Экономическая деятельность предприятия, ее анализ.
ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
Процесс выбора целей организации и путей их достижения. Планирование присуще всем предприятиям независимо от их форм собственности. Механизм планирования включает: принципы, определение приоритетных целей, обеспечение взаимосвязи между показателями, учет факторов и конъюнктуры развития рынка, контроль за реализацией планов. Процесс планирования базируется на знании и использовании объективных экономических законов, законов товарного производства (закон стоимости), законов рыночной экономики.
Процесс планирования в организации начинается с ясного понимания того, что необходимо делать для ее эффективного развития и функционирования. Успех любого плана зависит от:
- качества целеполагания в основных ключевых вопросах развития организации на основе обзора прошедшего, настоящего и будущего ее развития и успешности ее реагирования на изменения в окружающей среде;
- качества проведенного предварительного анализа деятельности самой организации и ее ценовой политики, рынка, конкурентов, товародвижения и проч.;
- правильной оценки конкурентоспособности организации;
- выбора и реализации стратегии развития, которая повысит конкурентоспособность организации.
Основное содержание планирования как функции управления организацией состоит в обоснованном определении основных направлений деятельности и ее дальнейшего развития с учетом материальных источников и спроса рынка.
Планирование деятельности организации предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее эффективного использования ресурсов каждого отдела и всей организации в целом. В НПОУ «ЧКТ» планы составляются каждый год.
Таким образом, основное внимание уделяется краткосрочному планированию, и незначительное внимание уделяется долгосрочному и среднесрочному планированию.
Но как таковое стратегическое планирование в НПОУ «ЧКТ» отсутствует, хотя и чувствуется необходимость в нем, поскольку во внешней среде для компании имеются определенные возможности, дающие шанс для дальнейшего развития. Стратегическое планирование ставит целью дать комплексное научное обоснование проблем, с которыми может столкнуться предприятие в предстоящем периоде, и на этой основе разработать показатели развития предприятия на плановый период. Такой метод наиболее применим для НПОУ «ЧКТ» . К числу слабых сторон, относиться отсутствие маркетинговых исследований, и слабая программа продвижения продукции, а именно стратегический план задает направления для деятельности организации и позволяет ей лучше понимать структуру маркетинговых исследований, процессы изучения потребителей, планирования продукции, ее продвижения, и сбыта, а также планирования цен.
Необходимо также отметить, что рекламные акции потребуют незначительных расходов лишь в тех случаях, когда они будут приурочены к конкретным мероприятиям:
- проведение распродаж;
- введение системы дисконтных карточек;
Кроме этого в целях совершенствования системы маркетинга целесообразно изучать потребности клиентов. В этих целях предлагается завести журнал «Пожелания клиентов», где смогут делать записи не только клиенты, но и работники. К примеру, спросил клиент о блюде, которого нет в ресторане, - официант должен сделать соответствующую запись в журнале.
Для уменьшения издержек НПОУ «ЧКТ» рекомендуется:
- наладить оптимальные отношения с поставщиками продукции;
- осуществлять мероприятия по экономии затрат на электроэнергию и коммунальные услуги;
- реализовывать программы по совмещению должностных обязанностей;
- внедрить среди работников программу экономии на «незаметных» расходах.
Значительная проблема предприятия, недостаток собственных средств в обороте. Решение этой проблемы – достаточно серьезная задача для руководства. Один из главных способов – увеличение выручки и, как следствие, ускорение оборачиваемости оборотных средств.
Таким образом, резюмируя вышесказанное в целях успешного развития деятельности НПОУ «ЧКТ» необходимо:
1. Ослабить воздействие конкурентной среды, а именно:
- отслеживать рыночную ситуацию и прогнозировать тенденции ее изменения;
- отслеживать и упреждать действия конкурентов;
- формировать способность к быстрой реакции на изменения, для чего необходима гибкая система управления, восприимчиваемая к нововведениям;
- внедрять гибкую ценовую политику;
- мотивировать персонал в направлениях достижения высокой степени удовлетворения клиентов;
- оптимизировать организационную структуру;
- контролировать структуру своих затрат и внедрить систему управления издержками;
- контролировать качество закупаемых товаров, создавать имидж предприятия, реализующего товары высшего качества;
- выбрать наиболее эффективные каналы товародвижения;
- совершенствовать маркетинговую деятельность;
- широко использовать средства рекламы.
2. Стимулировать закупочную деятельность, а именно:
- определить потребность в закупаемых товарах, подготовить бюджет закупок;
- наладить поиск информации о поставщиках и создать банк данных;
- осуществлять контроль за выполнением заказов на поставку товаров;
- разработать условия поставки и оплаты, рассчитать совокупные расходы, связанные с закупкой товаров и сырья;
- координировать взаимосвязь закупок с производством, сбытом, складированием;
- оценить эффективность отношений с выбранными поставщиками.
3. Оптимизировать отношения с поставщиками, а именно:
- обратиться к дополнительным источникам информации о поставщиках. Это могут быть каталоги, журналы, рекламные объявления и использование Интернета;
- рассматривать наиболее выгодные условия поставки, оплаты, цены на продукцию, добиваться предоставления торговых скидок;
- организовать оценку качества продукции, тщательно изучать образцы товаров;
- оценить положение поставщика на рынке, развитость инфраструктуры, финансовое положение, трудовые отношения и местонахождение.
4. Оптимизировать отношения с покупателями, а именно:
- дифференцировать покупателей по степени платежеспособности;
- предлагать дополнительные услуги;
- ввести гибкую систему скидок.
5. Оптимизировать систему налогообложения, а именно:
- осуществлять ценовое и налоговое планирование;
- осуществлять планирование договорных отношений предприятия: в некоторых случаях выбор вида договора способен не только уменьшить сумму налоговых платежей, но и повлиять на наличие объекта налогообложения;
- определять условия договоров, так как они способны оказывать существенное влияние на размер возникающих налоговых обязательств предприятия;
- использовать налоговые льготы и оценивать возможности и преимущества применения специальных налоговых режимов.
6. Поддерживать финансовую устойчивость, а именно:
- совершенствовать ценообразование на товары;
- повысить эффективность использования основных средств;
- более эффективно использовать свободные денежные средства;
- снизить долю заемных финансовых средств в хозяйственном обороте, что позволит избежать одного из наиболее существенных финансовых рисков – потери финансовой устойчивости предприятия;
- рационально использовать оборонные средства, ускорить их оборачиваемость;
- установить размер нормируемых затрат на командировочные, подготовку кадров, рекламу, проценты по кредиту и представительские цели;
- осуществлять режим экономии на всех уровнях, путем рационализации транспортных расходов, расходов по содержанию материально – технической базы;
- сократить издержки обращения за счет экономии средств, укрепления финансовой дисциплины, в том числе расходов по обслуживанию долга, стоимости электроэнергии;
- повысить уровень ликвидности активов, что позволит избежать риска неплатежеспособности предприятия в будущем периоде.
7. Проводить кадровую политику
8. Повысить эффективность использования ресурсов за счет:
- повышения производительности труда за счет повышения эффективности использования рабочего времени;
- нормирования оборотных средств предприятия, что позволит постоянно поддерживать соответствие между размером оборотных средств и потребностью в оборотных средствах, что позволит управлять размерами торговых запасов;
- ускорения оборачиваемости оборотных средств;
- повышения эффективности использования основных фондов;
- снижения уровня дебиторской задолженности.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ, ЕЕ АНАЛИЗ.
Негосударственное профессиональное образовательное учреждение «Чебоксарский кооперативный техникум» Чувашпотребсоюза создан в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Техникум является некоммерческой организацией и не имеет в качестве своей основной цели деятельности извлечение прибыли. По организационно-правовой форме является частным учреждением.
Юридический и фактический адрес техникума: Чувашская Республика,
г. Чебоксары, ул. К. Иванова, д. 96.
Учредителем техникума является Чувашский республиканский союз потребительских обществ (Чувашпотребсоюз), ОГРН 1022101289022, зарегистрирован 24 декабря 2002 г. [42]
Техникум является юридическим лицом. Права юридического лица у техникума в части ведения уставной финансово-хозяйственной деятельности возникают с момента его регистрации. Лицензирование, аттестация и государственная аккредитация техникума осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Техникум получает право на ведение образовательной деятельности со дня выдачи ему лицензии. Право на выдачу своим выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования возникает у техникума с момента его государственной аккредитации, подтвержденной соответствующим свидетельством (табл. 1.)
Техникум имеет обособленное имущество, закрепленное за техникумом на праве оперативного управления, самостоятельный баланс, расчетные, валютные и иные счета в банковских учреждениях, круглую печать со своим полным наименованием на русском языке, бланки, штампы, эмблему и иные реквизиты. Техникум вправе от своего имени совершать сделки, приобретать имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, ведет делопроизводство и архив.
Таблица 1
Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности НПОУ «Чебоксарский кооперативный техникум» Чувашпотребсоюза
Учредитель | Чувашский республиканский союз потребительских обществ |
Тип | Учреждение среднего профессионального образования |
Вид | Техникум |
Статус учреждения | Негосударственное образовательное учреждение среднего профессионального образования |
Устав образовательного учреждения | Зарегистрирован постановлением Главы администрации Московского района г. Чебоксары от 15.12.1993 № 1806. В новых редакциях устав зарегистрирован: - постановлением Главы администрации Московского района г. Чебоксары от 18.08.2000 1814; - в Управлении Министерства юстиции РФ по ЧР 22 ноября 2010 года; - в Управлении Министерства юстиции РФ по ЧР 01 июня 2011 года. |
Свидетельство о регистрации образовательного учреждения | Свидетельство о государственной регистрации № 3107 Серия В |
Лицензия | Серия РО № 046626, выдана Министерством образования и молодежной политики Чувашской Республики 12 мая 2012 года. Рег.№ 1125 Срок действия - бессрочно |
Государственная аккредитация | Серия 21А01 № 0000136, выдано Министерством образования и молодежной политики Чувашской Республики 22 марта 2013 г., регистрационный № 560. Действительно до 21 марта 2019 года. |
Место нахождения | Учебный корпус: 428018 г. Чебоксары, ул. К.Иванова, дом 96 |
Общежитие: 428018 г. Чебоксары, ул. Афанасьева, дом 6 | |
Руководство | Директор техникума - Таланова Лидия Петровна |
В своей деятельности руководствуется действующим законодательством Российской Федерации, иными правовыми актами, решениями учредителя, уставом Чувашпотребсоюза и уставом техникума.
Цели техникума (приложение 1): [42]
– распространение знаний среди населения, повышение его образовательного и культурного уровня;
– удовлетворение потребностей общества, в т. ч. потребительской кооперации Чувашской Республики в квалифицированных специалистах и кадрах.
Основными задачами техникума являются:
– удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, нравственном и физическом развитии посредством получения начального и среднего профессионального образования;
– переподготовка и повышение квалификации специалистов и рабочих кадров;
– укрепление и пропаганда идей потребительской кооперации, ее демократических ценностей и традиций;
– оказание помощи потребительским обществам и их союзам в разработке и внедрении в практику новых форм и методов работы, направленных на повышение эффективности деятельности организаций и предприятий потребительской кооперации, укрепление их финансового состояния, совершенствование структуры управления;
– организация и проведение методических, научно-методических конференций, а также творческих работ и исследований;
– формирование у обучающихся в техникуме гражданской позиции и трудолюбия, развитие ответственности, самостоятельности и творческой активности;
– сохранение и приумножение нравственных и культурных ценностей.
Во исполнение возложенных задач техникум осуществляет следующие основные виды деятельности:
– реализация образовательных программ начального и среднего профессионального образования по направлениям подготовки (профессиям), установленным лицензией на право осуществления образовательной деятельности;
– профессиональная подготовка, которая имеет целью ускоренное приобретение обучающимися навыков, необходимых для выполнения определенной работы, и не сопровождается повышением образовательного уровня обучающихся;
– обеспечение проживания обучающихся в общежитии техникума;
– содержание и эксплуатация имущественного комплекса, в том числе объектов движимого и недвижимого имущества, закрепленных за техникумом в установленном порядке;
– содействие в медицинском обслуживании обучающихся и работников в учреждениях здравоохранения г. Чебоксары, в том числе проведение лечебно-профилактических мероприятий, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Техникум организует образовательный процесс в соответствии с государственными образовательными стандартами начального и среднего профессионального образования с целью:
- приобретения обучающимися необходимого уровня знаний и практических навыков, необходимых для выполнения работы, группы работ;
- удовлетворения потребностей личности в углублении и расширении образования.
Техникум реализует следующие виды и типы образовательных программ:
- общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования, направленные на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для сознательного выбора и освоения профессиональных образовательных программ;
- профессиональные образовательные программы, направленные на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку кадров соответствующей квалификации, в том числе:
- начального профессионального образования;
- среднего профессионального образования базового уровня;
- повышение квалификации и профессиональной переподготовки;
- дополнительного профессионального образования без удлинения срока обучения (табл. 2). [42]
Таблица 2
Показатели образовательной деятельности профессиональной организации
НПОУ «Чебоксарский кооперативный техникум» Чувашпотребсоюза
N п/п | Показатели | Единица измерения |
1. Образовательная деятельность | ||
1.1 Общая численность студентов (курсантов), обучающихся по образовательным программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, в том числе | ||
1.1.1 | По очной форме обучения | - |
1.1.2 | По очно-заочной форме обучения | - |
1.1.3 | По заочной форме обучения | - |
1.2 | Общая численность студентов (курсантов), обучающихся по образовательным программам подготовки специалистов среднего звена, в том числе: | 1020 человек |
1.2.1 | По очной форме обучения | 862 человек |
1.2.2 | По очно-заочной форме обучения | - |
1.2.3 | По заочной форме обучения | 158 человек |
1.3 | Количество реализуемых образовательных программ среднего профессионального образования | 9 единиц |
1.4 | Численность студентов (курсантов), зачисленных на первый курс на очную форму обучения, за отчетный период | 404 человек |
1.5 | Численность/удельный вес численности студентов (курсантов) из числа инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в общей численности студентов | 2/0,2% |
1.6 | Численность/удельный вес численности выпускников, прошедших государственную итоговую аттестацию и получивших оценки "хорошо" и "отлично", в общей численности выпускников | 184/67% |
1.7 | Численность/удельный вес численности студентов (курсантов), ставших победителями и призерами олимпиад, конкурсов профессионального мастерства Российского федерального и международного уровней, в общей численности студентов (курсантов) | 7/1% |
1.8 | Численность/удельный вес численности студентов (курсантов), обучающихся по очной форме обучения, получающих государственную академическую стипендию, в общей численности студентов | |
1.9 | Численность/удельный вес численности педагогических работников в общей численности работников педагогических работников = 36, общая численность = 108 | 36/33% |
1.10 | Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих высшее образование, в общей численности педагогических работников | 36/100% |
1.11 | Численность/удельный вес численности педагогических работников, которым по результатам аттестации присвоена квалификационная категория, в общей численности педагогических работников, в том числе: | 30/83% |
1.11.1 | Высшая | 8/22% |
1.11.2 | Первая | 18/50% |
1.12 | Численность/удельный вес численности педагогических работников, прошедших повышение квалификации/профессиональную переподготовку за последние 3 года, в общей численности педагогических работников | 15/42% |
2.Финансово-экономическая деятельность | ||
2.1 | Доходы образовательной организации по всем видам финансового обеспечения (деятельности) | 50,8 тыс. руб. |
2.2 | Доходы образовательной организации по всем видам финансового обеспечения (деятельности) в расчете на одного педагогического работника | 1,4 тыс. руб. |
2.3 | Доходы образовательной организации из средств от приносящей доход деятельности в расчете на одного педагогического работника | 1,4 тыс. руб. |
2.4 | Отношение среднего заработка педагогического работника в образовательной организации (по всем видам финансового обеспечения (деятельности)) к средней заработной плате по экономике региона | 83% |
3.Инфраструктура | ||
3.1 | Общая площадь помещений, в которых осуществляется образовательная деятельность, в расчете на одного студента | 8,0 кв.м |
3.2 | Количество компьютеров со сроком эксплуатации не более 5 лет в расчете на одного студента | 0,2 единиц |
3.3 | Численность/удельный вес численности студентов (курсантов), проживающих в общежитиях, в общей численности студентов (курсантов), нуждающихся в общежитиях | 144/100% |
Основные образовательные программы реализуются техникумом на договорной основе с физическими и юридическими лицами с полным возмещением затрат на подготовку специалистов.
Техникум самостоятельно осуществляет финансово – хозяйственную деятельность, решает вопросы, связанные с заключением договоров, определением своих обязательств и иных условий, не противоречащих законодательству Российской Федерации и уставу.
Доходы, полученные от разрешенных видов деятельности, поступают в распоряжение техникума.
Источниками формирования имущества техникума являются:
- имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления;
- имущество, приобретенное техникумом за счет имеющихся у него финансовых средств, в том числе за счет дополнительных доходов от собственной предпринимательской деятельности;
- имущество, безвозмездно получаемое техникумом от граждан, юридических лиц и государства.
Финансовое обеспечение деятельности техникума осуществляется за счет:
- поступления из бюджета Чувашской Республики;
- финансовых вложений учредителя;
- добровольных пожертвований и целевых взносов юридических и физических лиц, в том числе иностранных;
- дивидендов (доходы, проценты), получаемых по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;
- отчислений по договорам от совместной деятельности;
- кредитов банков и других кредиторов;
- средств, полученных от сдачи в аренду или передачу во временное пользование, находящегося в оперативном управлении недвижимого имущества по согласованию с собственником;
- доходов, полученных от реализации продукции, работ, услуг, а также от других видов разрешенной техникуму собственной хозяйственной деятельности;
- иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Техникум вправе в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществлять предпринимательскую деятельность для достижения целей, ради которых техникум создан.
Доходы, полученные от предпринимательской деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество являются собственностью техникума, поступают в самостоятельное распоряжение, учитываются на отдельном балансе и используются техникумом на развитие материально-технической базы, совершенствование учебного процесса, решение социальных вопросов.
Результаты финансово-экономической деятельности техникума на основе приложений 2-3 представлены в таблице 2.1.3.
На основании данных таблицы 2.1.3. можно сделать вывод о том, что выручка от реализации в 2014г. составила 44472 тыс.руб. По сравнению с 2013г. она сократилась на 457 тыс.руб. или на 1 %. Все основные бухгалтерские показатели деятельности НПОУ «Чебоксарский кооперативный техникум» Чувашпотребсоюза в 2014 году уменьшились, в том числе среднегодовая величина внеоборотные активы - на 401 тыс.руб, среднегодовая стоимость оборотных активов – на 1291 тыс. руб., собственный капитал – на 739 тыс. руб. Темп сокращения оборотного капитала уступает темпу уменьшения выручки. Это способствовало ускорению оборачиваемости оборотных средств на 10 дней.
Позитивно оценивается рост прибыли от продаж и оказания образовательных услуг. В 2014г. прибыль от продаж и прибыль до налогообложения соответственно составили 489 и 533 тыс. руб. Это привело к повышению показателей рентабельности: оборотного капитала – на 2,6 процентных пункта, выручки – на 0,3 пункта и собственного капитала – на 1,39 пункта.
Таким образом, показатели рентабельности свидетельствуют о повышении эффективности деятельности НПОУ «Чебоксарский кооперативный техникум».
Показатели исследования финансовых результатов деятельности Чебоксарского кооперативного техникума представлены в таблице 3.
Таблица 3
Показатели эффективности деятельности НПОУ «Чебоксарский кооперативный техникум» Чувашпотребсоюза за 2013-2014гг.
Показатель | Год | Абсолютное отклонение, (+ / -) | 2014г в % к 2013г. | |
А | ||||
1. Выручка от реализации, тыс. руб. | -457 | 99,0 | ||
2. Средняя величина остаточной стоимости внеоборотных активов, тыс.руб. | -401 | 96,4 | ||
3. Средняя величина оборотного капитала (оборотных активов), тыс. руб. | -1291 | 88,9 | ||
4.Собственный капитал, тыс. руб. | -739 | 96,0 | ||
5. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств. | 3,86 | 4,29 | +0,43 | - |
6 Период оборота оборотных активов, дни | -10 | - | ||
7. Прибыль от продажи, тыс. руб. | +129 | 135,8 | ||
8. Прибыль до налогообложения, тыс. руб. | +236 | 179,5 | ||
9. Фондоотдача, руб. | 4,09 | 4,20 | +0,11 | 102,7 |
10 Фондоемкость, руб. | 0,24 | 0,24 | - | 100,0 |
11. Фондорентабельность, % | 2,70 | 5,03 | +2,33 | - |
12. Рентабельность оборотного капитала, % | 2,55 | 5,15 | +2,60 | - |
13. Рентабельность продаж, % | 0,80 | 1,10 | +0,30 | - |
14. Рентабельность собственного капитала, % | 1,60 | 2,99 | +1,39 | - |
За 2014г. НПОУ «Чебоксарский кооперативный техникум» Чувашпотребсоюза выручка от продаж и оказания образовательных услуг составила 44472 тыс. руб. с отрицательной динамикой (99,0%). Себестоимость снизилась на 926 тыс.руб. или на 2,3 %. Позитивно то, что темп снижения выручки ниже темпа снижения себестоимости. Также положительно оценивается снижение доли себестоимости в выручке.
Таким образом, НПОУ «Чебоксарский кооперативный техникум» имеет положительную динамику экономических показателей деятельности, хотя техникум является некоммерческой организацией и не имеет в качестве своей основной цели деятельности извлечение прибыли. Возможно, получение прибыли достигнуто не за счет образовательной деятельности, а от оказания услуг студентам и работникам техникума через предприятия общественного питания
ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
Процесс выбора целей организации и путей их достижения. Планирование присуще всем предприятиям независимо от их форм собственности. Механизм планирования включает: принципы, определение приоритетных целей, обеспечение взаимосвязи между показателями, учет факторов и конъюнктуры развития рынка, контроль за реализацией планов. Процесс планирования базируется на знании и использовании объективных экономических законов, законов товарного производства (закон стоимости), законов рыночной экономики.
Процесс планирования в организации начинается с ясного понимания того, что необходимо делать для ее эффективного развития и функционирования. Успех любого плана зависит от:
- качества целеполагания в основных ключевых вопросах развития организации на основе обзора прошедшего, настоящего и будущего ее развития и успешности ее реагирования на изменения в окружающей среде;
- качества проведенного предварительного анализа деятельности самой организации и ее ценовой политики, рынка, конкурентов, товародвижения и проч.;
- правильной оценки конкурентоспособности организации;
- выбора и реализации стратегии развития, которая повысит конкурентоспособность организации.
Основное содержание планирования как функции управления организацией состоит в обоснованном определении основных направлений деятельности и ее дальнейшего развития с учетом материальных источников и спроса рынка.
Планирование деятельности организации предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее эффективного использования ресурсов каждого отдела и всей организации в целом. В НПОУ «ЧКТ» планы составляются каждый год.
Таким образом, основное внимание уделяется краткосрочному планированию, и незначительное внимание уделяется долгосрочному и среднесрочному планированию.
Но как таковое стратегическое планирование в НПОУ «ЧКТ» отсутствует, хотя и чувствуется необходимость в нем, поскольку во внешней среде для компании имеются определенные возможности, дающие шанс для дальнейшего развития. Стратегическое планирование ставит целью дать комплексное научное обоснование проблем, с которыми может столкнуться предприятие в предстоящем периоде, и на этой основе разработать показатели развития предприятия на плановый период. Такой метод наиболее применим для НПОУ «ЧКТ» . К числу слабых сторон, относиться отсутствие маркетинговых исследований, и слабая программа продвижения продукции, а именно стратегический план задает направления для деятельности организации и позволяет ей лучше понимать структуру маркетинговых исследований, процессы изучения потребителей, планирования продукции, ее продвижения, и сбыта, а также планирования цен.
Необходимо также отметить, что рекламные акции потребуют незначительных расходов лишь в тех случаях, когда они будут приурочены к конкретным мероприятиям:
- проведение распродаж;
- введение системы дисконтных карточек;
Кроме этого в целях совершенствования системы маркетинга целесообразно изучать потребности клиентов. В этих целях предлагается завести журнал «Пожелания клиентов», где смогут делать записи не только клиенты, но и работники. К примеру, спросил клиент о блюде, которого нет в ресторане, - официант должен сделать соответствующую запись в журнале.
Для уменьшения издержек НПОУ «ЧКТ» рекомендуется:
- наладить оптимальные отношения с поставщиками продукции;
- осуществлять мероприятия по экономии затрат на электроэнергию и коммунальные услуги;
- реализовывать программы по совмещению должностных обязанностей;
- внедрить среди работников программу экономии на «незаметных» расходах.
Значительная проблема предприятия, недостаток собственных средств в обороте. Решение этой проблемы – достаточно серьезная задача для руководства. Один из главных способов – увеличение выручки и, как следствие, ускорение оборачиваемости оборотных средств.
Таким образом, резюмируя вышесказанное в целях успешного развития деятельности НПОУ «ЧКТ» необходимо:
1. Ослабить воздействие конкурентной среды, а именно:
- отслеживать рыночную ситуацию и прогнозировать тенденции ее изменения;
- отслеживать и упреждать действия конкурентов;
- формировать способность к быстрой реакции на изменения, для чего необходима гибкая система управления, восприимчиваемая к нововведениям;
- внедрять гибкую ценовую политику;
- мотивировать персонал в направлениях достижения высокой степени удовлетворения клиентов;
- оптимизировать организационную структуру;
- контролировать структуру своих затрат и внедрить систему управления издержками;
- контролировать качество закупаемых товаров, создавать имидж предприятия, реализующего товары высшего качества;
- выбрать наиболее эффективные каналы товародвижения;
- совершенствовать маркетинговую деятельность;
- широко использовать средства рекламы.
2. Стимулировать закупочную деятельность, а именно:
- определить потребность в закупаемых товарах, подготовить бюджет закупок;
- наладить поиск информации о поставщиках и создать банк данных;
- осуществлять контроль за выполнением заказов на поставку товаров;
- разработать условия поставки и оплаты, рассчитать совокупные расходы, связанные с закупкой товаров и сырья;
- координировать взаимосвязь закупок с производством, сбытом, складированием;
- оценить эффективность отношений с выбранными поставщиками.
3. Оптимизировать отношения с поставщиками, а именно:
- обратиться к дополнительным источникам информации о поставщиках. Это могут быть каталоги, журналы, рекламные объявления и использование Интернета;
- рассматривать наиболее выгодные условия поставки, оплаты, цены на продукцию, добиваться предоставления торговых скидок;
- организовать оценку качества продукции, тщательно изучать образцы товаров;
- оценить положение поставщика на рынке, развитость инфраструктуры, финансовое положение, трудовые отношения и местонахождение.
4. Оптимизировать отношения с покупателями, а именно:
- дифференцировать покупателей по степени платежеспособности;
- предлагать дополнительные услуги;
- ввести гибкую систему скидок.
5. Оптимизировать систему налогообложения, а именно:
- осуществлять ценовое и налоговое планирование;
- осуществлять планирование договорных отношений предприятия: в некоторых случаях выбор вида договора способен не только уменьшить сумму налоговых платежей, но и повлиять на наличие объекта налогообложения;
- определять условия договоров, так как они способны оказывать существенное влияние на размер возникающих налоговых обязательств предприятия;
- использовать налоговые льготы и оценивать возможности и преимущества применения специальных налоговых режимов.
6. Поддерживать финансовую устойчивость, а именно:
- совершенствовать ценообразование на товары;
- повысить эффективность использования основных средств;
- более эффективно использовать свободные денежные средства;
- снизить долю заемных финансовых средств в хозяйственном обороте, что позволит избежать одного из наиболее существенных финансовых рисков – потери финансовой устойчивости предприятия;
- рационально использовать оборонные средства, ускорить их оборачиваемость;
- установить размер нормируемых затрат на командировочные, подготовку кадров, рекламу, проценты по кредиту и представительские цели;
- осуществлять режим экономии на всех уровнях, путем рационализации транспортных расходов, расходов по содержанию материально – технической базы;
- сократить издержки обращения за счет экономии средств, укрепления финансовой дисциплины, в том числе расходов по обслуживанию долга, стоимости электроэнергии;
- повысить уровень ликвидности активов, что позволит избежать риска неплатежеспособности предприятия в будущем периоде.
7. Проводить кадровую политику
8. Повысить эффективность использования ресурсов за счет:
- повышения производительности труда за счет повышения эффективности использования рабочего времени;
- нормирования оборотных средств предприятия, что позволит постоянно поддерживать соответствие между размером оборотных средств и потребностью в оборотных средствах, что позволит управлять размерами торговых запасов;
- ускорения оборачиваемости оборотных средств;
- повышения эффективности использования основных фондов;
- снижения уровня дебиторской задолженности.