Рецензирование и представление проекта к защите
Оформленный по всем правилам дипломный проект с отзывом руководителя (раздел 1.5) проходит рецензирование и сдается на кафедру в установленные сроки (таблица 1).
В качестве рецензентов могут привлекаться доктора и кандидаты наук других кафедр факультета управления, экономики и права КГТУ им. Кирова, а также имеющие ученую степень преподаватели других учебных и научно-исследовательских заведений г. Казани, имеющие научную степень специалисты-практики из числа руководителей высшего и среднего звена предприятия, предоставившего практические данные для дипломного проекта.
В рецензии кроме необходимых критериев (приложение В) должен содержаться четкий и однозначный вывод рецензента о возможности допуска рецензируемой работы к защите и мнение относительно оценки, которую она заслуживает. В рецензии в свободной форме дается характеристика каждого раздела и основных положений дипломного проекта с выделением положительных сторон и недостатков. Критические замечания должны быть сделаны таким образом, чтобы по ним была возможна дискуссия на защите. Рецензент должен отмечать конкретные недостатки дипломной работы (например, недостаточная обоснованность утверждений, выводов, ошибки методики, необоснованность приближений или точности измерений и т.д.) все замечания должны быть подтверждены примерами из рецензируемой работы. В случае, если рецензент критикует автора за отсутствие чего-либо в дипломном проекте, то должно быть указано, как такое отсутствие влияет на содержание и качество дипломного проекта. Рецензент может также изложить свои замечания по поводу стиля, формы изложения оформления работы.
Заключение рецензии должно содержать оценку дипломного проекта и констатацию факта, что дипломник заслуживает (не заслуживает) присвоения квалификации.
Рецензия обязательно подписывается рецензентом с точным указанием Ф.И.О., места работы, должности, ученой степени, звания и даты выдачи, скрепляется печатью организации. Если рецензия подписана преподавателем своего вуза, наличие печати не требуется.
Заведующий кафедрой для допуска дипломного проекта к защите изучает содержание представленных документов, которые необходимо расположить строго в соответствии с разделом 2.1 данных методических указаний. При представлении документов необходимо:
1) проверить наличие всех необходимых виз и дат на бланке «Задание»;
2)проверить наличие даты и подписи в листе нормоконтролера и отзыве руководителя;
3)поставить кроме даты и подписи на отзыве рецензента печать организации, заверяющую подпись рецензента;
4)иметь на титульном листе подписи – студента-дипломника, руководителя, рецензента, нормоконтролера;
5) проверить наличие проставленных баллов по каждому критерию в бланке «Критерии рейтинговой оценки дипломных проектов», а также общей суммы баллов и подписи руководителя.
Полностью готовый проект лучше оформить в папке с кольцами и кармашком (в него вкладываются бланки отзывов руководителя и рецензента, критерии рейтинговой оценки проекта и дискета с электронной версией дипломного проекта.)
Подготовка выступления и наглядных материалов на защиту
Дипломник, получивший положительные отзывы научного руководителя и рецензента, а также допуск выпускающей кафедры к защите, должен подготовить выступление перед аттестационной комиссией, а также необходимые наглядные пособия (или раздаточный материал), демонстрацией которых будет сопровождаться его доклад. Время для доклада на защите не должно превышать 10 минут.
Доклад при защите дипломного проекта должен быть четко структурирован. Необходимо ясно выделить основные идеи дипломной работы. Основное внимание в докладе должно уделяться непосредственно работе, выполненной студентом самостоятельно, достоинствам и особенностям выполненной работы. Необходимо подчеркнуть новизну данной ВКР в научно-исследовательском и практическом аспектах.
Для того чтобы не возникало проблем с подготовкой текста выступления, следует выдержать те требования к содержанию введения и заключения дипломного проекта, которые сформулированы ранее (обосновать в них актуальность избранной темы, охарактеризовать объект, предмет, цель и задачи исследования, полученные результаты, выводы и предложения и т.д.). Именно они и является основой выступления автора при защите дипломного проекта. При этом следует иметь в виду, что общая оценка выставляется аттестационной комиссией с учетом не только качества самой работы, но и результатов ее защиты, поэтому к составлению доклада следует подойти с особой ответственностью.
Внешний вид выпускника на защите должен соответствовать официальной обстановке (строгий деловой костюм). Во время доклада следует держаться подтянуто и в то же время свободно, не поворачиваясь спиной к ГАК и к аудитории. Примерная структура доклада представлена в таблице 2.
Таблица 2 - Примерная структура доклада
Вопросы, освещаемые в докладе | Время |
1. Представление студента и темы работы. 2. Причины выбора и актуальность темы. 3. Цель работы и ее задачи. 4. Предмет, объект, хронологические рамки и новизна исследования. | до 2 мин |
5. Логика ВКР | 1-2 мин |
6. Обоснование выводов и предложений, сделанных в дипломном проекте | 3-4 мин |
7. Апробация работы (публикации, внедрения). 8. Работа, проделанная студентом, по замечаниям руководителя и рецензента. 9. Заключительная часть (перспективы и задачи дальнейшего исследования данной темы). | до 2 мин |
Итого (максимум) | 9-10 мин |
Для сопровождения доклада целесообразно подготовить наглядный иллюстративный материал, согласованный с научным руководителем. Иллюстративный материал (таблицы, графики, рисунки), может быть оформлен в виде раздаточного материала на листах формата А4 в количестве, необходимом каждому члену ГАК, или же в виде презентации с использованием пакетаMicrosoft PowerPoint. Преимущества презентации в том, что в ней можно представить гораздо больше слайдов с основными моментами выступления, используя ее как подсказку к докладу и при этом, не давая отвлекаться комиссии от заслушивания доклада на просмотр раздаточного материала. Желательно сопровождать выступление презентацией с использованием 15—20 слайдов.
Основными принципами при составлении подобной презентации являются лаконичность, ясность, уместность, сдержанность, наглядность (подчеркивание ключевых моментов), запоминаемость (разумное использование ярких эффектов).
Необходимо начать презентацию с заголовочного слайда и завершить итоговым. В первом слайде приводится название проекта и автор.
Основное требование - каждый слайд должен иметь заголовок, количество слов в слайде не должно превышать 40.
При разработке оформления лучше использовать дизайн шаблонов (Формат - Применить оформление), но не увлекаться яркими вариантами, т.к. информация на слайде должна быть контрастна фону, а фон не должен затенять содержимое слайда. Не следует злоупотреблять эффектами анимации. Оптимальной настройкой эффектов анимации является появление в первую очередь заголовка слайда, а затем - текста по абзацам. Динамическая анимация эффективна тогда, когда в процессе выступления происходит логическая трансформация существующей структуры в новую структуру, предлагаемую вами. Желательно не использовать анимацию, где происходит появление текста по буквам или словам, что затрудняет восприятие.
Некоторые ключевые слайды следует распечатать в виде раздаточного материала. При использовании презентации необходима предварительная тренировка и предзащита с руководителем, чтобы в ходе защиты и при ответах на вопросы быстро находить необходимые слайды. В автоматическом режиме нужно контролировать временной интервал между слайдами и время всего доклада.
По окончании доклада вопросы дипломнику могут задавать не только председатель и члены комиссии, но и все присутствующие. Надо внимательно выслушать вопрос, если вопрос остался непонятен, уточнить его формулировку Ответ должен быть конкретным, четким и уверенным. При необходимости можно воспользоваться текстом дипломного проекта. Вопросы могут быть связаны как со спецификой дипломного проекта, так и касаться аспектов специальных дисциплин менеджмента, близких к направлению исследования. По докладу и ответам на вопросы комиссия судит о самостоятельности выполненного дипломного проекта, о самостоятельности выполненного дипломного проекта, о широте кругозора дипломника, его эрудиции, умении публично выступать и аргументировано отстаивать свою точку зрения.