Маркетинг в деятельности предприятия.
Организация планирования, система планов предприятия. Основные принципы и методы планирования. Стратегическое, перспективное, текущее и оперативно-производственное планирование. Цель, основные задачи и содержание стратегического планирования на предприятии.
Микроэкономический подход к планированию объема производства. Система оперативного планирования предприятия, цель, задачи и содержание. Место бизнес-планирования в управлении деятельностью фирмы. Состав и содержание бизнес-плана, основные требования, подходы и методы его разработки.
Маркетинг: понятие, принципы и направления. Основные элементы и функции маркетинга. Маркетинговая концепция в деятельности фирмы. Экономическое содержание стратегии и тактики маркетинга на предприятии. Комплексное исследование и прогнозирование рыночной конъюнктуры.
Товарная, ценовая, коммуникационная и сбытовая политики предприятия.
Организация маркетинга на предприятии.
Приступая к изучению данной темы основное внимание в ней следует уделить следующим основным положениям.
Планирование является средством формирования целей фирмы и способов их достижения.
Планирование - это разработка и корректировка плана, включающие предвидение, обоснование, конкретизацию и описание деятельности хозяйственного объекта на ближайшую и отдаленную перспективу.
Планированиеи прогнозирование являются важнейшими составными частями управления предприятием. Они позволяют:
§ предвидеть перспективу развития предприятия на будущее;
§ более рационально использовать все ресурсы предприятия;
§ избежать риска банкротства;
§ более целеустремленно и эффективно проводить научно-техническую политику на предприятии;
§ своевременно обновлять и модернизировать выпускаемую продукцию и повышать ее качество в соответствии с конъюнктурой рынка;
§ повышать эффективность производства и улучшать финансовое состояние предприятия.
Существует следующая классификация планирования:
По видам | стратегическое и текущее, которое подразделяется на: технико-экономическое и оперативно-производственное |
По времени | долгосрочное, среднесрочное, краткосрочное |
По объекту планирования | план предприятия, цеха, отдела, бригады, участка, рабочего места |
По видам документов | бизнес-план, программа, проект, прогноз, задание, заказ-наряд |
По методам планирования | балансовый, нормативный, сетевой, графический, программно-целевой, экономико-математический |
По предмету планирования | план объема продаж в натуральном и стоимостном выражении, численности работающих и оплаты труда; доходов, расходов и прибыли; финансирования инвестиций, кредитования и финансовых издержек; научных исследований и эффективности предприятия. |
Но для того чтобы прогнозирование и планирование могли выполнять эти функции, они должны быть построены на научных принципах и методах.
Под принципами планирования понимаются основные теоретические положения, которыми следует руководствоваться в процессе планирования на предприятии.
К основным принципам планирования относятся:
непрерывность планирования. Этот принцип означает, что на предприятии должны разрабатываться долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные (годовые) планы. Среднесрочные и долгосрочные планы должны систематически пересматриваться и корректироваться с учетом изменившихся обстоятельств, а годовые планы должны вытекать из среднесрочных планов. Этим достигается непрерывность планирования на предприятии;
научность. Этот принцип означает, что планирование должно осуществляться на научной основе, т.е. на достоверной информации и научно проверенных методах. Кроме того, этот принцип означает, что в планах должны использоваться самые последние достижения в науке и технике, а также передовые методы работы отдельных предприятий, появившиеся в мировом сообществе государств;
нацеленностьпланов на рациональное использование всех ресурсов предприятия, на повышение эффективности производства и на достижение максимальной прибыли;
принцип ведущих звеньев и приоритетность их реализации. Это означает, что на предприятии всегда необходимо выбирать ведущие звенья, от реализации которых зависит успех дела, и стремиться их реализовать в первую очередь. Выбор ведущих звеньев должен основываться на глубоком анализе состояния дел на предприятии, и это под силу только настоящим менеджерам;
принцип взаимной увязки и координации. Планирование должно охватывать все производственные подразделения предприятия с целью обеспечения сбалансированности в работе между ними.