Тема «Построение системы управления человеческими ресурсами организации: цели, стратегия, кадровая политика»
В теории менеджмента используется достаточное число терминов, которые отражают участие людей в общественном производстве: трудовые ресурсы, человеческие ресурсы, персонал, человеческий фактор, трудовой потенциал, управление персоналом, кадровая политика, коллектив, команда, человеческие отношения и др. Все они имеют разное содержание, но выделяют в качестве стержневого объекта человека.
Наиболее часто в современных организациях употребляется понятие «персонал».
Персонал – личный состав организации, включающий всех наемных работников, а также работающих собственников и совладельцев.
Основные признакиперсонала:
· наличие трудовых взаимоотношений с работодателем, которые оформляются трудовым договором;
· обладание определенными качественными характеристиками (профессия, специальность, квалификация, компетентность), наличие которых определяет деятельность работника на конкретной должности (рабочем месте);
· целевая направленность деятельности, т.е. обеспечение достижения целей организации путем установления адекватных им целей конкретного работника.
Структура персонала – совокупность отдельных групп работников организации, объединенных по какому-либо признаку.
В зависимости от участия в производственном или управленческом процессе, т.е. от характера выполняемых трудовых функций, занимаемой должности, структура персонала организации включает следующие категории:
РУКОВОДИТЕЛИОсуществляют функции управления.
Высшего уровня – руководитель организации и его заместители.
Среднего уровня – руководители основных структурных подразделений (управление, департамент, цех), главные специалисты.
Нижнего уровня – руководители структурных подразделений, работающие с исполнителями (отдел, бюро, сектор, участок).
СПЕЦИАЛИСТЫОсуществляют экономические, инженерно-технические и другие функции.
Функциональные специалисты – результатом их деятельности является управленческая информация (экономисты, бухгалтеры, юристы и др.).
Специалисты–инженеры - результатом их деятельности является конструкторская и проектная информация (технологи, конструкторы, строители, проектировщики и др.).
СЛУЖАЩИЕ
Технические исполнители, выполняющие вспомогательные работы в управленческом процессе (машинистки, операторы, курьеры, кладовщики, кассиры, табельщики).
РАБОЧИЕ
Основные – непосредственно создающие материальные ценности или оказывающие услуги производственного характера.
Вспомогательные – преимущественно занятые в обслуживающих подразделениях (цехах).
Управление персоналом – одна из трех важнейших функций управления современной организацией, наряду с управлением ориентацией организации во внешней среде (стратегическое планирование, маркетинг, управление инвестициями) и управлением производственно-коммерческой деятельностью (производство товаров, оказание услуг, выполнение работ, сбыт).
Основной целью управления персоналом организации является обеспечение ее бизнеса персоналом, соответствующим стратегии и решаемым тактическим задачам, как по совокупности знаний, навыков и умений, так и по численности.
Управление персоналом организации заключается в формировании системы управления персоналом и реализации широкого спектра функций данной системы.
Система управления персоналом современной организации должна решать следующие три основные задачи:
1. Подбор персонала и формирование соответствующей требованиям специфики деятельности и развития организации квалификационной структуры и численности персонала.
2. Стимулирование работников организации на эффективную деятельность, решение стратегических и тактических задач, стоящих перед организацией.
3. Развитие персонала и организация его деятельности в соответствии со стратегией развития организации.
В литературе по управлению персоналом встречаются самые разные варианты классификации функций системы управления персоналом организации.
Система управления персоналом современной организации включает следующий комплекс взаимосвязанных видов деятельности (подсистем) и их основные функции:
Подсистема разработки стратегии и политикиуправления персоналом организации
Основные функции:
· определение общих принципов работы с персоналом в организации;
· разработка стратегии и политики управления персоналом в соответствии с общей стратегией организации;
· построение организационной структуры системы управления персоналом организации;
· определение и оценка затрат на персонал.
Подсистема планирования персонала.
Основные функции:
· анализ рынка труда;
· анализ кадрового потенциала организации;
· планирование и определение (расчет) потребности в персонале;
· работа с внешними источниками привлечения персонала (кадровые агентства, службы занятости, учебные заведения и др.).