника, должна быть передана конкурсному управляющему в течение трех дней.
После завершения расчетов с кредиторами конкурсный управляющий обязан предоставить арбитражному суду отчет о результатах проведения конкурсного производства с приложением документов, подтверждающих продажу имущества должника, реестр требований кредиторов с указанием размера погашенных требований и документы, подтверждающие погашение требований кредиторов. Также управляющий должен обеспечить возможность ознакомления с отчетом любого из кредиторов.
Также при банкротстве возможно заключение мирового соглашения. Мировое соглашение — процедура банкротства, применяемая на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредитором.
Мировое соглашение представляет собой соглашение сторон о прекращении судебного спора на основе взаимных уступок. Его суть состоит в окончании процесса путем мирного урегулирования спора, т. е. достижения определенности в отношениях между сторонами на основе свободного волеизъявления самих сторон.
Должник и кредиторы вправе заключить мировое соглашение на любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве, в том числе и после открытия конкурсного производства. Сторонами мирового соглашения являются должник и конкурсные кредиторы. Допускается участие в мировом соглашении третьих лиц (например, поручителя), которые принимают на себя права и обязанности, предусмотренные мировым соглашением.
Решение о заключении мирового соглашения от имени конкурсных кредиторов принимается собранием кредиторов большинством от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов в соответствии с реестром требований и считается принятым при условии, если за него проголосовали все кредиторы по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника.
Один из первых признаков приближения банкротства является падение прибыльности фирмы ниже стоимости капитала. Проценты за кредит и выплачиваемые фирмой дивиденды перестают соответствовать современным рыночным условиям хозяйствования, увеличивается риск невозвращения средств, возникают трудности с наличностью. Может возникнуть кризис ликвидности и фирма окажется в состоянии «технической неплатежеспособности». Это явление уже можно рассматривать как банкротство.
Таким образом, возбуждение процедуры банкротства в отношении предприятия далеко не всегда означает его крах. Как раз наоборот, законодательство о банкротстве направлено на сохранение имущества должника и восстановление его платежеспособности и нередко является последней спасительной мерой для предприятия, попавшего по тем или иным причинам в сложное финансовое положение.
Способы приватизации
ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21.12.2001 «178-ФЗ (в редакции от 19.12.2006).
Способы приватизации – предусмотренные законом правовые формы отчуждения государственного и муниципального имущества в частную собственность ф/л и ю/л.
Способы приватизации государственного и муниципального имущества:
1) преобразование унитарного предприятия в ОАО (смена организационно-правовой формы унитарного предприятия; изменяется собственник имущества (им становится ОАО); государство или муниципальное образование получают в собственность его акции, которые впоследствии могут быть отчуждены);
2) продажа государственного или муниципального имущества на аукционе (покупатели не должны выполнить какие-либо условия в отношении такого имущества; право приобретения принадлежит покупателю, предложившему в ходе торгов наиболее высокую цену; аукцион является открытым по составу участников; предложения подаются участниками в запечатанных конвертах; при одном участнике признается несостоявшимся; при равенстве предложений победителем признается подавший заявку раньше; в течение 5 дней с победителем заключается договор купли-продажи);
3) продажа акций ОАО на специализированном аукционе (открытые торги; все победители получают акции ОАО по единой цене за акцию; открытый по составу участников; передача акций и оформление права собственности – не позднее 30 дней);
4) продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе (могут продаваться предприятие как имущественный комплекс или акции ОАО, составляющие более 50% его уставного капитала, если в отношении указанного имущества покупателю необходимо выполнить определенные условия, срок выполнения которых не более года; право приобретения принадлежит предложившему наиболее высокую цену; открытый по составу участников; предложения подаются в запечатанных конвертах; при равенстве предложений победителем признается подавший заявку раньше; в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения условий конкурса договор купли-продажи расторгается по соглашению сторон или в судебном порядке с одновременным взыскание с покупателя неустойки);
5) продажа за пределами территории РФ находящихся в государственной собственности акций ОАО (может осуществляться посредством их использования в качестве обеспечения ц/б, выпускаемых иностранными эмитентами; решение о продаже принимается Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ);
6) продажа акций ОАО через организатора торговли на РЦБ (осуществляется в соответствии с правилами, установленными организатором торговли; для продажи могут привлекаться брокеры в порядке, установленном Правительством РФ; условия договоров с брокерами должны предусматривать продажу по цене, которая не может быть ниже начальной цены);
7) продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения (осуществляется, если аукцион был признан несостоявшимся; в информационном сообщении указываются (величина снижения начальной цены; период, по истечении которого последовательно снижается цена предложения; минимальная цена предложения (цена отсечения)); право приобретения принадлежит заявителю, который первым подал заявку на приобретение по цене первоначального предложения; при отсутствии в установленный срок заявки осуществляется снижение цены предложения через периоды, установленные в информационном сообщении; удовлетворяется первая заявка на покупку по цене предложения; снижение цены может осуществляться до цены отсечения);
8) продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены (осуществляется, если продажа посредством публичного предложения не состоялась; нормативная цена не определяется; претенденты направляют письменные предложения о цене; покупателем признается лицо, предложившее наибольшую цену; при поступлении одинаковых предложений покупателем признается лицо, подавшее заявку раньше);
9) внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы ОАО (может осуществляться (при учреждении ОАО; в порядке оплаты размещаемых дополнительных акций при увеличении уставных капиталов ОАО); доля акций ОАО, находящихся в собственности РФ, субъекта РФ, муниципального образования и приобретаемых соответственно этими субъектами в общем количестве обыкновенных акций этого АО не может составлять менее чем 25% плюс 1 акция, если иное не установлено Президентом РФ в отношении стратегических АО);
10) продажа акций ОАО по результатам доверительного управления (лицо, заключившее договор доверительного управления, приобретает эти акции в собственность после завершения срока доверительного управления; договор купли-продажи акций ОАО заключается с победителем конкурса одновременно с договором доверительного управления; неисполнение или ненадлежащее исполнение условий договора доверительного управления – основание расторжения в судебном порядке обоих договоров; исполнение условий договора доверительного управления подтверждается отчетом доверительного управляющего, принятым учредителем доверительного управления).
Ограничения на выбор способа приватизации в отношении отдельных объектов:
1. приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия в случае, если размер его уставного фонда превышает установленный законодательством минимальный размер уставного капитала ОАО (только путем преобразования в ОАО);
2. приватизация имущественных комплексов ФГУП и находящихся в федеральной собственности акций ОАО, балансовая стоимость ОС которых на последнюю отчетную дату превышает 5 млн. МРОТ (преобразованием унитарного предприятия в ОАО; на аукционе; на специализированном аукционе; посредством продажи за пределами территории РФ; посредством внесения в уставные капиталы ОАО);
3. приватизация имущества, не соответствующего, указанным в п.2 критериям (преобразованием унитарного предприятия в ОАО; на аукционе; на специализированном аукционе; на конкурсе; посредством внесения в уставные капиталы ОАО).
Большинство способов приватизации – договоры купли-продажи (8 из 10).
Способы приватизации отличаются друг от друга по совокупности признаков в зависимости от:
1. места совершения сделки (продажа за пределами территории РФ находящихся в государственной акций ОАО);
2. особенностей достижения соглашения о цене (на аукционе имущество продается тому, кто больше за него заплатит; на специализированном аукционе акции продаются победителям аукциона по единой цене за акцию);
3. выполнения покупателем условий в отношении имущества (продажа на конкурсе);
4. вида рынка (продажа акций на организованном рынке – на фондовой бирже);
5. способа выявления покупателя (продажа акций исключительно доверительному управляющему по итогам доверительного управления);
по моменту возникновения права собственности (при продаже имущества на конкурсе право собственности у победителя возникает после выполнения им условий конкурса).
Прекращение обязательств.
Прекращение обязательств — утрата сторонами субъективных прав и обязанностей, составляющих содержание обязательственного правоотношения:
· кредитор не вправе предъявить должнику требование из обязательства;
· должник не несет ответственности перед кредитором за неисполнение обязательства.
Основания прекращения обязательства — правопрекращающие юридические факты, предусмотренные законом или договором:
· По воле сторон:
o надлежащее исполнение (ст. 408 ГК);
o отступное (ст.409 ГК);
o зачет (ст. 410 ГК);
o новация (ст. 414 ГК);
o прощение долга (ст. 415 ГК)
· Независимо от воли сторон:
o совпадение должника и кредитора (ст. 413 ГК);
o невозможность исполнения (ст. 416 ГК);
o издание акта государственного органа (ст. 417 ГК) .
o прекращение стороны в обязательстве: в связи со смертью гражданина (ст. 418 ГК), в связи с ликвидацией юридического лица (ст. 419);
Прекращение обязательства оформляется так же, как и его установление. Если при установлении обязательства должник выдал кредитору долговой документ, кредитор обязан вернуть его с надписью о прекращении обязательства. При невозможности его вернуть кредитор обязан удостоверить прекращение обязательства выдачей соответствующей расписки.
Должник вправе требовать выдачи ему расписки как о полном, так и о частичном прекращении обязательства и в случаях, когда оно не было письменно оформлено. Наличие долгового документа у должника оценивается как возврат его должнику вследствие исполнения обязательства.
В соответствии со ст. 408 ГК прекращение обязательства обусловлено не всяким, а надлежащим исполнением, т.е. соответствующим условиям обязательства, требованиям законодательства, а при их отсутствии — обычаям делового оборота или обычно предъявляемым требованиям. Надлежащее исполнение — достижение цели, ради которой установлено обязательство.
Надлежащее исполнение обязательства оформляется выдачей кредитором должнику расписки об исполнении либо возвратом должнику долгового документа. При отказе в их выдаче должник вправе задержать исполнение, а кредитор считается просрочившим. Надлежащим исполнением считается также внесение долга в депозит нотариуса или суда, если это допустимо законом. Обязательство не будет надлежаще выполненным при нарушении должником хотя бы одного из его условий. В этом случае обязательство не прекращается, а дополняется новыми обременениями для должника — уплатой неустойки, возмещением убытков кредитору. Только после совершения должником всех вытекающих из обязательства действий оно признается прекращенным.
Согласно ст. 409 ГК обязательство может быть прекращено предоставлением взамен исполнения отступного. Размер, сроки и порядок предоставления устанавливаются соглашением сторон. Вид отступного может быть различным: передача денег, предоставление имущества, выполнение работ, оказание услуг и т. д. Предоставление отступного может быть предусмотрено как при установлении обязательства, так и в ходе его исполнения.
В соответствии со ст. 410 обязательство прекращается полностью или частично зачетом встречного требования, срок которого наступил или определен моментом востребования. Для зачета достаточно заявления одной стороны. Зачет в отношении обязательства с истекшим сроком исковой давности может быть применен только при добровольном согласии на это должника. Не допускается зачет требований:
· с истекшим сроком исковой давности;
· о возмещении вреда жизни и здоровью;
· о взыскании алиментов;
· о пожизненном содержании;
· в иных случаях, предусмотренных законом или договором.
При уступке требований должник вправе зачесть против требования нового кредитора свое встречное требование к первому кредитору, если срок его исполнения наступил до получения должником уведомления об уступке требования.
Прекращение обяз