Показатели санитарно-гигиенических условий труда отдела дизайна
Наименование показателя | Значение |
Шум | 37 Дб |
Освещенность рабочей зоны | 350 люкс |
Температура | 27° С |
Скорость движения воздуха | 0,08 м/c |
Относит. влажность воздуха | 50% |
Объем наружного воздуха в помещениях отдела площадью 24 | 15-20 |
Объем наружного воздуха в помещениях отдела площадью 12 | 30 |
Таблица 20
Характеристика помещений отдела дизайна
Площадь кабинета | Рабочие места |
1,24 | Секретарь-референт Начальник отдела |
2,24 | Инженеры-конструкторы (2 чел.) Инженеры внешнего дизайна (2 чел.) |
3,24 | Инженеры внешнего дизайна (2 чел.) Инженеры-конструкторы (2 чел.) |
4,12 | Инженеры внешнего дизайна (2 чел.) |
Ситуация для анализа 2
Вам предлагается осуществить диагностику материальной культуры структурное подразделение – руководство (рабочее место директора) предприятия «Хомс».
Предприятие «Хомс» занимается производством бытовой техники. Его товары пользуются спросом, как на родине, так и в странах ближнего зарубежья. Адрес предприятия: 603155, Нижний Новгород, ул. Горького, д. 200.
Здание предприятия «Хомс» находится в хорошем состоянии (зданию 9 лет). Недавно проводился капремонт фасада.
Рассматриваемое структурное подразделение – руководство (рабочее место директора). Категория персонала – руководитель. В подчинении директора находится 700 человек, непосредственно директору подчиняются 6. Структура управления предприятием – линейно-функциональная.
Функции и задачи управления
· Управление стратегией развития.
· Организация системы управления.
· Управление экономическим развитием.
· Управление финансами и бухгалтерским учетом.
· Управление внешнеэкономической деятельностью.
Оплата труда
Должностной оклад – 35 000 руб. Премия – 5% от чистой прибыли за квартал.
Ежегодная премия (бонус) – от 1 до 2 должностных окладов.
Социальные льготы
Персональный автомобиль «Форд Фокус».
Очередной отпуск – 28 календарных дней.
Дополнительный оплаченный отпуск 6 дней в году.
Творческий день – 1 раз в месяц.
Охрана труда и техника безопасности
· Инструкция по охране труда.
· Инструкция по эксплуатации технических средств.
· Фирменная одежда (костюм, ботинки, рубашка, галстук).
· Рабочая одежда для посещения объектов (халат, каска, сапоги, очки).
· Средства индивидуальной защиты (газовый пистолет, электрошок).
Планировка рабочего места директора предприятия показана на рис. 9.
Мебель и оборудование
· Рабочий стол 120x80 см – 3 шт.
· Стол для компьютера 80x80 см – 1 шт.
· Уголок R 80 см – 1 шт.
· Книжный шкаф – 1 шт.
· Кресло директора – 1 шт.
· Кресла для посетителей – 3 шт.
· Стулья кабинетные – 10 шт.
· Сейф металлический – 1 шт.
Практически вся мебель и оборудование не менялись с момента образования предприятия.
Технические средства
· Персональный компьютер – 1 шт.
· Коммутатор внутренней связи – 1 шт.
· Телефонный аппарат (факс) – 1 шт.
· Письменная доска – 1 шт.
· Кондиционер бытовой – 1 шт.
· Множительный аппарат «XEROX» – 1 шт.
· Канцелярский набор «Органайзер» – 1 шт.
· Папки деловые – 20 шт и тому подобное.
Практически все технические средства были обновлены в прошлом году.
Загрузка рабочего места
Нормативная общая трудоемкость – 2080 чел./ч.
Трудоемкость выполнения основных функций – 1800 ч.
Производственные командировки – 80 ч.
Отпуска и регламентируемые перерывы – 200 ч.
Норма управляемости – 6 подчиненных.
Коэффициент равномерности загрузки – 0,9.
Условия труда
Общая площадь – 30 м2.
Площадь на 1 сотрудника во время совещания – 2 м2, их продолжительность иногда составляет около трех часов.
Санитарные условия – нормальные.
Норма освещенности – 200 лк.
Средняя температура – 20°С.
Уровень влажности – до 50%.
Уровень шума – не более 50 дБ.
Цвет помещения – светло-серый.
Рис. 9. Планировка рабочего места директора предприятия
Нормативная характеристика санитарно-гигиенических условий
Температура воздуха, подаваемого в помещения, должна быть не ниже 19° С.
Уровень шума не должен превышать 50 Дб.
Освещенность рабочей зоны должна быть не ниже 400 люкс.
Таблица 21
Нормативные параметры чистоты воздуха
Площадь кабинета | Кубатура на одного работающего | Требуемый объем наружного воздуха |
12 | 18 | не менее 30 |
24 | 18 - 24 | не менее 20 - 30 |
Таблица 22
Необходимые микроклиматические параметры
Период года | Температура воздуха | Скорость движения воздуха | Относит. влажность воздуха |
Теплый | 23 - 25° С | 0,1 – 0,2 м/c | 60 – 40% |
Холодный | 22 - 24° С | 0,1 м/c | 60 – 40% |
Таблица 23
Нормативная площадь для размещения служащих в России, м2.
Категория служащих | Площадь |
Руководитель предприятия | 24-55 |
Заместитель руководителя | 12-35 |
Начальник отдела | 8-24 |
Главный (старший) специалист | 8-12 |
Специалист-секретарь | 4-8 |
Секретарь | 3-4 |
Ход работы:
На первом этапе необходимо сформировать несколько аналитических групп, состоящих из 5-6 человек.
Второй этап состоит в ознакомлении каждой аналитической группой с ситуацией для анализа и изучении общих положений по выполнению практического занятия.
На третьем этапе следует сначала рассчитать и оценить все возможные показатели материальной культуры, а затем сравнить анализируемые показатели с нормативными на основе расчета отклонений текущих показателей от нормативных минимальных и нормативных максимальных значений. Результаты необходимо представить в виде табл. 24. В таблице приведен пример ее заполнения.
Таблица 24
Результаты сравнительного анализа показателей
Наименование показателя | Фактическое значение | Нормативное значение | Отклонение | Характеристика |
Уровень шума | 45 Дб | Не более 50 Дб | В пределах нормы | |
Объем наружного воздуха | 15 | Не менее 20-30 | - 5 | Ниже нормы |
… | … | … | … | … |
… | … | … | … | … |
Сущность четвертого этапа заключается в обсуждении состояния материальной культуры предложенного для анализа подразделения предприятия на основе полученной информации; письменном описании материальной культуры предложенного для анализа подразделения предприятия (с применением творческого подхода к аналитической обработке информации); выявлении сильных и слабых сторон материальной культуры изучаемого подразделения предприятия; постановке предварительного диагноза материальной культуре предложенного для анализа подразделения предприятия.
На пятом этапе необходимо предложить рекомендации по изменению сложившейся материальной культуры, направленные на ее совершенствование и определить факторы, влияющие на развитие материальных элементов организационной культуры.
Шестой этап – открытая защита своего отчета по диагностике материальной культуры предложенного для анализа подразделения предприятия каждой аналитической группой.
Отчет по практическому занятию должен содержать:
1.название и цель работы;
2.ответы на следующие вопросы: назовите методы исследования систем управления, которые могут быть использованы для оценки материальных элементов организационной культуры; определите факторы, влияющие на развитие материальных элементов организационной культуры российских предприятий;
3.результаты сравнительного анализа показателей (табл. 24);
4.описание материальной культуры подразделения предприятия;
5.выявленные слабые и сильные стороны материальной культуры отдела;
6.диагноз материальной культуры рассматриваемого подразделения;
7.рекомендации по совершенствованию материальной культуры.
Использованная литература в лабораторной работе 7:
1. Методические указания по выполнению практических занятий и самостоятельных работ по курсу «Методы исследования систем управления» для студентов специальностей 060800 «Экономика и управление на предприятиях», 521500 «Менеджмент», 521600 «Экономика» дневной формы обучения / Воронеж. гос. техн. ун-т; Сост., О.В. Хорошилова, А.Г. Балаганская, Ю.В. Астанкова. Воронеж, 2002.
2.Егоршин А.П., Зайцев А.К. Организация труда персонала: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 320 с. – (Высшее образование).