Индивидуальная работа учащихся.
Учитель предлагает учащимся на основе представленной таблицы самим сделать вывод об отраслевой структуре российского малого бизнеса.
Таблица 1
Отраслевая структура малого предпринимательства, %) | |||
Отраслевая структура числа МП | Отраслевая структура полной численности занятых на МП | Структура производства продукции (работ, услуг) по основным отраслям МП | |
Промышленность | 14,6 | 24,0 | 20,0 |
Сельское хозяйство | 1Д | 0;8 | 0,3 |
Лесное хозяйство | 0,05 | 0,05 | |
Транспорт и связь | 2,3 | 2,2 | |
Строительство | 16,6 | 29,9 | 16,3 |
Торговля и общественное питание | 42,7 | 24,6 | 50,5 |
Материально-техническое снабжение и сбыт | 1,8 | 1,3 | 6,0 |
Информационное обслуживание | 0,8 | 0,5 | 0,2 |
Общая коммерческая деятельность | 4,8 | 3,9 | 2,5' |
Прочая деятель- | |||
ность в материальном производстве | 1.5 | 1,4 | 0,7- |
Бытовые услуги, жилищное хозяйство | 1,8 | 1,1 | 3,3 |
Здравоохранение, спорт, социальное обеспечение | L9 | 1,3 | 0,1 |
Народное образование | 0,9 | 1,0 | 0,04 |
Культура и искусство | 0,9 | 0,7 | 0,06 |
Наука и научное обслуживание | 5,6 | 5,3 | |
Финансы, пенсионное обеспечение | 1,3 | 0,9 | |
Прочие | 1,05 | 3,15 |
Таблица 2
Региональная структура малого предпринимательства | |
Экономические районы | Доля в общем числе МП |
Центральный, | 30,5 |
в том числе Москва | 20,0 |
Северный | 2,9 |
Северо-западный | 9,6 |
Волго-Вятский | 2,9 |
Центральночерноземный | 2,7 |
Поволжский | 9,6 |
Северо-Кавказский | 9,8 |
Уральский | 10,6 |
Западно-Сибирский | 10,5 |
Восточно-Сибирский | 5,2 |
Дальневосточный | 5,0 |
Далее, обобщая высказывания учащихся, учитель, указывает, что в 90-е годы стабильно росла доля МП в общем объеме ВВП. Это весомый факт, особенно на фоне продолжающегося спада практически во всех сферах российской экономики. По официальным статистическим данным Госкомстата РФ, на 1.01.1996 г. в России насчитывалось 877 тыс. малых предприятий, на которых было занято 8,9 млн. человек (по среднесписочному составу), а с учетом вторичной занятости - 13,8 млн. человек.
В отраслевой структуре доминирует торгово-посредническая деятельность, а в региональной структуре - Центральный экономический район с ядром в Москве.
В развитии малого предпринимательства за последние 1-2 года наметились кардинально новые тенденции, выразившиеся, в первую очередь, в существенном замедлении темпов роста числа малых предприятий. Если в начале 90-х годов для динамики развития МП был характерен устойчивый рост как их числа, так и количества занятых при среднегодовых значениях приростов на уровне около 80%, то в 1994 г. прирост числа МП составил лишь 4%, а в 1995 г. произошло уже снижение их числа на 2,2%.
Для углубленного понимания нынешней ситуации с развитием российских МП необходимо критически рассмотреть некоторые страницы «новейшей истории».
Российское малое предпринимательство в своем становлении за последние десять лет уже прошло два этапа и находится накануне вхождения в новый, четвертый этап. Первый и наиболее яркий из них наблюдался еще в условиях бывшею СССР в конце 80-х годов.
Огромные льготы всех видов, в том числе, за счет средств госбюджета, в целом, более благоприятное положение дел в экономике обусловили отношение ветеранов к данному периоду как к «золотому веку»малого предпринимательства. Действительно, происходило очень быстрое и легкое накопление капиталов, развивались производство дефицитных товаров широкого потребления и сфера всевозможных и столь же дефицитных тогда бытовых услуг, розничной торговли, общественного питания и пр.
Изнанкой «золотого века»было, однако, то, что малые предприятия выполняли роль канала перекачки ресурсов командно - управляемых госпредприятий в теневую экономику, в пользу полукриминального и просто криминального псевдорыночого предпринимательства. Самое печальное последствие такой перекачки заключалось и заключается в том, что средства, накапливаемые в малом предпринимательстве методом «доразграбления» госсектора, за небольшим исключением практически навсегда уходили из сферы накопления и не использовались для развития национального производства и его инфраструктуры.
Заключительная часть (5-7 мин.)
Учитель обобщает весь изученный материал и дает домашнее задание. На домашнее задание выносится § 13 учебника и задания к параграфу. Отдельной группе ребят целесообразно поручить выполнить задание 5: подобрать материал из СМИ о фактах вытеснения конкурентов с внешних рынков. Как можно оценить эти явления?
Другим ученикам предлагается заранее подготовить материал о деятельности известных миру предпринимателях: например, Генри Форде и др.
При этом учитель поясняет учащимся, что Генри Форд (30.07,1863 - 7.04.1947)- американский промыисленник, один из основателей автомобильной промышленности США. С 1879 г. работал учеником механика в Детройте, затем механиком в разных компаниях. В 1893 г. создал свой первый автомобиль с четырехтактным двигателем внутреннего сгорания. Основал в 1903 г. фирму «Форд - мотор», которая стала крупнейшей автомобильной компанией. Написал книги «Моя жизнь, моя работа» (переведенанарусский язык в 1924 г.), «Движение вперед».
Ученикам можно посоветовать заранее познакомиться со следующими книгами:
Форд Генри. Моя жизнь, моя работа /Пер. с англ. М., 1989.
Форд Генри. Сегодня и завтра /Пер. с англ. М., 1992.
Д
оклады ученикам (для подготовки к следующему уроку или для дополнительного изучения):
1. Исторические условия для развития предпринимательства в России и его основные виды.
(В докладе ученики должны показать, что история предпринимательства в России столь же глубока, как и история самой России. Еще" в конце! тыс. н.э. формировались условия и предпосылки для деятельности первых предпринимателей. Но условия для развития предпринимательства были сложны, что объясняется целым рядом природно-географических, исторических и других факторов.)
2. Правовые условия для развития предпринимательства в России.
(В докладе ученики должны проанализировать нормативно-правовые акты, документы, в которых регулировалась предпринимательская деятельность, поощрялось развитие промышленности. Пусть ученики подумают, какую роль в развитии свободного предпринимательства играло крепостное право.)
3. Пионеры российского бизнеса.
(В докладе ученики ученики могут рассказать о купцах-предпринимателях: Ю. Гужоне, Ф. К. Сан-Галли, Н. В. Мешкове и др.)
Для подготовки к докладам можно прочитать:
Предпринимательство и предприниматели России. От истоков до начала XX века. М, РОССПЭН, 1997; Хрестоматию по отечественной истории, а также любую доступную литературу.